УДК 101.1

РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ ПАТРИОТИЗМА В МИРОВОЗЗРЕНИИ ЛИЧНОСТИ

Засорина Татьяна Дмитриевна1, Хомутова Наталья Николаевна2
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Кафедра социально-гуманитарных наук, экономики и права, к.и.н., доцент
2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Кафедра социально-гуманитарных наук, экономики и права, к.ф.н., доцент

Аннотация
Позиция автора статьи заключается в положении, что активность и целостность личности могут быть сформированы лишь в ценностном становлении человека. Рассматриваются ценностное самоусовершенствование личности, взаимосвязь ценностного мира с её поведением и целостностью. Авторы статьи считают, что перспективы развития страны неразрывно связаны с духовным подъемом общества и патриотического воспитания молодежи. Они рассматривают основные факторы, которые способствуют патриотическому воспитанию молодежи: систему ценностей личности, патриотическое сознание личности, накопление культурных ценностей, использование интерактивных методов обучения, наличие нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу отношений, взаимодействие власти и гражданского общества в процессе патриотического воспитания.

Ключевые слова: гражданское общество, индивидуальность, личность, нормативно-правовые акты, общество, патриотизм, поведение, сознание, традиции, ценностные ориентации, эгоизм, эмоции


THE ROLE OF THE PATRIOTIC VALUES IN THE WORLDVIEW OF PERSONALITY

Zasorina Tatiana Dmitrievna1, Khomutova Natalia Nikolaevna2
1Northwest State Medical University. I.I. Mechnikov, Department of Social and Human Sciences, Economics and Law, Ph.D., associate professor
2Northwest State Medical University. I.I. Mechnikov, Department of Social and Human Sciences, Economics and Law, Ph.D., associate professor

Abstract
The position of the author of the article is in the position than the activity and integrity can be formed only in the value formation of the individual. Discusses the value self-improvement personality, the relationship of the value of the world with her behavior and integrity. Authors position of this article is determined by prospects of the country development which are inextricably connected to the spiritual elevation of the society and Patriotic upbringing of the youth. The authors examine the main factors that contribute to Patriotic education of youth: the system of values of personality, Patriotic consciousness of personality, the accumulation of cultural values, the use of interactive methods of education the existence of a normative-legal base regulating this sphere of relations, interaction of authorities and civil society in the process of Patriotic education.

Keywords: behavior, civil society, consciousness, emotions, identity, normative legal acts, patriotism, personality, selfishness, society, traditions, values


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Засорина Т.Д., Хомутова Н.Н. Роль ценностей патриотизма в мировоззрении личности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14510 (дата обращения: 27.05.2017).

Актуальность проблемы патриотического воспитания молодежи на современном этапе развития российского общества не вызывает сомнения, потому что сложность геополитической ситуации и необходимость защиты Отечества сегодня выходит на первый план. Долгое время мы переживали духовный вакуум, в обществе происходила переориентация на материальные ценности в ущерб духовным, формировалось общество потребителей. Нам казалось, что в советское время мы не туда шли, не то строили, не те песни пели. Разочарование было настолько глубоким и болезненным, что говорить что-либо хорошее о советском периоде стало дурным тоном. Чувство патриотизма отрицалось не только среди молодежи, но и, частично, представителями старшего поколения. «Белые пятна» истории быстро перекрасили в «черные», плюсы поменяли на минусы – и наоборот.

В эти годы (да и в наши дни в «либеральных» кругах и СМИ) любые попытки напомнить о славных страницах отечественной истории встречались насмешками. Обвинения в «квасном патриотизме» и, чуть ли, не в национализме, часто раздавались и по отношению к людям, которых можно было назвать гордостью страны и народа. Излюбленным ругательством в адрес патриотов стала известная фраза британского литератора XIX в. Самуэля Джонсона «Patriotism is the last refuge of a scoundrel» (Патриотизм – последнее прибежище негодяев).

Очередной «смутный» период российской истории, как мы смеем надеяться, миновал. Настаёт время созидания, но какому поколению мы оставим нашу страну? Гражданам, не питающим чувства сострадания и любви к Родине, или поколению, которое готово своим творческим трудом привнести свой посильный вклад в развитие России, дать мощный импульс духовному взлету.

Авторы статьи определили основные факторы, способствующие патриотическому воспитанию молодежи: система ценностей личности, патриотическое сознание личности, накопление культурного потенциала, наличие нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу отношений, взаимодействие органов власти и гражданского общества в процессе патриотического воспитания.

С вступлением в действие Федерального закона «Об образовании в РФ», важной функцией высшего учебного заведения стал не только процесс обучения студентов, но и воспитание будущего гражданина нашей страны [1].

Ограниченные рамки данной статьи не позволяют нам коснуться всех сторон данного вопроса. Поэтому авторы берут на себя смелость высказать некоторые соображения по указанной проблеме на примере системы высшего и, в меньшей степени, среднего образования, опираясь, в данном случае, и на многолетний личный педагогический опыт.

Наиболее эффективными методами воспитания можно признать интерактивные методики, которые вовлекают студента в процесс воспитания как собеседника, активного соучастника диалога. Среди активно используемых на семинарских и лекционных занятиях по Отечественной истории и правоведению, можно назвать такие методы, как дискуссия, беседа и коллективный «мозговой штурм» [2, с. 78].

На первом этапе воспитания молодежи важно сформировать у подопечных верные ценностные ориентации, в систему которых необходимо заложить высшие человеческие ценности, такие как истина, добро, красота, справедливость, чувство патриотизма. Такой подход позволит достичь высшего уровня развития и саморегуляции личности – это путь к духовности, самосовершенствованию, путь к ответу на вопрос о смысле жизни. Не случайно, русский философ С.Л. Франк, на вопрос имеет ли жизнь смысл, отвечал, что это «вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду» [3 ].

Важнейшим после базовых, основополагающих ценностей, без которых человек не сможет существовать в обществе, является патриотизм. Данное понятие обозначает ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу, земле, обычаям, истории предков, природе и красоте родного края.

Патриотизм способствует духовной консолидации общества, помогает пережить сложный период в жизни нашего государства. Опираясь на исторический опыт, мы можем отметить подъем патриотизма в самые трудные для России времена – события Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.

Патриотическое воспитание базируется на формировании патриотического сознания личности, накоплении и передаче культурных ценностей из поколения в поколение, чувстве гордости за свое Отечество и свой народ. Патриотическое воспитание, осуществляемое на основе национальных традиций, способствует более активной социализации личности, создает предпосылки формирования чувства гордости за свой народ, за вклад нашей Родины в науку, культуру, духовные ценности социального мира, преданного служения своему Отечеству.

Немаловажным фактором, способствующим патриотическому воспитанию молодежи, является наличие нормативно-правовой базы, которая включает в себя: Конституцию РФ, Федеральные законы № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», Указы Президента РФ и др.

ФЗ «Об образовании в РФ» определяет «образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения» (п.1, ст.2), а «воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (п.2, ст.2) [1]. Таким образом, мы видим, что законодатель пытается вернуть воспитательный процесс в высшую школу и поднять его значение. Закон закрепляет положение о государственной политике, направленной на воспитание гражданственности, ответственности и патриотизма (подп. 3 п.1 ст.3).

Необходимость создания системы патриотического воспитания молодежи определяется стратегией национальной безопасности России. В этом контексте патриотизм рассматривается как особая направленность социального поведения граждан, высший смысл жизни и деятельности личности, долг и ответственность перед обществом, предполагающие приоритет общественных интересов над индивидуальными, вплоть до самопожертвования при защите интересов Отечества.

Функции по патриотическому воспитанию молодого поколения возложены на Федеральное агентство по делам молодежи. Данная структура с 2012 года переведена в подчинение Министерства образования и науки Российской Федерации, что, несомненно, способствует повышению статуса данного органа. Министерству было поручено разработать проект федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации». В 2013 году были учреждены гранты для организаций, занимающихся патриотическим воспитанием и гармонизацией межнациональных отношений.

В целом, уже начиная с 2000-х годов, мы можем отметить увеличение внимания к проблемам молодежи, более системное построение политики по патриотическому воспитанию. Молодежь является основным ресурсом социального развития. Для преобразования этого ресурса в личность с четко выраженной гражданско-патриотической позицией, необходимо создание условий для гражданского становления, духовно- нравственного развития и патриотического воспитания молодежи. Какими же путями можно достигнуть этой цели?

В современном процессе образования необходимо учитывать механизм творческого развития обучающихся студентов. В воплощении данного механизма одну из ведущих ролей играет иррациональная сфера жизни личности, так как ценностные ориентации формируются у личности не всегда рационально, наоборот, в данном процессе задействована эмоциональная направленность личности к определенным смысложизненным целям. Данная составляющая структуры личности связана с ценностным становлением личности, формированием ее ценностных ориентаций и мировоззрения. В учебном процессе данные ценностные ориентации развиваются из принципов, заложенных первичными агентами социализации – родителями, родственниками, близким кругом людей. С другой стороны, они формируются непосредственно, исходя из выбора самой личности. В процессе образования одна из целей – способствовать автономному мышлению, нравственно-ориентированному, которое и станет для личности точкой самостоятельного выбора.

Острота темы ценностных ориентаций личности не исчезает с годами, напротив, становится острее. Личность сегодня находится в системе полярных норм и ценностей, которые едва ли согласуются между собой. Выбор в данном контексте не только сложен, но и сопряжен с нестабильностью, страхами повседневности, агрессивной методологической работой маркетинговых компаний, целью которых является продвижение своего товара и формирование «общества потребления». В данном социальном процессе роль образования выражается не только в методологии обучения, передаче знаний, развитии навыков и умений, но и в развитии системы ценностей личности, ее свободного критического мышления, которые позволят ей оставаться автономной в мире «агрессивного маркетинга». Сегодня стала актуальной идея о внедрении в студенческую среду ценностей созидательного патриотизма, развитии талантов личности и её творческого потенциала. Данная идея касается не только всей системы образования, но и конкретно кафедр общественных дисциплин, ответственных за воспитание и успешную социализацию личности студента. Известно, что личность ориентируется на определённые цели, которые и становятся для неё важнейшей ценностью, ведущей к реализации определённых интересов, тем не менее, данные интересы могут быть сугубо утилитарными, либо с небольшой долей идеалистических мотивов служения «общему делу». Основная трудность в образовательном процессе, с которой часто встречаются преподаватели общественных дисциплин, – это утилитарная направленность обучающихся. Ориентация на мир, в котором доминируют меркантильные, материалистические представления. Смогут ли студенты глубоко воспринять ценности культуры, патриотизма и в итоге интернализовать их? Данный вопрос  глубоко связан с будущей деятельностью личности, в которой будут реализованы ценностные принципы. Необходимо продумать механизм внедрения в образование методологии усвоения ценностей культуры и патриотизма, ориентацию на активную деятельность в родной стране.

Согласно общепринятым утверждениям ценностные ориентации способствуют предпочтению или отвержению определённых смыслов, обеспечивают целостность личности. Ценностные ориентации «определяют структуру сознания, программы и стратегию действия, контролируют и организуют мотивационную сферу» [4., с. 1199].

Из сложной структуры образования в комплексе ценностных ориентаций выделяют три основных компонента: когнитивный (как элемент знания об объекте), мотивирующий (эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки) и поведенческий (суть воплощения ценностных ориентаций в поступках личности). Традиционно признаётся, что более ранним является эмоциональное отношение к объекту ориентации. При этом считается, что ценностные ориентации осознаваемы, слово «ориентация» уже подразумевает выявление индивидом определённого значения в соотнесении с чем-либо.

На практическом уровне образования возможна разработка методов формирования ценностных представлений личности. Например, в рамках дисциплины «социология», студенты могут проработать темы в форме эссе о «личностной идентификации и  исторической памяти поколений». Студенты не только рассуждают самостоятельно, подготавливая данное эссе, о значении исторических личностей, о подвигах родственников, или даже составить своё родословное древо, но и разбираются в понятиях «личностная идентификация», «социализация», «ресоциализация», «десоциализация». При этом наблюдается личностная, эмоциональная включенность студентов в данную работу. Можно утверждать, что тематика «исторической памяти» в связи темой личности является одной из базовых воспитательных тем, которые можно рассматривать не только на социологии, но и на истории, философии, культурологии [5, с. 36].

По мнению А.А. Гостева, проанализировавшего творчество выдающегося русского мыслителя И.А. Ильина, «природные, исторические, кровные и бытовые связи должны приобрести духовное значение, которое сделает их достойным предметом патриотической любви. Тогда они наполняются для человека внутренним священным значением» [6].

Обращаясь к трудам знаменитого русского педагога К.Д. Ушинского, находим у него такие слова о патриотизме: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Как справедливо отмечает З.И.Валиева, «К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Ученый писал о том, что следует воспитывать у молодежи национальную гордость и толерантное отношение к другим народам. «Любовь к Родине, – отмечал он, – это наиболее сильное чувство человека, которое гибнет в дурном человеке» [7].

Наша позиция заключается в том, что усвоение патриотических ценностей и формирование положительного отношения к ценности «общего», а не только индивидуализированного, возможно лишь в тесной связи с историческими фактами страны и современной политической ситуацией. Именно поэтому фактический материал и закономерность событий имеет смысл использовать на всех гуманитарных дисциплинах. Подобный подход будет способствовать более конкретному пониманию студентами связи теории различных дисциплин с жизнью страны, каждого человека. В данном образовательном процессе играет немаловажное значение и философское образование. «Философия ставит вопросы по поводу сложных проблем, не имеющих поверхностных  ответов. Юный человек продуцирует подобные вопросы в огромных количествах, зачастую ставя взрослых в тупик. Следует отметить, что это бывают вопросы общечеловеческого свойства и общемирового масштаба» [8, с. 125].

Помимо этого, необходимо задействовать групповую коммуникационную деятельность студентов. Поставить перед группой задачи, требующие группового решения. Взаимоотношение с «другим» является ценностью для личности и задаёт её собственное становление. Ценность диалога отвечает той направленности личности, которая не усугубляет социальный характер, а является принципом дополнения собственного личностного аксиологического пространства. Ценностное самоусовершенствование личности как образующее начало её целостности развивается в процессе диалога, коммуникации личности в рамках смысложизненных тем. Диалог понимается нами по М. Бахтину как «универсальное общение, как державный принцип не только культуры, но и человеческого существования» [9, с. 90]. Ценностно ориентированная личность способна преодолевать противоречия между социальным и индивидуальным, «ценность понимания в том, что оно объемлет все связи в мировоззрении таким образом, что невозможно это сделать никаким другим из доступных на сегодня методов» [10, с. 149]. Основание ценностного отношения к миру – это чувствование, осмысление культуры и понимание «другого», осознанием исторических фактов своей страны. В ряде образовательных задач необходимо поставить перед студентами четко и ясно патриотическую направленность обучения, задействовать методы групповой работы, сформулировать темы эссе, дать возможность устного публичного выступления. «Творческая направленность формирования и самореализации личности должна стать важной частью воспитания, социализации и образования личности» [11, с. 408]. Данная работа является частью масштабной работы педагогов внутри ВУЗа, способствует социализации личности студента и его самоопределению в ценностных координатах.

Несмотря на заметные положительные явления на пути к достижению цели воспитания социально-ответственной личности, формирования гражданственности, не достает единой стратегии и комплексного плана совместной деятельности для патриотического воспитания личности. Создание и развитие правовых, экономических и организационных условий для патриотического воспитания молодежи являются жизненно необходимыми и наиболее насущными требованиями современного образования личности и ее ценностных ориентаций.


Библиографический список
  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»/ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (Дата обращения: 12.03.2016).
  2. Засорина Т.Д., Хомутова Н.Н. Определяющие факторы патриотического воспитания молодежи. // Интерактивные методы преподавания в высшей школе. Материалы международной научно – практической конференции 18 декабря 2015 г. Молдова, 2015. 100с.
  3. Франк С.Л., Смысл жизни. Берлин, 1925 г. URL: http://www.vehi.net (Дата обращения: 12.03.2016).
  4. Абушенко В.Л. Ценностные ориентации // Всемирная энциклопедия. Философия / Под ред. А. А. Грицанова. – М.; Минск : АСТ ; Харвест : Современный литератор, 2001. С. 1199.
  5. Хомутова Н.Н., Засорина Т.Д. Роль ценностей в социализации личности.// Интерактивные методы преподавания в высшей школе. Материалы международной научно – практической конференции 18 декабря 2015 г. Молдова, 2015. 100с.
  6. Гостев А.А. Иван Ильин о патриотизме. URL: http://www.pereprava.org/culture/2115-ivan-ilin-o-patriotizme-k-yubileyu-velikogo-russkogo-myslitelya.html (Дата обращения: 12.03.2016)
  7.  Валиева З.И. Идеи патриотического воспитания в трудах известных советских педагогов // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – № 05 (17). URL: http://nauka-rastudent.ru/17/2664/  (Дата обращения: 12.03.2016).
  8. Артемьев Т.М. Развитие интеллекта и философия. // Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования». № 11 (51) Ноябрь 2015/ URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13093 (Дата обращения: 19.03.2016).
  9. Гуревич П.С. Проблема Другого в философии антропологии М. М. Бахтина // М.М. Бахтин как философ. М.: Наука, 1992. С. 90.
  10. Артемьев Т.М. Интуиция и рефлексия в понимании // диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2014. С. 149.
  11. Хомутова Н.Н., Бесчасная А.А. Специфика обучения и творчества личности в условиях современного общества // Вестник гражданских инженеров. СПб., 2013. № 6 (41). С. 403-409.


Все статьи автора «Хомутова Наталья Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: