УДК 811.111+004.43

ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И ЯЗЫКАМ КОМПЬЮТЕРНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Хрипунова Елена Александровна1, Змеева Наталья Юрьевна1
1Уральский государственный экономический университет

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы влияния метаязыка компьютерного программирования на обучение английскому языку. Приводится сравнительная характеристика языка компьютерного программирования с естественными языками. Рассматриваются особенности обучения различным профессионально значимым аспектам языка и видам речевой деятельности. Делаются выводы об интеграции процессов развития и совершенствования метаязыка компьютерного программирования и процесса обучения английскому языку. Указываются перспективный план дальнейших исследования.

Ключевые слова: Интеграция, метаязык компьютерного программирования, обучение английскому языку, профессионально значимые аспекты языка и виды речевой деятельности


THE INTEGRATION OF TEACHING THE ENGLISH LANGUAGE AND COMPUTER PROGRAMMING LANGUAGES

Khripunova Elena Alexandrovna1, Zmeeva Natalia Yurievna1
1Ural State University of Economics

Abstract
This article deals with the questions of computer programming metalanguage influence on the English language teaching process. A comparative characteristic of programming languages and natural languages features is given here. This article reveals some peculiarities in teaching various professionally significant aspects of the English language and types of speech activities. Conclusions are made on the integration both of processes of the development and perfection of computer programming metalanguage and the English language teaching process. A plan for further investigation is given here.

Keywords: Integration, professionality significant linguistic aspects and speech activities skills, the English language teaching process, the metalanguage of computers programming


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Хрипунова Е.А., Змеева Н.Ю. Интеграция обучения английскому языку и языкам компьютерного программирования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/14926 (дата обращения: 30.05.2017).

Так как в настоящее время английский язык используется как язык международного общения во всех видах речевой деятельности и во всех сферах жизни общества, нам представляется актуальным поискать и исследовать дополнительные или вспомогательные ресурсы обучения английскому языку, связанные с профессиональной деятельностью и мотивацией обучаемых. Традиционные методы обучения хорошо изучены и широко применяются на практике. Но в связи с новыми реалиями жизни появляется необходимость развивать и совершенствовать новую методику обучения.

Как известно компьютеризация сейчас охватила все сферы жизни общества и знакомство с компьютером начинается с раннего детства, поэтому компьютерный английский язык сейчас востребован и может служить хорошей базой для интеграции с новыми методами обучения английскому языку. Одним из таких новых методов, на наш взгляд, является метаязык компьютерного программирования, хотя использование этого метода ограничивается специальностями изучающими программирование, число таких специальностей с каждым годом неуклонно увеличивается, в УрГЭУ, например, это такие специальности как «Бизнес-информатика», «Прикладная информатика в экономике», «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». В дальнейшем планируется ввести еще ряд специальностей, изучающих компьютерное программирование.

Рассмотрим теперь особенности метаязыка компьютерного программирования и его влияние на обучение английскому языку.

Согласно определению О. С. Ахмановой, метаязык (англ, mtalanguage) — «это язык „второго порядка”, т. е. такой язык, на котором говорят о языке же (языке — объекте); язык, объектом которого является содержание и выражение другого языка» [1, с.232].

Метаязык изучается в разделе языкознания, называемом «металингвистика». Металингвистика — это наука о языках «второго порядка» (метаязыках), для которых предметом (материалом, содержанием) является естественный человеческий язык [1, с.230].

Очевидно, что метаязыки бывают разными в зависимости от своего содержания и функции, области функционирования и сложности выполняемых задач. На сегодняшний день одной из актуальнейших сфер применения и развития метаязыка являются языки компьютерного программирования, что объясняется непрерывным процессом роста компьютеризации общества и развитием новых возможностей вычислительной техники (ВТ).

Проведем сравнительный анализ языка программирования с естественным человеческим языком для того, чтобы определить, что такое язык программирования и какую целостную картину языковых вопросов он формирует.

Рассмотрим пять аспектов сравнительной характеристики языка программирования (ЯП) с естественным языком (ЕЯ):

  1. Область применения: ЯП – работа с ЭВМ; ЕЯ – социальная, научная среда, дискурс и т. д.
  2. Структура: ЯП – Редуцированная, с отдельными элементами, несущими глубинный смысл; в основном представлен лексическими конструкциями; структура детерминирована определенным порядком следования — алгоритмом; ЕЯ – полная, свободная, синтаксически окрашенная, со множеством компонентов, определяется только коммуникативным замыслом говорящего (пишущего)
  3. Семантика: ЯП – закодирована через определенную условную систему знаков (слов) и соответствует условному денотату; ЕЯ – представлена в открытом виде и соответствует реальному денотату
  4. Принцип построения: ЯП – логико-семантические связи и отношения математического происхождения, выстроенные в определенном порядке; ЕЯ – свободное выражение информации
  5. Функции: ЯП – дать указания ЭВМ по выполнению различных операций ЕЯ – быть средством общения людей; функция отображающего обозначения предметов и явлений жизни; функция выражения деятельности мысли [2, с.13]

Из проведенного анализа следует, что язык программирования отличается от естественных языков тем, что предназначен для передачи команд, приказов, четкого руководства к действию; тогда как естественные языки служат для обмена информацией. Язык программирования может использовать специальные конструкции для определения и манипулирования структурами данных и управления процессом вычислений.

Несмотря на имеющиеся различия языков программирования с естественными языками, между ними имеется и определенное сходство. Это сходство заключается в том, что оба языка — это знаковые коммуникативное системы, предназначенные для передачи связной информации. Это знаки по самому своему существу и «внутреннего» применения не имеют.

Нам представляется возможным, что метаязык компьютерного программирования может играть важную роль в обучении профессионально значимым аспектам языка и видам речевой деятельности.

С точки зрения аспектов языка:

- метаязык расширяет запас общенаучной и терминологической лексики;

- изучение семантики грамматических конструкций, используемой в алгоритмах, способствует запоминанию выбора соответствующих грамматических конструкций;

- структуры алгоритмов помогают логически правильно выстраивать соответствующие развернутые предложения;

- структурированность компьютерного языка помогает легче познать различия в синтаксических и аналитических языках и осуществлять переход от одних языков к другим.

В целом можно сказать, что метаязык помогает развивать логику и мышление, что важно при обучении любому учебному предмету.

С точки зрения видов речевой деятельности изучение метаязыка компьютерного программирования – это активный тренинг навыков чтения и письма, то есть пассивных видов речевой деятельности, а также развитие навыков перевода с одного языка на другой.

В своей профессиональной деятельности любому специалисту, в первую очередь, требуется умение извлекать необходимую информацию из оригинального текста по специальности на английском языке, то есть, другими словами, умение читать английские профессиональные тексты. Поэтому обучение всем видам чтения -  просмотровому, ознакомительному, изучающему, поисковому – занимает важное место в профессиональной иноязычной подготовке.

Работа с текстом как с источником информации важна не только с точки зрения извлечения профессионально значимой информации, но также и для развития навыков и умений анализа и смыслового синтеза информации текста (тезирования, аннотирования, реферирования) и развития умений сжатия информации до уровня нескольких предложений (резюме).

С точки зрения навыков письма метаязык компьютерного программирования формирует умение выстроить буквы в слове и записать эти слова, умение построить согласно коммуникативному замыслу соответствующие лексические и синтаксические конструкции, умение сформулировать свои мысли и передать нужную информацию в письменной форме (например, умение составить и прочитать комментарий к программе на английском языке).

В развитии умения письма также важен вопрос выбора имен для различных программных объектов [3] учитывая то, что каждая команда представляет собой набор символов-знаков английского языка, английский язык является главным звеном для написания программного продукта. Поэтому при обучении английскому языку здесь следует обратить особое внимание на имена переменных, процедур и функций, таблиц и полей данных, имена файлов и так далее. Все это способствует процессу интеграции обучения английскому языку и компьютерному программированию.

Овладение навыками перевода сообщений компьютера как необходимого инструмента для расширения информационной базы пользователя включает анализ лексических, словообразовательных, грамматических трудностей перевода и переводческими трансформациями, знакомство с различными видами перевода и редактирования текста. Все это закрепляется в процессе изучения метаязыка.

Таким образом, рассмотрев все вышеперечисленные вопросы, можно сделать следующие выводы:

1. С одной стороны, у программиста, владеющего английским языком, улучшается реакция общения с операционной системой и программными приложениями в процессе интерактивного диалога. Владение программистом профессионально ориентированным английским языком является одной из составляющих профессиональной компетентности программиста [4, с.543] С другой стороны, высокий уровень профессиональной компетентности программиста обеспечивает применение новых методик в обучении английскому языку. Эти два процесса взаимно связаны и работают в одном направлении, что говорит о росте интеграции процессов обучения английскому языку и языкам компьютерного программирования.

2. Можно констатировать тот факт, что язык программирования – это метаязык, стремящийся по своим выразительным средствам к естественному языку, и чем выше уровень развития ВТ, тем сильнее это проникновение.

3. Так как вектор развития и совершенствования языков программирования направлен на создание универсального языка, все более и более отражающего мышление человека, все более актуальным становится вопрос обучения английскому языку, лежащему в основе этого универсального языка.

4. В плане целей и задач дальнейшего исследования можно указать на расширение дополнительных ресурсов обучения английскому языку через:

– развитие языков программирования;

– через язык компьютерного виртуального пространства;

– молодежную субкультуру


Библиографический список
  1. Ахманова О.С Словарь лингвистических терминов. М.: Либроком, 2016. – 576 с.
  2. Головин Б.Н- Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1983. – 312с.
  3. Вельдяксов Н.П. К вопросу подготовки программистов [Электронный курс] / Режим доступа http://www.nikvel.ru/programming/articles/teachprogrammers.php, свободный.
  4. Баканова М.В. О необходимости изучения английского языка студентами – будущими программистами // Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского. – 2011– №24 – с.540-543.


Все статьи автора «zmnj»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: