УДК 37. 01

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ КУРСЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ ФСПО МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Нетёсина Марина Сергеевна
Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры языковой коммуникации

Аннотация
В статье анализируется исследовательский потенциал заданий в тестовой форме с пошаговыми инструкциями/подсказками, развивающих критическое мышление у слабослышащих учащихся (специальность «Стоматология ортопедическая»). Обосновывается целесообразность применения исследовательской методики в целях развития речи данного контингента студентов медицинского вуза.

Ключевые слова: взаимодействие с элементами образовательной среды, задания в тестовой форме, инструкция, исследовательская методика, исследовательская направленность, профессионально-ориентированный курс, слабослышащие студенты медицинского вуза, этапы


THE RESEARCH FOCUS OF STUDY IN A PROFESSIONALLY-ORIENTED COURSE "RUSSIAN LANGUAGE AND CULTURE OF SPEECH" FOR HEARING IMPAIRED PUPILS OF MEDICAL UNIVERSITY

Netesina Marina Sergeevna
Moscow State University of Medicine and Dentistry after A.I. Evdokimov
Ph.D., Associate Professor at the Chair of language communication

Abstract
In this article the research potential of test with step-by-step instructions/hints, developing critical thinking among hearing impaired medical students is analyzed. Expedience of application of research methods for speech development of the medical students is proved.

Keywords: hearing impaired students of medical institutions of higher education, manual, professionally-oriented course, research methodology, stages, study orientation, test form


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Нетёсина М.С. Исследовательская направленность обучения в профессионально-ориентированном курсе «Русский язык и культура речи» для слабослышащих учащихся ФСПО медицинского вуза // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/09/16508 (дата обращения: 20.11.2016).

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Исследовательская лингводидактика по русскому языку: теория, практика, инновации» за №15-04-000567а

Исследовательской деятельностью называют деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере [1, с. 148]. Научная сфера нормирует структуру и содержание исследования исходя из принятых в науке традиций, а именно:

  • постановку проблемы,
  • изучение теории, посвященной данной проблематике,
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими,
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
  • собственные выводы.

В современной парадигме образования предусматривается обучение не только сумме знаний, но и способам умственных действий, (к примеру, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем). Н.Б. Шумакова вслед за С. Каплан считает целесообразным развивать у ребёнка общеисследовательские умения, в частности определение научной терминологии, выделение ключевых слов, классификация информации [2]. Большое внимание привлечено к теории и методике исследовательского обучения одарённых детей (Ж. Брюно, Дж. Гилфорд, Ф. Гальтон, А.М. Матюшкин, А.И. Савенков, Н.Б. Шумакова и др.).

Однако применение исследовательской методики в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в частности со слабослышащими студентами, становится предметом рассмотрения впервые.

Исследовательскую методику целесообразно применять при обучении слабослышащих студентов медицинского вуза (специальность «стоматология ортопедическая») по ряду причин.

Учёными доказано, что слабослышащие учащиеся по-другому воспринимают речь; у них другие пути формирования словесной речи, развития языковых обобщений, овладения грамматическим строем языка [3; 4]. При проведении логических операций; в определении пространственных отношений между различного рода объектами с помощью одних лишь словесных средств; при установлении связи между различными случаями употребления слов возникают затруднения. Значение слов порой понимаются приближённо, некоторые понятия могут остаться несформированными.

Именно поэтому для работы в группе слабослышащих студентов используются, во-первых, особые обучающие и контрольные задания в тестовой форме [5], имеющие  исследовательский потенциал.

Возможности тестирования позволяют учесть особенности психофизиологических, слухоречевых и познавательных возможностей обучаемых. В таком задании методически важными моментами являются: заранее данная среди тестовых дистракторов [6] формулировка правильного ответа (основа обучения слабослышащих студентов – зрительное восприятие), точность, ясность и недвусмысленность формулировки заданий (существуют трудности понимания слабослышащими учащимися словесного выражения условия задания и проведения логических операций [4, с. 10]). Вместе с тем, исследовательский потенциал обучающих заданий позволяет развивать критическое мышление у названных студентов.

Разработанные задания имеют отличия от традиционных. В них описаны шаги, которые нужно предпринять студенту в случае неуспеха либо затруднения при выполнении задания. Если традиционно в такой ситуации учащийся обращается к преподавателю за разъяснением, советом, инструкцией, подсказкой, то здесь происходит обращение к учебному средству. Иными словами, диалог, взаимодействие строится между учащимся и учебным средством.

Среди особенностей тестовой формы – чёткие понятные формулировки, ясные правила выполнения заданий (установите соответствие/ сделайте правильный выбор/ установите правильную последовательность и ещё понятнее: отметьте/  обозначьте/ обведите/впишите и пр.). Они используются и для называния последовательных шагов, призванных помочь при выполнении того или иного тестового задания.

Заявленное взаимодействие между учащимся и учебным средством перекликается с методикой решения задач Д. Пойа, направленной на развитие навыков логического рассуждения, эвристического мышления. [7]. В ней советы-рекомендации и вопросы наводят учащегося на правильное решение поставленной задачи с помощью указания на  следующий возможный шаг.  При этом цель и вопроса и совета одна и та же; вызывается один и тот же мыслительный процесс (обучение не только сумме знаний, но и способам умственных действий).

Понятие «исследовательское обучение» в зарубежной и отечественной педагогике уточняется в работах учёных в вопросе степени самостоятельности ученика по отношению к различным аспектам решения проблемы. Существует представление о трёх уровнях исследовательского обучения [8], выделяемых в зависимости от уровня сложности и подготовки учащихся.

Уровень Проблема Метод решения Решение
1 + +
2 +
3

Уровни исследовательского обучения (+ обозначает предъявление данного элемента исследовательского обучения преподавателем в готовом виде)

В нашем случае это первый уровень, когда преподаватель ставит проблему и намечает метод её решения, само же решение и его поиск самостоятельно осуществляет учащийся.

Разработки занятий по исследовательской методике

  • Примеры заданий в тестовой форме с пошаговыми инструкциями/подсказками, развивающие критическое мышление у слабослышащих учащихся в профессионально-ориентированном курсе «Русский язык и культура речи» (специальность «стоматология ортопедическая»

Пример 1.

Задание. Сделайте правильный выбор, указав соответствующее содержанию текста название.

  1. Съёмные протезы.
  2. Виды материалов, применяемых для изготовления съёмных протезов.
  3. Классификация съёмных протезов.

Текст

Съемные протезы можно подразделить на несколько групп и подгрупп:

полные съёмные пластмассовые пластинчатые протезы; частичные съёмные протезы: пластмассовые пластинчатые протезы, пластмассовые пластинчатые иммедиатпротезы, бюгельные протезы, съёмные сектора или сегменты зубных рядов; условно-съёмные протезы.

В случае затруднения обратитесь к следующим подсказкам.

Подсказка 1. Первое название предполагает характеристику чего-либо (того, о чём говорится в тексте). Второе и третье – классификацию (в первом случае материалов, во втором – протезов).

Если вам непонятно, что даётся в тексте: характеристика или классификация, – прочитайте подсказку 2.

Подсказка 2.

Классификация – это система классов, или групп на основании сходства в определенных свойств (используются глаголы делятся, бывают, подразделяются, встречаются и др.).

Характеристика – это краткое, но верное описание главных отличительных признаков, свойств чего-либо (используются глаголы является, характерно, характеризуется, присуще, обладает и др.).

Пример 2.

Задание. Установите соответствие рода существительных (буквы А, Б, В…) самим существительным (цифры 1., 2., …), вписав соответствующую букву в пустые клетки матрицы.

А) мужской род;

Б) женской род;

В) средний род;

Г) общий род.

1) Тело, 2) корень, 3) масса, 4) тесто, 5) пластмасса, 6) слюна, 7) челюсть, 8) протез, 9) керамика, 10) металл, 11) цемент, 12) фарфор, 13) золото, 14) премоляр, 15) серебро, 16) воск, 17) кислота, 18) шина, 19) коронка, 20) тальк, 21) глина, 22) мел, 23) непоседа, 24) мозоль, 25) бюллетень, 26) нёбо, 27) десна.

В случае затруднения обратитесь к правилу определения рода существительных в Приложении 2. Чтобы применить правило, нужно обозначить окончание в каждом слове. После работы с правилом проверьте правильность ответа по Справочнику в Приложении 3.


Библиографический список
  1. Балыхин Г.А., Балыхин М.Г. Наука – образование – инновации: Словарь-справочник по инновационному образованию. В помощь педагогам, учащимся, родителям. Выпуск первый. М.: РУДН – МГУДТ, 2014. 622 с.
  2. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. // Вопросы психологии. 1991. №1. с.27.
  3. Набокова Л.А. Обучение английскому языку студентов с нарушениями слуха в системе высшего гуманитарного образования (начальный курс): Дис. … канд. пед. наук. М. 2005. с. 212.
  4. Рощенко О.Е.   Методическая система обучения математике студентов с нарушением слуха: Автореферат дис. … канд. пед. наук. Красноярск. 2010. с. 24.
  5. Аванесов В.С. Системы заданий в тестовой форме. http://testolog.narod.ru/EdMeasmt9.html (дата обращения 28.07.2014)
  6. Балыхина Т.М. Основы теории тестов и практики тестирования (в аспекте  русского языка как иностранного): Учебное пособие. М. МГУП. 2004. С. 242.
  7. Пойа Дж. Как решать задачу. Либроком, 2010. С. 208.
  8. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.


Все статьи автора «Нетёсина Марина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация