УДК 378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ

Бондар Дмитрий Николаевич1, Ульев Артем Николаевич1
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет, студент

Аннотация
В статье рассмотрены вопросы использования мобильных и интернет-технологий для осуществления интерактивного взаимодействия обучающихся и педагогов. Обсуждаются ключевые понятия «мобильные технологии» и «мобильное обучение». Рассмотрены основные подходы к пониманию мобильности, наиболее значимые возможности мобильного обучения, технологические и методические аспекты использования мобильных и интернет-технологий.

Ключевые слова: информатизация образования, мобильное обучение, мобильные технологии, социальные сети, цифровые технологии, электронное обучение


THE USE OF MOBILE AND INTERNET TECHNOLOGIES FOR INTERACTIVE COMMUNICATION OF STUDENTS AND TEACHERS

Bondar Dmitry Nikolaevich1, Ulev Artem Nikolaevich1
1Volgograd State Social-Pedagogical University, student

Abstract
The article discusses the use of mobile and internet technology for interactive communication of students and teachers. We discuss the key concepts of "mobile technologies" and "mobile learning". The main approaches to the understanding of mobility, most important mobile learning, technological and methodological features of mobile and internet technologies.

Keywords: digital technologies, e-learning, informatization of education, mobile learning, mobile technologies, social media.


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бондар Д.Н., Ульев А.Н. Использование мобильных и интернет-технологий для осуществления интерактивного взаимодействия обучающихся и педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15214 (дата обращения: 01.10.2017).

Прошедшие три волны информатизации школы привнесли в нее колоссальные изменения, которые обеспечивают возможность осуществлять образование с неограниченным доступом к потокам информации всем участникам образовательного процесса [1]. Активное использование информационных и коммуникационных технологий и появление технических и дидактических интерактивных средств обучения, позволяющих активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, позволяет не только повысить качество обучения, но и подготовить современных выпускников школы к жизни в современном информационном обществе [2] и определяет новые требования к подготовке современного учителя [3, 4].

В течении последних пяти-шести лет мобильные и интернет-технологии ушли далеко вперед. Сегодня в образовании используются как традиционные компьютерные средства обучения, так и карманные персональные компьютеры, интерактивные планшеты, смартфоны, мобильные приложения, социальные сети и другие виды средств электронного обучения [5]. Данные технологии развиваются очень динамично, происходят крупные изменения в технологиях доступа к сети Интернет, растет скорость передачи данных и повышается доступность сети Интернет, расширяется диапазон мобильных устройств [6, 7]. Эффективность и целесообразность применения подобных средств обучения активно обсуждается многими педагогами и исследователями [1, 6, 8, 9 ].

Под мобильным обучением (Т. Г. Долгова и др.)  понимается форма организации учебного процесса, в основе которой лежит использование мобильных устройств и беспроводной связи.

Многие исследователи выделяют два развивающихся подхода к пониманию мобильности [6, 11].

Первый подход (И.Н.Голицына, Н.Л. Половникова и др.) акцентируется внимание на аппаратных платформах (мобильных устройствах) реализации мобильного обучения.

Во втором походе (И. Б. Государев) мобильность обучения рассматривают как результат организации электронной информационно-образовательной среды, которая не зависит от физического или географического расположения участников образовательного процесса. Государев И.Б. отмечает, что при организации процесса обучения, необходимо координировать оба данных подхода на соответствующих этапах.

Необходимо отметить наиболее значимые возможности мобильного обучения: использование в любом месте и в любое время (из любой географической точки); постоянный доступ к Интернету (стоимость мобильных устройств постоянно падает, также уменьшается цена трафика); индивидуальный подход к каждому учащемуся; постоянный доступ к личной и учебной информации; непрерывная обратная связь учителя с учащимися; автономное обучение; рост мотивации учащихся за счет использования знакомых и удобных мобильных средств; возможность виртуального общения и др.

В распоряжении учителей и учащихся становится все большее количество различных мобильных устройств и приложений к ним (как платных, так и бесплатных). Широко распространенные ноутбуки, планшеты, смартфоны и другие мобильные устройства как и стационарные компьютеры, могут иметь веб-браузер и выход в сеть Интернет, следовательно их можно использовать для организации совместной работы учителя и учащихся при решении учебных задач, причем не зависимо от программного обеспечения и не зависимо от учебных аудиторий.

Сегодня уже имеется огромное количество облачных сервисов, дизайн которых адаптирован к мобильным устройствам и которые уже применяются многими учителями в учебном процессе.

Так, большую популярность приобрели сервисы Google и Microsoft, которые отличаются простотой, доступностью и надёжностью, возможностью создавать учебные материалы для индивидуальной и коллективной работы для их использования как в режиме оффлайн, так и онлайн.

Особо отметим также возможности сервисов ClassMarker, Kahoot!, Mentimer, Plickers, Socrative и др., позволяющих использовать разнообразные обучающие ресурсы (для организации дискуссий, игр, викторин, тестов, опросов и др.). С помощью данных приложений можно осуществлять обучение в занимательной и привычной для современных школьников форме, причем оперативный контроль знаний можно организовывать без привязки к учебным аудиториям и дорогостоящему специализированному оборудованию (систем голосования), например, с использованием одного смартфона или планшета и карточек с QR-кодами [13, 14]. Большинство данных сервисов (или большую часть их возможностей) можно использовать бесплатно.

Для осуществления мобильного обучения сегодня имеется достаточно много ресурсов, среди которых можно выделить:

- ресурсы на федеральных порталах http://school-collection.edu.ru/, http://fcior.edu.ru и др.;

- электронные учебные пособия издательства «Дрофа» http://efu.drofa.ru;

- ресурсы по школьным предметам: http://interneturok.ru/;

- ресурсы онлайн-обучения www.coursera.org/, http://www.intuit.ru/, https://www.lektorium.tv, http://www.khanacademy.org и др.

В современной образовательной практике используются три модели реализации мобильного обучения: для поддержки традиционного учебного процесса; для мобильного обучения; смешанного обучения [9, 10, 11, 12].

Мобильные и интернет-технологии могут быть использованы для реализации идей опережающего обучения. При опережающем обучении предполагается постоянное движение из зоны ближайшего развития (Выготский Л.С., Зимняя И. А. и др.) к уровню актуального развития, когда первично усвоенные и умения полностью самостоятельно применяются в практической деятельности [15, 16]. До появления интерактивных мультимедийных ресурсов при опережающем обучении происходило постепенное обучение «незнающих» учащихся через «знающих» (Лысенкова С. Н.). При использовании мобильных и интернет-технологий роль «знающего» учащегося могут играть интерактивные средства обучения.

Опережающее обучение особенно актуально при обучении информатике. На урок информатики приходят дети с различным уровнем знаний по предмету, причем содержание курса «Информатика и ИКТ» постоянно обновляется и расширяется (в связи со стремительным развитием информатики как науки), но при этом ограничено время, отводимое учебным планом на освоение данного курса [17, 18, 19]. Отметим, что важную роль при подобном обучении играет система заданий и вопросов для самопроверки уровня усвоения учебного материала обучающимся при его самостоятельной работе с образовательными ресурсами.

Необходимо отметить, что несмотря на интенсивное развитие описанных выше ресурсов для мобильного обучения, количество имеющихся образовательных ресурсов не достаточно, чтобы можно было эффективно использовать новые типы мобильных устройств в образовании.

Как показывает практика, учителям приходится часто самостоятельно разрабатывать электронные образовательные ресурсы и, чтобы обеспечить доступ к ним учащимся, они создают собственные сайты. Сегодня во многие средства для разработки образовательных ресурсов и сайтов добавляется поддержка «мобильных» форматов. Необходимо отметить, что рост количества у обучающихся различных устройств (компактных вычислительных систем) востребует сразу при создании сайта использовать технологии, учитывающие возможность создания его мобильной версии или адаптивного дизайна для обеспечения удобной работы с ним с любых устройств.

В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете на факультете математики, информатики и физики студенты, будущие учителя информатики, физики и математики приобретают опыт по использованию готовых интерактивных образовательных ресурсов, разработке собственных, их экспертной оценке и др. [20].

Примером подобной работы может служить разработанный  будущими учителями физики и информатики, авторский образовательный ресурс «Большой помощник» (http://bighelper.ru/) для осуществления взаимодействия учителя и обучающихся как при помощи стационарных компьютеров, так и при помощи мобильных устройств (рис.1).

Рис.1. Главная страница интерактивного образовательного ресурса «Большой помощник».

Данный ресурс создан с помощью бесплатной системы управления сайтом (CMS) – WordPress. CMS WordPress имеет огромное количество расширений, которые позволяют встраивать в контент другие веб-приложения и использовать различные комбинации сервисов (например, встраивать интерактивные упражнения с сервиса LearningApps, интерактивно управлять картинками с помощью ThingLink, создавать и тиспользовать интерактивное видео и викторины на основе видеофайлов с сервиса Zaption и др.). Также можно скачивать с официального сайта и использовать бесплатные плагины, использование которых помогает упростить оптимизацию сайта к мобильным устройствам. На рисунке 2 приведен пример интерактивного взаимодействия с мобильной версией сайта в разделе «информатика».

Рисунок 2

Рис.2. Примеры интерактивного взаимодействия.

Подводя итоги, отметим, что при создании мобильных версий образовательных сайтов важно помнить, что они должны быть максимально читабельными, простыми и не перегруженными информацией. Основные элементы желательно располагать вверху страницы. Так как по сравнению с классическими персональными компьютерами в мобильных устройствах не такие быстрые процессоры необходимо делать ресурсы максимального качества, но минимальных размеров, не следует увлекаться JavaScript (тяжелые элементы кода, нагрузка для процессора). Так как при сенсорном управлении отсутствует мышь важно учитывать это при проектировании кнопок и управляющих элементов.

Использование мобильных технологий совместно с инновационными методами обучения показывает их большую эффективность, особенно в случаях, когда учащиеся не могут по каким-то причинам посещать занятия. Необходимо отметить, что использование мобильных технологий зависит от личного отношения к ним учителя.

Современной школе необходимо не только приспосабливаться к появившемуся большому количеству мобильных устройств у обучающихся, но и использовать их потенциал для решения образовательных задач при подготовке школьников к жизни в новом информационном обществе.


Библиографический список
  1. Асмолов А. Г., Семенов А. Л., Уваров А. Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010.
  2. Бобровская Л.Н., Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю. Методические особенности использования интерактивных средств обучения для решения дидактических задач учителя на уроках информатики  // Информатика и образование. – 2013. – № 2 (241). – С. 76–78.
  3. Данильчук Е. В., Куликова Н. Ю. Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения // Грани познания. 2014. № 7 (34). С. 70-75.
  4. Куликова Н.Ю. Методические основы формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения / Н.Ю. Куликова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – URL: http://www.science-education.ru/118-14228 (дата обращения: 10.02.2016).
  5. Королева Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205-224.
  6. Государев И. Б. Мобильное обучение информатике и ИКТ // Информатика и образование. 2013. №5. С. 62–68.
  7. Карпенко О.М., Фокина В.Н., Абрамова А.В., Широкова М.Е. Мобильное обучение в структуре образования // Социология образования. № 5. . 2015. С.31-45.
  8. Файн М.Б. Мобильное обучение в образовательном процессе: зарубежный опыт // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43006 (дата обращения: 24.05.2016).
  9. Куликова Н.Ю., Бондар Д.Н., Ульев А.Н. Использование интерактивных средств обучения и мобильных технологий в образовательном процессе // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6  [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15420 (дата обращения: 17.06.2016).
  10. Долгова Т. Г. Мобильные технологии в учебном процессе студентов // Решетневские чтения. 2015. С. 472-474.
  11. Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Международный электронный журнал “Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)” – 2011. – V.14. – №1. – С.241-252. [Электронный ресурс]. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v14_i1/html/1.htm.- [дата обращения: 01.06.2014].
  12. Иванченко Д. А. и др. Применение подходов BYOD для построения стратегии информатизации высшего учебного заведения / Д. А. Иванченко, И. А. Хмельков, Д. Ю. Райчук, А. М. Митрофанов, А.В Самочадин, П. А. Рогов // Научно-Технические Ведомости СПбГПУ. Информатика. Телекомуникации. Управление. 2013. №3(174). С. 85—92.
  13. Куликова Н.Ю. Опыт использования мобильных технологий для осуществления систематического и оперативного контроля знаний обучающихся // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 4 (106). С. 29-37.
  14. Куликова Н.Ю., Кобзева В.А. Использование мобильных приложений для организации и проведения оперативного контроля знаний обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53174 (дата обращения: 20.04.2016).
  15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – Ростов-н/Д. : Феникс, 1997. – 479 с.
  16. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с. — (Психология: Классические труды).
  17. Бобровская Л.Н., Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю. Методические особенности использования интерактивных средств обучения при организации внеаудиторного образовательного процесса для уроков информатики // В сборнике: Новые информационные технологии в образовании Материалы Международной научно-практической конференции. 2012. С. 60-64.
  18. Куликова Н.Ю., Полякова В.А. Использование интерактивной мультимедийной презентации на уроке как средства управления познавательной деятельностью обучающихся // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12802 (дата обращения: 21.10.2015).
  19. Куликова Н.Ю. Особенности использования интерактивных дидактических средств на уроках информатики // В сборнике: Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании “ИТО – Марий Эл-2013″ материалы X Всероссийской научно-практической конференции. 2013. С. 137-139.
  20. Куликова Н.Ю. Учебный курс «Разработка электронных образовательных ресурсов» // III Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века»: сб. науч. тр. – М.: НИЯУ МИФИ. 2013. – С. 279–283.


Все статьи автора «Bondar»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: