УДК 328.185

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Таранова Виктория Сергеевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
студентка

Аннотация
На современном этапе развития Российского общества одним из ключевых элементов борьбы с коррупцией должен стать гражданский контроль. Данная статья посвящена вопросу исследования общественного контроля как средства противодействия коррупции. В статье рассматривается проблема осуществления общественного контроля в сфере борьбы коррупцией и проблемы, возникающие в процессе противодействия коррупции.

Ключевые слова: антикоррупционный контроль, гражданский контроль, гражданское общество, коррупция, общественный контроль, противодействие коррупции


PUBLIC CONTROL AS A TOOL AGAINST CORRUPTION

Taranova Viktoria Sergeevna
Belgorod state national research University
student

Abstract
At the present stage of development of the Russian society one of the important elements in the fight against corruption must be civilian control. This article is devoted to the study of social control as a means of combating corruption. The article considers the problem of implementation of public control in the sphere of fighting corruption and the problems arising in the process of fighting corruption.

Keywords: anti-corruption, anti-corruption control, civil society, civilian control, corruption, public control


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Таранова В.С. Общественный контроль как средство противодействия коррупции // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15668 (дата обращения: 26.05.2017).

Понятие «общественный контроль» приобрело определенную известность благодаря различным источникам: оно активно освещается в научной литературе, часто употребляется в СМИ.  Наличие данного вида контроля демонстрирует степень развития гражданского общества, а также выступает как одна из наиболее эффективных форм противодействия  злоупотреблениям в государственном аппарате [1]. Другими словами, гражданский контроль определяется как свойство гражданского общества и является ключевой его функцией.

Одной из форм злоупотребления властью является коррупция. Противодействие коррупции – серьезная проблема в государственном управлении, которая в современных условиях приобретает все большую значимость. Сегодня проблема коррупции в Российском государстве приобретает все более масштабный характер и наносит существенный ущерб как социальному, так и экономическому развитию государства: ущемляет права граждан, подрывает устои государства, дискредитирует государственный аппарат.  К сожалению, данное явление искоренить полностью невозможно, так как коррупция имеет прочное основание в социально-экономическом и политическом устройстве общества, но при этом есть возможность снизить ее масштабы.  Но коррупцию не истребить и даже не уменьшить  без четкой гражданской позиции всего социума.

Противодействие коррупции является сложной задачей, стоящей как перед всем государством в целом, так и перед отдельно взятым членом гражданского общества. На существующем этапе развития российского социума борьба с коррупцией приобретает как политическое, так и правовое обеспечение: приняты федеральные законы «О противодействии коррупции», «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», реализуется Национальный план противодействия коррупции, утвержден ряд международных антикоррупционных конвенций. Указанные мероприятия определяют стратегию реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, и ее ресурсное обеспечение.

Одной из форм общественного контроля в борьбе с коррупцией выступает контроль за соблюдением антикоррупционности законодательства.  Антикоррупционная экспертиза – это деятельность специалистов, направленная на обнаружение и описание коррупциогенных  факторов в нормативно-правовых актах, их проектах, а также подготовку рекомендаций по данному законодательному акту. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» включает в себя следующие виды коррупциогенных факторов: 1) положения нормативных правовых актов, которые устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил; 2) положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции [2]. Коррупциогенные факторы создают для органов власти предпосылки для коррупционных действий чиновников, а также условия для установления  легитимности коррупционных деяний. Важной частью общественного контроля в сфере противодействия коррупции является формирование организационных структур. К ним относят: 1) общественные палаты;  2) институты гражданского общества; 3) комиссии по общественному контролю; 4) население [3].  Так общественный контроль в рамках противодействия коррупции содержит разного рода формы участия граждан: общественный мониторинг, общественная, общественные слушания, общественная проверка[4].

Объективное и рациональное проведение общественного контроля может существенно повысить эффективность деятельности государственной власти, а также ее ответственность за служение обществу.

Сегодня предпринято немало попыток для того, чтобы снизить уровень коррупции. Так, в России создаются антикоррупционные организации. Основными из них являются:

1)                Общероссийская Общественная Организация «Комиссия по борьбе с коррупцией»;

2)                Российское Антикоррупционное партнёрство;

3)                Межрегиональная Общественная Организация «Общественный Антикоррупционный комитет»;

4)                Межрегиональное Общественное движение «Против коррупции».

В Белгородской области в 2009 году также создан специальный орган по борьбе с коррупцией – Совет при губернаторе Белгородской области  по противодействию коррупции. Данный орган  сформирован с целью определения возможных коррупционных проявлений в государственных структурах, чтобы в дальнейшем пресечь возможность их распространения. На данный антикоррупционный орган возложена важная задача: путем проведения анонимного анкетирования в учреждениях и организациях выявить общественное мнение в отношении коррупционных явлений.

Но, несмотря на все проведенные мероприятия, направлением которых является снижение уровня коррупции в Российской Федерации, он по-прежнему остается высоким. Это обусловлено тем, что в процессе борьбы с коррупцией на пути общественного контроля часто встают следующие проблемы:

во-первых, органы власти не желают предоставлять информацию о своей деятельности и негативно реагируют на попытки граждан контролировать ее;

во-вторых, структуры гражданского общества недостаточно мотивированы на участие в мероприятиях, направленных на предупреждение коррупции (отказ от участия в общественных слушаниях, экспертизах);

в-третьих,  отдельные представители институтов гражданского общества недостаточно компетентны, в том числе не уполномочены представлять позицию по вопросам применения антикоррупционных мер к подобного рода деятельности.

Для обеспечения эффективного общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией следует решить эти проблемы: необходимо сформировать понимание среди работников органов власти о том, социальный эффект от реализации функций общественного контроля получат не только граждане, но и государственные и муниципальные служащие, чья деятельность станет более эффективной.

Подводя итоги, необходимо отметить, что общественный контроль в сфере противодействия коррупции представляет собой деятельность представителей гражданского общества, способных, в силу своей компетентности, оценить состояние коррупции в органах власти, а также выработать комплекс мер по противодействию с ней.  Но следует также отметить, что возможности общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией очень ограничены. Существует ряд проблем, которые связаны с непосредственным вовлечением граждан в процедуры противодействия коррупции. Из этого следует, что в настоящее время участие общества в антикоррупционных мероприятиях не является полноценным.


Библиографический список
  1. Плотников Андрей Анатольевич Общественный контроль и его потенциал в противодействии коррупции // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. №2  [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennyy-kontrol-i-ego-potentsial-v-protivodeystvii-korruptsii (дата обращения: 11.04.2016).
  2. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
  3. Кабанов Павел Александрович Общественный контроль в сфере противодействия коррупции: научная категория и ее содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. №3 (31) [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennyy-kontrol-v-sfere-protivodeystviya-korruptsii-nauchnaya-kategoriya-i-ee-soderzhanie (дата обращения: 12.04.2016).
  4. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».


Все статьи автора «Таранова Виктория Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: