УДК 330.341.1

СЛОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

Трофимова Алена Максимовна
ФГБУ "СПб НИИФ" Минздрава России
экономист

Аннотация
В статье анализируются преимущества и сложности внедрения инноваций и ведения бизнеса в области разработки и создания новых лекарственных препаратов, предназначенных для широкой аудитории. Конкретизируются особенности функционирования фармацевтических компаний, план создания инновационных продуктов. Подчеркивается значение инновационной маркетинговой политики.

Ключевые слова: бизнес, инновации, лекарство, продукт, фактор, фармацевтика, эффективность


COMPLEXITIES OF DEVELOPMENT OF THE BRANCH MARKETS

Trofimova Alena Maksimovna
FSBI «SPb RDoF» of Ministry of Health of Russia
economist

Abstract
In the article advantages and complexities of introduction of innovations and business dealing in the field of development and creations of the new medical products intended for a wide audience are analyzed. Features of functioning of the pharmaceutical companies, the plan of creation of innovative products are concretized. Value of innovative marketing policy is emphasized.

Keywords: business, efficiency, factor, innovations, medicine, pharmaceutics, product


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Трофимова А.М. Сложности развития отраслевых рынков // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14551 (дата обращения: 28.05.2017).

Одним из важных секторов экономики многих стран мира является рынок фармацевтической (или лекарственной) продукции. Фармацевтический рынок является совокупностью лиц, заинтересованных в потреблении, производстве и продаже медикаментов [1, 2]. В данный круг лиц входят производители, дистрибьюторы, сотрудники медицинских учреждений и аптек, а также пациенты. Скорость развития и уровень качества фармацевтической продукции оказывает влияние на обеспечение граждан лекарственными препаратами, а также на качество медицинского обслуживания [3, 4]. Но достигнуть высокого уровня прогресса фармацевтической продукции представляется возможным лишь при наличии спроса на лекарства.

Даже при учете того, что в мировой экономике наблюдается общий спад, фармацевтический рынок активно развивается. Такое быстрое развитие и высокий уровень коммерческой успешности данного сегмента рынка объясняется его жизненно важным приоритетом, ведь население всего мира нуждается в потреблении лекарств, чтобы поддерживать состояние своего здоровья на должном уровне [5, 6, 7].

Уже сегодня многие известные предприятия по производству лекарственной продукции активно планируют возводить новые подразделения своих организаций на территории России. Рост себестоимости медикаментозного обеспечения в сфере здравоохранения дал сигнал к принятию мер, нацеленных на сдерживание данного негативного явления [8, 9, 10]. Достигнуть поставленной задачи можно путем введения политики ценообразования, благодаря которой устанавливаются пределы цен на лекарственные препараты, что влияет на деятельность производителей лекарств [11, 12].

Важным фактором является развитие сектора медицины, получившего название персонализированного. Проще говоря, индивидуальный подбор терапии и диагностики для лечения пациента с учетом индивидуальных особенностей. По прогнозам на 2016 год наибольшее финансирование будет направлено на разработку противораковых лекарств, лекарств от астмы, диабета и аутоиммунных болезней. У данных лекарств самые высокие показатели роста в классе онкологических препаратов [13, 14]. Объяснить данный рост можно увеличением продолжительности жизни, и как следствие увеличением процента пожилых людей. Также улучшается качество диагностики онкологических заболеваний. Большая часть лекарственных препаратов, направленных на лечение онкологии, производятся в США и европейских странах [15, 16].

Можно уверенно прогнозировать развитие рынка медикаментов для ветеринарной отрасли. Многие крупные производители медикаментов постепенно входят в этот сегмент фармакологической продукции (например, Pfizer). Процент роста продаж лекарств для животных продолжает ежегодно расти. Ведь количество домашних питомцев и хозяев, готовых тратить на них деньги, увеличивается [17, 18]. По некоторым данным, расходы на лечение животных в США составляют приблизительно 40 млрд. долларов. Также разрабатываются ветеринарные лекарства, которые аналогичны лекарствам для человека. Например, препараты от морской болезни или от ожирения.

Однако основная часть дохода формируется за счет известных лекарственных препаратов. Из данного факта напрашивается вывод о том, что сегодня важными являются затраты на маркетинг и являются основной статьей расходов фармакологических предприятий [19, 20, 21].

На данный момент ситуация на мировом фармацевтическом рынке обстоит так – пятьдесят крупных компаний сформировали некую группу компаний-гигантов. Их доходы варьируются от 2 млрд. долл. до 67 млрд. долл. Доходы ошеломляющие, но при этом затраты на разработку составляют от 0,14 млрд. долл. до 8 млрд. долл. Методом несложных арифметических вычислений можно легко определить прибыль данных организаций. Конечно, необходимо учитывать накладные затраты, выплату заработной платы, транспортные перевозки и прочие расходы, но даже при учете перечисленных факторов прибыль является очень большой [22, 23].

Можно сделать вывод о хорошей прибыльности фармацевтической промышленности. Несмотря на такие статьи расходов как сама разработка и продвижение продукта на рынке, которые требуют огромных вложений, продажа лекарств является окупаемым и прибыльным делом [24, 25].

Несомненно, США занимают лидирующую позицию по прибыли от продаж, однако и расходы на разработку и исследования многократно превышают суммы остальных стран. На мировом рынке фармацевтической промышленности после США ведущие позиции занимают европейские страны [26, 27].

Говоря о российском рынке фармацевтической продукции, стоит отметить, что он является одним из самых рентабельных рынков в России. Подтверждением этому является большое количество поддельных лекарственных препаратов и внедрение на российский рынок зарубежных компаний [28, 29]. Развитие фармацевтического рынка прямо пропорционально связано с ростом доходов населения. Ведь с ростом дохода увеличивается потребление лекарственной продукции. Объясняется этот факт тем, что с ростом доходов меняется ценовая категория лекарственных средств. Дешевые лекарства граждане начинают заменять дорогими препаратами, в основном зарубежными. Также меняется необходимость потребления препаратов: увеличивается процент потребления биологически активных добавок и витаминов, которые отпускаются без рецепта врача, а значит, доступны населению по их собственному желанию [30, 31].

Особенной чертой российского рынка фармацевтической промышленности является высокая численность оптовиков. На данный момент государственные аптеки составляют сорок процентов рынка, но ситуация может измениться, ведь неизбежность поглощения рынка коммерческими гигантами очевидна, так как крупные предприятия формируются в целые фармацевтические холдинги. При подробном изучении специфики рынка, можно выделить такую особенность как неравномерное распределение лекарственных средств в стране. Это напрямую связано с распределением населения. Наибольшее потребление лекарственных средств концентрируется в Санкт-Петербурге, Москве и их областях. По данным исследований ROMIR Monitoring для 44% жителей России более приемлемыми являются отечественные препараты. Это обусловлено тем, что для жителей маленьких городов и сельской местности российские препараты являются более доступными по ценовой категории. Ведь аналоги импортных препаратов значительно дешевле оригиналов. Для 40% процентов населения страна изготовления лекарственных средств не имеет значения [32, 33].

Сегодня рынок лекарственных препаратов в нашей стране переживает трудные времена. Ведь переход на международные стандарты GMP и конкуренция с зарубежными производителями лекарств обостряют ситуацию. Данные факты требуют больших расходов на разработку лекарственных препаратов и вложений в маркетинг для поддержания необходимого уровня конкурентоспособности [34, 35].

Формирование отечественного рынка фармацевтической продукции    протекало в момент распада советской системы здравоохранения и при упадке доходов населения. Качественные лекарственные средства становились недоступными для граждан. Во второй половине 90-х годов прошлого века произошло увеличение потребления безрецептурных лекарственных препаратов. Многим предприятиям пришлось перестать использовать свои мощности для производства субстанций и перейти к их замене готовыми лекарственными средствами. Сегодня большая часть готовых лекарственных средств поставляется из-за рубежа.

При условии развития и роста престижа рынка фармацевтической промышленности будет решена значительная часть потребности населения в лекарственных средствах. Российский рынок фармацевтической продукции представляется в 349 предприятиях, из них 63 государственных предприятия. Всего на данных предприятиях задействовано приблизительно 65 тысяч сотрудников.

Однако лишь 10% российских предприятий работают по стандартам GMP. Практически все российские предприятия лекарственной промышленности зависят от сырья зарубежных стран. Поэтому основная доля отечественных препаратов – это аналоги оригинальных препаратов, ведь их разработка и производство значительно дешевле [36, 37].

На сегодняшний день уже разработана стратегия «Развития фармацевтической продукции РФ на период до 2020 года», согласно которой со стороны государства будет осуществлена поддержка фармацевтическому рынку России. Также поставлена задача о создании двухсот новых препаратов (которые заменят импортные аналоги), являющимися стратегически важными.

В заключение можно сказать, что на развитие фармацевтического рынка влияет множество факторов [38, 39]. Во-первых, самым главным фактором является спрос на лекарства. Во-вторых, с увеличением доходов населения повышается ценовой диапазон приобретаемых лекарств, биологически активных добавок и витаминов, отпускаемых без назначения врача. В-третьих, ведутся постоянные разработки лекарств, что расширяет спектр лекарственной продукции [40, 41].

Для российского рынка фармацевтической продукции основная помощь должна оказываться со стороны государства. Ведь в этом случае будет осуществляться контроль над производством лекарств и оказана помощь в финансировании, что является одним из весомых аргументов в пользу государственной политики развития отрасли [42, 43].


Библиографический список
  1. Карпушин Е.С. Сравнительный анализ эффективности управления государственной и частной собственностью // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №1. – C. 51-53.
  2. Туваева Е.С. Правовое обеспечение экономического проекта // Политика, государство и право. 2015. № 4 (40). С. 37-40.
  3. Карпушин Е.С., Ситникова В.И. Стратегический выбор структуры мотивации персонала // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 9. – С. 41-44.
  4. Бителев С.Е. Состояние российского станкостроения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 555-559.
  5. Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Влияние внешних факторов на инновационную работу организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 8. – С. 16-19.
  6. Смирнова Е.В. Розничная торговля бытовой техникой и электроникой в России // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 (51). С. 388-393.
  7. Плотников Н.В. Молодежный форум как фактор развития политических сил // Политика, государство и право. 2015. № 2 (38). С. 36-39.
  8. Карпушин Е.С., Патулов В.С. Последствия санкций для российской экономики // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №2. – C. 27-30.
  9. Вольнова М.А. Проблемы рынка туристических услуг в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 (51). С. 13-17.
  10. Романенко И.В. Экономическая теория // Экономика. Бизнес. Право. 2014. № 1. С. 54-92.
  11. Карпушин Е.С., Порозова Д.В. Инновационный проект организации городской вертикальной фермы компании Pasona // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №3. – C. 42-44.
  12. Карпушин Е.С. Конфликт интересов в вопросах социальной ответственности бизнеса перед обществом // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4. C. 118.
  13. Антонова А.А. Горизонты развития проектов в Интернете // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 430-434.
  14. Карпушин Е.С., Зоренко А.А. Сложности продвижения бренда «British Bakery»: работа над ошибками // Качество. Инновации. Образование. 2015. № 2 (117). С. 68-71.
  15. Карпушин Е.С. Перспективы импортозамещения в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 31. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5461.
  16. Кочкина Н.В. Эффективность методов управления проектами // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 4-2 (43). С. 9-13.
  17. Карпушин Е.С., Дорохова Л.Ю. Инновационные методы управления персоналом и их значение в обеспечении конкурентоспособности организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 6. – С. 37-42.
  18. Карпушин Е.С. Взаимосвязь понятий «ошибка» и «случайное событие» в математике и технических науках // Биржа интеллектуальной собственности. 2015. № 4. С. 51-58.
  19. Карпушин Е.С., Мельникова В.В. Стратегия подготовки собственных руководящих кадров // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 10. – С. 40-44.
  20. Карпушин Е.С. Математическая модель операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №4. – C. 56-60.
  21. Карпушин Е.С., Леонова К.В. Структура успешного инновационного менеджмента // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 11. – С. 39-44.
  22. Карпушин Е.С. Анализ операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 69-74.
  23. Карпушин Е.С. Направления модернизации автоматизированной системы управления технологическими процессами «Скала-микро» Ленинградской атомной станции // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2010, №5. – С. 61-66.
  24. Карпушин Е.С., Проводина Е.И. Особенности процесса приватизации в России и их влияние на экономику страны // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 7. – C. 23-26.
  25. Карпушин Е.С. Повышение управляемости автоматизированной системы управления технологическими процессами Ленинградской АЭС // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №1. – С. 72-77.
  26. Карпушин Е.С. Разработка алгоритма функционирования элементарного искусственного интеллекта // Международный научный журнал. М.: «Триада», 2012, №2. – C. 122-126.
  27. Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Российская киноиндустрия как часть экономики страны // ЭКО. – 2015. – № 8 (494). – С. 181-189.
  28. Карпушин Е.С. Роль человека-оператора в обеспечении безопасной работы атомной электростанции // Международный технико-экономический журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 47-52.
  29. Карпушин Е.С. Управление обработкой информации в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №2. – C. 60-65.
  30. Беляев В.Е. Методы формирования эффективных инвестиций // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 (57). С. 513-517.
  31. Карпушин Е.С. Повышение эффективности систем управления атомными электростанциями // Компетентность. М.: «Калужская типография стандартов», 2010, №8. – С. 15-19.
  32. Карпушин Е.С. Рассмотрение причинно-следственных связей как совокупности статистических цензов // Компетентность. М.: ГОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)». 2011,  №9-10. с. 56-60.
  33. Карпушин Е.С., Антонова Е.С. Музыкальная отрасль: проблемы организации экономических отношений // ЭКО. 2015. № 4. С. 184-189.
  34. Карпушин Е.С. Посредники как часть экономической системы // Биржа интеллектуальной собственности. 2014. №.11. C. 49-52.
  35. Карпушин Е.С. Повышение качества образования и научной деятельности учреждений высшего образования // Петербургский экономический журнал. – 2015. – № 4. – C. 123-130.
  36. Карпушин Е.С. Глобализация экономики как процесс усиления разделения труда и экономического развития стран // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-3 (44). С. 132-134.
  37. Карпушин Е.С., Соловьева А.С. “Не с того конца взялись”: перспективы развития рынка вина в России // ЭКО. – 2016. – № 4 (502). – С. 75-89.
  38. Карпушин Е.С. Слабости страхования как инструмента диверсификации рисков // Инженерный вестник Дона. 2014. Т. 30. № 3. С. 6.
  39. Романенко И.В. История экономических учений // Экономика. Бизнес. Право. 2014. № 2. С. 56-94.
  40. Карпушин Е.С. Методы оценки активности и профессионализма российских ученых // Вестник Института экономики РАН. – 2016. – № 1. – С. 148-157.
  41. Ремезов В.Г. Методы решения конфликтов в организации и их влияние на эффективность труда // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 11 (50). С. 37-41.
  42. Карпушин Е.С., Алексеев Э.М. Причины существования социальной дифференциации в России // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 12. – С. 51-56.
  43. Темникова А.В. Аспекты функционирования экономических систем // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 (52). С. 345-348.

 



Все статьи автора «economist5»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: