УДК 616.31

РЕАКТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Нефедова Ирина Валерьевна
Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова
клинический ординатор

Аннотация
В статье рассматривается проблема тревожности у студентов. Тревожность в современной клинической практике рассматривается как один из основных пусковых механизмов, лежащих в основе расстройства эмоциональной сферы личности. Существует целый ряд факторов, предрасполагающих к формированию более высокого уровня тревожности, важнейшими из которых являются конституциональные, персонологические, социально-обусловленные, профессиональные. Углубленное исследование вопроса тревожности среди различных групп населения позволит оптимизировать лечебно-диагностический процесс благодаря осознанному выбору лечащим врачом наиболее соответствующей поведенческим особенностям и структуре личности пациента индивидуальной терапевтической модели.

Ключевые слова: исследование, МДМ-терапия, мезодиэнцефальная модуляция, пациенты, страх, студенты, тревожность


REACTIVE ANXIETY IN THE STRUCTURE OF EMOTIONAL STATUS OF MEDICAL STUDENTS

Nefedova Irina Valerevna
Sechenov First Moscow State Medical University
resident physician

Abstract
This article examines the problem of anxiety in students. Anxiety in modern clinical practice is regarded as one of the main triggers the underlying disorder of the emotional sphere of personality. There are a number of factors predisposing to the formation of a higher level of anxiety, most important of which are constitutional, personological, social-driven, professional. An in-depth study of the issue of anxiety among various groups of the population will optimize diagnostic and treatment process through a conscious choice of the attending physician the most appropriate behavioral characteristics and the personality structure of the patient's individual therapeutic model.

Keywords: anxiety, fear, medical University, patients, research, students


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Нефедова И.В. Реактивная тревожность в структуре психоэмоционального статуса студентов медицинского университета // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/09/16502 (дата обращения: 20.11.2016).

В последние годы существенно увеличилось количество студентов с неустойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами по сравнению с предшествующим периодом, что, в свою очередь, значительно повышает риск развития у таких людей во взрослом возрасте различных невротических состояний и неврозов [3].

Основываясь на причинах возникновения различных видов тревожности.  Ч. Спилбергер выделял два их основных вида: ситуативная и личностная тревожность. И если первая является адаптационной реакцией организма на конкретную ситуацию и свойственна всем без исключения людям, личностная тревожность – индивидуальная особенность человека, связанная с низким порогом возбудимости нервной системы. И безусловно, имеется прямая корреляция между видами тревожности, а значит, важное значение имеет их совместное влияние на поведенческие особенности человека.

Общая и медицинская психология рассматривает понятие тревожности как индивидуальное психическое свойство человека испытывать состояние внутреннего беспокойства и ожидания негативного опыта в предвкушении различных событий. Данное качество формируется у индивидуума под влиянием совокупности внутренних (личностных) и внешних (ситуационно обусловленных) факторов [4].

Необходимо понимать, что ситуативная тревожность сама по себе не является патологическим проявлением. Она возникает как естественное следствие реальной угрозы благополучию, здоровью индивидуума и его жизни в целом, при этом соматические, вегетативные и поведенческие проявления тревоги представляют собой своеобразный сигнал об опасности, запускающий каскад стресс-ассоциированных нейрогуморальных реакций, направленных на избегание, устранение и преодоление неблагоприятных факторов [1].

У практически здоровых студентов в ответ на стрессовое воздействие запускается целый ряд сложных адаптационных механизмов, способствующих стабилизации и предотвращающих возникновение значительных сдвигов в системах нервной и гормональной регуляции. Между тем у студентов с легко возбудимой психикой, у которых имеются заболевания сердечно-сосудистой системы и нарушения мозгового кровообращения, развитие психоэмоциональной реакции, чрезвычайно выраженной по силе, может привести к массивному выбросу стрессовых гормонов и нейромедиаторов, что в свою очередь может спровоцировать обострение основной соматической патологии вплоть до развития терминального состояния [13].

Исследования, показали, что при психоэмоциональном напряжении включается механизм, стабилизирующий одну из систем быстрого реагирования, которая связана с реакциями свободнорадикального окисления. При определении уровня тревожности (тест Спилбергера) установлено, что, к примеру, на стоматологическом приеме выделение кортизола и катехоламинов значительно возрастает, особенно у женщин [7], [2], [10].   Доказано, что личностные особенности во многом определяют степень выраженности реакций на острый психоэмоциональный стресс [21].

Как нами отмечалось ранее, тревожность считается одним из ключевых факторов, обусловливающих формирование того или иного типа реагирования на стрессовые ситуации. Стрессовые ситуации сопровождают человека на протяжении всего жизненного пути. Помимо непосредственной профессиональной ответственности специфику врачебной практической деятельности определяет выраженное моральное давление, оказываемое чрезвычайно высокими требованиями, которые общество выдвигает к личности медицинского работника, заранее сформированными представлениями пациента о лечебном процессе, а также обязанностью формирования благоприятного эмоционального фона в контакте «врач-пациент». Из вышеизложенного следует, что психоэмоциональное состояние медицинского работника во многом предопределяет успех лечебного процесса, тогда как уровень тревожности входит в число важнейших его параметров [8], [9].

Со стрессом, который связан с профессиональной деятельностью, каждый из нас знакомится еще на этапе получения образования. Нередко опыт, полученный при обучении, накладывает отпечаток на весь стиль и подход к работе. Поэтому для подготовки высококвалифицированных специалистов в медицинском ВУЗе важно сформировать благоприятную педагогическую атмосферу, направленную на тщательное усвоение знаний, успешное приобретение и закрепление профессиональных, а также психологических навыков при работе с пациентами [14].

Ввиду вышеизложенного, целью нашего исследования являлось определение уровня тревожности среди студентов медицинского университета.

Материалы и методы.

Тест на исследование уровня тревожности (Опросник Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина) проводился среди студентов первого курса ПМГМУ им. И.М. Сеченова. В выборочную совокупность вошли всего 23 человека. Из них:

14 человек – лечебный факультет (1 – 14 испытуемые);

4 человека – медико-профилактический факультет (15 – 18 испытуемые);

3 человека – фармацевтический факультет (19 – 21 испытуемые);

2 человека – стоматологический факультет (22 – 23 испытуемые).

Представленная методика, разработанная Ч.Д. Спилбергером, предназначена для одновременной оценки двух видов тревожности. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л. Ханиным. Она включает в себя две шкалы, каждая из которых отдельно оценивает личностную или ситуативную тревожность [15].

Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности для данного испытуемого. Реактивная (ситуативная) тревожность непосредственно связана с предвкушением попадания в определенную стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности, каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъект и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Данная шкала в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.

В результате исследования, было обнаружено, что среди студентов первого курса 52,2% имеют очень высокий уровень тревожности, причем большинство из них (10 из 12) являются студентами лечебного факультета; 30,4% имеют высокий уровень тревожности; 8,7% имеют средний уровень тревожности. Остальные 8,7% имеют низкий и очень низкий уровень тревожности (студенты фармацевтического факультета).

Говоря о полученных результатах, следует обратить внимание на внешние (ситуационно обусловленные) факторы, способствующие возрастанию тревожности, поскольку именно они являются наиболее гибкими и легкоуправляемыми. Рациональная модуляция и контроль окружающих условий социальной, профессиональной и неформальной среды позволяют создать атмосферу комфорта, максимально соответствующую потребностям индивидуума и способствующую повышению уровня адаптивности и самообладания.

В настоящее время на клинической базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, под руководством профессора А.В. Юмашева ведутся работы по внедрению физиотерапевтической методики мезодиэнцефальной модуляции (МДМ-терапия) [19]. Она представляет собой модификацию транскраниальной электростимуляции (ТЭС), при которой осуществляется целенаправленное воздействие откалиброванных электрических токов на срединные церебральные структуры [18]. Целью данной процедуры, первично разработанной в Институте физиологии им. И.П. Павлова РАН (г. Санкт-Петербург), является стимуляция центров, ответственных за регуляцию важнейших функций жизнеобеспечения. Основной терапевтической мишенью служат подкорково-стволовые структуры.

Технология МДМ-терапии явилась результатом комплексной научно-технологической модификации целого ряда частных методов внешнего воздействия на головной мозг человека с целью улучшения его общего функционирования или работы его отдельных функциональных отделов. Разрабатывая частные аспекты и определяя количественные величины параметров воздействия, разработчики технологии МДМ-терапии исходили из главным образом факта нарушения синхронизации деятельности нейроэндокринной и иммунной систем организма на фоне стресса, и необходимости восстановления утраченного баланса и нормативной по своему характеру синхронизации их функционирования в дострессовом состоянии при помощи внешнего модулированного воздействия.

Учитывая внешние причины нарастающей  численности социальных и экологических генеративов стресса в жизни современного человека, разработанный метод нуждается как в дальнейшем усовершенствовании, так и в самом широком практическом внедрении [7], [12], поскольку почти у 80% населения современных городов в результате плановых и специальных обследований фиксируются более или менее выраженные дисбалансы нейрогуморальных и иммунных факторов преимущественно на фоне стресса, часто пролонгированного или хронического (дистресса), тогда как в возрастной группе после 60 лет этот процент достигает 95%, при этом фиксируемый гормональный и/или иммунный статус, по данным тех же исследований, оказывается снижен более чем наполовину. Кроме того, в исследованиях, связанных в том числе и с геронтологическими проблемами, их авторы отмечают указанные выше изменения в качестве одной из основных причин ускоренной соматической инволюции организма современного человека, ухудшения качества его жизни и сокращения ее продолжительности.

Внешнее модулированное воздействие посредством медицинского МДМ-оборудования на зоны ЦНС, отвечающие за формирование антистрессового ответа, позволяет посредством стимуляции перевести их на более высокий уровень эффективности  и адаптации организма к влияниям внешних генеративов стресса, что подтверждается фиксированной динамикой изменения величин биохимических маркеров протекания антистрессовой реакции в сравнении с аналогичными величинами в отсутствие МДМ-терапии в отношении концентраций как основных маркеров стресса (катехоламины и их активные метаболиты), так  и опиоидных пептидов в артериальном и периферическом кровотоке. Таким образом, применение МДМ-терапии основано на этиотропном подходе, в опоре на который решается одна из наиболее серьезных проблем преодоления последствий стресса, связанных с нарушением системного и локального метаболизма, коррекция которого осуществляется через оптимизацию NEIC-статуса и устранение его внутренних дисбалансов между SRS и SLS, вызванных стрессом, активацию используемых защитных ресурсов и последовательное улучшение общей адаптации.

Развитие технологии МДМ-терапии в общей исследовательской и клинической практике осуществлялось через соединение ряда стандартных физиотерапевтических методов, включающих терапию медицинскими лазерами, терапию магнитными полями СВЧ, ЭМТ, электрофорез и т.п. Комбинирование шло в направлении выделения положительных эффектов, наблюдавшихся как результат применения этих традиционных методов, и преодоления присущих им недостатков, связанных с ограниченностью воздействия и разной эффективностью в курации различных нозологических единиц. МДМ-терапия изначально возникла как комбинированный способ лечения и затем совершенствовалась как интегративная технология расширения клинической применимости мезодиэнцефальной модуляции через модификацию традиционного метода транскраниальной физиотерапии. Первоначально разработанная в НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, технология МДМ-терапии по существу позиционировалась как технология экзогенной вспомогательной стимуляции центров ЦНС, ответственных за активацию наиболее важных витальных функций, сохраняющих и поддерживающих общее состояние гомеостаза человеческого организма.

В настоящее время технология реализуется в клинике лечения целого ряда патологий посредством дифференциальной модуляции импульсных токов на несущей частоте 10 КГц, под которой сигнал модулируется в ИНЧ-частотах от 20 до 100 Гц. при силе тока от 0 до 0,4 мА.  Использование этих наиболее эффективных терапевтических сочетаний позволяет существенного облегчать решение клинической задачи преодоления стресса, инспирированного внезапным манифестированием острых соматических патологий, таких, как инфаркт миокарда (в сочетании с эмоциогенной стенокардией), инсульт, стрессы посткомбустионного, посткриогенного, посттравматического  генеза и т.п. Также нами было отмечено, что применение МДМ-терапии для этих категорий пациентов позволяет снизить остроту последствий стресса по факту возникновения указанных острых состояний и повысить процент последующей трудовой адаптации и общей ресоциализации до 60% против 25% в группе аналогичных по нозологии пациентов, которым МДМ-терапия не проводилась, что напрямую связано с постклиническим обеспечением нормативного уровня качества жизни пациентов в соответствии с Хартией здоровья (1986 г.) ВОЗ.

Этим же целям служит использование МДМ-технологии как средства терапии соматических патологий не экстренного характера и не требующих неотложного оперативного вмешательства, таких, как язвенный гастродуоденит, неспецифический язвенный колит, остеомиелит и др. Доказан положительный эффект МДМ-терапии для улучшения остеоинтеграции, после проведения дентальной имплантации [16], [17], [22], [23].  Особая эффективность в лечении хронических, осложненных и труднокурабельных патологий органов ЖКТ и ССС посредством МДМ-терапии отмечена в целом ряде публикаций, при этом использование метода МДМ-терапии оценивалось их авторами как по результатам его изолированного использования, так и в сочетании с другими клиническими методами [5], [24].

На кафедре ортопедической стоматологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова в течении последних нескольких лет особое внимание уделяется вопросам диагностики и профилактики стресса как среди учащихся студентов, так и среди пациентов – посетителей стоматологических кабинетов. Основываясь на классической теории стресса Г. Селье и его концепции «общего адаптационного синдрома» в форме реакции на стресс, на кафедре был проведен ряд специализированных исследований, целью которых было выявление, фиксация и отслеживание в патологической динамике стрессового состояния контрольных показателей вегетативных коррелянтов стресса, а также их изменений, свидетельствующих о наличии стрессовой реакции и особенностях ее протекания в организме человека, как на фоне использования МДМ-терапии, так и в контрольных группах без применения таковой [6], [11], [12], [20].

Полученные практические результаты заставляют нас констатировать изолированность и несистематичность этой сферы исследований как единого целого, фактическое отсутствие необходимого количества специалистов, фактическое отсутствие необходимых теоретических знаний и практических навыков у специалистов имеющихся, нереализованность многих возможностей обмена научно-исследовательским и клиническим опытом, отсутствие единой программы исследований практической эффективности и теоретической значимости этого направления. Ситуация же со стрессом и его настоящими последствиями сегодня такова, что расширение возможностей использования МДМ-терапии и выработка системы практических рекомендаций такого использования могут внести существенный и реальный вклад в решение общей проблемы стресса и преодоления его негативных воздействий на организм человека.


Библиографический список
  1. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, – 2007, –416 с.
  2. Шаныгина Д.В.  Психоэмоциональный   стресс   пациента   на стоматологическом ортопедическом приеме// Актуальные проблемы стоматологии: сб. науч. тр. -М, 2002. -С. 267-268
  3. Утюж А.С., Загорский В.А., Юмашев А.В., Нефедова И.В., Лушков Р.М. Оценка психоэмоционального статуса и анализ уровня тревожности у студентов первого курса медицинского университета // Роль науки в развитии общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. – 2016. – С. 148-157.
  4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический проект, –2009. –943 с.
  5. Локтионова М.В., Жидовинов А.В., Жахбаров А.Г., Салтовец М.В., Юмашев А.В. РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ С ТОТАЛЬНЫМИ ДЕФЕКТАМИ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. – 2016. – № 4. – С. 81-83.
  6. Утюж А.С., Юмашев А.В., Самусенков В.О., Черемухина Д.С., Лушков Р.М. Использование гомеопатических препаратов у пациентов с частичной и полной потерей зубов, страдающих кандидозом полости рта, с различным психостатусом // Управление инновациями в современной науке. Сборник статей Международной научно-практической конференции. –2016. –С. 182-190.
  7. Адмакин О.И., Юмашев А.В., Нефедова И.В. Взаимосвязь уровня α-амилазной активности и скорости слюноотделения с показателями гемодинамики и выраженностью проявления психоэмоционального стресса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 4-4. – С. 72-75.
  8. Севбитов А.В., Браго А.С., Канукоева Е.Ю., Юмашев А.В., Кузнецова М.Ю., Миронов С.Н. Стоматология: Введение в ортопедическую стоматологию // – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015, – 91 с.
  9. Севбитов А.В., Адмакин О.И., Платонова В.В., Браго А.С., Бондаренко И.В., Золотова Е.В., Канукоева Е.Ю., Селифанова Е.И., Скатова Е.А., Юмашев А.В., Кузнецова М.Ю., Миронов С.Н., Дорофеев А.Е. Стоматология: организация стоматологической помощи и анатомия зубов // – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015, – 155 с.
  10. Утюж А.С., Юмашев А.В., Самусенков В.О., Самусенкова К.В., Смирнова А.Д. Комплексная оценка стрессорного состояния по показателям слюны и артериального давления у стоматологических пациентов на приеме у врача-стоматолога ортопеда // Успехи современной науки и образования. – 2016. Т. 1. – № 3. – С. 26-28.
  11. Юмашев А.В., Адмакин О.И., Локтионова М.В., Михайлова М.В., Нефедова И.В. МДМ-терапия в послеоперационной реабилитации пациентов с тотальными дефектами нижней челюсти // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 3. –  № 7. –   С. 168-172.
  12. Дорошина И.Р., Юмашев А.В., Михайлова М.В., Кудерова И.Г., Кристаль Е.А. Ортопедическое лечение пациентов с повышенным рвотным рефлексом // Стоматология для всех. 2014. № 4. С. 18-20.
  13. Утюж А.С., Юмашев А.В., Нефедова И.В. Анализ состояния тревожности у студентов медицинского университета // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-6. – С. 89-92.
  14. Севбитов А.В., Митин Н.Е., Браго А.С., Михальченко Д.В., Юмашев А.В., Кузнецова М.Ю., Шакарьянц А.А., Стоматологические заболевания // – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2016, – 158 с.
  15. Ханин Ю.Л. Кросс культурные перспективы диагностики, индивидуальных различий: методологические и концептуальные проблемы // Вопросы психологии 1989 – № 4 – С. 118-125.
  16. Утюж А.С., Юмашев А.В., Лушков Р.М, Загорский В.В., Нефедова И.В. –Клинические аспекты биомеханики включенных в блок имплантатов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Естественные и технические науки».  –2016. – №7. – С. 92-97.
  17. Черемухина Д.С., Утюж А.С., Юмашев А.В., Самусенков В.О. ИССЛЕДОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕНТАЛЬНЫХ ИМПЛАНТАТОВ // Актуальные вопросы современной медицины: взгляд молодого специалиста. Материалы II Всероссийской научной конференции студентов и молодых специалистов. –2016. –С. 144-146.
  18. Юмашев А.В., Загорский В.В., Лушков Р.М. АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОСТНОЙ ТКАНИ ЧЕРЕПА ЧЕЛОВЕКА // СИНТЕЗ НАУКИ И ОБЩЕСТВА В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. – 2016. – С. 239-244.
  19. Yumashev A.V., Gorobets T.N., Utyuzh A.S., Kuzminov G.G., Nefedova I.V. Klinische und pathologisch-genetische begründung der anwendng des mdm-verfahrens in der korrektur von stressstörungen // Europaische Fachhochschule. – 2016. – № 4. – P. 8-12.
  20. Yumashev A.V., Gorobets T.N., Admakin O.I., Kuzminov G.G., Nefedova I.V. Key aspects of adaptation syndrome development and anti-stress effect of mesodiencephalic modulation // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 19. С. 93911.
  21. Spielberger Ch. Anxiety, current trends in theory and research / Ed. Ch. D. Spielberger. New York, 1972. – Vol. 2. – P. 482.
  22. Utyuzh A.S., Samusenkov V.O., Yumashev A.V., Nefedova I.V., Tsareva T.V.  Analysis of osseointegration adequacy and examination of stability of dental implants after sinus lift operation // Austrian Journal of Technical and Natural Sciences. – 2016, – No 5–6, – P. 16-19.
  23. Samusenkov V.O., Utyuzh A.S., Yumashev A.V., Nefedova I.V., Podporin M.S. Untersuchung der stabilität der zahnimplantate // Europäische Fachhochschule. –2016, №5–6, –P. 28-30.
  24. Loktionova M.V., Zhakhbarov A.G., Yumashev A.V., Utyuzh A.S., Nefedova I.V. Rehabilitation of patients with total mandible defects // The USA Journal of Applied Sciences. – 2016. – № 2. – С. 10–12.


Все статьи автора «cathedrafirstmsu»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация