УДК 316.61

ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

Камнева Елена Владимировна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Управление персоналом и психология»

Аннотация
В статье рассматривается феномен прокрастинации как черта личности, и как ситуативная характеристика индивида. Автором представлены результаты психологического исследования взаимосвязи уровня выраженности прокрастинации и личностных особенностей в студенческом возрасте.

Ключевые слова: защита от стресса, особенности личности, прокрастинация, студенты, учебный процесс


MANIFESTATIONS OF PROCRASTINATION IN THE CONTEXT OF PERSONAL QUALITIES

Kamneva Elena Vladimirovna
Finance University under the Government of the Russian Federation
PhD in in Psychological Science, Associate Professor of Department «Personnel Management and Psychology»

Abstract
The article deals with the phenomenon of procrastination as a personality trait, and situational characteristics as the individual. The author presents the results of a psychological study the relationship of expression level of procrastination and personality characteristics in the student's age.

Keywords: learning process, personality traits, procrastination, stress protection, students


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Камнева Е.В. Проявления прокрастинации в контексте личностных качеств // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16227 (дата обращения: 21.11.2016).

Проблема «прокрастинации», под которой понимается тенденция сознательного откладывания выполнения необходимых дел «на потом», несмотря на то, что это может привести в будущем к определенным проблемам, существовала всегда и психологическая сущность обозначаемого этим понятием феномена знакома каждому, является относительно новой для российской психологии.

«Прокрастинация», как явление, интенсивно изучаемое в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого столетия в зарубежной психологии, в последнее время разрабатываться и в отечественной психологии [1] и как черта личности, и как ситуативная характеристика индивида [2]. Выделены следующие виды прокрастинации: как жизненная тактика; в принятии решений; невротическая; компульсивная и академическая. Также разделяют на два основных типа прокрастинации – расслабленный и напряженный тип прокрастинации [3].

Следует отметить, что прокрастинация достаточно часто рассматривается в качестве способа совладания со стрессом. Согласно мнению ряда авторов, наиболее значимыми факторами возникновения данного явления являются личностные особенности индивида и характеристики самого задания [4].

Согласно ряду исследований данного феномена, именно в учебном процессе возникают условия, которые могут привести к возникновению прокрастинации, приводящей к негативным последствиям. Образовательной средой вуза предъявляются высокие требования к временной самоорганизации студентов. Откладывание дел может привести к изменениям в различных сферах деятельности человека и значительно препятствовать самореализации личности [5]. Таким образом, прокрастинация является одним из факторов, которые порождающих проблемы в обучении [6].

Целью исследования стало выявление взаимосвязи уровня прокрастинации и личностных особенностей студентов.

В исследовании приняли участие 108 студентов первого курса Финансового университета. Возраст респондентов – 17-19 лет, из них – 54 юноши и 54 девушки.

В исследовании применялись: личностный опросник МакКрае – Коста («Большая пятерка») и авторская модификация опросника «Шкала студентов С. Лэя».

Следует отметить, что результаты, полученные при помощи опросника «Шкала студентов С. Лэя», располагаются в интервале от 51 до 87 баллов. Таким образом, в выборке присутствуют респонденты со средними значениями (74,2% респондентов), высокими значениями (18,5% респондентов) и очень высокими значениями прокрастинации (7,4% респондентов). Высокие значения по данной шкале свидетельствуют о свойстве респондентов — склонности к откладыванию дел «на потом», а низкие значения имеют связь с противоположном качеством — делать все «не мешкая», может быть, даже импульсивно.

Были выявлены взаимосвязи показателей прокрастинации студентов и их личностных качеств. Имеется прямая взаимосвязь показателей прокрастинации и показателей шкал «Доверчивость-подозрительность» (r=0,277; р≤0,05), «Проявление-избегание чувства вины» (r=0,268; р≤0,05). Таким образом, откладывание дел «на потом» свойственно респондентам с высоким уровнем доверчивости, позитивно воспринимающих людей, уверенных в их порядочности, искренности, и порядочности их действий, склонных к излишнему, возможно неоправданному доверию. Респонденты, имеющие высокие показатели прокрастинации более чувствительны к поощрению, чем к наказанию. Показатели прокрастинации имеют обратно пропорциональную зависимость со шкалами «Предусмотрительность–беспечность» (r=-0,44; р≤0,001) и «Настойчивость-отсутствие настойчивости» (r=-0,345; р≤0,01). Студенты, склонные выполнять задания несвоевременно, отличаются недобросовестным отношением к работе, отсутствием настойчивости в достижении цели. Таким образом, студенты с высоким уровнем прокрастинации более доверчивы, беспечны, им свойственно избегание чувства вины и отсутствие настойчивости в достижении целей.


Библиографический список
  1. Варвичева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 121–131.
  2. Киселева М.А. Особенности прокрастинации личности // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи. Cборник научных статей. Саратов, 2015. C. 31-34.
  3. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 2. С. 22-41.
  4. Камнева Е.В. Взаимосвязь личностных особенностей и прокрастинации в студенческом возрасте // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи. Cборник научных статей. Саратов, 2015. С. 79-82.
  5. Полевая М.В. Социальная ответственность и прокрастинация личности // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи. Cборник научных статей. Саратов, 2015. С. 40-43.
  6. Анненкова Н.В. Особенности профессиональных предпочтений студентов в контексте проблемы прокрастинации // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи. Cборник научных статей. Саратов, 2015. С. 75-79.


Все статьи автора «Камнева Елена Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация