УДК 101.1::316

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИИ ПРИНЦИПОВ В СТРУКТУРЕ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Печаткин Александр Сергеевич
Саранский Кооперативный Институт
аспирант

Аннотация
Статья посвящена исследованию формирования конструкции принципов в структуре эколого-правовой системы. Познание принципов в качестве теоретических конструкций эколого-правовой системы целесообразно рассматривать с позиции социально-философского знания, позволяющего расширить горизонт видения процессов правового регулирования в контекстуальном поле «субъект-объектных» отношений в социально-экологической области действительности. Мировоззренческие координаты преломления правовой составляющей системы социально-природного регулирования предстают активными, полифункциональными структурами и обладают существенным значением в преобразовании социально-природной системы.

Ключевые слова: конструкция, принцип, система, смысл, социально-экологическая регуляция, экология, эколого-правовая система, эколого-правовые принципы


SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF DESIGN PRINCIPLES IN THE STRUCTURE OF ENVIRONMENTAL LEGAL SYSTEM

Pechatkin Alexander Sergeevich
Saransk Cooperative Institute
Graduate student

Abstract
The article investigates the formation of the structure and the process of accumulation of meaning in the structure of ecological principles and legal system. Knowledge of the principles as theoretical constructs ecological and legal system should be considered in the position of socio-philosophical knowledge, allowing to expand the horizon of vision of regulatory processes in the contextual field of subject-object relations in the field of social and environmental reality. Ideological coordinates refractive component of the legal regulation of social and natural systems appear active, multifunctional structures and are essential in the transformation of social and natural systems.

Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Печаткин А.С. Социально-философский анализ конструкции принципов в структуре эколого-правовой системы // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16213 (дата обращения: 19.11.2016).

Принципы образуя сущностную логико-семантическую конструкцию правовой системы отражают социальные, экономические, политические, экологические условия бытия общества. В принципах концентрируются разнообразные социально-правовые координаты, соразмерности системных образований, представляющие самостоятельные конструктивные образования. Проблема значимости принципов в процессе регулирования, преломляется через специфику области приложения принципов (области регулирования).

Регулятивный процесс осуществляется посредством обращения к разного рода концептуальным образованиям, определенным образом скрепляющим на различных уровнях правовые системные образования. Так, правовые нормы регулирующие общественные отношения воспроизводят в своем содержании законодательную волю и в определенной мере требуют соответствия уровню общественной потребности, в качестве критерия для поддержания стабильности социально-правовой системы. Дистанцирование установившегося социально-правового порядка от естественно-правовых принципов, в различной степени интерпретируемых, и в различной мере непосредственно воспроизводимых, ведет к дестабилизации и провоцирует сдвиги сложившегося порядка функционирования системы регулирования. Ю.А. Гаврилова отмечает, что «… отсутствие культурно-ценностной детерминации может уменьшать функциональные возможности нормы права, а иногда и приводить к дистанцированности или отрицанию ее миром человека.» [1, с. 18].

Структурные образования эколого-правовой системы как относительно самостоятельные образования подсистемы социально-природного регулирования выступают катализаторами формирования идейных оснований социально-экологического характера и преобразования их в эколого-правовые принципы взаимодействия общества и природы. Структура эколого-правового принципа определенным образом зависима от структурных образований эколого-правовой системы. В качестве методологического базиса интерпретации этих взаимосвязей возможно представить картину социально-экологической действительности, выступающую интегративным выражением междисциплинарных исследований общества и природы, выводящую функциональные теоретические конструкции с соблюдением философского принципа – целостности рассмотрения объекта исследования.

Само понятие «конструкция» часто рассматривается как построение, искусственное воспроизведение определенного образца, замысла, идеи. Говоря о теоретических конструкциях, идеальных схемах понимания того или иного среза действительности, следует отметить их многовариативный характер истолкования. Конструктивные особенности эколого-правовых принципов в эколого-правовой системе раскрываются благодаря обращению к общей теории социально-природной регуляции, воспроизводящей из фрагментированных социально-экологических конструкций различных отраслей знания целостную систему. Философская область знаний позволяет в своей структуре перерабатывать исторически сложившиеся интеллектуальные традиции, концентрируя внимание на мировоззренческих вопросах, с дальнейшим переносом их на решение проблем современной цивилизации.

Эколого-правовое регулирование в комплексном характере принимаемых мер приведения социально-природных отношений в состояние баланса, устойчивости, приобретает целеполагающие установки, стремясь к всестороннему проявлению в различных сторонах общественной жизни, что задается естественным процессом социально-природного развития. В.И. Вернадский писал: «Стихийно, как проявление естественного процесса, создание ноосферы в ее полном проявлении будет осуществлено; рано ли, поздно ли оно станет целью государственной политики и социального строя. Это – процесс, корнями своими уходящий в глубь геологического времени, как это видно по эволюционному процессу создания мозга Homo sapiens» [2, с. 86].

В качестве примера нахождения устойчивых взаимосвязей принципа и структуры эколого-правовой системы возможно привести принцип сохранения биологического разнообразия. Структура принципа раскрывается в его трансляции в структуру эколого-правовой системы (законодательное закрепление влекущее общеобязательность исполнения) и абстрагировании сущностных качеств преломляющихся в структурных образованиях эколого-правовой системы, объединяемых на основании общих признаков и формирующих логико-семантическую целостность, образующую самостоятельную компоненту процесса регулирования. Так, в структуре принципа сохранения биологического разнообразия возможно выделить эколого-этическую составляющую нашедшую выражение в учении А. Швейцера «благоговение перед жизнью», представляющее этическое обоснование взаимоотношений человека и природы,  противопоставленное утилитарно-потребительскому отношению к природе.

Обращаясь к законодательно закрепленным положениям, следует рассмотреть нормативную систему эколого-правового регулирования, как сущностную составную эколого-правовой системы. В Федеральном Законе  от  10.01.2002  №7-ФЗ в статье 3 приводится в качестве основного принципа охраны окружающей среды «Сохранение биологического разнообразия» [3], что придает социально-экологическому положению юридическую силу и общеобязательность исполнения, формируя контуры функционально-смысловой конструкции. Функционально-смысловая конструкция принципа переносится на нижестоящие акты регулирования, преобразовываясь в целевых установках, области воздействия, степени конкретизации и некоторых других параметров эколого-правовой регуляции.

Международный уровень отражает глобальность и степень ответственности за общее планетарное будущее, обеспечение которого зависит от возможности консолидации усилий мирового сообщества и принятия природоохранных мер разнопланового характера. В Преамбуле Конвенции о биологическом разнообразии (1993) фиксируется: «Договаривающиеся Стороны, осознавая непреходящую ценность биологического разнообразия, а также экологическое, генетическое, социальное, экономическое, научное, воспитательное, культурное, рекреационное и эстетическое значение биологического разнообразия и его компонентов, сознавая также большое значение биологического разнообразия для эволюции и сохранения поддерживающих жизнь систем биосферы» [4]. Постановка проблемы сохранения биологического разнообразия на международном уровне и принятие соответствующих правовых актов, выступает предпосылкой трансформации национальных законодательств, затрагивая соответствующие уровни административно-правового обеспечения. При этом в отдельном ракурсе рассмотрения предстает реализация нормативных предписаний, приобретающая проблематический характер, в силу многофакторности процесса осуществления права (правовой реализации).  Своевременность и соответствие поставленных задач необходимому уровню адаптации многоуровневой структуры политико-правовых образований условиям существования социально-природной реальности требует восприятия прогностических программ, выявление соответствия установленной нормы и индикаторов ее реализации (с возможной последующей корректировкой), внедрение планового характера нормативного регулирования. Принятие решений на различном уровне регулирования (локальный, региональный, глобальный) зависит от множества неопределенностей, различных вариаций развития событий, информационного обеспечения, подходов к разрешению проблем, прогностических возможностей. Отдельно выделяются, более тяготеющие к социально-психологическим сторонам субъектов принятия решений: качества компетентности, морально-этические установки, мировоззренческие координаты. Соответствие принимаемых решений общей структуре возможных результатов, последствий в направлении наиболее приоритетного выбора, целевого достижения, предстает областью исследования, без учета закономерностей которой регулятивная деятельность утрачивает развитую прогностическую составляющую и приобретает непланомерный, стихийный характер. Общие закономерности процесса принятия решения, в той или иной области (многоотраслевой характер человеческой деятельности, ведет к спецификации принимаемых решений), определенным образом соотносятся со своими конкретными проявлениями. Г.И. Рузавин отмечает: «… построение модели принятия решения представляет собой творческий процесс, в котором приходится, с одной стороны, учитывать общие закономерности, которым подчиняются изучаемые явления, а с другой конкретные особенности их проявления.» [5, c. 86].

Обеспечение устойчивости социально-природной системы правовыми средствами требует комплексности, многовариативности процесса регулирования, по причине системного характера экологического кризиса. Меры по нахождению баланса между потребностями общества и возможностями обеспечения их природными ресурсами могут иметь как краткосрочный так и долгосрочный эффект. При этом следует учитывать законы взаимодействия общества и природы. Н.Ф. Реймерс в работе «Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы)» (1994) приводит следующие законы социальной экологии: правило социально-экологического равновесия, принцип культурного управления развитием, правило социально-экологического замещения, закон исторической (социально-экологической) необратимости, закон ноосферы В.И. Вернадского [6, с. 146]. Построение системы социально-природного регулирования базируется на основополагающих положениях, во многом определяющих ход выполнения задач стоящих перед обществом.

Эколого-правовые принципы выступают сущностной теоретической конструкцией в структуре эколого-правовой системы обеспечивающая ее интегративно-целостное рассмотрение с позиции социально-философского знания. Регулирование социально-экологической области общественных отношений осуществляется посредством многокомпонентной, сложно-структурированной, иерархически устроенной системы. Понимание эколого-правовых принципов в широком социально-экологическом контексте, способствует реализации интегративного подхода к построению общей теории социально-экологического регулирования. Обращение к социально-экологическим положениям в раскрытии смыслового содержания эколого-правовых принципов, способствует выработке целостной теории социально-природного регулирования.

Представляется правомерным утверждать, что проблема смыслового содержания регулятивных положений во многом связана с проблемой осмысления и отношения к ней, осознания и признания личной значимости, вовлеченности в процесс деятельности, соотносительности мировоззренческих координат, во всем спектре эмоциональных, волевых, интеллектуальных качеств человека. Связующим коллективных представлений о «должном» и сложившегося нормативно-регулятивного порядка выступают социально-правовые концепты. Ю.А. Гаврилова определяет базовые правовые концепты как: «исходный пункт многоступенчатого алгоритма права для удовлетворения потребностей и интересов как личности, так и общества, государства.» [1, с. 19]. В концептах выражена базовая, исходная, ценностная установка, представления о социально-правовом порядке, преломляющиеся через общую социально-культурную парадигму.

Необходимость целостной теоретической базы для обеспечения социально-экологической деятельности, способной объединить различные элементы: экологическое право, экологическая этика, экологическая политика и т.д. в единый корпус, концентрирующий в своей структуре разнообразные направления, учения, идеи, нормы, возникает исходя из процесса усложнения социально-природных отношений и как результата процесса научной интеграции, с параллельным процессом переноса множества экологических проблем в социально-гуманитарную область исследований.


Библиографический список
  1. Гаврилова, Ю.А. Концептологический анализ права / Ю.А. Гаврилова // Философия права. – 2013. – №2(57). – с. 18-20.
  2. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1991. – 271 с.
  3. Федеральный Закон  «Об охране окружающей среды»   от  10.01.2002  №7-ФЗ (ред. от 03.07.2016). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=200681  (дата обращения: 20.08.2016).
  4. Конвенция о биологическом разнообразии. Принята: Рио-де-Жанейро, 05.06.1992. Вступила в силу: 29.12.1993. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml (дата обращения: 20.08.2016).
  5. Рузавин, Г.И. Неопределенность, вероятность и прогноз / Г.И. Рузавин // Философский журнал. – 2009. – №2(3). – с. 77-92.
  6. Реймерс, Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н.Ф. Реймерс. – М.: Журнал «Россия Молодая», 1994. – 367 с.


Все статьи автора «Pechatkin Alexander»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация