УДК 316.776.23

МАСС-МЕДИА КАК СРЕДСТВО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ МИФОВ

Лысак Ирина Витальевна1, Истратов Дмитрий Владимирович2
1Южный федеральный университет, доктор философских наук, профессор
2Южный федеральный университет, студент

Аннотация
В статье анализируется роль масс-медиа в распространении политических мифов, под которыми понимаются устойчивые и эмоционально окрашенные стереотипы восприятия политических реалий, порожденные потребностью ориентации личности в политическом процессе. Выделены такие особенности политических мифов как дихотомия добра и зла, ритуализм, стереотипизация исторического опыта. Рассмотрены основные приемы мифологизации: подмена фактов их интерпретациями, фрагментация информационного потока, апелляция к архаическим пластам сознания человека.

Ключевые слова: архаизация, манипуляция сознанием, масс-медиа, миф, мифологизация, мифология, мифотворчество, политический миф


MASS MEDIA AS A TOOL FOR SPREADING POLITICAL MYTHS

Lysak Irina Vitalevna1, Istratov Dmitrij Vladimirovich2
1Southern Federal University, Doctor of Philosophical Sciences, Professor
2Southern Federal University, student

Abstract
The article analyzes the media's role in the dissemination of political myths, which are defined as stable stereotypes with emotive connotations of political realities, which arise from an individual’s need to have some reference points in the political process. The article points out features of political myths such as the dichotomy of good and evil, ritualism, and the stereotyping of historical experience. The basic techniques of mythologizing are examined, including the substitution of facts with their interpretations, fragmentation of the information flow, and appealing to the archaic layers of human consciousness.

Keywords: archaization, manipulation of consciousness, myth, mythmaking, mythologizing, mythology, political myth


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Лысак И.В., Истратов Д.В. Масс-медиа как средство распространения политических мифов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15427 (дата обращения: 02.10.2017).

Актуальность исследования политической мифологии обусловлена, с одной стороны, повышением интереса исследователей к мифу как таковому, с другой стороны, отмечающимися в современном обществе тенденциями ремифилогизации социальных явлений и процессов. Являясь продуктом синтеза рационального и эмоционального постижения действительности, миф становится в современных условиях эффективным средством апеллирования к массовому сознанию. В отличие от классической мифологии, базирующейся на архаических формах ментальности, современный миф встраивается в немифологическую по своей природе культурную традицию в результате сознательного целеполагания. В настоящее время миф существует параллельно с динамично развивающимся позитивным знанием, однако научное мировоззрение не способно вытеснить мифологию. Мифы и мифологемы циркулируют в коммуникативных потоках современного общества как в качестве элементов различных идеологий и мировоззренческих концепций, так и в качестве относительно самостоятельных явлений. Значительное число мифов являются продуктом сознательного конструирования, мифотворчества, причем такие «порожденные» мифы позволяют эффективно манипулировать массовым сознанием, что эффективно используется в политической практике.

Под политическим мифом понимается устойчивый и эмоционально окрашенный стереотип восприятия политических реалий прошлого и настоящего, порожденный потребностью ориентации личности и социальных групп в политическом процессе, а также форма политической активности, содержанием которой является конструирование стереотипных представлений о политических реалиях прошлого и настоящего [1, c. 79]. Российский исследователь О.Г. Рюмкова рассматривает политический миф как архетипическую конструкцию, обосновывающую существование определенной политической системы [2, с. 23]. По мнению Е.Л. Яковлевой, политический миф «представляет собой специально созданную конструкцию, призванную объединять людей, воодушевлять, стимулировать и направлять их действия» [3, с. 42]. Политическому мифу присущи символизм, дихотомия добра и зла, ритуализм, стереотипизация исторического опыта, ориентированность на бескомпромиссность и агрессивное поведение.

Политические мифы являются средствами сохранения политического опыта, они создают коллективное представление народа о своем идеализированном прошлом, соотносимым с идеей стабильности. Часто политический миф выполняет компенсаторные функции, способствуя самосохранению существующих общностей и росту их влияния.

В настоящее время масс-медиа активно транслируют политические мифы в общество. Являясь мощным средством воздействия на аудиторию, масс-медиа актуализируют в сознании граждан определенные политические проблемы, создавая актуальную повестку дня. Мифологизация осуществляется за счет многократного дублирования одной информации и дозирования или утаивания другой. Мифы внедряются в сознание путем фрагментарно представленных в СМИ лозунгах, призывах, визуальных символах, публичных церемониях. Характерным приемом распространения политических мифов является подмена фактов мнениями, что достигается путем приглашения «авторитетных специалистов», внушающих аудитории определенную точку зрения. При этом в качестве обоснования той или иной концепции вместо фактической аргументации ими, как правило, используются оценочные суждения. Таким образом, масс-медиа преподносят аудитории не факты, а их интерпретацию, часто заведомо тенденциозную.

Способность рационального осмысления информации и ее критического анализа у аудитории современных масс-медиа снижается за счет избыточности и фрагментарности информационного потока. Масс-медиа активно воздействуют на процессы, происходящие в современном обществе, осуществляют социальный контроль и управление, они способны как интегрировать общество, так и привести к его дезинтеграции. Ценности, идеалы, стереотипы мышления современного человека во многом формируются под влиянием СМИ. По справедливому замечанию французского философа А. Моля, масс-медиа фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы явлений и придают им особый вес, повышают ценность одних идей и обесценивают другие, поляризуя таким образом все поле культуры. Причем то, что не попало в каналы массовой коммуникации, почти не оказывает влияния на развитие современного социума [4, с. 17].

Политические мифы, активно транслируемые современными СМИ, становится мощным средством интеграции и дезинтеграции общества. Особенно активно мифологизация используется для мобилизации значительных слоев населения в период избирательных кампаний. Политические мифы оказывают мощное воздействие на эмоциональную сферу человека, они направлены на подавление критического мышления. Миф апеллирует к архаическим пластам сознания человека, глубинным ментальным установкам этнического самосознания. В мифе соединяются архетип и ритуал, стереотипы поведения и базисные ценности. Мифы, с одной стороны, порождаются массовым сознанием, с другой стороны, являются продуктом сознательного конструирования, оказывающим мощное воздействие на сознание масс. В структуре политического мифа А.В. Черноус выделяет три основных компонента: ценностная составляющая, на основе которой выстраивается групповая или личностная идентификация, мотивационная часть, направляющая поведение индивида или группы, коммуникативная составляющая, представляющая собой технологию передачи информации [5, с. 50].

К основным мифам, используемым в политической практике и активно транслируемым масс-медиа, относят миф о вражеском заговоре, миф о «золотом веке», миф о герое-спасителе, миф о единстве и др. [6]. В политической мифологии широко используется архаическая символика, образы отца и матери, идея родины. Политический миф базируется на идее деиндивидуализации: людям внушается мысль, что их собственная жизнь ничтожна по сравнению с задачами, стоящими перед общностью. Именно в этом заключается антигуманистическая сущность политической мифологии. Одной из задач политического мифотворчества является построение ложных причинно-следственных связей. Реальные причины негативных социально-политических явлений через создание образно-эмоционального ряда подменяются вымышленными, не имеющими связи с действительностью, но простыми и понятными обывателю причинно-следственными связями.

В сложные исторические периоды масс-медиа активно конструируют мифы о заговоре, устроенном врагами. Под образом врага в данном случае понимается «идеологический и психологический стереотип, позволяющий строить политическое поведение в условиях дефицита надежной информации о политическом оппоненте и о среде в целом» [7, с. 370]. Создание образа коллективного врага позволяет отвлечь мнение общества от насущных проблем. Конструирование и персонификация образа врага используется для объяснения существующих трудностей и позволяет снять ответственность за них с реальных действующих лиц, ответственных за их возникновение. Как правило, образ врага используется властью в тех случаях, когда она осознает угрозу утраты легитимности. Он базируется на ментальной оппозиции «свой – чужой», «мы и они», глубоко укоренившейся в человеческой психике. Причем, основной акцент делается на эмоциональном, а не рациональном восприятии врага, используются такие мощные эмоции как страх и ненависть. Часто образ врага визуализируется, причем вымышленный визуализированный образ подменяет собой реальный. Враг наделяется только отрицательными характеристиками, подчеркивается его агрессивность, коварство, жестокость. Характеристики врага противопоставляются идеализированным характеристиками «своей» общности, они рассматриваются как диаметрально противоположные. «Свои» отождествляются в мифе с абсолютным добром, «чужие» – с абсолютным злом. Именно с врагом в массовом сознании связываются все беды и несчастья, обрушивающиеся на «свою» общность, что является средством мобилизации масс. Через образ врага осуществляется негативная идентификация социальной общности, сплачивающейся для борьбы с чуждыми ей силами.

Базовым приемом конструирования политических мифов, применяемым масс-медиа, является обращение к идее «золотого века» – неким истокам истории и культуры этнической общности, наделяемым только положительными характеристиками. Идея возвращения к истокам, к традиционным ценностям преподносится как способ избавления от всех бед, обрушившихся на общность в силу отступления от неких базовых, исконных принципов, воспринимающихся некритически в качестве неких «священных столпов».

Важным элементом политической мифологии является сакрализация лидерства, основанная на идее почитания предков. Как известно, всем изученным архаическим сообществам присуще почитание предков, сакральное отношение к ним. В современной мифологизации политического лидерства важное место занимает сакрализация лидера-предшественника, наделяющегося героическими и сверхъестественными мистическими качествами. Фигура лидера-«предка» легитимирует власть его «потомка»-последователя. Сам политический лидер наделяется героическими качествами, успехи связываются с его именем, а неудачи – с происками «врагов». Кроме того, сам лидер заботится о фиксации, закреплении в памяти потомков его «героических» деяний.

Итак, действенность политического мифа определяется его связью с традициями социальной общности и смысловой ясностью, позволяющей в ситуации неопределенности получить четкий и однозначный ответ на волнующие общество проблемы. Политические мифы искажают истинное положение вещей, смещают акценты на выгодные их создателям смысловые установки. Мифология становится эффективным средством борьбы за власть и ее удержания и активно транслируется в общество посредством масс-медиа.


Библиографический список
  1. Шестов Н.И. Политический миф теперь и прежде. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. 414 с.
  2. Рюмкова О.Г. Политический миф: теоретические основания и современная политическая практика. Дис. … канд. полит. наук. М., 2004. 152 с.
  3. Яковлева Е.Л. Технология политического мифотворчества // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011. № 4. С. 38–43.
  4. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 407 с.
  5. Черноус А.В. Сущность и способы функционирования современного политического мифа // Всероссийский журнал научных публикаций. 2013. № 1. С. 49–51.
  6. Мутовкин Л.А. Политические мифы в процессе манипуляции сознанием. [Электронный ресурс]. URL: http://www.promgups.com/blog/wp-content/uploads/2006/12/10.pdf
  7. Корниенко Т.А. «Образ врага» как форма социально-политического мифа (на материалах России в годы Первой мировой войны) // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 2. С. 369–376.


Все статьи автора «Лысак Ирина Витальевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: