УДК 37.032

РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Хан Ольга Николаевна
Уральский государственный университет путей сообщения
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и межкультурные коммуникации»

Аннотация
Данная статья посвящена роли коммуникативной компетентности равноправных участников образовательного процесса – студента и преподавателя – в процессе социализации. Социализация рассматривается как формирование активной жизненной позиции, способствующее успешному профессиональному становлению личности, которое невозможно без включения в совместную деятельность в процессе обучения. Особенно важной становится проблема овладения навыками эффективного общения, бесконфликтной коммуникации, умение управлять конфликтом: способность увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить и осуществить направляющие действия по ее разрешению. В статье рассматривается еще один аспект формирования коммуникативной компетентности студентов – совершенствование их языковой и риторической компетентности в процессе освоения дисциплин «Русский язык и культура речи», «Риторика». В статье подчеркивается, что для успешной социализации необходимо, чтобы оба равноправных субъекта процесса образования были готовы к изменению традиционных отношений между ними, к постоянному самосовершенствованию, обучению, поиску оптимальных путей решения возникающих проблем.

Ключевые слова: бесконфликтная коммуникация, взаимодействие, диалог, Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативная компетентность, рефлексия, риторическая компетентность., самостоятельная реферативно-исследовательская деятельность, социализация, языковая компетентность


THE ROLE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE TEACHER AND THE STUDENT AT THE TECHNICAL UNIVERSITY IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION

Khan Olga Nikolaevna
Ural State University of Railway Transport
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of «Foreign languages and intercultural communications»

Abstract
This article focuses on the role of communicative competence equal participants of educational process – students and teachers – in the process of socialization. Socialization is considered as the formation of active life position, promoting successful professional formation of the personality, which is impossible without the inclusion in the joint activity in the learning process. Especially important is the problem of mastering effective communication skills, conflict-free communications, ability to manage conflict ability to see a conflict situation, to comprehend and implement the guide of action for its resolution. The article discusses one aspect of communicative competence formation of students improving their linguistic and rhetorical competency in the process of development of subjects "Russian language and culture of speech", "Rhetoric". The article emphasizes that successful socialization requires that both equal subjects of the educational process was ready to change the traditional relations between them, for continuous improvement, training, and finding optimal ways to solve problems.

Keywords: communicative competence, conflict-free communication, dialogue, interaction, linguistic competence, reflection, rhetorical competence, self-refereed research paper, socialization


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Хан О.Н. Роль коммуникативной компетентности преподавателя и студента технического вуза в процессе социализации // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16063 (дата обращения: 20.11.2016).

Проблема включения молодежи в систему общечеловеческих ценностей, обновление парадигмы взаимоотношений в современном обществе, когда  однонаправленное воздействие руководящих структур на подчиненные  переросло во взаимодействие, требующее не беспрекословного подчинения, а  двустороннего сотрудничества, рефлексии, сознательного отношения к своим поступкам, с одной стороны, и все возрастающее стремление молодежи уйти от решения сложных жизненных проблем –  с другой, обусловили необходимость оценки возможностей коммуникативной компетентности в процессе социализации студенческой молодежи. Исследователями указывается, что «одним из способов построения новой образовательной парадигмы в современной системе обучения и воспитания является компетентностный подход, а, следовательно, и развитие широкого спектра компетенций» [1].

Одной из самых важных является, безусловно, коммуникативная компетентность, без которой невозможна передача информации, обмен опытом, включение в систему ценностей общества, а значит, полноценная жизнь человека.

Важно понять, что в процессе социализации необходим высокий уровень коммуникативной компетентности как студента, так и преподавателя; при этом мы говорим о преподавателе как о специалисте с высоким уровнем коммуникативной компетентности, а о студенте – как участнике совместной учебной деятельности, в процессе которой преподаватель должен помочь сформировать коммуникативную компетентность. Необходимое условие такой учебной деятельности – равноправие ее субъектов, взаимодействие, диалог, рефлексия, осознание того, что общение, построенное в форме воздействия, беспрекословного подчинения, не даст результатов. Каждый из равноправных участников должен быть готов к  включению в учебный труд, изменению себя. Студент не сможет занимать пассивную позицию: просто «отсиживаться» на занятиях, а на этапе контроля усвоения знаний выдавать сумму механически заученных сведений. Преподаватель должен будет отказаться от роли контролирующего и выдающего «теорию для заучивания» субъекта; он также должен быть готов к взаимодействию, постоянному совершенствованию.

Под социализацией понимается  «комплекс социальных и психических процессов, с помощью которых человек усваивает знания, нормы и ценности, позволяющие ему стать полноправным членом общества»  [2, с. 436].

Ранее мы уже отмечали, что социализация вовсе не предполагает нивелирование личности, «процесс социализации – усвоения студентами норм, правил, стереотипов приводит не к слепому подчинению традициям, а к формированию активной жизненной позиции, успешному профессиональному становлению личности, которое невозможно без включения в совместную деятельность в процессе обучения» [3, с. 38].

Как же связано формирование коммуникативной компетентности будущего специалиста и его социализация? Как преподаватель может руководить этим процессами? Попытаемся разобраться в этом на примере социализации и формирования коммуникативной компетентности  студентов Уральского государственного университета путей сообщения.

УрГУПС – технический вуз, который готовит высококвалифицированных специалистов в области железнодорожного транспорта, но при этом большое внимание в университете уделяется изучению языковых дисциплин: «Русский язык и культура речи», «Риторика», «Иностранный язык», а также дисциплин «Психология и педагогика», «Социальная психология», основной целью которых является формирование коммуникативной компетентности.

С другой стороны, УрГУПС – ведомственный вуз, где важным считается соблюдение принципа преемственности поколений, сохранения лучших, традиций; в вузе часто обучается несколько поколений одной семьи, что предполагает необходимость совершенствования навыков передачи и хранения информации, усвоения социального опыта старшего поколения.

Особенно важной становится проблема овладения навыками эффективного общения, бесконфликтной коммуникации. Первокурсник включается в отношения студент –  студент,  преподаватель – студент, и научиться правильно определять свое место в этих отношениях – значит успешно социализироваться в новой среде, создать предпосылки для продуктивного процесса освоения новых знаний. Студентов первого курса, еще не достигших окончательной социальной зрелости, могут характеризовать такие качества, как  обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность оценки фактов, событий, своего поведения.  Также на первом этапе социализации в учебном коллективе происходит процесс самоутверж­дения в группе, борьба за лидерство.

Важным моментом процесса включения в учебное взаимодействие становится правильное осознание места в отношениях преподаватель-студент. Если для школьника, в зависимости от ступени обучения, учитель – достаточно авторитетная личность, то студент ощущает себя взрослым человеком с собственным мнением а потому он может не принимать позицию преподавателя по отношению к себе. Наиболее распространенная причина конфликтов – неадекватность  оценки знаний студентов, в основе которой лежит несколько причин: с одной стороны, неадекватные претензии студента на получение высокой оценки, что не соответствует уровню его знаний: с другой – субъективность преподавателя, занижающего оценку по разным причинам. Это может быть необъективность, вызванная личной неприязнью к студенту, который не посещал занятия, спорил с преподавателем либо отмалчивался на занятиях; нежелание преподавателя признавать право студента на такое же хорошее знание предмета, которым обладает он сам.

Конфликт преподаватель – студент может вылиться в открытое противостояние, либо в скрытый протест в виде недоверия, враждебности, ненависти к изучаемому предмету, стремлении втянуть в конфликт остальных студентов.

При этом плохой результат дают обе «крайние» стратегии преподавателя: либеральная, попустительская, проявляющаяся в заниженных требованиях к студенту с целью установления хороших отношений со студентами; с другой стороны –  система необоснованно завышенных требований. Одна стратегия отучает студентов от активной учебы, другая способствует созданию состояния фрустрации, когда препятствия (освоение определенной дисциплины), стоящие перед личностью, кажутся ей непреодолимыми, процесс познания полностью блокируется.

В данной ситуации необходимо проявление сформированной  коммуникативной компетентности преподавателя: актуальной становится не проблема избегания, а проблема управления конфликтом, которая предполагает умение управлять процес­сом разрешения конфликтной ситуации до пе­рерастания ее в открытое противоборство. Управление конфликтом – это  способность увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению.

Роль преподавателя заключается в том, чтобы он научил студентов управлять конфликтными ситуациями. Очень важно уметь отличать конфликт от обычных недомолвок, стычек; конфликт всегда требует объективной оценки: его нельзя недооценивать и переоценивать. Для возникновения конфликта необходимо наличие неразрешимых противоречий, открытое проявление сторонами враждебных намерений.

Совершенно очевидно, что в процессе совместной деятельности неизбежно возникновение противоречий; преподаватель должен вооружить обучающихся навыками  конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, в результате которого происходит улучшение отношений участников конфликта, совершенствование способов взаимодействия Деструктивное разрешение конфликта загоняет противоречия вглубь, обостряет их, переводит из сферы деловых отношений в личностную, лишает возможности взаимодействия.

Еще одним аспектом формирования коммуникативной компетентности студентов становится совершенствование их языковой  компетентности. Особое место в процессе социализации студентов занимает изучение родного языка: это и возможность приобщиться к культуре страны, малой родины; определить свое место в социальной  структуре; осознать профессиональную направленность.

Изучая дисциплину «Русский язык и культура речи», студенты приходят к пониманию  содержания понятия «культура речи». Высокий уровень владения культурой речи предполагает не умение выражаться «пышным слогом», а знание возможностей родного языка и умение использовать различные языковые средства в зависимости от ситуации общения. Родной язык становится действительно средством социализации, потому что обучающиеся знакомятся с различными формами его существования и приходят к выводу о том, что представители разных социальных групп становятся носителями определенных форм языка. Так, профессиональный жаргон становится характеристикой носителя, принадлежащего к определенному профессиональному  сообществу; использование диалектных форм указывает на проживание в определенной местности; социальный жаргон четко определяет на отнесенность к особой группе: молодежной, группе по интересам (асоциальной – в случае употребления уголовного жаргона); а использование просторечия низводит носителя к необразованным слоям населения. Обучающиеся приходят к выводу, что использование в речи определенных форм существования языка приводит к тому, что сам носитель определяет свое место в обществе: например, используя литературный язык, зная все его нормы и умея соблюдать их, человек определяет свой статус – представитель  образованных слоев населения.

Осваивая дисциплину «Русский язык и культура речи», студенты получают еще одну возможность успешной социализации, включаясь в самостоятельную реферативно-исследовательскую работу. Она может заключаться в создании работы для представления на конкурсе научно-исследовательских работ студентов или в работе над эссе. Исследуя тему, связанную с проблемами современного русского языка, его историей, студенты имеют возможность получить уникальный опыт научной деятельности и публичного представления ее результатов, а значит, определить свое место в социальной структуре как представителя интеллигенции. Можно воспринимать этот процесс как следование определенным достаточно жестким правилам, следование традициям научного сообщества. Выше мы обозначали, что социализация может предполагать и осознание личностью самой себя, поиск своего уникального места в системе социальных связей. Прекрасными возможностями в этом процессе обладает такой вид научно-исследовательской самостоятельной работы, как написание эссе. В УрГУПС  в рамках конкурса научно-исследовательских работ студентов проводился конкурс  эссе «Взгляд в будущее железнодорожного транспорта». Тема эссе и жанр работы предполагали, что участники должны были, с одной стороны, проявить профессиональную компетентность, как будущие инженеры транспорта,  и таким образом обозначить свою принадлежность к определенной социальной группе; с другой – показать умение мыслить оригинально, проявлять собственное отношение к теме исследования и, таким образом, проявлять индивидуальные  особенности. Особенно интересной показалась работа одного из призеров конкурса, студента  группы СОэ -124 Тимофеева О. И.,  в  которой он сумел показать высокий уровень профессиональной компетенции, анализируя современные возможности железнодорожной отрасли, при этом проявил оригинальность мышления, рассуждая об предполагаемых траекториях развития транспорта.

Оценивая возможности курса «Русский язык и культура речи» в процессе становления коммуникативной компетентности и социализации, необходимо отметить, «что он запускает процесс самосовершенствования будущего специалиста: студенты приучаются критически относиться к недостаткам в общении; формируется стремление в самостоятельной работе над собой»  [4, c. 155].

Уникальными возможностями в ходе социализации студентов  обладает освоение  дисциплины «Риторика», поскольку риторическая компетентность  является высшим уровнем проявления коммуникативной компетентности и особенно важна для успешной профессиональной деятельности. Овладение основами ораторского мастерства помогает социализироваться, используя навыки самопрезентации.

Изучая особенности разных видов речей: эпидейктической, аргументирующей, информирующей, обучающиеся получают возможность максимально использовать свой потенциал при правильном их построении. Знания в области техники речи, принципов подготовки и построения публичного выступления в соответствии с риторическим каноном вооружают будущего специалиста огромными возможностями воздействия и взаимодействия с людьми, развивают  способности организовывать профессиональное, учебное, межличностное общение, облекать мысли в нужную форму и доносить их до окружающих, проявляя коммуникативную компетенцию как часть профессиональной компетенции. Создание публичной речи постепенно начинает восприниматься студентами как творческий процесс; особенно ярко это проявляется при работе с речами-импровизациями, проведением бесед, сочинением историй.

Особенно востребованным для успешной социализации и профессиональной состоятельности становится еще одно важное риторическое умение  – организация споров и переговоров. Студенты приходят к выводу, что нужно научиться избегать споров по пустякам; при этом часто возникают такие ситуации, в которых без умения защищать свою точку зрения обойтись невозможно. При этом необходимо помнить о том, что спор должен быть  диалектическим, то есть спором ради достижения истин, а не софистическим – спором ради спора. Важной составляющей риторической компетенции становится овладение навыками разработки стратегии и тактики спора, выбора и выстраивания аргументов при осознании того, что победа в споре не может быть окончательной.

Таким образом, успешное включение студента в процесс освоения знаний, его подготовка к профессиональной деятельности невозможны без овладения основами бесконфликтной коммуникации, самостоятельной работы, построения речевого общения, самопрезентации. Для успешной социализации необходимо, чтобы оба равноправных субъекта процесса образования  были готовы к изменению традиционных отношений между ними, к постоянному самосовершенствованию, обучению, поиску оптимальных путей решения возникающих проблем.


Библиографический список
  1. Коротенко Т.Н. Самостоятельная учебная деятельность как функциональный компонент развития иноязычной познавательной компетенции // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/8956 (дата обращения: 14.11.2015).
  2. Большая психологическая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2007. – 544 с.
  3. Хан О.Н., Ваганова А. А. Проблема успешной социализации студентов в процессе совместной деятельности»// ФӘн-наука, 2013. № 5 (20). С.36-38.
  4. Хан О.Н., Щелокова А.А. Формирование языковой компетентности специалиста транспортной отрасли при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» // Современные научные исследования и инновации, 2014. № 8-2 (40). С. 151-155.


Все статьи автора «Хан Ольга Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация