УДК 378.1; 371.3

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ДЕТЕРМИНАЦИИ КАТЕГОРИЙ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Шаповалов Антон Валерьевич1, Козырева Ольга Анатольевна2
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье отражена теория и практика использования исторического подхода в описании, уточнении и детализации категориального аппарата. Педагогическое моделирование обеспечивает современное научно-педагогическое знание новыми моделями и ресурсами воспроизводства качества решения проблем современного образования, гарантирующего личности и обществу учет потребности и особенностей постановки и решения задач развития личности и общества.

Ключевые слова: исторический подход, категория, педагогика, самореализация, социализация


THE HISTORICAL APPROACH TO THE DETERMINATION OF CATEGORIES OF MODERN PEDAGOGY AND EDUCATION

Shapovalov Anton Valerievich1, Kozyreva Olga Anatolievna2
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Siberian state Industrial University, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
The article reflects the theory and practice of using the historical approach in the description, refinement and detail categorical apparatus. Pedagogical modeling provides a modern scientific and pedagogical knowledge of new models and resource reproduction quality solutions to problems of modern education, guaranteeing the individual and society to the needs and characteristics of formulating and solving problems of the individual and social development.

Keywords: category, education, historical approach, self-realization, socialization


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Шаповалов А.В., Козырева О.А. Исторический подход в детерминации категорий современной педагогики и образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/07/15225 (дата обращения: 30.09.2017).

Курс «История педагогики и образования» [1-3] в структуре изучения будущими педагогами по физической культуре определяется в НФИ КемГУ через персонифицировано реализуемую возможность продуктивной самоорганизации самостоятельной работы личности, где технология системно-педагогического моделирования создает условия для перехода от репродуктивных методов и форм решения задач развития личности к продуктивным [4-15], в таком понимании важность исторического подхода обусловлена качеством постановки и решения задач курса «История педагогики и образования».

Первой ступенью в формировании культуры самостоятельной работы личности (технология системно-педагогического моделирования) является моделирование и уточнение категориального аппарата, т.к. для качественного продуктивного решения задач современного образования необходимо определиться с терминами и потребностями общества в том или ином продукте современной антропосферы. Определим работы [16-32] в качестве реализованной в НФИ КемГУ возможности продуктивного уточнения категориального аппарата в структуре изучения и использования исторического подхода в модели современного образования.

Определим категории современного профессионально-педагогического знания в конструктах и моделях исторического подхода, фасилитирующего понимание целостной картины изменений в педагогической теории и практике.

Педагогическая деятельность с точки зрения исторического подхода – форма и продукт, процесс и средство детализации и самоорганизации качества решения задач развития современного образования в иерархии формируемых смыслов и ценностей, приоритетов и потребностей, возможностей и способностей, культуры и менталитета, реализующих общечеловеческий и частно-социальный потенциал общества в оптимизации условий развития и сотрудничества, обеспечивающих качественное решение задач современного образования в моделях адаптивного и акмепедагогического знания, в ресурсах которого история прогнозирует и детализирует возможности развития всех событий и процессов, нюансы которых отслеживаются и детально визуализируются в продуктах и новообразованиях социально-образовательного пространства.

Воспитание с точки зрения исторического подхода – процесс формирования ценностно-смысловых механизмов развития и взаимодействия личности в социуме, гарантирующий своевременное, качественное решение задач в модели образования и профессионально-трудовых отношений.

Социализация с точки зрения исторического подхода – процесс историко обусловленного развития личности в конструктах целеполагания и продуктивности антропологически детерминированных изменений, возможности продуктивного становления и самоутверждения, креативности и целостности развития личности в различных направлениях самореализации (образование, наука, спорт, культура и пр.).

Адаптация с точки зрения исторического подхода – исторически обусловленный процесс приспособления личности и общества к происходящим изменениям антропологического генеза, предопределяющих оптимизацию всех ресурсов и продуктов социобиокультурной системы.

Фасилитация с точки зрения исторического подхода – процесс исторически обусловленной помощи, организуемой для личности в конструктах адаптивного и акмепедагогического знания, системность поиска и объективность постановки задачи предопределяют успешность реализации задач оптимального воспроизводства дидактического материала обучающимся, включенным в социально-образовательные отношения и способы самоутверждения и самореализации в мультикультурной среде.

Здоровьесбережение с точки зрения исторического подхода – процесс формирования личности в конструктах здорового образа жизни и любви к физической культуре и спорту, гарантирующих личности и обществу воспроизводства уровня и качеств антропосреды и ноосферы, обеспечивающих самосохранение и самоорганизацию всех составных целостной системы жизнеобеспечения личности и общества.

Таким образом, представленный в структуре педагогического моделирования категориального аппарата, исторический подход позволяет детально определять возможности связи исторически обусловленных конструктов педагогического генеза и уточнять перспективы построение категориального аппарата как педагогических процессов.


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  45 с.  ISBN 978–5–85117–740–8.
  2. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 28 с.
  3. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 70 с.
  4. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  5. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  6. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С. 91-95.
  7. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  8. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  9. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
  10. Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
  11. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  12. Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  385 с.  ISBN 5–85117–239–8.
  13. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
  14. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  15. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  16. Абдрашитов Н. В. Особенности исторического подхода в моделировании категориального аппарата современной педагогики // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 123-124.
  17. Аболина А. А. Специфика детерминации понятийного аппарата будущими педагогами по физической культуре в курсе «История педагогики и образования» // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.3-4.
  18. Агалаков А. А., Бойкова И. В. Некоторые особенности изучения курса «История педагогики и образования» будущими педагогами по физической культуре // Наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Екатеринбург, 5 сентября 2015 г.). Екатеринбург : Аэтерна, 2015. С.139-140.
  19. Алеев Е.М., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Исторический подход в моделировании категориального аппарата современной педагогики как ресурс оптимизации и профессионального становления педагога // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/03/6532
  20. Алеева Т.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Исторический подход в исследовании возможностей детерминации и оптимизации идей здоровьесберегающей педагогики // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/03/6563
  21. Балакин И. В., Бойкова И. В. Некоторые нюансы исторического подхода в формировании культуры самостоятельной работы личности // Роль и место информационных технологий в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Самара, 15 сентября 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.84-86.
  22. Бойкин И. С., Кириенко С. А., Козырева О. А. Возможность реализации историко-статистического подхода в изучении профессионально-педагогического опыта тренеров по хоккею // Наука и образование в глобальных процессах : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20-21 июня 2014 г.). Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014.  С. 31-33.
  23. Бондаренко А. Ю., Козырева О. А. Курс «История педагогики и образования» в профессиональной подготовке студента-бакалавра // Современные концепции развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Екатеринбург, 18 сентября 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.101-102.
  24. Воронин В. А. Некоторые особенности моделирования понятийного аппарата современной педагогики в структуре изучения основ исторического подхода // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.14-16.
  25. Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Исторический подход в изучении основ профессионально-педагогического знания будущими педагогами по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5431
  26. Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Исторический подход в детерминации и визуализации возможностей педагогической деятельности в модели современной профессионально-педагогической подготовки // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4951
  27. Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58039
  28. Обидин С. В., Козырева О. А. Специфика и условия реализации принципа историзма в подготовке педагога // Психология и педагогика: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 10 октября 2015 г.). – Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.154-156.
  29. Плеханов Д. В., Козырева О. А. Некоторые особенности изучения основ истории педагогики студентами-бакалаврами // Научные механизмы решения проблем инновационного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 28 сентября 2015 г.). – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.225-227.
  30. Попова А. А. Особенности формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов по физической культуре в структуре изучения курса «История педагогики и образования» // Прорывные научные исследования как двигатель науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саранск, 3 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.213-214.
  31. Сальникова Л.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Курс «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/03/6523
  32. Фомичев А.В., Козырева О.А. Особенности изучения основ педагогического знания в конструктах исторического подхода // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66823


Все статьи автора «Шаповалов Антон Валерьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: