АФФИКСАЦИЯ И СЛОВОСЛОЖЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: ОЦЕНОЧНЫЙ АСПЕКТ

Киреева Маргарита Сергеевна
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
студентка

Аннотация
Данная статья посвящена обзору категории оценки в словообразовании английского языка, а именно ее проявлении путем аффиксации и словосложения. Проведенное исследование позволяет утверждать, что в английском языке существует определенная группа аффиксов, выражающих либо положительную, либо отрицательную оценку, которые при образовании новых лексических единиц придают производному слову соответственно либо положительную, либо отрицательную оценку. То же самое можно сказать и про компоненты сложных слов: при наличии в композите компонентов, один из которых обладает семами какой-либо оценки, производное слово приобретет соответствующую оценку.

Ключевые слова: аффиксация, дериват, категория оценки, композит, образующая основа, оценочная лексика, словообразование, словосложение


AFFIXATION AND WORD-COMPOSITION IN THE ENGLISH LANGUAGE: EVALUATIVE ASPECT

Kireeva Margarita Sergeevna
Crimean Engineering-Pedagogical University
student

Abstract
This article provides an overview of the evaluation category in derivation of the English language, namely its manifestation by affixation and word-composition. The study suggests that in English there is a certain group of affixes expressing either positive or negative evaluation, which in the formation of new lexical items give a derivative of the word either positive or negative evaluation. The same can be said about the components of compound words: with the presence of the composite components, one of which has the seme of any evaluation, derivative gains corresponding evaluation.

Keywords: affixation, composite, derivative, evaluation category, word-composition, word-formation


Рубрика: Филология

Библиографическая ссылка на статью:
Киреева М.С. Аффиксация и словосложение английского языка: оценочный аспект // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/05/14855 (дата обращения: 22.02.2024).

Язык постоянно развивается и развивается на всех уровнях: происходят изменения в звуковой системе, в морфологической структуре слов; слова и словосочетания также подвергаются семантическим изменениям. В словарном составе языка, т.е. в лексике, наблюдаются наиболее видимые  трансформации.

Английский язык является продуктивным с точки зрения образования новых лексических единиц. Словосложение, аффиксация и конверсия являются основными способами словообразования в английском языке, благодаря которым на протяжении многих лет создавалось большинство лексем английского языка.

Следует отметить, что вопросы относительно оценочной лексики до сих пор остаются предметом дискуссий. На сегодняшний день еще не в полной мере исследованы закономерности появления в языке слов с оценочным значением, так же как и недостаточно изучены непосредственно факторы, при которых становится возможным выразить конкретное оценочное отношение к высказываемому с помощью слова.

Категория оценки свойственна самому процессу номинации. В процессе эволюции системы языка оценка выкристаллизовалась в языковые единицы в виде аффиксов, слов, отдельных выражений.

В современной лингвистике нет единого подхода к трактовке понятия “оценка”. Одни авторы считают, что средством выражения ее являются лишь оценочные суффиксы [Никитевич 1960: с. 81 - 92], другие убеждены, что оценка охватывает всю совокупность языковых средств, которые выражают эмоционально-оценочное отношение говорящего (субъекта) к окружающей действительности.

Большинство лексем английского языка обладают лишь денотативным значением, а поэтому с точки зрения выразительных возможностей они нейтральны. Эти слова обозначают понятие, но не выражают отношение говорящего к предмету речи.

Тем не менее, в английском языке немало и таких слов, которые имеют устойчивую дополнительную окраску. Их называют стилистически окрашенными. Именно такая лексика преимущественно используется для передачи оценки.

Оценочный компонент стилистического значения включает позитивную или негативную оценку. Положительная оценка содержится преимущественно в словах одобрительных, ласкательных, отчасти в словах шутливых. Отрицательные оттенки составляют более широкий спектр – неодобрительный, презрительный, укоризненный, пренебрежительно- фамильярный, грубый, бранный, который реализуется в соответствующей лексике.

Позитивная или негативная оценка может быть заключена непосредственно в самом лексикографическом истолковании слов. Следует отметить, что в образовании производных слов с оценочным значением важную роль играет словосложение.

Если говорить о словообразовании существительных путем словосложения, то можно сделать вывод, что в основном дериват приобретает негативную или позитивную оценку только благодаря семам одного из двух компонентов, второй же компонент является нейтральным. [Фомина 1993: с. 45]

Например: numbskull — болван, тупица, олух, дурья башка (numb — unable to think, feel, or react in a normal way; skull — the bones of a person’s or animal’s head). Нейтральная по своей оценке лексема skull, взаимодействуя с оценочно-негативным прилагательным numb, образует в итоге существительное с негативным оттенком.

Примером приобретения положительной оценки является слово sharp-witted — умный, сообразительный, остроумный (sharp — able to think and understand things very quickly, and not easily deceived — пронзительный, проницательный; witted — having wit or understanding —сообразительный). Приведенная лексема имеет явно выраженное оценочно-позитивное значение. Оно обусловлено тем, что  семы ее компонента  «witted» привносят положительную оценку в композит.

Если говорить о появлении оценочного значения путем аффиксации, то для начала стоит рассмотреть суффиксацию. Прежде всего, нас интересует группы производных, где положительный или отрицательный суффикс взаимодействует с основой, в результате чего дериват приобретает позитивную или соответственно негативную оценку.

Наличие суффиксов и суффиксоидов -ard, -ling, -ster, -aster, -eer, -monger, -aide, -let,-o в слове потенциально могут придавать ему отрицательный оттенок. [Шаховский 1969: с. 6, 11]

Так, суффикс -ard имеет отрицательное значение и содействует его появлению в производном слове: drunkard — пьяница, алкаш (drunk — unable to control your behavior, speech etc because you have drunk too much alcohol — выпивший).

Отрицательная оценка в производных с суффиксом -ster обусловлена его негативным значением: punster — остряк (pun —  an amusing use of a word or phrase that has two meanings, or of words that have the same sound but different meanings —  игра слов, каламбур).

Если говорить о префиксах, придающих оценочность дериватам, для примера возьмем лексему cooperate — сотрудничать (operate —  to do your job or try to achieve things in a particular way— управлять, действовать). Сам по себе глагол operate не имеет никакой оценки, т.е. он нейтрален, но префикс co-, выражающий положительную оценку, меняет оценку производного.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что словообразовательные элементы, имеющие семы как положительного, так и отрицательного оценочного значения, могут по-разному влиять на значение образующей основы. Отрицательный по своей оценке суффикс, может таким образом повлиять на образующую основу, что дериват приобретет соответственно отрицательную оценку, и наоборот.

То же самое можем сказать и про оценочное значение компонентов композитов. При условии если один из компонентов является нейтральным по своей оценке, а второй отрицателен, оценочное значение композита будет отрицательно.


Библиографический список
  1. Никитевич В.М. К вопросу о категории оценки в русском языке // Филол. науки.- 1 9 6 0 . – № 3 . – С . 81-92.
  2. Шаховский В.И. Некоторые способы выражения эмотивно-субъективной оценки в сфере имен существительных современного английского языка: Автореф. дне… канд. филол. наук: 10.02.04 / МГПИИЯ им. М. Тореза. – М., 1969. – 25 с.
  3. Фомина З.Е. Прагматический аспект функционирования эмоционально-оценочных пpилaгaтeльныx в научно-популярных текстах // Тезисы докл. конф. “Функциональный подход в теоретическом и прикладном языкознании”. – Т. 5, Ч. IX. – Минск: МГЛУ.-1993.-С. 45.


Все статьи автора «Киреева Маргарита Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: