УДК 377.5

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ»

Кизер Петр Абрамович1, Штепа Юлия Петровна2
1Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, преподаватель электроспецдисциплин промышленно-экономического факультета среднего профессионального образования
2Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационных систем, математики и методик обучения

Аннотация
В статье рассмотрена роль применения технологии проблемного обучения в процессе формирования профессиональных компетенций у будущих техников. Приводятся примеры заданий, реализующих технологию проблемного обучения.

Ключевые слова: проблемное обучение., профессиональные компетенции, среднее профессиональное образование, техник-электрик


THE USE OF ELEMENTS TECHNOLOGY OF PROBLEM TRAINING IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN STUDENTS «TECHNICAL OPERATION AND MAINTENANCE OF ELECTRICAL AND ELECTROMECHANICAL EQUIPMENT»

Kizer Petr Abramovich1, Shtepa Julija Petrovna2
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, Teacher of electrospecialdisciplines of industrial economics department of secondary professional education
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, PhD in pedagogical sciences, associate professor of the Department of Information Systems, Mathematics and teaching methods

Abstract
The article considers the role of the use of problem-based learning technologies in the process of formation of professional competence of future technicians. Examples of tasks that implement problem-based learning technology.

Keywords: electrical technician, problem training, professional competences, secondary professional education


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Кизер П.А., Штепа Ю.П. Применение элементов технологии проблемного обучения в формировании профессиональных компетенций у студентов специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/09/16433 (дата обращения: 21.11.2016).

Анализ причин затруднений у студентов при решении задач на расчет параметров и анализ режима работы электрических цепей привел к выводу, что в существующей системе практических заданий, определённых программой, недостаточное внимание уделяется дифференцированному подходу к развитию и выявлению индивидуальных возможностей  каждого.

В традиционной системе упражнений значительное количество заданий ставит перед обучающимся конкретную задачу: определение параметров конкретного участка цепи, цепи в целом, характеристику элемента цепи, и лишь небольшое количество заданий имеет проблемную ситуацию: проанализировать процессы, протекающие в цепях, оптимизировать работу цепи и т.д.

Бесспорно, задания такого рода необходимы, ведь иначе нельзя проверить, усвоил ли студент основные законы, зависимости протекания электрического тока. Но иногда эти задачи имеют и отрицательную сторону. Они приучают студентов пользоваться готовыми формулами, вырабатывают у них стереотипный подход к задачам, тем самым притупляя аналитическую деятельность.

Каким же путем отрицательное действие задач подобного рода свести к минимуму? Параллельно с расчетными задачами по заданным данным можно предлагать поисковые задачи, при решении которых требуется анализ и разработка алгоритма для класса задач и ситуаций. Весьма полезны анализ и графические пояснения полученных результатов, наглядные ссылки к практической деятельности и окружающему миру.

Практика показала, что большой эффект в развитии и формировании профессионального мышления оказывают практические задачи, связанные с жизненным опытом преподавателя и обучающегося.

Словесная ориентация на выполнение возможных вариантов решений таких задач значительно активизирует мыслительную деятельность и способствует воссозданию у студентов понимания происходящих процессов. Такие задачи мобилизуют творческие возможности и дают широкий простор их проявлениям. Обилие получаемых ответов позволяет выявить характер ошибок, провести их систематизацию и на этой основе более объективно судить о причине их возникновения.

Работа над проблемой повышения качества знаний и умений студентов, развитием их творческих способностей в учебно-воспитательном процессе привела к выводу, что максимум усилий необходимо направить на формирование мотивации к обучению. Стимулом к этому является не только успешное овладение теоретическими знаниями и практическими умениями, но и применение их при выполнении курсовых и дипломных работ, в возможности проявить студенту свою творческую индивидуальность.

Важно отметить, что для развития критического, творческого и профессионального мышления помогает умелый подбор и использование активных методов в процессе обучения. Такие занятия нацеливают на активизацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, создают атмосферу доброжелательного сотрудничества учителя и студента. Появляется возможность использовать индивидуальную, групповую и коллективную работу, а также постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей.

Основной дидактический прием «включения» мышления студентов можно использовать на проблемной лекции – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности для студентов, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения нового материала.

Например, в процессе изучения темы «Резонанс в цепи переменного тока» по дисциплине «Электротехника и электроника» при объяснении перед студентами могут быть поставлены несколько проблем связанных с функционированием сотового телефона:

-                   обеспечение режима селективного приема и передачи сигнала связи;

-                   обеспечение работы функциональных узлов многофункционального устройства при малом потреблении электроэнергии;

-                   определение режимов максимального электромагнитного излучения и рекомендации по снижению его воздействия.

Анализируя полученные знания о резонансе в цепи переменного тока, проецируя их на проблемную ситуацию, студенты приходят к выводу, что в данном конкретном случае имеет место практическое применение общей теории.

Использование метода проблемного обучения эффективно при изучении материала всех дисциплин и междисциплинарных комплексов, освоение которых способствует развитию общих и формированию профессиональных компетенций:

-                   Электротехника и электроника

-                   Материаловедение

-                   Автоматические системы управления

-                   Системы автоматизированного управления электроприводами

-                   Основы промышленной электроники

-                   Электроснабжение отрасли

-                   Электронная техника

-                   Измерительная техника

-                   Электрические машины и аппараты

-                   Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования

-                   Электрическое и электромеханическое оборудование

-                   Техническое регулирование и контроль качества электрического и электромеханического оборудования

-                   Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов

-                   Слесарь по ремонту электрооборудования.

В процессе выполнения заданий практических работ различного характера меняется образ мышления студентов. Сначала они получают законы, формулы, алгоритмы, которые необходимо использовать или выполнить определённые задания, в дальнейшем студенты должны уметь создать в своем воображении образ устройства, описание процесса протекающего в электроустановке. На следующем этапе необходимо разработать систему входящих в неё элементов, узлов и блоков, уяснить вид и назначение каждого из них и выразить решение в форме плана выполнения задания или решения задачи.

Такое изменение характера работы над заданиями практической направленности вызывает неизбежные трудности и опасении в собственной несостоятельности. Преодолению этих трудностей служат занятия, с рассмотрением аналогичных примеров, решение подготовительных заданий по данной теме под руководством преподавателя. При подборе подобных конструктивно-технических заданий необходимо исходить из того, что студенты в ходе предыдущего обучения подготовлены к восприятию подобного рода заданий, а потому можно опираться на следующие качества, знания и навыки:

а) наличие представления о конкретном элементе или участке цепи, устройстве, электроустановке, электрооборудовании;

б) наличие представлений о процессах и явлениях возникающих при протекании тока в данном конкретном случае;

в) умение ориентироваться совокупности типовых формул и зависимостей между параметрами и характеристиками, отображающих данные процессы.

Следует отметить, что для осуществления учебного процесса в данном контексте деятельности преподавателю необходимо иметь соответствующий дидактический материал, например карточки-задания, схемы, содержащие конструктивно-технические задания в соответствии с индивидуальными особенностями и уровнем обученности студентов, подбирать их в соответствии с подготовленностью обучаемых, решение посильных задач развивает интерес к решению более сложных заданий.

Очень значима роль использования методов активного обучения. Одним из таких методов является мозговой штурм, цель которого – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску путей решения проблем.

Например, на занятии по измерительной технике по теме «Измерение величины потребляемой мощности и потребляемой электроэнергии» использование метода мозгового штурма позволяет решить следующие задачи:

-                   применение теоретических знаний на практике в процессе выбора метода измерения, имеющего практическое назначение;

-                   применение теоретических знаний на практике в процессе выбора средств измерения, имеющего практическое назначение;

-                   активизация учебно-познавательной и практической деятельности;

-                   формирование опыта практической деятельности, освоение инновационных методов измерений для практического пользования;

-                   развитие практических умений по освоению новых форм деятельности на основе полученных знаний по выполнению профессиональных обязанностей электрика;

-                   развитие имеющихся общих компетенций и формирование профессиональных компетенций.

Задание: Предложить методику и разработать порядок выполнения операций при выполнении реконструкции системы электроснабжения

-                   индивидуального потребителя однофазной электроэнергии;

-                   индивидуального потребителя трехфазной электроэнергии;

-                   промышленного потребителя трехфазной электроэнергии;

-                   группы индивидуальных потребителей однофазной электроэнергии;

-                   группы индивидуальных потребителей трехфазной электроэнергии.

Для процесса развития профессионального мышления, умений и навыков практической деятельности, общих и профессиональных компетенций особое значение для студентов приобретает овладение целым рядом специальных операций и умений. Для этого практические задания должны постоянно чередоваться с творческими, требующими анализа и выбора оптимальных приемов деятельности.

К числу важнейших операций при обучении следует отнести формирование способности к переосмысливанию при предъявлении студентам новых заданий. Овладение такими способностями помогает ликвидации самых существенных ошибок технического мышления – ошибок действий по шаблону. Нужно отметить, что быстрота и легкость перехода из одного плана действий в другой может служить одним из показателей умственного развития и способностей решения практических задач, это можно проследить на примере выполнения комплексных заданий:

1. Задание на создание образа электроустановки путем восприятия схемы, чертежа или словесного описания ее особенностей. Сюда же относятся и «обратные» задачи, в которых необходимо на основе восприятия реального объекта выполнить принципиальную, электрическую или монтажную схему.

2. Задания, основанные на выполнении логических операций и создании нового образа. К этому типу относятся задачи на проектирование электромеханических устройств, выполнение плана размещения оборудования, прокладки сетей электроснабжения и прочие.

3. Задания, в которых требуется на основе восприятия и осмысливания изображений электрических установок, сделать вывод о характере соединений конструктивных элементов электромеханизмов и устройств.

Все перечисленные типы заданий характерны для многих областей производственно-технической деятельности, различны в своем техническом содержании, однако они могут быть решены только путем активной работы воображения, пространственного мышления и практических умений.

В заключение отметим, что применение проблемных ситуаций является основным условием организации проблемного обучения на занятиях по электроспецдисциплинам. Проблемное обучение обеспечивает активизацию познавательной деятельности обучаемых, делает процесс познания более целенаправленным и осмысленным, более практиконаправленным. Развитие общих компетенций и формирование профессиональных компетенций с использованием проблемного обучения позволяет добиться наибольшего эффекта и оптимального результата.


Библиографический список
  1. Карасева Э.М. Проблемное обучение как средство формирования у студентов умений действовать самостоятельно // Современная педагогика. 2014. № 5 (18). С. 19.
  2. Морозова А.В., Егоров М.В. Проектирование системы конкурентных преимуществ специалистов в области технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2011. № 5. С. 96-101.
  3. Селиванова Л.Н. Проблемное обучение как средство реализации компетентностного подхода в образовании // Учитель и время. 2013. № 8. С. 186-192.
  4. Чебодаева О.Г. Проблемное обучения на уроках производственного обучения //
    Вестник научных конференций. 2016. № 1-3 (5). С. 114-116.
  5. Чибаков А.С. Исследование развития познавательной активности учащихся в условиях среднего профессионального образования // Научный диалог. 2016. № 4 (52). С. 395-408.
  6. Чибаков А.С. Проблемно-модульная технология в профессиональном обучении высокотехнологичным профессиям и специальностям // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 48.


Все статьи автора «Штепа Юлия Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация