УДК 351.9

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ СУБЪЕКТА РФ

Кузьминова Олеся Эдуардовна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
студент

Аннотация
В данной статье представлена необходимость проведения общественного контроля, а также статья посвящена реализации деятельности Общественной палаты субъекта РФ по осуществлению общественного контроля на региональном уровне. Проведенное исследование позволяет утверждать об обязательности эффективного взаимодействия органов власти с населением.

Ключевые слова: взаимодействие органов власти с населением, Общественная палата субъекта РФ, общественный контроль


THE EFFICIENCY OF THE PUBLIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECT

Kuzminova Olesya Eduardovna
Belgorod State National Research University
student

Abstract
This article presents the need for public control over activity of bodies state and municipal authorities, and also the article is devoted to the implementation of the activities of the Public chamber of the Russian Federation on public control at the regional level. The conducted research allows to claim about the obligation of effective interaction of authorities with the public.

Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Кузьминова О.Э. Эффективность функционирования Общественной палаты субъекта РФ // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14879 (дата обращения: 01.10.2017).

На современном этапе развития общественно-политических отношений одним из методов реализации законности, а также эффективной  деятельности органов государственной власти и  муниципального управления является общественный контроль.

Общественный контроль является необходимой составной частью демократического общества, в связи с этим гражданскому обществу необходимо владеть современными эффективными способами контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов. Можно с уверенностью сказать, что роль общественного контроля в современных условиях существенно возрастает в сфере борьбы с коррупцией,  укреплению взаимодействия структур гражданского общества с государственной и  муниципальной властью. Он способствует получению населением сведений о деятельности, принятых решениях  органами государственного и муниципального управления, реализованных ими функций, а также выявлению недочетов в работе органов власти в целях повышения эффективности их деятельности.

Общественный контроль представляет собой деятельность субъектов общественного контроля, которая  реализуется для наблюдения за функционированием органов государственной власти и муниципального управления, государственных, муниципальных организаций и учреждений, а также других органов и организаций, учреждений, которые могут осуществлять отдельные публичные полномочия  в соответствии с федеральными законами

Граждане Российской Федерации имею право на участие в реализации общественного контроля лично,  а также если являются участниками общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в качестве общественных контролеров, общественных инспекторов и общественных экспертов.

Общественный контроль, который является неотчуждаемым элементом системы управления в любом демократическом государстве, должен стать механизмом обеспечения не только гласности и прозрачности деятельности власти, но и ее эффективности. При помощи общественного контроля возможно достижение как соблюдения всеми субъектами управления законодательства, так и обеспечения широкого участия общественности в процессах управления, учета интересов общественности при принятии решений, которые дальше будут реализовываться [1, с. 193].

Выделим следующие цели общественного контроля:

–вовлечение органов муниципальной и государственной власти и общественности к актуальным проблемам страны, региона, муниципального образования и стимулирование их решения;

–устранение злоупотребления полномочиями и нарушения законодательства, контроль соблюдения прав человека;

–повышение качества оказания услуг населению и качества работы муниципальных, государственных служащих.

По причине решения данных задач можно с уверенностью утверждать о необходимости создания органов общественного контроля, наделением их механизмом функционирования, а также соответствующими правами. Общественный контроль становится сегодня приоритетным направлением в механизме реализации принципа гласности[2].

Одним из субъектов общественного контроля является Общественная палата Российской Федерации. На региональном  же уровне как механизм взаимоотношений между органами власти и институтами гражданского общества выступают Общественные палаты субъектов Российской Федерации.  Общественная палата является связующим звеном во взаимодействии граждан, общественных организаций и органов государственной власти, учитывает интересы, потребности населения региона, также защищает права граждан и осуществляет общественный контроль за органами власти.

В субъектах РФ должен регулярно проводится анализ текущих результатов работы Общественной палаты за текущий год с последующим написанием Ежегодных докладов о состоянии гражданского общества в регионе. В своём Ежегодном докладе Общественная палата предоставляет данные, которые должны носить рекомендательный характер для  органов государственной власти для последующего их использования при формировании концепции социального, экономического и политического развития региона. .

Возникновение Общественной палаты субъекта РФ способствует появлению нового способа взаимодействия населения области с органами власти. Но, анализируя, взаимоотношения между населением и властью, следует выявить следующие проблемы:

  1. Большая часть населения многих регионов РФ не осведомлена о существовании такого субъекта общественного контроля, как Общественная палата. Социологические исследования, определяющие информированность населения о деятельности данного органа, свидетельствуют о том, что следует своевременно освещать население о функционировании данного субъекта общественного контроля.   В другом же регионе существует проблема  пассивности населения в решении значимых  вопросов по причине разрешения каких-либо своих личных вопросов или же попросту незаинтересованности в данной деятельности.
  2. Социологические опросы, проводимые в субъектах РФ, указывают на то, что немаловажной проблемой является  отсутствие  у населения доверие к работе Общественной палаты субъекта и действительной возможности вовлечения в процесс принятия каких-либо важных властных решений, а также  многие регионы не обладают весомыми успехами в осуществлении  работы Общественной палаты.
  3. Следует также отметить, что в каждом регионе РФ должен быть сайт Общественной палаты субъекта РФ, но при этом существует  недостаточная информированность общественности некоторых субъектов РФ о деятельности данного субъекта общественного контроля.
  4. В ряду регионов социологические опросы и исследования указывают на отсутствие должного уровня профессионализма и компетенции членов Общественной палаты субъекта, что является неприемлемым.
  5. В некоторых регионах также существует проблема недостаточного финансирования Общественных палат, в связи этим члены палат считают, что их деятельность во многом ограничена бюджетом.

В связи с преодолением данных проблем, целесообразным считаем развивать следующие направления:

  1. . Открытость и гласность Общественной палаты-одни из основополагающих ее принципов, которые может  способствовать повышению доверия населения.. Общественной палате следует обеспечивать обратную связь с населением при помощи  телевидения, Интернета,  газет и журналов. Обязательным является постоянное обновление официального сайта Общественной палаты субъекта РФ, где должны быть размещены:
  • новости именно по деятельности Общественной  палаты, что уже осуществлено, и что планируется в будущем
  • необходимо также создать раздел, где житель региона может вносить свои предложения по конкретным вопросам, высказывать свое мнение
  • график приема граждан,
  • контакты

На современном этапе развития гражданского общества очень важным является, , чтобы органы власти слышали людей, учитывали их мнение при принятии  значительных для  их региона решений. Для того чтобы гражданское общество в РФ развивалось, взаимодействовало с органами власти, необходимы согласованные действия между властью и общественным сектором.

  1. Следует информировать населения о проблемах  региона, тем самым формировать гражданскую позицию через потребность устранить данные проблемы. Ответственная гражданская позиция также может формироваться через образование, воспитание, культуру, национальные традиции, а также через обязательный диалог с властью, который может быть основан на высказывании проектов, предложений, программ  по развитию региона. Функционирование Общественной палаты должно способствовать реализации в обществе принципов взаимоуважения, терпимости и толерантности
  2. Компетенция членов Общественной палаты недостаточная: им часто не хватает соответствующего уровня квалификации. Необходимы подготовка, повышение квалификации членов палаты и экспертов, привлекаемых на постоянной основе для проведения общественного контроля[3].
  3. Еще одним направлением  является совершенствование федеральное законодательство в части обеспечения органами власти необходимым бюджетом  Общественные палаты для должного исполнения своих функций и для поддержки общественных инициатив.

Конечно, данные задачи не могут приведены в действие стремительно. В зависимости от сложности определенного направления, высококвалифицированных кадров, финансовой обеспеченности, от эффективного взаимодействия членов Общественной палаты и населения, путь к построению гражданского  обществу может быть сложен.

Таким образом, на основании  проведенного исследования можно сделать вывод о том, что Общественные палаты субъектов РФ являются основными субъектами общественного контроля, которые при эффективном взаимодействии с населением будут способствовать процветанию региона в социальной, экономической, политической и культурной сферах. Общественные палаты имеют существенную роль в формировании гражданского общества в РФ, они призваны стать связующим звеном в диалоге между властью и народом.


Библиографический список
  1. Михеева Т.Н., Белоусов Е.И. Общественный контроль на муниципальном уровне: анализ новелл законодательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 177-178.
  2. Мокрый В.С. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти в гражданском обществе. Самара, 2003.
  3. Потанина Е.А. Деятельность Общественной палаты Мурманской области: социологический анализ итогов работы в 2009-2011 годах // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 8. С. 15-16.


Все статьи автора «Кузьминова Олеся Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: