УДК 347.92

ОБРАЗ РОССИИ И РУССКОГО В ГЛАЗАХ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ: ДАННЫЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (МЕТОД СВОБОДНОГО ОПИСАНИЯ)

Хомченко Ольга Александровна
Кубанский государственный университет
бакалавр по направлению подготовки «Социология»

Аннотация
В статье продемонстрированы данные по исследованию, проведенному методом свободного описания.

Ключевые слова: иностранный студент, Россия, русские, стереотипный образ


IMAGE OF RUSSIA AND RUSSIAN IN THE OPINION OF FOREIGN STUDENTS: DATA OF EMPIRICAL RESEARCH

Khomchenko Olga Aleksandrovna
Kuban State University
bachelor in the direction of preparation "Sociology"

Abstract
In article data on the research conducted by method of the free description are shown.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Хомченко О.А. Образ России и русского в глазах иностранных студентов: данные эмпирического исследования (метод свободного описания) // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/07/15933 (дата обращения: 29.09.2017).

Иностранные студенты, приезжающие на учебу в Россию уже имеют определенное стереотипное представление о нашей стране и ее гражданах. И конечно интересно увидеть, какой именно образ России, сформированный на своей Родине под влиянием различных информационных источников, они привозят с собой, и как он меняется в процессе обучения в России.  Возвращаясь домой, иностранные студенты влияют на своих соотечественников и формируют привлекательность/непривлекательность нашей страны для других иностранцев. В этой связи, налицо актуальность исследования, посвященного изучению образа России и русских в сознании иностранных студентов.  Поэтому данную проблему изучали такие ученые, как Г. Вайнштейн [1], Ю.И.  Козлова, [2], В.Н. Петров,  В.Н.  Ракачев, Я.В. Ракачева, А.В. Ващенко [3], Л. Смирнягин [4], В.Р. Филиппов [5].

Исследование проводилось методом анкетного опроса, в котором реализовывалась методика свободного описания. Сбор данных осуществлялся в г. Краснодар с января по март 2016 г. Выборка осуществлялась методом снежного кома.  Было опрошено 100 иностранных студентов из 35 стран, обучающихся в КубГУ и КубГАУ.

Респондентам предлагалось описать характеристики России.   В результате анализа полученных данных в ходе исследования, мы получили следующую структуру образа России глазами иностранных студентов, которая включает в себя пять основных компонентов:

Компонент 1 – объединяет элементы, отражающие природно-климатические и географические особенности Россия.

Компонент 2 – совокупность элементов, связанных с политико-правовыми аспектами российского государства.

Компонент  3 – совокупность элементов, связанных с этнокультурными особенностями российского народа, качествами, чертами характера, присущими жителям России.

Компонент 4 – объединил элементы, характеризующие культуру и искусство России.

Компонент 5 – объединил личные оценки, отношения, интенции респондентов в отношении России.

Основу стереотипа составляют два компонента – Компонент 1 (40% приписанных респондентами качеств приходится на этот компонент) и Компонент 3 (23% элементарных обоснований относится к этому компоненту). Следовательно, Россия, прежде всего,  понимается, как страна со своими природно-климатическими и географическими  особенностями, а также данный стереотип связан с этнокультурными особенностями российского народа, качествами, чертами характера, присущими жителям России.

В Компоненте 1 самыми распространенными стали: «большая» – 14,1% из 40%, это связано с пониманием России как страны с большой территорией; «красивая» – 8% – обусловлено красотой природы в нашей стране; «холодная/мороз/снег» – 4,8% – климатические особенности, к которым некоторым иностранцам сложно приспособиться и привыкнуть.

В Компоненте 2 можно выделить четыре наиболее распространенных ответа: «независимая» – 3,6%, «многонациональная» – 2,8%, ценность – права человека» – 0,8%. Эти характеристики, скорее всего, связаны позиционированием России на мировой арене. Нейтральное качество – «государство/страна» (2,4%) говорит о том, что иностранные студенты просто констатировали факт, связанный с простым восприятием нашей страны, без указания каких-либо особенностей.

В Компоненте 3 преобладают положительные качества.  Среди наиболее часто встречающихся характеристик можно назвать следующие: «сильная» – 5,6% из 23%, «хорошая» – 2,8%, «добрая» – 2,4%, «всегда поможет» – 2%. Так как эти характеристики страны связаны с качествами людей, проживающих здесь, то можно также сделать вывод о положительном отношении к русским.

Характеристики, связанные с культурой России, отнесены в Компонент 4. В основном можно сказать о положительных особенностях, таких как «большая история» -2,4%, «интересная культура» – 2,4%, «высокообразованная» – 1,6%. Есть и негативные характеристики, из которых наиболее часто встречающимся является «алкогольная/водка/пиво» – 1,2%. Некоторые респонденты в ходе опроса говорили о том, что в России очень хороший балет и театр, который стоит относительно недорого и является доступным. А некоторые респонденты признавались, что им очень нравится история России, ее интересно изучать.

В Компоненте 5 преобладали положительные характеристики, относящиеся к определенной мощи, могуществе России: «великая» – 6,4%, «могущественная» – 1,6%, «развитая» – 0,8%. Также некоторые респонденты признавались, что им нравится эта страна (0,8%), что они хотели бы жить в России (2%). Но для некоторых иностранных студентов наша страна является «трудной» – 0,8%, что может быть связано с некоторыми сложностями в адаптации.

Таким образом, Россия для иностранного студента – это большая, красивая, холодная, независимая, многонациональная, сильная и  великая страна с большой историей и интересной культурой, но, к сожалению, ассоциирующаяся с алкоголем.

При изучении качеств русского была использована методика свободного описания. Респондентам предлагалось закончить предложение: «Русский – это…». В результате обработки данных было выделено семь компонентов анализа (см. рис. 2):

Компонент 1 – элементы, отражающие связь с Россией и другими культурами.

Компонент 2 – отношение  к труду, деловые качества.

Компонент 3 – коммуникативные  характеристики.

Компонент 4 – отношение  к людям.

Компонент 5 – общая  направленность личности.

Компонент 6 – жизненный  опыт, образ жизни, привычки.

Компонент 7 – внешний  вид.

Таким образом, основу стереотипа русского человека, по мнению иностранного студента, составляют два основных компонента – Компонент 4, составляющий 34%, и Компонент 5, составляющий 36%. То есть, главным образом, стереотип строится из качеств, отражающих отношение к другим людям, а также из общих характеристик личности.

Рассмотрим Компонент 1.  Характеристика «владеет русским языком» (1,1%) носит нейтральный характер, так как просто отражает принадлежность к русскоязычному населению.   Характеристика «любит другую культуру» (0,8%) нейтральна, так как были пояснения как с отрицательной направленностью («Некоторые есть люди, которые хотят жить в Европе, очень любят европейскую жизнь. Им нужно сначала узнать свою историю»), а также положительной направленностью («интересуется другими культурами»). К положительным можно отнести «ощущает свою связь с Россией» – 1,9%, «патриот» – 2,3%, отражающие единение со своей Родиной и любовь к ней.

В Компоненте 2 можно выделить три наиболее встречающихся качества: «трудолюбивый» – 3,8%, «ответственный» – 1,9%, «умный» – 1,5%. Причем первое качество противоречит общеизвестному стереотипу «ленивый русский», что говорит о личном мнении респондентов по этому поводу.

В Компоненте  3 наиболее популярны были два ответа: «общительный» – 1,9%, «чувство юмора» – 2,3%, связанные с веселым позитивным характером русских.

Рассмотрим Компонент 4. Преобладают положительные характеристики, такие как «добрый» – 9,2%, «всегда поможет» – 3,1%, «гостеприимный» – 3,1%, «открытый» – 2,7%. Среди отрицательных – «злые» – 0,8%, «закрытый» – 0,8%, «неуважительный» – 0,8%. Но из результатов видно, что процент отрицательных качеств намного меньше, чем процент положительных. Это говорит о том, что к людям, в том числе и к иностранцам, русские относятся положительно.

В Компоненте 5 преобладают положительные качества, например, «хороший» – 5%, «искренний/честный» – 4,2%, «веселый» – 3,1%, «храбрый/смелый/бесстрашный» – 2,7%, «огромная душа» – 2,3%. Это отражает образ русского, сформированный не только на основе взаимодействия с русскими, но и особенностями русского фольклора, в большей степени русскими народными сказками. Некоторые респонденты высказывали нейтральное отношение к русскому человека – «обычный, среднестатистический человек» (2,3%).  Были и отрицательные характеристики, видимо, связанные с негативным опытом общения с русскими людьми. Среди них такие характеристики, как «плохой» – 1,5%, «хитрый» – 0,8%.

Образ жизни, привычки, отраженные в Компоненте 6, связанны, вероятно, со стереотипами о русском человеке, которые складывались в течение многих лет. Причем интересно, что в высказываниях одних респондентов любовь к спиртному имела резко отрицательную направленность («любит пить») – 1,1%, а  другие говорили об этом просто, как об особенности, которая не портит образ в целом («любит выпить, но в меру», «пьют, но это не делает их хуже») – 0,8%. Но все же преобладают отрицательное отношение к этой вредной привычке русского.

Интересно, что респонденты обращали внимание на внешность русских. С этой точки зрения русского описывали, как «элегантный», «плохо одеваются», «рыжие» – по 0,4%, «красивый/симпатичный» – 0,8%.  Один из респондентов заметил, что русские «… не знают моду и не хорошо одеваются. Джинсы и туфли – это ужасно». Возможно, для респондентов одежда русских является немного непривычной, поэтому и вызывает внимание к ней.

Таким образом, русский человек глазами иностранного студента – это трудолюбивый, общительный, патриотичный, отзывчивый,  добрый, гостеприимный, хороший, честный, веселый, храбрый человек, обладающий огромной душой       и чувством юмора и в тоже время любящий выпить.

Таким образом, чем дольше иностранный студент находится  в России, тем лучше у него мнение о ней, но хуже мнение о русских. Возможно, это связано с тем, что Россия как страна привлекательна для иностранных студентов. Но отношение к русским меняется в худшую сторону. Возможно, это связано с тем, что не все русские принимают иностранцев в своей стране и не всегда готовы принимать их и помогать в трудных ситуациях.


Библиографический список
  1. Вайнштейн, Г. Россия глазами Запада – стереотипы восприятия и реальности интерпретации [Электронный ресурс] / Г. Вайнштейн. – Режим доступа: http://www.nz-online.ru/print.phtml?aid=85021946 (дата обращения:30.10.2015).
  2. Козлова, Ю.И. Образ России глазами японцев [Электронный ресурс] / Ю.И. Козлова. – Режим   доступа: http://ashpi.asu.ru/ths/ths02/kzlva.html (дата обращения: 30.10.2015)
  3. Петров В.Н., Ракачев В.Н., Ракачева Я.В., Ващенко А.В. Особенности адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2009. №2. С. 117-121
  4. Смирнягин, Л. Россия глазами американцев [Электронный ресурс] / Л. Смирнягин. – Режим  доступа: http://www.nz-online.ru/print.phtml?aid=85022300 (дата обращения: 20.10.2015)
  5. Филиппов, В.Р. Имидж России или палитра мнений? [Электронный ресурс] / В.Р. Филиппов. – Режим  доступа:  http://ashpi.asu.ru/ths/ths02/flppv.html (дата обращения:30.10.2015)


Все статьи автора «Хомченко Ольга Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: