УДК 338.48

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ВОДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА ПО РЕКАМ ТОБОЛ И ИРТЫШ

Першина Наталья Валентиновна
Тюменский государственный университет
кандидат экономических наук, доцент, преподаватель цикловой методической комиссии социально-информационных дисциплин

Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследования населенных пунктов, находящихся на пути следования водного туристического маршрута. Данные результаты являются основой реализации таких этапов разработки туристических маршрутов как исследование туристических ресурсов на протяжении маршрута и привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения. Делаются выводы о целесообразности включения отдельных населенных пунктов в водный туристический маршрут.

Ключевые слова: активный туризм, водный туризм, маркетинговые исследования, социально-экономические и инфраструктурные характеристики населенных пунктов, спортивный туризм, туристический маршрут, этапы разработки маршрута


SOCIO-ECONOMIC AND INFRASTRUCTURAL CHARACTERISTICS OF THE POPULATING AREAS, SITUATED ON THE WATER WAY TOURIST ROUTE ALONG THE TOBOL AND THE IRTYSH RIVERS

Pershina Natalia Valentinovna
Tyumen State University
candidate of economic sciences, associate Professor, teacher cyclic methodical commission of social and information sciences

Abstract
This article touches upon the results of the research, exploring populating areas, situated on the water way tourist route. The given results are the basis of working out such stages of the tourist routes as: researching of the tourist resources along the route and connection the route to the vital destinations. The article represents the conclusion of the purpose fullness of including certain populating areas into the water way tourist route.

Keywords: active tourism, marketing research, socio-economic and infrastructural characteristics of the populating areas, sports tourism, tourist route, water way tourism, working out stages of the route


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Першина Н.В. Социально-экономические и инфраструктурные характеристики населенных пунктов, находящихся на пути следования водного туристического маршрута по рекам Тобол и Иртыш // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16151 (дата обращения: 26.05.2017).

Активный туризм представляет собой путешествия, связанные с затратами физических сил туриста для передвижения по маршруту.  Он способствует укреплению здоровья путешественника, более тесному знакомству с богатым миром природы, дает возможность испытать свои силы  в сложных условиях.  С этим видом туризма тесно связан спортивный, который представляет собой занятия любимым видом спорта во время путешествия. Он включает в себя такие виды, как: пешеходный, водный, велосипедный, горный, спелеологический, парусный, лыжный и др. Водный туризм связан с преодолением маршрута по водной поверхности. Различают несколько его видов: сплав по рекам, рафтинг, парусный туризм, морской каякинг.  В настоящее время упомянутые виды туризма приобретают все большую популярность и в России и за рубежом.

В стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г.  туризм относят к  наиболее перспективным отраслям округа. Отмечается, что на его территории имеются перспективы дальнейшего развития спортивно-оздоровительного (летние, зимние виды спорта и активного отдыха) и охотничьего видов туризма.  В разделе, касающемся развития туристического потенциала Тюменской области, в стратегии обращается внимание на то, что интересным направлением может стать организация водных туров по рекам
Обь-Иртышского бассейна, включающих исторический, природный, этнографический и экологический туризм и охватывающих несколько регионов [1, с. 154].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 г.  и на перспективу до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области  от 25.05.2009 г. № 652-рп говорится о том, что одной  из  проблем, сказывающихся на развитии туристско-рекреационного комплекса в области, являются низкие темпы развития рынка оздоровительного, активного и других специализированных видов туризма, пользующихся спросом. Отмечаются также неразвитость туристских маршрутов и другие недостатки сферы туризма региона [2, с. 63].

В Государственной программе Тюменской области «Основные направления развития внутреннего и въездного туризма» до 2020 г. спортивный  и активный индивидуальный туризм отнесены к перспективным  видам. Они нуждаются в проведении дополнительных мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры, формирование и продвижение турпродукта [3, с. 1].

Таким образом, содержание основных документов, касающихся перспектив функционирования Уральского федерального округа и Тюменской области, позволяет нам говорить об актуальности развития активного, спортивного и в частности водного туризма на этих территориях. Увеличение количества предоставляемых услуг в рамках данных видов туризма будет способствовать расширению  туристского комплекса, росту дохода от этой деятельности, а значит и развитию экономики рассматриваемых регионов.

Несмотря на предпринимаемые  шаги для активизации указанных видов туризма, в настоящее время, на наш взгляд, они не стали важной составляющей туристской специализации Тюменской области. Особенно слабо развит водный туризм. Причины сложившейся ситуации, с нашей точки зрения, связаны с небольшим количеством разработанных туристических маршрутов, недостаточным вниманием к этому виду туризма со стороны  туристских фирм, низкой степенью его  коммерциализации, незначительной маркетинговой поддержкой,  не совсем благоприятными климатическими условиями, отсутствием исключительных по своей туристской привлекательности природных объектов и явлений. Тем не менее, перспективы у данного вида туризма в Тюменской области есть.

Необходимым условием развития водного туризма в Тюменской области является создание новых туристических маршрутов. Выделяют следующие этапы разработки маршрута: исследование туристских ресурсов на  протяжении маршрута, проведение маркетинговых исследований рынка, определение типа маршрута, построение эскизной модели тура, привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения, разработка схемы безопасности, разработка паспорта маршрута, его согласование с соответствующими службами контроля, пробное прохождение и внесение необходимых изменений, утверждение паспорта маршрута.  Тщательное их выполнение позволит разработать конкурентоспособный туристский продукт, который будет востребован потребителями.

Разрабатываемый группой исследователей водный туристический маршрут проходит по рекам Тобол и Иртыш. По пути следования расположены  населенные пункты: Гилёво, Березов яр, Иевлево, Караульнояр, Бочалино, Аксарино, Липовка, Сорокино, Карачино, Русские медянки, Тахтаир, Ушарово, Бекеревка, Кориково, Беломоино, Тренино, Дурынино, Веснино, Марково, Сузгун, микрорайон Иртышский г. Тобольска и др.  В них возможны: организация стоянок туристов с  выходом на берег, пополнение запасов пищи и воды, получение необходимых услуг от населения, экстренной помощи, а также ознакомление с достопримечательностями населенных пунктов. Поэтому, для разработки водного туристического маршрута  важно знать, в первую очередь, их  социально-экономические характеристики, инфраструктуру. Данный анализ поможет выделить наиболее оптимальные места стоянок по пути  следования туристов.

Для изучения туристских ресурсов на  протяжении водного маршрута   группой исследователей была проведена экспедиция по указанным населенным пунктам. Методами сбора информации стали: наблюдение, устные интервью с работниками администрации,  жителями населенных пунктов, письменный опрос с использованием разработанных авторами исследования анкет. Процесс создания качественной анкеты при проведении маркетинговых исследований требует от составителя не только соответствующих знаний, но и применения его интуиции, творческого подхода. Для разработки качественного опросника необходимо осуществить следующие действия: определение характера требуемой информации, вида анкеты, метода проведения опроса, содержания конкретных вопросов, формы ответа на конкретные вопросы, формулировки каждого вопроса, последовательности вопросов, физических характеристик анкеты, перепроверка предыдущих действий, одобрение со стороны заказчика, предварительное тестирование анкеты [4, с. 55-56].

Созданная нами анкета предназначена для комплексной характеристики пригодности исследуемых населенных пунктов при реализации разрабатываемого водного туристического маршрута и  включает шесть блоков вопросов:  первый – о респонденте; второй –  об отношении к туристам; третий –  об экономических и инфраструктурных условиях; четвертый – об экологических, природных особенностях местности; пятый – об исторических характеристиках, легендах; шестой -  о развитии народных промыслов в исследуемых населенных пунктах. Письменный опрос проводился с использованием метода простой случайной пятипроцентной выборки.

Общая социально-экономическая характеристика всех указанных населенных пунктов, по результатам проведенной экспедиции (кроме поселка Сузгун и

микрорайона Иртышский г. Тобольска) включает следующие показатели:

- высокая доля  пенсионеров в структуре  населения;

- крайне ограниченные возможности для трудоустройства, его узкая специализация (работа  в учреждениях и организациях инфраструктуры населенных пунктов, в сфере сельского хозяйства,  продажа молока, ягод, грибов);

-  высокая безработица;

- средняя заработная плата пять-семь тысяч рублей.

Инфраструктурные характеристики обследуемых поселений следующие:

- в каждом населенном пункте есть хотя бы один магазин, обычно смешанных товаров с довольно скудным ассортиментом (несколько наименований колбас, хлебных изделий, крупы, чай, кофе, конфеты, хозяйственные товары, иногда одежда, обувь), цены на мясные изделия несколько выше, чем в городе, на хлеб – ниже;

- дороги в достаточно хорошем состоянии (покрытие асфальт, в некоторых случаях плиты и гравий);

- почти все населенные пункты соединены автобусным сообщением;

- в более крупных поселениях  есть аптека, почта, клуб, библиотека, школа, детский сад, пожарный и милицейский пункты, водопровод, газ, частные колодцы;

- во всех обследуемых населенных  пунктах проведено электричество;

- низкая вовлеченность населения в изготовление изделий народных промыслов, скудность их видов;

- отсутствие объектов питания и размещения туристов;

- скудность историко – культурных объектов (часто встречаются памятники участникам Великой Отечественной войны, церкви в основном утрачены).

Отношение местных жителей к туристам выражается в том, что:

-  в исследуемые населенные пункты организованные туристы не приезжают,  бывают в основном жители Тюмени, Кургана и других близлежащих городов  с целями рыбалки, охоты;

- население в основном положительно относится к туристам (готовы предоставить за плату услуги бани, продукты и др.);

-  встречаются единичные мнения об отрицательном отношении к туристам, загрязняющим природу [5, с. 118-119].

Остановимся подробней на характеристике инфраструктуры некоторых населенных пунктов, находящихся на пути следования водного туристического маршрута.  Наиболее интересным с точки зрения социально-экономических, инфраструктурных и других характеристик является село Гилёво Гилёвского сельского поселения. В Гилёвское сельское поселение входят село Гилёво,  деревни Березов Яр, Дуброво, Бачкун. Численность жителей поселения на момент проведения исследования составляла около 700 человек.  В селе Гилёво  есть фельдшерско – акушерский пункт, аптека, почта, центр культуры и досуга, школа, детский сад, две скважины, водопровод, газ, электричество, частные колодцы. В селе встречаются асфальтовые,  покрытые плитами и иногда грунтовые дороги.  В населённом пункте функционируют четыре магазина, из которых  два – смешанных товаров, один – промышленных  и остальные продовольственные. Есть небольшой рынок непродовольственных товаров. Недалеко от администрации сельского поселения находится магазин «Товары повседневного спроса». Ассортимент товаров смешанный, типичный для остальных сельских магазинов.

Внешний вид строений в селе аккуратный, есть дома коттеджного типа, что говорит о наличии  зажиточных   селян. Однако социально-экономические характеристики в основном типичны для анализируемых поселений. Средняя заработная плата низкая, не превышает десяти тысяч рублей. Возможности для трудоустройства ограничены сельским хозяйством, в том числе работой  в  ООО «Агрофирма – Междуречье», социальной сферой. Молодежь стремится устроиться на нефтеперекачивающую станцию в село Ярково, где заработная плата составляет тридцать тысяч рублей. Пункты размещения и питания для туристов отсутствуют. Из народных промыслов  осуществляется плетение корзин, резьба по дереву. Однако ими занимается один мастер. Среди женщин широко распространено вязание.

Достопримечательностью села является Богоявленская церковь, построенная в XIX веке, требующая реставрационных работ. В селе родились два  Героя Советского Союза Ф.П. Пуртов и И.Н. Уткин. Сельская школа носит имя Ильи Никифоровича Уткина. В ней есть небольшой музей и экспонаты, связанные с семьей И.Н. Уткина и с историей школы. Перед школой находится  памятник  героям Великой Отечественной войны.

Другим интересным объектом на пути следования водного туристического маршрута является поселок Иевлево.  Иевлевское сельское поселение включает поселки Иевлево, Варваринский, село Новоселово, деревни Чеганова, Плавнова, Ганихино, Варвара, Первомаевка. Администрация поселения находится в поселке Иевлево.  В период проведения исследования в нём проживало около 400 человек.  Большинство населения русские пенсионного возраста. Уровень доходов составляет  до десяти тысяч рублей. Специализация трудоустройства такая же, как и в других обследованных населенных пунктах: работа в сельском хозяйстве (ООО «Агропром») и на предприятиях инфраструктуры.  Иевлево имеет богатую историю, связанную с именами известных личностей. Создано село в 1648 г. Оно стоит на старинном сибирском тракте.  В XVIII в. в селе функционировала пересыльная тюрьма. Во второй половине  XIX в. в нём была построена деревянно-каменная церковь Михаила Архангела. В селе останавливались царь Николай II, А.Н. Радищев, польские ссыльные. В  XX в. рядом с селом проходили ожесточенные бои красной армии с подразделениями А.В. Колчака.

Современная инфраструктура поселка Иевлево включает медпункт с аптекой, клуб, библиотеку, почту, детский сад, водопровод, газ, электричество, телефонную связь, частные колодцы, три магазина. Школ в посёлке нет. Они находятся в близлежащих населённых пунктах – в селе Новоселово и в деревне Варвара. Столовые, кафе, бары на территории  посёлка отсутствуют. Дороги в поселении в основном  асфальтовые. Они содержатся в хорошем состоянии. На территории населенного пункта расположены объекты подвижной радиотелефонной связи «Билайн» ООО «Вымпел коммуникация». Ассортимент магазинов смешанный. Недалеко от администрации поселения находится магазин «Валентина». Ассортимент товаров включает продукты, одежду, обувь, бытовую химию и товары личной гигиены. В продуктовый перечень входят несколько видов колбасных  изделий и мясные полуфабрикаты  (свинина, говяжья печень, курица), хлеб белый и черный и др.

На территории поселка находятся памятник героям гражданской войны и стела погибшим в Великой Отечественной войне. Из народных промыслов развиты вышивание, вязание, резьба по дереву. Старинная церковь утрачена.

Интересным с точки зрения туризма является населенный пункт Липовка. Хотя его социально-экономические характеристики очень низкие. Деревня  маленькая. Дома в ней выглядят ветхими. В населённом пункте проживает всего 34 человека, в основном пенсионеры. Работы для трудоспособного населения нет. Из объектов инфраструктуры в деревне есть электричество, печное отопление, скважина, водопровод, частные колодцы. Дороги в населенном пункте грунтовые. Достоинствами местности являются красота природы,  наличие отреставрированной церкви, удобный причал. Члены тюменского туристического клуба «Азимут» уже использовали этот объект для стоянок групп. Существуют сведения, что в этом месте останавливался царь  Николай II. На высоком берегу стоит церковь Богоявления Господня, построенная в 1807 г.  Создано подворье Абалакского монастыря, приют, в котором можно бесплатно остановиться на ночлег, построен архиерейский дом [6, с. 91-92].

Все рассмотренные поселения относятся к Ярковскому району Тюменской области, находящемуся в юго-западной её части. С точки зрения туризма основными достопримечательностями территории, кроме рассмотренных,  являются:  частный музей Григория Распутина в селе Покровское; некрополь «Астана» суфийского шейха Дауда из Кандагара, внедрявшего в средневековье ислам; более двадцати городищ, принадлежащих к эпохе Бронзового века; заказники «Иевлевский» и «Таповский», памятники природы «Боровский», «Озёрный», «Пихтовый лес», «Южаковский»; минеральные источники в сёлах Дубровное, Покровское и др. По данным администрации района его привлекательность для посещения туристов  составляет 46% [7, с. 1].

Остальные исследуемые населённые пункты (кроме поселка Сузгун и микрорайона Иртышский г. Тобольска) оказались, с нашей точки зрения, в меньшей степени пригодными для включения в разрабатываемый водный маршрут.  

Таким образом, рассмотрев социально-экономические и инфраструктурные характеристики описанных и других  населенных пунктов, находящихся на пути следования водного туристического маршрута по рекам Тобол и Иртыш, на наш взгляд, можно сделать следующие выводы:

-  общие социально-экономические и инфраструктурные характеристики населенных пунктов достаточны для снабжения участников тура продуктами, водой, оказания первой медицинской помощи, поддержания связи и др.;

- отрицательным моментом является полное отсутствие туристской инфраструктуры (гостиниц, кафе, магазинов туристских сувениров и др.), однако, при организации походов, на наш взгляд,  эти объекты можно заменить услугами местных жителей, которые в ходе проведенного опроса изъявили желание их предоставлять;

- особенность населенных пунктов – малое количество объектов туристского показа и плохое состояние имеющихся;

- в связи с низкими доходами и высокой безработицей жителям населенных пунктов выгодно оказывать различные услуги  туристам за плату, так как в результате будут расти их доходы;

- реализация водного туристического маршрута будет способствовать  сохранению историко-культурного наследия населенных пунктов, развитию их инфраструктуры, росту культуры местного населения;

- с нашей точки зрения,  наиболее подходят для организации стоянок на пути водного туристического маршрута село Гилево и поселок Иевлево Ярковского муниципального района Тюменской области, можно выделить также и деревню Липовка, хотя её социально-экономические  и инфраструктурные характеристики довольно низкие.


Библиографический список
  1. Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г., утверждена распоряжением Правительства РФ от 6 октября  2011 г. №1757-р. Екатеринбург, 2011.  196 с.
  2. Концепция  долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Тюменской области от 25.05.2009 г. № 652-рп.  Тюмень, 2009. 100 с.
  3. Государственная программа Тюменской области «Основные направления развития внутреннего и въездного туризма» до 2020 г. утверждена постановлением Правительства Тюменской области № 686-п от 22.12.2014. Тюмень, 2014; Деловой портал правительства Тюменской области. URL:  http:// http://www.tyumen-region.ru/tourism/gosprogram/ (дата обращения: 29.07.2016).
  4. Першина Н.В. Формирование и развитие инвестиционных процессов на промышленных предприятиях: дис. …канд. экон. наук: 08.00.05.  Омск, 2004. 189 с.
  5. Перспективы развития водного туризма в Тюменской области: Монография / Г.И. Семенова, Г.Г. Тихонов, Ю.В. Яковых, Т.В. Третьякова, Н.В. Першина.  Тобольск: ТГСПА, 2013.  204 с.
  6. Организаторам плановых спортивно-оздоровительных водных туристских маршрутов: Методическое пособие / Г.Г. Тихонов, Ю.В. Яковых, Г.И. Семенова, Н.В. Першина, Е.А. Панишев. Тобольск: ТГСПА, 2013.  212 с.
  7. Официальный сайт Ярковского муниципального района. URL:  http:// yarkovo.admtyumen.ru/mo/yarkovo/ about_OMSU/ more. htm ? id_10532296 (дата обращения: 31.07.2016).


Все статьи автора «Першина Наталья Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: