УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Валишин Евгений Николаевич
Финансовый университет при Правительстве РФ
доцент кафедры «Управление персоналом и психология», кандидат психологических наук

Аннотация
Статья посвящена проблеме персонал организации с учетом социально-экономических изменений в мире. Рассматриваются особенности управления процессом обучения с учетом особенностей личностно-профессионального развития специалиста.

Ключевые слова: обучение, персонал, развитие персонала, теория обучения взрослых, человеческие ресурсы


MANAGEMENT STAFF DEVELOPMENT ORGANIZATION IN THE SOCIAL AND ECONOMIC CHANGES

Valishin Evgeny Nikolaevich
Financial University under the Government of the Russian Federation
Associate Professor of Personnel management applied Psychology Department, PhD in psychological sciences

Abstract
The article is devoted to the organization of staff, taking into account the socio-economic changes in the world. The features of learning management allowing for the personal and professional development specialist

Keywords: adult learning theory, human resources, personnel, personnel development, training


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Валишин Е.Н. Управление развитием персонала организации в условиях социально-экономических изменений // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/09/16509 (дата обращения: 22.02.2024).

Самый ценный актив организации XXI века – работники умственного труда и их производительность[1]. Среди факторов, которые определяют производительность труда данных работников необходимо рассмотреть фактор, связанный с развитием персонала организации. Для работников умственного труда, как категории персонала, необходимо постоянное повышение своего профессионального уровня через различные формы обучения.

Социально-экономические изменения внешней            среды, динамика перемен диктуют необходимость быть готовыми к смене работы, начать новую карьеру, занять другую должность. Все больше становится работников, которые применяют знания о самоменеджменте в своей работе. Самоменеджмент собственной личности – это новое в подходе к человеку в XXI веке [1]. Центр тяжести переносится на работников умственного труда.

Самоменеджмент личности и управление своей карьерой основывается на определенных реалиях: большинство персонала переживут свою организацию, в которой работают сейчас; работники умственного труда мобильны и легко меняют место работы [1].  Формирование и использование человеческих ресурсов организации тесно связана с ростом компетенции работников и как она используется для повышения конкурентноспособности организации. Компетенции работников можно сформировать и  увеличить через процесс  их обучения. Рассмотрим данное направление управления развитием человеческих ресурсов организации.

Развитие персонала (РП) является важнейшим условием для успеха организации, т.к. это позволяет соединить стратегические цели организации и личные цели каждого сотрудника. В целом   РП можно рассмотреть как процесс подготовки персонала к выполнению своих функций, решению новых задач, занятию новых должностей. Можно рассматривать структуру РП в узком, расширенном и широком смысле.

В узком смысле РП это профессиональное образование, повышение квалификации, переподготовка, введение в должность, подготовка менеджеров. Такое развитие персонала (в узком смысле) требует с необходимостью рассмотреть особенности данного процесса.

В связи с тем, что все большее количество работников использует самоменеджмент своей личности, следует рассмотреть особенности психологического обеспечения процесса обучения данной категории работников.   Следует выявить, что способствует саморазвитию и самореализации конкретной личности в профессии.

Проведенный анализ индивидуальных планов развития (ИПР) сотрудников Минэкономразвития России методом экспертной оценки [2], показал, что для большей эффективности использования, ИПР должен быть составлен с учетом реальной профессиональной деятельности сотрудника, помогать в карьерном росте и указывать на те или иные недостающие компетенции, для их компенсации.

Можно выделить три основных направления дальнейших исследований. Первое направление касается представлений об общих закономерностях обучения взрослых и специфике обучения в дополнительном профессиональном образовании. Второе направление касается понимания того, что представляет собой субъект профессионального обучения (особенности личностно-профессионального развития специалиста). Третье направление касается оптимизации содержания и методов обучения.

В современной практике, одной из основных тенденций становится появление новых направлений прикладных разработок, направленных на углубленное изучение разных аспектов проблемы обучения взрослых в динамически меняющемся мире (использование обучения для выхода из психологического кризиса; инструментарий, помогающий взрослому овладеть процессом обучения в зрелом возрасте; специальные индивидуальные программы обучения и т.д.).

Совершенствование процесса обучения взрослых должно предполагать рассмотрение и учет индивидуальных особенностей личности взрослого (модель личности специалиста и модель личности обучаемого).

Модель обучения [3] описывает основные особеннности процееса обучения взрослых (недериктивность процесса; ориентация на результат при решении проблем; приобретение знаний через решение проблем, ситуаций; обсуждение форм, методов и содержания обучения; проверка на практике результатов обучения; ответственность каждого за обучение; оценка  результатов обучения каждым и всеми; диалог в обучении).

Основной характеристикой обучения  становится процесс самостоятельного определения обучающимся параметров обучения и поиска знаний, умений и навыков и необходимых профессионально важных качеств (компетенций). Теория обучения взрослых (андрагогическая модель)  обеспечивает активность обучающегося, его высокую мотивацию, и, как следствие, высоую эффективность обучения. Она может быть применена в процессе развития персонала организации. Это позволит увеличить человеческий потенциал организации и  повысить ее конкурентное преимущество перед другими организациями.


Библиографический список
  1. Друкер П. Менеджмент. Вызовы XXI века М.: Изд-во: Манн, Иванов и Фебер. 2012. 272 с.
  2. Валишин Е.Н. Мотивационный аспект управления развитием человеческих ресурсов организации в условиях глобальных изменений. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015.Т.14. №5 (132). С.86-93.
  3. Громкова М.Т. Андрогогика: теория и практика образования взрослых. Изд-во: ЮНИТИ – ДАНА. 2013. 495 с.
  4. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами Из-во: Питер. 2009. 248с.


Все статьи автора «Валишин Евгений Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: