УДК 811.13

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА (НА МАТЕРИАЛЕ ФИЛОСОФСКОЙ СКАЗКИ)

Белявская Иванна Валентиновна
Московский городской педагогический университет

Аннотация
Данная статья посвящена анализу невербальных средств коммуникации, представленных в философской сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Проведенное исследование позволяет утверждать, что суть невербальной коммуникации взрослого и ребенка находится в зависимости от ситуации, поскольку позволяет понять состояние всех участников общения.

Ключевые слова: взрослый, жест, кинесика, молчание, невербальная коммуникация, ребенок


LANGUAGE MEANS OF REPRESENTATION OF NONVERBAL BEHAVIOR OF CHILD (ON MATERIAL OF THE PHILOSOPHICAL FAIRY TALE)

Belyavskaya Ivanna Valentinovna
Moscow City Teacher Training University

Abstract
This article is devoted to nonverbal means of communication, presented in the philosophical fairy tale. The conducted research allows to claim that features of nonverbal communication of the adult and child consist in their dependence on a situation as allow to understand a condition of all participants of communication.

Keywords: adult, child, gesture, nonverbal communication, silence


Рубрика: Лингвистика

Библиографическая ссылка на статью:
Белявская И.В. Языковые средства репрезентации невербального поведения ребенка (на материале философской сказки) // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/09/16501 (дата обращения: 19.11.2016).

В процессе общения и взаимопонимания людей важная роль отводится невербальному общению – языку жестов и телодвижений, в котором коммуниканты  обращаются к этому способу передачи информации с разными целями. Наука, предметом которой является невербальная коммуникация и невербальное поведение, а также взаимодействие людей, определяется Г.Е. Крейдлиным как невербальная семиотика [ Крейдлин, 2002].

Успешность коммуникации обеспечивается тем, что все участники этой коммуникации организуют свои высказывания таким образом, чтобы оппонент имел представление о теме, затрагиваемой в процессе коммуникации. В диалоге «взрослый-ребенок» осуществить данную задачу межличностной коммуникации способен только взрослый, в силу его большего опыта, и зачастую коммуниканты либо вообще не учитывают точку зрения друг друга, либо неверно их оценивают. Вследствие этого возникает несоответствие при выборе той или иной модели поведения как вербальной, так и невербальной.

Источником развития ребенка является социальная среда, предоставляющая ему необходимый материал для развития. Нет ни одного психического качества, зависящего только от одного из этих факторов. Развитие ребенка определяется единством внешних и внутренних условий. А поскольку первыми взрослыми, с которыми ребенок вступает в контакт, и с которыми строятся его первичные взаимоотношения, являются его родители, значимость взаимодействия родителей со своими детьми переоценить просто невозможно, поэтому, когда ребенок общается с незнакомым ему взрослым, ему легче выражать свои мысли при помощи невербальных средств коммуникации [Беспанская, http].

Обратимся к одной из известных философских сказок А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», которая поможет «прислушаться к себе, заглянуть в себя, поразмышлять о себе, и, кто знает, может быть узнать себя» [Сосновская http]. В данной сказке процесс невербальной коммуникации взрослого (Aviator) и ребенка (Petit Prince) представлен репрезентативно, где ключевыми являются кинесическое средство общения (жест) и молчание. Исследователи утверждают, что кинесические элементы способны самостоятельно выполнять любую из функций словесного языка; эмотивную; волюнтативную (волеизъявление); коммуникативную; апеллятивную; репрезентативную [Ю, 2009].

Выделяется четыре основные функции невербальных средств общения:

  1. Осуществление межличностного общения;
  2. Выражение эмоций;
  3. Упорядочение, сопровождение или замещение речи;
  4. Самопрезентация [Там же].

По нашим наблюдениям, в обозначенном произведении доминируют жесты, которые подчеркивают разнообразие информации, предоставляемой партнеру, на следующие семиотические классы:  жест-регулятор, жест-аффектор, жест оценки получаемой информации, жест-адаптор и т.д [Викулова, Шарунов, 2008, с. 104].

Проанализируем несколько ситуаций, в которых четко проявляются невербальные средства коммуникации.

Ситуация 1. Маленький принц, путешествуя, встречается с бизнесменом и рассказывает ему о своей планете, о том кого он любит, но собеседнику, который не знает ничего кроме цифр, не понимает всех  переживаний главного героя, и жест-аффектор выражает замешательство бизнесмена. Le businessman ouvrit la bouche mais ne trouva rien à répondre, et le petit prince s’en fut [Petit Prince, 1996, с. 55].

Знаковым в этой сказке является такое невербальное средство коммуникации как молчание, которое определяется как коммуникативно-значимое явление. Согласно Н.И. Формановской [2007, с. 380], молчание выражается как форма этикетного поведения, и как нулевой коммуникативный акт.

С молчанием связаны жестово-мимические знаки изумления, крайнего удивления или недовольства и т. п. (остолбенеть, сжать зубы, разинуть рот от удивления, пожимать плечами). Выделяют следующие коммуникативные функции актов молчания: контактная, эмотивная, оценочная и т.д [Крестинский, 2014, с. 110]. Обратимся к языковому материалу.

Ситуация 2.. J’ai des difficultés avec une fleur, dit le petit prince. – Ah ! fit le serpent. Et ils se turent [Petit Prince, 1996, с. 65]. В данном примере молчание представлено как форма его этикетного кооперативного поведения и  выпоняет контактную функция. Прилетев на Землю, Petit Prince знакомится со змеей, и вот во время их знакомства возникает молчание, которое свидетельствует о том, что у собеседников мало общих тем для разговоров.

Молчание как нулевой коммуникативный акт выражено в           ситуациях 3 и 4.

Ситуация 3. Adieu, dit-il à la fleur. Mais elle ne lui répondit pas. – Adieu, répéta-t-il [Petit Prince, 1996, с. 45]. В данном примере представлена эмотивная функция. Узнав об уходе маленького принца, роза рыдала и она не могла ответить главному герою, поэтому между ними возникло молчание.

Ситуация 4. Je ne te crois pas! Les fleurs sont faibles. Elles sont naïves. Elles se rassurent comme elles peuvent. Elles se croient terribles avec leurs épines. Je ne répondis rien. [Petit Prince, 1996, с. 37]. Маленький принц, пытаясь открыть свою душу, доказывал летчику, что цветы хорошие, но не очень уверенные в себе. Однако летчик ему не ответил, так как в это время он думал о том, как бы починить свой самолет. В данном примере проиллюстрирована оценочная функция молчания.

Опираясь на выше перечисленные  примеры, мы видим, что молчание может быть выражено при помощи глагола se taire, se dire, а также используя отрицательных конструкций. Молчание может выражать либо полное взаимопонимание, либо непонимание, поэтому отмечается, что для того чтобы понять молчание, необходимо понять причины, побудившие человека (за)молчать. Это могут быть следующие факторы: социальный статус коммуниканта; психологическое состояние коммуниканта в момент общения; стратегии коммуникантов; конвенции; локальные условия; экономия выразительных средств [Крестинский, 2014, с. 110 ].

Ситуация 5. La fleur toussa. Mais ce n’était pas à cause de son rhume [Petit Prince, 1996, с. 45]. Особый интерес вызывает ситуация невербального общения главного героя со своей возлюбленной. Метафорический образ юной девушки представлен в образе розы. Она капризная, гордая, прекрасная, манипулирует своим возлюбленным до тех пор, пока не теряет власть над ним. Только тогда она осознает всю ценность его заботы, по отношению к ней. Поэтому, когда маленький принц сообщил розе, что он уходит, она не знала, как отреагировать на это и при помощи жеста-регулятора (tousser) роза пытается показать волнение и небезразличие по отношению к главному герою.

Таким образом, главная роль невербальной коммуникации заключается в получении самой разнообразной информации о человеке, которую мы можем получить через жесты, мимику и интонации, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, симптомы и движения.

Невербальные средства общения представляют собой сложный феномен, включающий весь спектр способов невербальной передачи информации, а также отражения эмоциональных реакций и состояний, особенно при взаимодействии взрослого и ребенка. По физической природе они делятся на фонационные, мимические, миремические, жестовые и пантомимические (телодвижения, позы). В зависимости от передаваемых значений реализуются те или иные жестовые комплексы, которые играют важную роль при общении ребенка со взрослым.


Библиографический список
  1. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М., 2002.
  2. Беспанская Е.Д. Взаимодействие со взрослым как важнейший из  факторов развития системы психических функций в дошкольном возрасте. 2003. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/10937 (дата обращения: 10.06.2016)
  3. Сосновская И.В.Влияние социокультурный факторов на современное состояние литературного образования. Иркутск, 2014. URL: http://ce.if-mstuca.ru/wp-content/uploads/2014/03/sosnovskaya.pdf (дата обращения 20.06.2016)
  4. Ю Е.Д. Репрезентация невербальных средств коммуникации в современном испанском языке: дис. … канд. фил. наук. 10.02.05 / Иркутск, 2009.
  5. Викулова Л.Г., Шарунов А.И. Основы теории коммуникации: практикум. М., 2008.
  6. Petit Prince – Викулова Л.Г., Санхорова Г.Н., Богданова О.С., Дорофеева Л.Н. Антуан де Сент-Экзюпери Маленький принц: проблемы, решения, оценки. Уч. пособиедля студентов институтов и факультетов иностранных языков и для инновационных учебных заведений. М., 1996.
  7. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика / Н.И. Формановская. М., 2007.
  8. Крестинский С.В. Понять молчание // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2014.


Все статьи автора «Белявская Иванна Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация