УДК 37.013.32

УЧИТЕЛЯМИ СЛАВИТСЯ РОССИЯ, ПРИНОСЯТ СЛАВУ ЕЙ УЧЕНИКИ

Грушевский Роман Сергеевич1, Титовская Оксана Александровна2
1ФГБОУ ВО "Саратовская государственная юридическая академия", Колледж экономики, права и сервиса, студент
2ФГБОУ ВО "Саратовская государственная юридическая академия", Колледж экономики, права и сервиса, преподаватель обществознания

Аннотация
Статья содержит в себе актуальный анализ методики преподавания в современных условиях, преимущественно в сравнении с предыдущим опытом (на примере Каменского, Макаренко и других педагогов). В работу включен отрывок из самостоятельной работы студента-автора.

Ключевые слова: Каменский, Макаренко, методика преподавания, образ учителя, образование, педагогика, система образования и воспитания


THE TEACHERS IS FAMOUS FOR RUSSIA TO BRING GLORY TO HER STUDENTS

Grushevskii Roman Sergeevich1, Titovskya Oksana Alexandrovna2
1Saratov State Academy of Law, College of Economics, Law and Service, student
2Saratov State Academy of Law, College of Economics, Law and Service, social science teacher

Abstract
The article contains the analysis of current teaching methods in modern conditions, especially in comparison with the previous experience (for example, Kamensky, Makarenko and other educators). The work included an excerpt from the independent work of the student-author.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Грушевский Р.С., Титовская О.А. Учителями славится Россия, приносят славу ей ученики // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/09/16251 (дата обращения: 19.11.2016).

В педагогически деятельности, как известно, основной элемент – это процесс образования и воспитания,  описанный подробно Я.А. Каменский в «Великой дидактике».

Данный процесс образования сегодня носит совершенно иной характер, элементы воспитания теряют былую актуальность. Гуманизм и чувственность, принципы образования, которые внесли в педагогику такие выдающиеся личности, как Ушинский, Макаренко, Выготский, Макаров, Иванов – сегодня словно затерялись среди НТР, ИКТ и дистанционного образования. Назовем это явление – обезличивание образовательного процесса.

На наш взгляд, чтобы лучше разобраться, в чем причина этого явления, обратимся к традиционному определению образования. Итак, в словаре Ушакова дано следующее определение: образование – это процесс усвоения знаний, обучение, просвещение.

В педагогической мысли 17 века родилось более подходящее определение: образование – это взаимодействие учителя и  учеников, направленное на обучение и воспитание личности  в целях самой личности, общества, государства.

В последнем определении важно отметить именно элемент – взаимодействие учителя и учеников. Но здесь мы бы хотели выделить то, что такое взаимодействие может опираться только на уважение между учеником и учителем. На наш взгляд, сегодня не хватает уважения больше со стороны педагога, хотя обществу кажется, что это ученик и студенты «наглые, злые, невоспитанные» и т.д.  Попробуем доказать это в своих рассуждениях.

Уважение – это крайне необходимое чувство, оно может быть выражено в дружбе, взаимопонимании, доверии. Ведь педагог должен не просто заложить знания в ученика. Что делать, если знания уже есть, а ученик не знает, как их использовать? Так, по нашему мнению, учитель должен направить силы ученика в нужное русло, помочь ему разобраться в себе, выбрать свой путь развития. Необходимо давать ученику полную свободу. Ведь именно тогда личность будет раскрываться, добиваться всего в  жизни. Здесь роль педагога – это роль опоры, стены, надежного друга.

К сожалению, не все современные учителя смотрят так на процесс образования. А все потому, что традиционные методы обучения сегодня пытаются сливаться с инновационными средствами, что ещё больше «подливает» масла в огонь (в процесс обезличивания образования).  Возникает некая «образовательная аномия».

Вспомним великого педагога Макаренко и его поведение с учениками[1]. Хиллинг в своих очерках о Макаренко отмечет, что Макаренко был внимателен именно к процессу воспитания, приводит некоторые примеры взаимодействия его с воспитанниками (в колонии). «Интересно и то, как Макаренко старался воспитать в своих учениках культуру употреблении алкоголя. Он ведь понимал, что они всё равно будут пить, но решил научить их это делать культурно. Когда у кого-то был день рождения, Макаренко пил вместе с ними. На столе расстилали белую скатерть, готовили хорошую закуску. Затем Антон наливал всем по четверть стопки водки и говорил тост. Кроме того, учил он, как долго нужно ждать перед тем, как налить следующую стопку».[2]

Сам же Макаренко в своей «Педагогической поэме» написал: «И мы все знаем, товарищи педагоги, что у нас дети живут до 18 лет, потом выходят в жизнь, а в жизни они будут пить водку. Мы считаем это нормальным. Пусть он пьёт после 18 лет, я за него не отвечаю. А я не мог так поступить. Потому что главной моей задачей было не образование, а воспитание».[3]

Макаренко больше работал с трудными подростками. Известно, что его воспитанники в итоге исправлялись, делали выводы, выходили в жизнь «новыми людьми», добивались всего в жизни.

Если возьмем более современного педагога, то нельзя не обратить внимание на украинского профессора В. Макарова, который воспитал 20 лауреатов международных конкурсов, победивших, либо получивших призовые места в более чем 40 соревнованиях. Он – автор собственной фортепианной методики обучения юных музыкантов, которая была опубликована на русском (1997г.) и английском (1998г.) языках, а также документального фильма о его методе. В. Макаров работал приглашённым профессором в Японии и Корее, давал мастер-классы и участвовал в работе жюри в Европе, Австралии и Азии.

Что Макаров, что Макаренко отличаются среди прочих педагогов именно своим внимание к ученику, его личности, процессу воспитания и т.д. Гуманизм и уважение – вот что являлось и является принципами образования на примерах этих учителей. Результаты их работы – это успешные здоровые и сильные личности, лауреаты различных премий, спортсмены и т.д.

Далее, хочется отметить выступление В. Жириновского в декабре 2015 года на совете образования. Лидер Партии ЛДПР говорит в своем выступлении о том, что «Зачем мы спрашиваем лучшего учителя о проблемах в образовании? Давайте спросим об этом лучшего ученика».

И, действительно, почему лучший учитель года имеет право выступить перед министерством и рассказать, какие проблемы есть в образовании сегодня, а ученики лишены такой возможности? Может, нужно дать эту возможность и тогда картина станет более ясна? Может, ученики помогут усовершенствовать процесс образования сами?

На наш взгляд спрашивать мнение учеников не только можно, а нужно.  Ведь среди учеников очень много тех, кто действительно пришёл учиться по своей воле, и он сталкивается с какими-то проблемами, которые не видны нам. А ведь достижения наших учеников – это показатель эффективной педагогической деятельности. Имена ученики приносят славу своим учителям – мы это описали на примерах Макаров и Макаренко. Нам кажется, что учителя просто бояться спрашивать мнение своих учителей. Среди причин также мы можем отметить нехватку времени у преподавателей на это, а также личное нежелание, отсутствие интереса. А не спрашивать мнения человека означает не проявлять уважения к нему….

А это очень неправильно, этого не хватает. Приведем отрывок из студенческого сочинения на тему «Каким я хочу видеть своего учителя» (работа написана студентом КЭПС в г. Саратов в 2016 году):

«Прежде всего, преподаватель должен быть приятной внешности и нести положительные эмоции детям, согласитесь, что приятно находиться на уроке с учителем который опрятно выглядит и прежде всего, понимает чего хотят дети, а не с каким-нибудь безупречно правильным педагогом, который во всем упрекает и делает так как надо. Преподаватель должен: развиваться в том русле, которое ему по душе, он должен расти вместе с теми, кого он или она учит и учить тому, что действительно пригодиться. А не тому, что дано в учебнике от корки до корки, тем самым не давая возможность понять зачем это, а просто без осмысления заставлять его зубрить. Преподаватель должен быть: не ограничен “тесным” классом и работать как проклятый. Преподаватель должен давать то, что в силу возраста интересно детям, он должен дать им возможность полета мыслей в правильном направлении естественно, показать, что хорошо и что плохо и исходя из особенностей ребенка, показать ему истину.

Преподаватель должен быть: не ограничен в своей активности и быть “прикованным” к стулу (попытайтесь понять: вы хотите узнавать новое, у вас плещет энергия через уши, а вам говорят: Сиди! Пиши! Заставляй их учиться! Молчи!) Это печально. Надо давать выплеснуть ему энергию и направить эту энергию в нужную сторону. Не рубить инициативу на корню, это может нанести вред психике как ребенка так и преподавателя и оставить определенный след в его развитии. Надо попытаться дать личности обрести независимость и свободу, что бы человек был новатором, а не очередным винтиком в уже существующей “неидеальной” системе. Если подводить итоги того каким должен быть педагог, то можно выделить несколько моментов. Педагог должен быть человеком, который приносит пользу. Его не стоит заставлять заводить какие-то взаимоотношения от которых нет толку, что бы он якобы не чувствовал себя ущербным.

И педагог не должен попадаться на это. Но многие конечно попадаются: и тратят время на других (когда, возможно, стоило бы потратить его на себя), встречаются с людьми, к которым толком ничего не испытывают, и даже заводят семьи — просто потому, что здесь так принято. Просто потому, что нужно бояться одиночества. И за всей этой бестолковой и бесплодной суетой как-то совершенно забывается простой факт: единственный человек, с которым ты проведёшь всю жизнь, — это ты сам. Поэтому так важно дать осознать себе, что ты личность! И все это может сделать только ты (педагог)! Если дать свободу действий, это наверно и будет идеальный образ педагога, который как уже было сказано выше станет личностью приносящей пользу, ведь еще Максим Горький говорил: “Человек-это звучит гордо!»

На примере этого сочинения мы видим, что действительно не хватает современному ученику (студенту колледжа). Здесь очень много проблем представлено, причем именно глазами самого студента. Стоит чаще обращаться к ученикам, предоставлять им возможность высказываться, улучшать тем самым процесс образования и воспитания. Ведь только тогда все принципы, заложенные Каменским и Выготским, будут работать. И только тогда мы сможем сделать образовательный процесс  таким, каким он должен быть в идеале – «взаимодействие педагога и учителя, построенное на уважении друг к другу».


[1] Странные выдумки о Макаренко. Гётц Хиллиг, приват-доцент истории педагогики Марбургского университета, вице-президент Международной макаренковской ассоциации, иностранный член АПН Украины и Российской академии образования, доктор философских наук, Германия // Альманах Макаренко, 2011, № 2. С. 150-155.

[2] Там же,  С. 154.

[3] Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М, 2003. С. 24.


Библиографический список
  1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М, 2003. С. 24.
  2. Странные выдумки о Макаренко. Гётц Хиллиг, приват-доцент истории педагогики Марбургского университета, вице-президент Международной макаренковской ассоциации, иностранный член АПН Украины и Российской академии образования, доктор философских наук, Германия // Альманах Макаренко, 2011, № 2. С. 154.


Все статьи автора «Титовская Оксана Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация