УДК 811.111-26

К ВОПРОСУ О ВЫДЕЛЕНИИ МОТИВАЦИОННОГО ДИСКУРСА

Подоляк Жанна Иосифовна
Вологодский государственный университет
кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме выделения мотивационного дискурса как типа дискурса, приобретающего особое значение в современном англоязычном лингвокультурном социуме. В статье приводится определение мотивационного дискурса, дается представление об основных жанрах мотивационного дискурса и обозначаются первостепенные задачи его изучения.

Ключевые слова: демотиваторы, дискурс, жанры мотивационного дискурса, мотиваторы, мотивационный дискурс, мотивация, напутственная речь, типология дискурса


ON THE IDENTIFICATION OF MOTIVATIONAL DISCOURSE

Podolyak Zhanna Iosifovna
Vologda State University
Ph.D. in Germanic Languages, Associate Professor of the English Language Chair

Abstract
The paper presents an attempt to define motivational discourse as a separate discourse type gaining greater significance in the modern English-speaking society. The paper gives a definition of motivational discourse, identifies its key genres and outlines the main directions of its further investigation.

Keywords: commencement speech, demotivators, discourse, discourse typology, motivational discourse, motivational discourse genres, motivational posters


Рубрика: Лингвистика

Библиографическая ссылка на статью:
Подоляк Ж.И. К вопросу о выделении мотивационного дискурса // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14850 (дата обращения: 29.05.2017).

В последние десятилетия анализ дискурса остается актуальной областью лингвистических исследований, что неудивительно. По замечанию Т.А. ван Дейка,  дискурс одновременно является лингвистическим (вербальным, грамматическим) объектом (так как состоит из осмысленных слов и предложений), действием (например, утверждение или угроза), формой социального взаимодействия (разговор), социальной практикой (к примеру, лекция), ментальной репрезентацей (значение, ментальная модель, мнение, знание), интеракциональным или коммуникативным событием (например, парламентские дебаты), продуктом культуры (как мыльная опера), или даже товаром (например, роман) [1, p. 66-67].

Исследователи выделяют множество типов дискурса: политический, педагогический, религиозный, медийный, компьютерный  и т. п. За последние несколько лет вышли работы таких авторов, как Т.А. ван Дейк [1], Дж. Лемке [2], В.И. Карасик [3]  и др., посвященные  функционированию дискурса в социуме. В 2011 г. вышел специальный выпуск журнала «Pragmatics and Society», посвященный дискурсу социальных достижений [4].

Представляется, что можно говорить о существовании мотивационного дискурса, который мы предлагаем определить как вербальное взаимодействие адресанта и адресата с целью оказать положительное воздействие на эмоциональную, волевую и деятельностную сферу последнего. Как и другие типы дискурса, мотивационный дискурс обладает набором характеристик, которые требуют всестороннего изучения.

Актуальность проблематики исследования определяется той ролью, которую мотивационный дискурс играет в англоязычном обществе.  Растущую важность  мотивационного дискурса для современного англоязычного социума можно подтвердить наличием отдельных устных и письменных жанров, выполняющих мотивирующую функцию. К устным жанрам англоязычного мотивационного дискурса можно отнести, например, «commencement speech» – напутственные речи на церемонии окончания университета, «pep talk» – речь тренера перед матчем, «keynote speech» – мотивирующая речь известного человека на корпоративном мероприятии, а также проповеди.  Письменные жанры представлены многочисленными  «motivational books». Характерной особенностью мотивационного дискурса является наличие также  креолизованного (поликодового) жанра -  мотиваторов и людического (карнавального) жанра демотиваторов, а также появлением профессии ‘motivational speaker’. Тем не менее, жанры мотивационного дискурса и мотивационный дискурс в целом изучены недостаточно.

Отдельные жанры мотивационного дискурса подвергались анализу (так, демотиваторы как жанр интернет-коммуникации исследовались в работах Л.В. Бабиной [5], И.В. Бугаевой [6], Н.Г. Брагиной [7]), однако до сих пор комплексные всесторонние исследования данного типа дискурса не проводились.

Предполагается, что необходим всесторонний анализ мотивационного дискурса: композиционно-содержательных характеристик жанров, исследование семантического пространства мотивационного дискурса, структурных характеристик, взаимодействия вербальных и невербальных компонентов в поликодовых текстах, исследование гендерных особенностей мотивационного дискурса, культурной специфичности в зависимости от варианта английского языка, исследования параметров адресанта и адресата сообщений и др.

Результаты исследования могут быть применены в разработке курсов по анализу дискурса, лингвистике текста, семиотике, лингвистической прагматике. Положения и выводы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения вопросов строения, восприятия и функционирования мотивационных текстов. Кроме того, положения и выводы исследования могут быть полезны практикующим психологам и педагогам.


Библиографический список
  1. Van Dijk T.A. Critical Discourse Studies; A sociocognitive Approach / Ruth Wodak & Michael Meyer (Eds.), Methods of critical discourse analysis. London: Sage, 2009. – P. 62-85.
  2. Lemke J. Discursive technologies and the social organization of meaning. / Folia Linguistica. 2002. № 35 (1-2). P. 79 -96.
  3. Карасик В.И. Языковый круг: личность, концепты, дискурс: монография. – 2-е изд. – М.: Гнозис, 2004. – 390 с.
  4. The Discourse of Social Achievement: Special issue of Pragmatics and Society. 2011. Volume 2. Issue 2.
  5. Бабина Л. В. Об особенностях демотиватора как полимодального текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 2. С. 28-33.
  6. Бугаева И. В. Демотиваторы как новый жанр в Интернет-коммуникации: жанровые признаки, функции, структура, стилистика [Электронный ресурс]. URL: http://rastko.rs/filologija/stil/2011/10Bugaeva.pdf (дата обращения: 22.04.2016).
  7. Брагина Н. “Демотиваторы со смыслом” и наивные толкования: о соотношении вербального и визуального // Антропологический форум. – Санкт-Петербург: ЛЕМА, 2014. № 21. С.49-65.


Все статьи автора «Подоляк Жанна Иосифовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: