СОККУРАМ КАК ГРАНДИОЗНЫЙ ПАМЯТНИК ПЕЩЕРНОГО ЗОДЧЕСТВА ДРЕВНЕЙ КОРЕИ

Обойшева Ангелина Игоревна
Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики»
студентка 4 курса Школы Востоковедения

Аннотация
Данная статья посвящена обзору внутреннего устройства древнекорейского пещерного храма Соккурам, расположенного в городе Кёнчжу Республики Корея, а также особенностям его скульптурных элементов. Построенный в конце 8 века н.э. храм воплотил мастерство зодчих эпохи Силла и был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как грандиозный памятник буддийской архитектуры Древней Кореи.

Ключевые слова: архитектура, буддизм, Кёнчжу, пещерный, Силла, Соккурам, храм, ЮНЕСКО


SEOKGURAM AS AN OUTSTANDING MONUMENT OF GROTTO ARCHITECTURE OF ANCIENT KOREA

Oboysheva Angelina Igorevna
National Research University “Higher School of Economics”
sudent of school of oriental studies

Abstract
The paper analyses the interior and sculptures of Seokguram – the famous grotto temple that is situated in Gyeongju, South Korea. The temple was built in the end of 8th century and embodies Silla architects’ skills. Seokguram was added to the UNESCO World Heritage List as the outstanding Buddhist architecture masterpiece of Three Government’s Era of Korea.

Keywords: architecture, Buddhism, grotto, Gyengju, Seokguram, temple, UNESCO


Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Обойшева А.И. Соккурам как грандиозный памятник пещерного зодчества Древней Кореи // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/06/15525 (дата обращения: 01.03.2024).

Соккурам – пещерный храм, расположенный на горе Тхохамсан, недалеко от монастыря Пульгукса на территории современного города Кёнчжу, в Республике Корея. Он был построен под руководством премьер-министра Ким Дэ Сона на десятом году правления вана государства Силла – Гёндока в 751 году (создавался с 745 по 750 годы) [1, p. 230]. Храм представляет высокий уровень развития пещерного каменного зодчества. В свою очередь, специалисты отмечают некоторое сходство Соккурама с пещерными храмами Индии и Китая (пещеры Аджанта, Лунмэнь, Юнган). Однако корейский пещерный храм отличает значительная особенность. Так, в отличие от китайских и индийских сооружений известняковой породы, Соккурам был создан из гранитного материала, обработка которого является крайне трудоемким процессом.

Пещера для Соккурама была сооружена искусственным образом и покрыта сверху грунтом для придания постройке формы природного образования (пещеры). Само создание пещеры-храма символизирует путь, который проделывают ищущие просветления и восходящие из бренного мира (пещеры) к нирване, растворенной в божестве.

Купол храма искусственно сложен из отдельных гранитных блоков, которые расположены несколькими кругами, причем одним концом каждый каменный блок наложен на лежащий под ним камень, а другим выступает по направлению к центру. Огромный каменный цветок лотоса служит замком свода, как бы завершая собой круглый зал.

Пространственно пещерный храм разделен на внешний покой, который украшен изображениями 8 божеств – охранителей Буддийского закона: (Асура–титан, который превратился в доброе божество, Нага – божество с драконом на голове и жемчужиной исполнения желаний, Гаруда – мифическая птица, «всепожирающее солнце», Ваджранпани – защитники Будды), коридор с изображениями охранителей государства Силла – четырех  Небесных Царей: (Юга и весны с мечом, Востока и сбора урожая с лютнем, Запада и лета с драконом счастья, Севера и зимы с пагодой) и главный покой под арочным сводом [2, c. 187].

Именно в центре главного покоя возвышается величественная статуя, изображающая Будду Шакьямуни в позе Лотоса во время просветления. Высота статуи составляет 3,26 метра. Левой рукой Будда указывает на землю, прося тем самым богов земли подтверждения того, что он уже избавился от наваждения демона Мары и достиг нирваны [2, c. 187]. Скульптура выполнена по индийскому канону, изображающего Будду в соответствии с пропорциями измерения покоя. Важно отметить, что скульптура направлена на юго-восток, поэтому на образ Будды падают первые лучи солнца во время дня зимнего солнцестояния (21 декабря). В этот день в эпоху Силла проходили торжественные молитвенные церемонии с участием государя и придворной знати, поэтому образ светящегося Будды как нельзя лучше соответствовал  настроениям силласцев, стремившихся к достижению гармонии.

По бокам от Шакьямуни можно увидеть всех главных божеств индо-буддийского пантеона (Индру – царя богов, Брахму – бога творения и других), учеников Будды (архатов, обладающих различными способностями) и бодхисаттв (Мунсу – покровителя наук и знаний, Похён и одиннадцатиглавую Кваным) [3]. Изображение одиннадцатиглавой Авалокитешвары отличается изысканной нежностью и передает женственные эмоции и настроения.

По замыслу скульпторов, в пещерном храме планировалось воссоздать сцену проповеди Просветленного его ученикам. Стены храма украшены более чем 40 каменными изваяниями и рельефами. Авторство соккурамских каменных шедевров приписывается скульптору Кан Гонэмалю. Соккурамские гранитные рельефы примечательны тем, что их создатели отошли от скованности буддийской канонической иконографии и показали себя сторонниками жизненного, свободного стиля, с помощью которого им удалось передать внутреннее состояние божества.

Создание сооружения данного типа позволяет говорить о достаточно сложных геометрических знаниях и расчетах силласцев, а также об использовании механических приспособлений и хорошем знании основ механики и свойств камня.

В 1962 году Соккурам был включён в список национальных сокровищ страны, а в 1995 году ЮНЕСКО включило его в список Всемирного наследия вместе с храмом Пульгукса.


Библиографический список
  1. Hwang Su-Young. Sokkuram. Korean Cultural Heritage Volume 1: Fine Arts: Painting/ Handicrafts/ Architecture, 1994. P.230.
  2. Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи. Т.1. С древнейших времен до 1904 г. – М.: Наталис, 2011. C.187.
  3. Толстокулаков‎ И. Очерки истории корейской культуры [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.all-korea.ru/knigi-o-korei/igor-tolstokulakov/ocerki-istorii-korejskoj-kultury (дата обращения: 16.06.2016).


Все статьи автора «Обойшева Ангелина Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: