УДК 81.42

ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ: СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТКРЫТЫХ ПИСЕМ (ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТА «ПИСЬМА ПРЕЗИДЕНТУ»)

Якунина Марина Леонидовна
Хакасский государственный университет
аспирант кафедры стилистики русского языка и журналистики Института филологии и межкультурной коммуникации учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей «Эврика» г. Саяногорска, п. Черёмушки Республики Хакасия

Аннотация
В статье рассматриваются некоторые особенности синтаксиса интернет-коммуникации на примере открытых писем Президенту. При анализе эпистолярных текстов выявлены характерные для большинства авторов писем черты построения предикативных единиц и их взаимосвязь, прочие регулятивные средства. В ходе исследования выявлено, что при помощи указанных синтаксических средств создаётся имитация устной разговорной речи.

Ключевые слова: имитация устной разговорной речи., интернет-дискурс, интернет-коммуникация, открытые письма, средства синтаксиса, эпистолярные тексты


INTERNET COMMUNICATION: SYNTACTIC FEATURES OF OPEN LETTERS (ON MATERIALS OF THE WEBSITE "LETTERS TO THE PRESIDENT")

Yakunina Marina Leonidovna
Khakass state university
graduate student of department of stylistics of Russian and journalism, Institute of philology and cross-cultural communication

Abstract
In article some features of syntax of Internet communication on the example of open letters to the President are considered. In the analysis of epistolary texts lines of creation of predicative units, characteristic of most of authors of letters, and their interrelation, other regulatory means are revealed. During research it is revealed that by means of the specified syntactic means imitation of oral informal conversation is created.

Рубрика: Лингвистика

Библиографическая ссылка на статью:
Якунина М.Л. Интернет-коммуникация: синтаксические особенности открытых писем (по материалам сайта «Письма Президенту») // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16080 (дата обращения: 27.05.2017).

Предметом нашего исследования являются регулятивные структуры текстов интернет-дискурса, представленного в интернет-коммуникации (далее ИК), синтаксические структуры, которые помогают «осуществлять знаковое управление деятельностью реципиента (адресата) соотносительно деятельности автора» (адресанта) [1]. Материалом  исследования послужили эпистолярные тексты (далее ЭТ) – открытые письма сайта «Письма Президенту»  (http://pisma-prezidentu.ru/).

Регулятивность, по определению Н.С. Болотновой, напрямую связана с познавательной деятельностью автора (адресанта), которая организуется через различные средства текста. Регулятивная функция текста «заключается в его способности управлять читательским восприятием и интерпретационной деятельностью благодаря особому отбору и организации текста в соответствии с авторской интенцией» [2, с.25].

А. В. Курьянович подчёркивает, что тексты эпистолярного жанра обладают огромным регулятивным потенциалом, выражающемся как в общих текстообразующих закономерностях, так и в особенных правилах, свойственных сфере эпистолярной коммуникации. К таким относятся следующие специфические факторы: дистанцированность адресата и адресанта, исключительно письменная форма общения, целевая авторская установка, ситуативный и тематический контекст и т.п. Эпистолярий функционирует в разных сферах бытования языка, что говорит о его полидискурсивности и стилевой гибкости, за счёт чего развивается ряд гибридных свойств и создаются условия для особенного проявления ими своего регулятивного потенциала [3, С.126].

Открытые письма (далее ОП) Президенту уже становились предметом нашего исследования (см. Якунина, Пекарская 2016 [4], Якунина 2016 [5, 6]). Указанные ОП ранее рассматривались нами как отдельный жанр со своими особенностями. В ходе исследования доказано, что жанр в настоящее время эволюционировал. «Изменения произошли как в содержании (тематика, речевая интенция, функция текста и др. признаки), так и в проявлениях формы: композиция, стиль и т.п.» Нами составлена классификация ОП, в основе которой лежит понятие о ключевой интенции, а также были выявлены некоторые несоответствия при выделении поджанров ОП, которые связаны с иллокуцией и некоторыми функциями ЭТ.

Уточним цель исследования в представленной статье: опираясь на теорию регулятивности, описать использование регулятивных структур в ОП рядовых носителей языка.  Мы выдвигаем гипотезу, что анализ данных ЭТ позволит провести наблюдение за устройством дискурсивных практик при реализации современного эпистолярия, что возможно, по нашему мнению, так как ЭТ сайта «Письма Президенту» публикуются без редакторской правки, за исключением минимальной модерации (проверка на наличие ненормативной лексики, угроз, оскорбляющих не только адресата, но и потенциальных читателей – пользователей Сети), что обеспечивает чистоту эксперимента. В качестве языкового материала служат 500 текстов, отобранных методом сплошной выборки, в данной статье представлены примеры из 24-х ЭТ, датируемых с 23 ноября 2015 г. по 3 декабря 2015 г. (Электронный ресурс http://pisma-prezidentu.ru/home/next/7. Дата обращения 12.03.2016 г.).

Для достижения цели определены следующие задачи: выделить регулятивные средства  на уровне элементов синтаксиса текста, определить доминанты регулятивности (преобладающие регулятивные средства).

По замечанию А.В.Курьянович, с точки зрения регулятивности, для создания прагматического фона огромную роль играют эпистолярные вопросы, направленные  на конкретного адресата.

Исследуемые нами тексты также адресованы конкретному человеку, на что прямо указывает название ресурса «Письма Президенту», однако в ходе исследования получен следующий результат: ОП зачастую имеют не определённого адресата, а коллективного, так как пишущий в большинстве случаев подразумевает, что письмо может быть вовсе не прочитано тем, кому адресовано лично, или станет предметом внимания любого интернет-пользователя, «зашедшего» на данную страницу сайта.

«Сам факт публикации письма в Интернете говорит о возможной ориентации на широкое ознакомление с проблемами адресанта» [10].

Приведём примеры эпистолярных вопросов из нашего языкового материала. Примечание: авторские особенности написания (стиль, орфография, пунктуация) сохранены. Примеры-иллюстрации из ЭТ выделены курсивом, нумерация соответствует порядку ЭТ в нашей выборке.

Таблица 1. Эпистолярные вопросы

Вопросительные предложения Пояснение
1 ЭТ. «А как же призывы Правительства России? Или у чиновников Уфы своё личное государство, своя власть, которая никому не подчиняется? … Это, на каком уровне должна быть коррупция, что этим чиновникам проходит всё безнаказанно?»

Вопрос-обвинение

1 ЭТ. «Подскажите, пожалуйста, могу ли я как-то упрощенно получить гражданство РФ?»

Конкретный вопрос

5 ЭТ. «Как с этим жить? (заголовок) … и как могли меня 24.10.2015 в 2 часа ночи остановить и я утром пошёл в гаи и мне дали бумагу что я могу забрать машину? Права я отдал сегодня теперь я без работы у меня кредит и как жить вот вопрос теперь???»

Вопрос-возмущение

6 ЭТ. «Неужели наши дети остануться без этого сказочного праздника ?»

Конкретный вопрос

7 ЭТ. «Базекин тоже позвонили другому Ковваль на мой вопрос что нам делать ?? замерзать до трупа ??? на что трубку просто бросили и все мы ушли из вагона и поехали домой 22 февраля нас трясло так что зуб на зуб попасть не мог ,это и понятно 15 часов в минусовой тимпиратуре как мы не замерзли вообще ?? ..смешная страна -парализованному человеку дают рабочую группу и при этом дают бесплатные подгузники а зачем мне бесплатно их давать если я могу работать?  «…» помогите подать на них в суд??? и восстановить справедливость, т.к. я парализована до сих пор инет т денег для подачи в суд что я могу сделпать в своей ситуации????»

Вопрос-просьба о помощи

8 ЭТ. «Что будет дальше? Сколько мне еще мучиться от его действий? Что он еще придумает чтобы просто извести меня? «…» Владимир Владимирович- какой выход видите Вы из этой ситуации???»

Вопрос-просьба совета

14 ЭТ. «А честно разве отработаешь эту ссуду за свою жизнь в деревне? Вспоминаю книги Василия Белова, как трудно в деревне было в войну, после войны, а что изменилось через 70 лет? Тогда пшеница колосилась и радостно было смотреть на поля. А сейчас все поля заросли бурьяном. Извечные вопросы: кто виноват и что делать? Кто на них ответит? Ведь есть же у нас Министерство сельского хозяйства. Может они попытаются решить эту проблему? «…» Но ведь кто такие законы примет?»

Риторический вопрос с обвинением

15 ЭТ. «почему такие условия?для кого они предназначены?как быть молодым семьям?»

Риторический вопрос с обвинением

16 ЭТ. «Кто возьмёт ответственность за трудоустройство граждан предпенсионного возраста? «…» Работать с людьми всегда тяжело, зачем необоснованно подвергать стрессу работников, если есть телефоны горячей линии для народного контроля?»

Риторический вопрос + Конкретный вопрос

17 ЭТ. «разве такое может быть?»

Риторический вопрос

18 ЭТ. [жена фермера проживающего в д. Розенталь, была директором школы которая в дальнейшем была ими выкуплена за бесценок под мол. завод], «а где же ОН?»

Риторический вопрос

22 ЭТ. «не уж-то Вы не догадливый такой, что не знаете как это все прекратить?»

Вопрос-обвинение

23 ЭТ. «Финансирование ??? Министр здравоохранения ??? Правительство ??? КТО, или ЧТО развалил и разваливает нашу медицину ?» Вопрос-обвинение
24 ЭТ. «Как можно разрешить эту ситуацию?» Вопрос-просьба совета

Вывод можно сделать следующий: из 24 текстов 14 содержат  те или иные виды вопросов. Следовательно, 10 ЭТ не содержат предложений указанного типа, что составляет 59 и 41 % соответственно. Определённая часть вопросов – 43 % – содержит инвективу, прямое или косвенное обвинение в сложившейся тяжелой для адресанта ситуации. Таким образом, становится очевидно расхождение с классическими ЭТ, в которых эпистолярные вопросы крайне важны для регулятивного функционала. Как правило, адресант ОП сосредоточен на своих проблемах и, не находя иной возможности их разрешить, пытается использовать все шансы, во-первых, «выговориться», во-вторых, «сообщить куда следует» в надежде получить реакцию на своё сообщение, жалобу или просьбу.

Анализ односоставных  именных (вокативных) предложений показал специфичность «открытых писем» как жанра ИК: сайт «Письма Президенту», с одной стороны, в понимании адресанта воспринимается как официальный  ресурс, следовательно, используется шаблонная фраза. Отсутствие обращения (необходимой этикетной формы) в некоторых случаях объясняется содержанием (инвектива), общей тональностью тела письма (высокая нота нервного напряжения – отражено в заглавии ЭТ 5), а также низким уровнем общей речевой культуры.

Пример. ЭТ 5.

«Как с этим жить? (заголовок)

25 ноября был суд типа меня остановили пьяным за рулём. В суде я говорил что я был трезв и что мне сотрудники дпс не дали прочитать протокол а сказали что прочитаешь как подпишешь, так же в суде сказали что не обязательно подписи понятых в протоколе сотрудника дпс а в судебном протоколе у меня написано что доказательство есть понятых и что их подписи присутствуют. и как могли меня 24.10.2015 в 2 часа ночи остановить и я утром пошёл в гаи и мне дали бумагу что я могу забрать машину? Права я отдал сегодня теперь я без работы у меня кредит и как жить вот вопрос теперь??? А я не пью совсем я всегда пропускаю пешеходов, автобусы с остановки и машины которые типа спешат. Что мне теперь делать я не знаю мама на пенсии, работу найти сейчас очень трудно а я ещё на четвёртом курсе в инстетуте. Как говориться большое спасибо Президенту я Москвич с рождения как я понимаю он своих губит а чужих забирает.Значит Москвичи ему не нужны. Моисеев Дмитрий Дмитриевич. 2 декабря 2015 г.»

Из теста письма и заголовка явно эксплицируется крайнее нервное возбуждение автора, цель ОП заключается исключительно в снятии психологического напряжения, так как для разбора официальной жалобы на неправомерные действия сотрудников ГАИ недостаточно фактологической базы.

Другим распространенным синтаксическим средством является способ построения предложений. Во многих ОП игнорируется пунктуация, в некоторых из-за отсутствия необходимых знаков не прослеживается чёткое разделение предикативных единиц. Зачастую обратный порядок слов, постпозитивное использование подлежащего по отношению к предикату-сказуемому, парцелляция и короткие («рубленые») предложения-фразы имитируют устную разговорную речь. Приведём примеры.

3 ЭТ. Здравствуйте Владимир Владимирович! Или тот,кто это читает. Я писать много не буду «…»

4 ЭТ. Прошу обратить внимание и… Как-то помочь с этой проблемой «…»

5 ЭТ. «…» А я не пью совсем «…»

8 ЭТ. «…» В разводе. В данный момент не работаю. Без определенного места жительства. Без прописки…. У меня не было денег на качественную юридическую помощь так как ушла от него – забрав только свои личные вещи и документы. Да и еще в шоковом состоянии от потери родного человека… Сейчас мне нужно какое то жилье- чтобы я могла собрать все свои силы и начать жизнь заново. Потихонечку двигаться вперед… Именно сейчас мне нужна единовременная финансовая помощь в размере 100.000 руб. Либо финансовая помощь в большом размере от государства- чтобы открыть приют для женщин- оказавшихся в подобной ситуации. С этим я справлюсь. Так как сама пережила все это «…» Еще и крайней окажусь.Обвинят в клевете и посадят. Все такие чистые и неприкосновенные… Бывший муж не только отнял у меня все- выписал в никуда. Оставил бомжом. … Отписки и и нежелание что либо делать. Перекладывание своих полномочий на других лиц… Вы президент страны в которой я живу. И Вы живете.

Анализируемый материал чётко показывает, что, обращаясь к Президенту, адресанты видят в нем в большей степени человека, с которым можно вести доверительную беседу, нежели официальное лицо, наделённое высшими полномочиями власти, несмотря на ссылки на статус адресата имеются практически в каждом ЭТ.

Адресанты активно используют вводные конструкции для указания на источник мысли и её упорядочения. Примеры:

1 ЭТ. «…» Как отмечают пермяки, надо улучшать условия жизни людей, а не загонять их снова в четыре стены с несколькими соседями «…»

3 ЭТ.  «…» Я думаю,по телефону я все расскажу,более подробно «…»

5 ЭТ. «…» Как говориться большое спасибо Президенту я Москвич с рождения… Значит Москвичи ему не нужны.

Довольно частотны в ЭТ приёмы умолчания, которые выражены постановкой многоточия и неполной конструкцией предложения (4 ЭТ) и другими знаками (предложение 8 ЭТ требует расчленения).

4 ЭТ. Если бы я был один…

8 ЭТ. Вопрос о том что Президент России- решая вопросы мирового уровня не в силах решить вопрос одного человека- гражданина своего государства- без комментариев.

Крайне редко встречаются предложения с причастными и деепричастными оборотами.

Общий вывод: электронная форма влияет на содержание. Благодаря кажущейся доступности общения, меняется общая тональность в сторону откровенности. Именно это, по мнению автора письма, должно в большей степени воздействовать на адресата. Об эстетическом воздействии адресанты, как правило, не задумываются (оформление текста и стилистика автором тщательно не редактируется).

Таким образом, авторы ОП сайта «Письма Президенту» слабо управляют регистром переключения официальный/неофициальный стиль, не акцентируют внимание на качестве речи, следовательно в большинстве случаев недоходчиво доносят основную мысль своего сообщения, не вызывают адекватную активную ответную реакцию у потенциальных читателей, что отражено в небольшом количестве комментариев к ОП.

В заключение, вслед за А.В.Курьянович, утверждаем, что «значимыми лингвистическими средствами, эксплицирующими регулятивную функцию в письмах, являются синтаксические средства и структуры» [3].


Библиографический список
  1. Сидоров Е.В. Онтология дискурса. М.: Издательство ЛКИ, 2009. 232 с.
  2. Якобсон Р.О.  Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». Сб. статей. М., 1975. С.193-230.
  3. Курьянович А. В. Особенности синтаксического строя писем представителей русской творческой интеллигенции  ХХ века в аспекте регулятивности // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. 6 (159). С.126 -132.
  4. Якунина М.Л., Пекарская И.В. «Открытые письма» как эпистолярный жанр интернет-коммуникации (на материале сайта «Письма Президенту»). Язык и культура. 2016. № 1 (33). С. 111-128.
  5.  Якунина М.Л. Жанр «открытого письма» в интернет-коммуникации // Научные открытия в эпоху глобализации // Сборник статей Международной научно-практической конференции. Саратов. 13 января 2016 г. Изд-во «ОМЕГА САЙНС». С. 110-115.
  6.  Якунина М. Л. Развитие жанра «открытого письма» в интернет-коммуникации как проявление гуманизации современного мультимедийного мира // Гуманизация информационного пространства в контексте диалога культур. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения первого декана факультета журналистики Казанского университета Флорида Агзамова (11 февраля 2016 г., г. Казань) [Электронный ресурс] / под ред. В.З. Гарифуллина; сост. Р.Л. Зайни. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. –  с. 296 – 305.


Все статьи автора «Якунина Марина Леонидовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: