СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРИГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Русаков Дмитрий Александрович
Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Аннотация
Статья посвящена социально-педагогическим основам регулирования внутригрупповых конфликтов детей старшего дошкольного возраста. Наиболее распространенными методами преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников является нейтрализация агрессивных и враждебных действий, разведение конфликтующих сторон, преодоление конфликтогенных факторов. Все эти методы значительно снижают внутригрупповое взаимодействие старших дошкольников.

Ключевые слова: внутригрупповые конфликты, дети старшего дошкольного возраста, регулирование внутригрупповых конфликтов, старшие дошкольники


SOCIO – PEDAGOGICAL BASES OF REGULATION OF INTRA-GROUP CONFLICTS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Rusakov Dmitri Aleksandrovich
Murom Institute (branch) Federal state budgetary educational institution of higher education "Vladimir state University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs"

Abstract
The article is devoted to the socio-pedagogical bases of regulation of intra-group conflicts of children of senior preschool age. The most common methods of overcoming conflict situations in preschool children is neutralization of aggressive and hostile actions, separation of the conflicting parties, the overcoming of the contentious factors. All these methods significantly reduce intra-group interactions of older preschoolers.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Русаков Д.А. Социально – педагогические основы регулирования внутригрупповых конфликтов детей старшего дошкольного возраста // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/04/14758 (дата обращения: 21.02.2024).

Актуальность данной проблематики заключается в практическом отсутствие социально – педагогических методик по профилактике внутригрупповых конфликтов у детей старшего дошкольного возраста. Формирование конфликтных ситуаций обычно рассматривают как симптомы неудачных отношений, а социально – педагогическая работа направлена на регулирование конфликтного поведения. Предварительный поиск причин возникновения разногласий, приводящих к конфликтному поведению, в научно – педагогической литературе  не проводится, поэтому работа педагога связанная с регулированием конфликтов у детей старшего дошкольного возраста является неэффективной.

Конфликты у старших дошкольников  имеют свою выраженную своеобразность, определяемую одновременным влиянием конфликтогенных факторов различного происхождения, а так же возрастными особенностями детей. Практика показывает, что наиболее распространенными методами преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников является нейтрализация агрессивных и враждебных действий, разведение конфликтующих сторон, преодоление конфликтогенных факторов. Все эти методы значительно снижают внутригрупповое взаимодействие старших дошкольников. Однако готовность ребенка преодолеть конфликтную ситуацию должна формироваться в особых условиях, создание которых является предметом успешной практической работы педагога, владеющих методами благополучного разрешения конфликтов среди детей старшего дошкольного возраста.

Общение в кругу сверстников играет одну из важнейших ролей в жизни старших дошкольников. Оно является условием успешного становления общественно значимых качеств личности ребенка, проявление и развитие начал внутригруппового взаимоотношений детей. Изучение расхождений в развитии внутригрупповых отношений на самых первых этапах становления личности старшего дошкольника представляется актуальным и особенно важным. Прежде всего, потому, что внутригрупповой конфликт во взаимодействиях детей старшего дошкольного возраста со сверстниками может выступить в качестве одной из главных угроз для личности ребенка. Опасность, прежде всего в том, что становление связей внутригрупповых взаимоотношений у старших дошкольников в связи с их особенностью возраста может определить дальнейшую сформированность личности ребенка к новому школьному коллективу, и даже в последующей деятельности, препятствовать полноценному развитию отношений со сверстниками, собственному миропониманию. Специфика общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками наиболее ярко выражены эмоциональными правлениями, которые сопровождаются руководящими нотами, визжанием, криками, слезами или смехом. В общении между детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые требуются соблюдать, в общении с взрослыми. Дошкольнику ощутимо важно высказать свое мнение, чем выслушивать мнение  товарища, все эти разногласия приводят к тому, что беседа часто не удается, потому, что каждый хочет рассказать о своем, перебивая, и не слушая  друг друга. Несмотря на изменение контактов в группе сверстников, в любом из периодов детства наблюдаются конфликты между детьми.

В развивающийся конфликтной ситуации с ребенком нужно использовать подход, который бы соответствовал определённым обстоятельствам и при котором мы могли бы чувствовать себя наиболее спокойно. Наилучшими консультантом в выборе подходящего подхода к разрешению конфликта является наличие жизненного опыты и желание не осложнять данную ситуацию и не доводить ребенка до психических потрясений. Можно, например, пойти на  компромисс, приспособиться к потребностям дошкольника; уходить от обсуждения конфликтных вопросов; использовать стиль общения для лучшего разрешения наиболее важных противоречий обеих сторон. Поэтому лучшим способом разрешения конфликта старших дошкольников является осознанный выбор оптимальной стратегии поведения. Таким образом, преодоление внутригрупповых конфликтов у детей старшего дошкольного возраста – это система мер, направленная на предупреждение, а также на оптимальный поиск путей выхода из конфликтной ситуации. Предотвращение конфликтов между детей старшего дошкольного возраста заключается в создании таких оптимальных условий, когда каждый ребенок будет способен развить в себе качества хорошего товарища. Хорошим результаты данной деятельности будет общие преодоление конфликтующими сторонами конфликтной ситуации посредством совместная деятельность. Организуемая деятельность должна быть значимой для всего коллектива в целом и соответствовать индивидуальным возможностям детей.

В последние годы психологии и педагоги уделяют большое внимание изучению системы регулирования внутригрупповых конфликтов детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрев факторы, влияющие на конфликтность ребенка внутри группы, появилась необходимость в разработке эффективной социально-педагогической модели решения конфликтов во внутригрупповом взаимодействии детей старшего дошкольного возраста. Модель состоит из нескольких компонентов:

1) Личный пример педагога. Педагог в МДОУ  обязан заложить в детях основы начального обучения, и тем самым обеспечить высокое качество начального образования, что является фундаментом для последующего образования подрастающего поколения. Сам педагог не только обучает первоначальным азам предметных знаний и предметным умениям, но и осуществляет всестороннее формирование и развитие личности на данном этапе образования. Поэтому педагог должен ставить себя перед детьми таким образом, чтобы дети старались во всем походить на него.

2) Игра. Известно, что в игровой форме дети усваивают материал намного быстрее и лучше, т.к. игра формирует в них интерес к своей деятельности. Игра должна стать частью обучения по разрешения конфликтных ситуаций во внутригрупповых взаимоотношений детей, которую педагог поручает своим воспитанникам.

3) Обсуждение в кругу. Это следующий компонент нашей модели. Дети должны высказывать свою точку зрения, глядя друг другу в глаза. Постановка столов кругом делает обсуждение похожим на беседу. Дети начинают чувствовать себя более комфортно. Причем педагог должен сесть вместе с детьми, «стать самим ребенком».

4) Парная и групповая работа на уроках. После обсуждения в кругу необходимо разбить детей на несколько групп и дать задание каждой из них. В группе дети стараются помочь друг другу, т.к. от этого зависит и оценка каждого. Такая работа поможет сделать детей более сплоченными и научит отвечать за своего «напарника».

5) Работа с родителями. О достижениях своих воспитанников педагог должен рассказывать их родителям, давать им рекомендации по выполнению заданий дома с ребенком. Комплексное занятие с детьми (и в МДОУ, и дома) поможет построить условия для разрешения внутригрупповых конфликтов в детском коллективе в короткие сроки.

Проблема сформированности педагога к благополучному разрешению внутригрупповых конфликтов детей старшего дошкольного возраста должна базироваться на таких принципах как: разрешение конфликта с учётом его внутренних противоречий, эмоциональном состоянии конфликтующих сторон, и конфликтологическом умении разрешать конфликты. Все это может служить о том, что интерес к урегулированию конфликтов в педагогической деятельности носит устойчивый и нарастающий характер. Желание педагога к разрешению внутригрупповых конфликтов у старших дошкольников, требует от педагога, чтобы  основной объем знаний, полученных в ходе обучения в вузе, был сформирован как узкоспециальные знания по теории конфликтов в своей профессиональной деятельности. Эти знания включают в себя определение понятия конфликт, особенностей конфликтологии, как научной дисциплины в целом. Несомненно, важны знания о тактиках и стратегиях поведения, применяемых в конфликтных ситуациях. Необходимо понимать особенности общения с «трудными детьми», выявлять  эмоциональные переживаний среди дошкольников во время конфликтной ситуации, а также использовать знания о возрастных особенностях протекания внутригрупповых конфликтов среди детей старшего дошкольного возраста. Необходимо творческое понимание в разрешении противоречивости конфликтующих сторон, умение использовать конфликт в своих воспитательных целях. Педагогу в МДОУ необходимо интегрировать в свой процесс знания и методологию из таких наук как педагогика, психология, социология, физиология и.т.д.

Специфика конфликтов между детьми старшего дошкольного возраста определяется, прежде всего, особенностями самого образовательного процесса в МДОУ, возрастными критериями развития дошкольников и самой организацией воспитательного процесса в конкретном детском образовательном учреждении.

Проявление и распространение разнообразных противоречий, приводящих к конфликтному поведению в группе детей старшего дошкольного возраста, является следствием объективных особенностей социально – педагогического процесса. Кроме этого важна не столько сама конфликтная ситуация, сколько острота её субъективных переживаний и характер влияния на внутригрупповое взаимоотношение дошкольников. Положительный смысл конфликта состоит в раскрытии для ребенка его собственного потенциала в преодолении и разрешения конфликтной ситуации. В связи с этим возникает проблема поиска форм и методов социально – педагогического регулирования внутригрупповых конфликтов детей старшего дошкольного возраста, что является успешной организацией для плодотворного и своевременного разрешения конфликтов у дошкольников.


Библиографический список
  1. Аникеева Н.П. Психологический конфликт в коллективе. М.: Просвещение, 1999. – 250с.
  2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. Социометрические исследования, 1994г. – № 5, -с. 142 — 147.
  3. Иванова Е.И. Эффективное общение и конфликты. – Рига,1999.- 69с.
  4. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 176с.
  5. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя, М.: «Просвещение», 1991. – 227, /1/с. – /психолог. наука – школе.
  6. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Соврем. слово», 2010. – 720 с.


Все статьи автора «hassium»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: