УДК 657.222

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ОТПУСКНЫХ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Кузнецова Ольга Николаевна1, Ковалева Наталья Николаевна2
1Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения
2Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения

Аннотация
Статья затрагивает противоречия в российской и международной практике бухгалтерского учета расходов по начислению отпускных работникам предприятия. Авторы предлагают возможные варианты регистрации данных расходов в условиях отечественного финансового учета: крупные и средние предприятия должны ежемесячно формировать в учете резерв на оплату отпускных персоналу.

Ключевые слова: вознаграждения работникам, резерв на оплату отпускных, финансовый учет


PROBLEMS OF THE ACCOUNTING OF EXPENSES ON PAYMENT OF HOLIDAY EMPLOYEES OF THE ENTERPRISE

Kuznetsova Olga Nikolaevna1, Kovaleva Natalya Nikolaevna2
1Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, PhD in Economic Sciences, assistant professor of accounting and taxation
2Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, PhD in Economic Sciences, assistant professor of accounting and taxation

Abstract
Article mentions contradictions in the Russian and international practice of accounting of expenses on charge of a vacation pay to employees of the enterprise. Authors offer possible options of data recording of expenses in the conditions of the domestic financial account: large and medium-sized enterprises have to form monthly in the account a reserve on payment of a vacation pay to personnel.

Keywords: employee benefits, financial accounting, provision for vacation pay


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Кузнецова О.Н., Ковалева Н.Н. Проблемы учета расходов на оплату отпускных работников предприятия // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15600 (дата обращения: 31.05.2017).

Расходы на оплату отпускных являются типичным видом расходов, возникающих в финансово-хозяйственной деятельности любого экономического субъекта. Так, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, каждый штатный работник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск, минимальная продолжительность которого составляет 28 календарный дней.

В настоящее время в отечественном бухгалтерском учете начисление отпускных осуществляется непосредственно перед уходом сотрудника в отпуск. В результате,  расходы на оплату отпускные фактически учитываются кассовым методом. Однако в международной практике учета традиционно применяется метод начисления при регистрации доходов и расходов фирмы. В частности, в МСФО 19 «Вознаграждения работникам» фигурирует такой термин, как «накапливаемые оплачиваемые отсутствия на работе» [1, с. 289].

Следовательно, расходы на оплату отпускных необходимо резервировать. Для российских организаций такой вариант учета всегда был возможен, однако на практике не получил повсеместного распространения [2, с. 60]. Причина в том, что процесс формирования резервов на оплату отпускных является трудоемким процессом. Только отдельные крупные предприятия создают такие резервы. Субъекты малого и среднего бизнеса обходятся без них.

Мы считаем, что малые предприятия могут по-прежнему не формировать резерв на оплату отпускных (так же как они имеют право не использовать многие нормы, скопированные в отечественные нормативные акты из МСФО). Но средние и крупные экономические субъекты должны создавать такие резервы.

По нашему мнению, необходимо придерживаться следующего логического подхода: ежемесячная сумма резерва на оплату отпускных отдельного сотрудника должна рассчитываться как произведение его среднедневной заработной платы на коэффициент соотношения длительности отпуска (в календарных днях) к общему количеству месяцев в году (12 месяцев). Например, если отпуск работника составляет 28 календарных дней, то указанный коэффициент будет равен 2,33 дня (28 дней / 12 месяцев) [3, с. 267].

Следовательно, если продолжительность отпуска сотрудника фирмы составляет 28 календарных дней, то размер резерва на оплату его отпускных (Ро) будет исчисляться как:

Ро = Зср х 2,33 + ОСВвф,                                                                           (1)

где Зср – средняя заработная плата работника за отчетный месяц, руб.;

ОСВвф – обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды, начисленные, исходя из суммы резерва на оплату отпускных.

Конечно, процесс расчета таких резервов в разрезе каждого работника организации – весьма трудоемкий процесс. Кроме того, будет иметь место определенная неточность в расчетах. Поэтому мы рекомендуем средним и крупным предприятиям осуществлять исчисление указанного резерва укрупнено. Например, расчет можно производить, в целом, по отдельным структурным подразделениям (цехам, отделам и пр.) или даже, в целом, по направлениям деятельности персонала (в  разрезе работников основного производства, вспомогательного производства, общепроизводственного значения, общехозяйственного характера и пр.).

В финансовом учете формирование резерва на оплату отпускных сотрудникам организации необходимо отражать как:

Дебет счетов 23, 25, 26, 44… – Кредит счета 96.

Начисление отпускных за счет резерва учитывается как:

Дебет счета 96 – Кредит счета 70.

Налогообложение отпускных отражают как:

Дебет счета 70 – Кредит счета 68 [4, с. 135].

Для сближения данных финансового и налогового учета, в учетной политике в целях налогообложения предприятиям следует прописать создание данного резерва (в том же порядке, как и в финансовом учете). В результате, экономические субъекты получат определенную финансовую выгоду, а именно – бесплатную отсрочку по уплате налога на прибыль организаций (поскольку резервы признаются в качестве расходов, а значит, уменьшают налогооблагаемую прибыль) [5, с. 100].

Подобные резервы, на наш взгляд необходимо создавать и под другие виды расходов, связанных с содержание штатного персонала фирмы. Например, хозяйствующие субъекты должны не реже, чем один раз в пять лет проводить специальную оценку условий труда на рабочем месте [6, с. 354]. Такие расходы тоже можно резервировать.

Следовательно, для устранения противоречия между российской и зарубежной практикой учета расходов на оплату отпускных персоналу компании, крупному и среднему бизнеса следует использовать метод резервирования данных расходов, причем укрупнено – по однородным группам работников.


Библиографический список
  1. Мельгуй А.Э., Дворецкая Ю.А. Вознаграждения работникам: новая категория в российском бухгалтерском учете // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 3 (2). С. 289-293.
  2. Хоружий Л.И., Дедова О.В., Катков Ю.Н. Учетно-аналитическое обеспечение и налогообложение заработной платы в современных условиях хозяйствования // Бухучет в сельском хозяйстве. 2015. №5-6. с. 56-69.
  3. Кузнецова О.Н. Новая модель учета вознаграждений работникам предприятия // В мире научных открытий. 2013. № 4.1 (40). С. 260-270.
  4. Гудкова О.В., Ермакова Л.В. Вопросы налогообложения НДФЛ в 2016 году // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 4-1. С. 133-137.
  5. Дедова О.В. Принципы формирования и учета финансовых результатов // Вестник Брянского государственного университета. 2009. № 3. с. 97-102.
  6. Мельгуй А.Э., Ковалева Н.Н., Дворецкая Ю.А. Порядок проведения и организация учета специальной оценки условий труда // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2. С. 354-360.


Все статьи автора «Lelia»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: