МОЛОДЁЖНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пуляк Александр Владимирович
Северо-Западный Институт Управления, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы
студент 1 курса

Аннотация
В данной статье анализируются молодёжные политические движения России, их деятельность и общие закономерности развития. Проанализированы особенности конкретных молодёжных организаций, создана практическая типология последних. Выявлена и обоснована цикличность пиков активности молодёжных движений.

Ключевые слова: молодёжные политические движения, типология, циклы активности


YOUTH POLITICAL ORGANIZATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Pulyak Aleksandr Vladimirovich
North-West Institute of Management, Russian presidential Academy of National Economy and Public Administration
1st year student, Faculty of Public Service

Abstract
This article analyzes the political youth movement in Russia, their activities and the general laws of development. The features of specific youth organizations, created a practical typology of the latter. Identified and substantiated the cyclical peaks of activity of youth movements.

Keywords: cycles of activity, typology, youth political movements


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Пуляк А.В. Молодёжные политические организации в Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/03/14488 (дата обращения: 22.02.2024).

Вступление.

В данной работе была предпринята попытка разобраться в достаточно малоосвещённой теме молодёжных политических организаций в РФ, а также ответить на несколько важных вопросов: С какой целью создаются молодёжные организации? Формируют ли представление о гражданском обществе у молодёжи или же являются одним из способов вхождения во власть? Какие характерные черты имеют современные молодёжные партии?

Актуальность исследования молодёжных политических организаций в РФ обусловлена необходимостью построения новой политической системы, а также формирования представлений о гражданском обществе среди населения. Нынешняя система молодёжных движений, сложившаяся после 2005 года, достаточно сложна и неэффективна, однако внутри неё уже запущены механизмы трансформации, которые, в конечном счёте, создадут новую систему политических отношений молодёжи и власти. Изучение нынешней, переходной фазы, позволит разбираться в молодёжных движениях в целом, а в дальнейшим, и прогнозировать ситуацию.

Объектом работы является система молодёжных политических движений в Российской Федерации.

Предметом исследования являются наиболее известные молодёжные организации России и их активность в политической системе.

Целью научной работы является анализ активности молодёжных политических движений. В связи с этим мной планируется решить следующие исследовательские задачи:

  • Рассмотреть основные политические молодёжные организации РФ, с точки зрения их деятельности.
  • Представить краткую характеристику каждого из движений, по авторской методологии.
  • Типологизировать молодёжные политические движения в России.
  • Выделить общие тенденции развития молодёжных политических организаций.
  • Определить периоды активности молодёжных движений.
  • Дать оценку активности молодёжных движений в российском сегменте интернета.
  • Охарактеризовать российскую политическую систему молодёжных организаций.

Методы исследования:

Контентный анализ, социологические и экспертные опросы, статистическая обработка данных, изучение материала научных изданий по проблеме.

Крупнейшие молодёжные политические организации в РФ.

В настоящее время в России существует достаточно небольшое количество крупных молодёжных политических объединений. Не считая региональных организаций на данный момент в РФ можно отметить лишь несколько действительно крупных организаций. В данной статье будут рассматриваться лишь некоторые, самые характерные или крупные из них.

Весна

Евразийский союз молодёжи.

Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи РФ (ЛКСМ РФ).

Молодая гвардия.

Молодёжная организация ЛДПР.

Молодёжное яблоко.

Краткая характеристика.

Весна.

Численность: около ста человек.

Активность: вероятнее всего переживает пик активности на данный момент. Чаще всего проводит немногочисленные мероприятия, широко освещаемые их собственной прессой в социальных сетях.

Евразийский союз молодёжи.

Численность: от одной (вероятное кол-во участников, вычисленное на основе данных о ячейках и подразделениях ЕСМ по России) до 25 тысяч человек (явно завышенное число, часто указываемое в СМИ руководителями ЕСМ).

Активность: пик активности пришёлся на 2005 – 2011 годы. В настоящее время практически не проводит собственных масштабных проектов.

ЛКСМ РФ.

Численность: приблизительно 3 тысячи человек по всей России.

Активность: ориентируется на военно-патриотические проекты и митинги-демонстрации, проводимые под эгидой КПРФ. За последние несколько лет активно разворачивают свою деятельность на фоне усиливающихся проСоветских настроений в РФ.

Молодая гвардия.

Численность: 100 тысяч человек (по заверениям Михаила Черепанова.), вероятнее всего около пяти тысяч. Данный вывод сделан на основе анализа групп актива молодой гвардии в социальных сетях и данных полученных от руководителей региональных отделений.

Активность: проекты Молодой Гвардии связаны в первую очередь с вовлечением молодёжи в государственные проекты, также эта организация является главной кузницей кадров для Единой России.

Молодёжная организация ЛДПР.

Численность: от пятисот до тысячи человек.

Активность: политических акций как таковых практически не проводит, позиционирует свою деятельность как правозащитную. Часто проводит встречи молодёжи с депутатами Государственной Думы от фракции ЛДПР.

Молодёжное яблоко.

Численность: от тысячи до двух тысяч человек.

Активность: молодёжная организация, имеющая самое обширное по разнообразию поле деятельности. Являясь внутрипартийным объединением фракции «Яблоко» отстаивает интересы материнской партии.

Система молодёжных политических организаций в РФ.

Представленные выше партии являются типичными и достаточно популярными молодёжными политическими организациями в России. Однако спектр таких организаций гораздо шире. Перечислять малочисленные и малоотличающиеся друг от друга молодёжные объединения смысла не имеет, достаточно будет обозначить их общности или категории.

По отношению к власти:

Партии власти.

Сюда относятся объединения созданные с подачи непосредственно руководителей государственной власти или партией Единая Россия.

Их характерными чертами можно назвать 1) наличие достаточно крупного административного ресурса 2) отсутствие чётко определённой идеологии 3) ориентированность на отстаивание интересов власти 4) антиоппозиционность 5) мотивационный характер вовлечения членов, основанный на личной корысти 6) недолговечность.

Яркими примерами таких организаций являются или являлись: Молодая гвардия, Наши, Россия молодая.

Деятельность этих партий позволяет при помощи СМИ создавать облик оппозиционера-врага и во многом формировать общественное мнение. Возможно, такие объединения могут быть эффективны на ранних этапах «оранжевых» революций, однако на серьёзную поддержку во время волнений власть рассчитывать не может, ввиду недостаточной идеологизированности данных организаций.

Партии провластные.

Такие организации создаются либо лишь при косвенном участии власти, либо силами имеющими курс на сближение с ней.

Провластные партии 1) имеют отличную от официальной идеологию 2) агрессивно антиоппозиционны 3) не согласны с властью в вопросах не критичных, однако негласно поддерживаемых населением 4) малочисленны 5) недолговечны.

Примерами таких партий служат: Еврозийский союз молодёжи, Родина, Движение против незаконной эмиграции.

Трудно обозначить специфику деятельности таких объединений. Возможно, такие проекты отстаивают, пусть и завуалированно, интересы вполне конкретных политиков, таких как например Александр Дугин и Александр Поткин. Главной проблемой данных организаций является отсутствие возможностей для реализации амбиций молодёжи, путь во власть для членов подобных партий фактически закрыт.

Партии псевдо оппозиции.

Здесь представлены достаточно крупные молодёжные объединения, созданные при непосредственном участии части фракций Государственной Думы.

Эти молодёжные организации 1) являются молодёжными дублёрами родительских партий 2) отстаивают партийные интересы 3) идеологизированы, однако лишь номинально 4) стабильны и устойчивы 5) умеренно, декларировано опозиционны.

Партии: ЛКСМ РФ, молодёжная организация ЛДПР, Молодёжное яблоко.

Такие объединения своей деятельностью оттягивают часть протестного потенциала у действительно оппозиционных партий и направляют его в безопасное для власти русло. В связи с достаточной известностью и распространённостью по России блокируют развитие действительно левых и либеральных партий.

Партии оппозиции.

Объединения оппозиционные весьма разнородны и объединены только лишь антагонистическим положением к власти.

Оппозиционные молодёжные партии 1) чаще всего создаются конкретным лицом 2) активизируются в периоды протестных настроений 3) не имеют чёткой программы 4) малочисленны 5) крайне недолговечны 6) чрезвычайно разобщены.

В России представителями «реальной» оппозиции можно назвать: Мы, Я думаю, АКМ.

Деятельность таких партий направлена в первую очередь на традиционную критику нынешней власти и зачастую не несёт созидательного аспекта. В настоящий момент оппозиционные организации не пользуются достаточной поддержкой населения, а потому достаточно быстро исчезают. Возможным решением проблемы могло бы стать создание блока таких партий, однако все попытки, проводимые до этого момента, неизменно проваливались.

По идеологии:

Выделять молодёжные политические организации, основываясь на их идеологической окраске, не имеет смысла, так как на стратегию поведения партии это влияет лишь в незначительной степени.

Новшества современных молодёжных политических организаций.

В целом, к общероссийским тенденциям в области молодёжных политических организаций можно отнести:

- Активное использование интернет и медиа-пространства. Появляются карликовые молодёжные организации, ведущие свою деятельность исключительно виртуально: через живые журналы и социальные сети. Причём поле их деятельности ограничено крупными мегаполисами с развитой интернет структурой. Примерами таких партий могут служить: ныне не существующие «Идущие без Путина», «Мы», а также действующие: студенческое движение «Я думаю» и внепартийное молодёжное объединение «Весна», разворачивающее свою деятельность в Санкт-Петербурге.

- Попытки создания молодёжных организаций базирующихся на административных или финансовых ресурсах. Такие партии быстро создаются и за короткий срок собирают вокруг себя большое кол-во сторонников. Однако в случае прекращения поступления ресурсов эти объединения точно с такой же скоростью распадаются, не оставляя после себя никаких следов. Это например ныне мёртвые движения «Оборона», «Наши», «Идущие вместе».

- Молодёжь утрачивает интерес к политике, остаются и даже усиливаются аполитичные настроения в центральных регионах. Власть, напротив, начинает обращать внимание на молодёжные организации и справедливо расценивает их как значимую силу в политической борьбе.

Рисунок 1. Инфографик «Молодёжные движения»

Исследование.

Проведённое мною исследование делится на два этапа: первый этап – выявление наиболее упоминаемого и популярного молодёжного движения в русскоязычном сегменте интернета, второй этап – проведение социологического опроса с целью выяснения отношения граждан к политическим молодёжным движениям.

I этап.

Исследование по поисковым системам.

Яндекс – доля в русскоязычном поисковом рынке – 54,1%

С помощью внутреннего сервиса “WordStat” поисковой системы «Яндекс» были получены следующие результаты (рис.2).


Рисунок 2. Среднемесячное кол-во запросов по поисковой сети «Яндекс»

Rambler – доля в русскоязычном поисковом рынке – 0,9%

Внутренний сервис “WordStat” поисковой системы “Rambler” дал следующий результат (рис.3).


Рисунок 3. Среднемесячное кол-во запросов по поисковой сети «Rambler»

 

Поисковые системы “Google” доля 35% и “Search.Mail.ru” доля 8,3% данных о поисковых запросах по ключевым словам не предоставляют. Однако на основе кол-ва совпадающих с запросом страниц и сервиса “Google Trands” можно предположить, что кол-во запросов по исследуемым молодёжным движениям ничтожно.

Исследование внутри социальных сетей

«Вконтакте» - доля в русскоязычном рынке социальных сетей – 46,67%, результаты (рис.4).


Рисунок 4. Кол-во членов в официальной группе сообществ социальной сети «Вконтакте»

«Facebook» - доля в русскоязычном рынке социальных сетей – 28,64%, результаты (рис.5).


Рисунок 5. Кол-во участников в группах социальной сети «Facebook»

«Одноклассники» – доля в русскоязычном рынке социальных сетей – 14,56%, результаты (рис.6).


Рисунок 6. Суммарное кол-во участников в группах социальной сети «Одноклассники»

Общая активность движения в интернете

Формула для расчёта мной была использована следующая:

(100Z + S + 10P)/10000

Где Z – среднемесячное кол-во запросов по поисковым системам.

S – суммарное кол-во участников в социальных сетях.

P – среднемесячное кол-во посещений сайта движения.

Полученные результаты отмечены на рис.7.


Рисунок 7. Индекс активности молодёжных движений в интернете

Значительно активнее в интернете ведёт себя молодёжная организация «Единой России» «Молодая Гвардия», это обеспечивается, во-первых, достаточно широким освещением деятельности движения на крупных новостных порталах, в том числе и государственных, во-вторых, активным созданием новостного контента, и, наконец, в-третьих, наличием грамотной политики продвижения организации в интернете.

ЛКСМ РФ не имеет основательной базы внутри российских социальных сетей, однако за счёт частых поисковых запросов, а также упоминанию в новостных медиа порталах занимает первое место по активности в интернете среди формально негосударственных молодёжных движений.

Петербургское движение «Весна», имеющее в своём составе не более тридцати членов, неожиданно, опережает крупнейшие молодёжные партии по своей активности в интернете. Это объясняется разительно отличным от прочих видом партии. Движение «Весна» ориентировано в первую очередь на интернет аудиторию, основную свою деятельность оно проводит внутри виртуального пространства. Небольшие мероприятия, индивидуальные, достаточно резонансные, акции. Данный вид молодёжных движений набирает популярность в России, и постепенно занимает свою нишу среди прочих молодёжных движений.

II этап.

С целью изучения общественного мнения в вопросе молодёжных движений, мной был проведён социологический опрос, ширина охвата 203 человека, в возрасте от 14 до 46 лет. Полученные результаты представлены ниже.

Более половины опрошенных (52,1%) считают, что обществу необходимы молодёжные движения, однако такие организации не должны носить политический характер.

21,5% респондентов указывают, что молодёжные движения так же нужны, но они, напротив, должны быть в первую очередь политическими.

16% называют молодёжные движения инструментами конкретных политических лиц и партий.

Около десяти процентов (9,7) считают, что молодёжные движения не играют никакой значимой роли в жизни общества.

Таким образом, большинство респондентов (68,8%) скорее негативно относятся к деятельности молодёжных политических движений и не видят в них практического смысла для всего общества в целом.

Самым известным движением является Молодая Гвардия, с ним знакомо 68% опрошенных.

Следом размещается молодёжная организация ЛДПР с 26,4% процентами.

Евразийский союз знаком 24% респондентам.

Молодёжное яблоко (14,45), ЛКСМ РФ (12%) и движение Весна (9,6%) известны лишь небольшой доли участников опроса. Несмотря на то, что ЛКСМ РФ и «Весна» ведут достаточно активную деятельность в интернете, эти организации не имеют широкой известности среди населения.

20 % населения незнакомы ни с одним молодёжным движением, что составляет достаточно серьёзную цифру.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что интернет, на данном этапе развития, является лишь вспомогательным инструментом молодёжных организаций. А новый вид молодёжных политических движений, базирующийся, в первую очередь, на интернет пространстве, пока не может соперничать с традиционными молодёжными структурами.

Активность молодёжных движений.


Рисунок 8.Кол-во мероприятий за период с августа 2011 по февраль 2016

Изучая хронологию мероприятий различных молодёжных политических организаций (рис.8) можно сделать вывод о цикличности периодов активности молодёжных движений.

Условно существуют два типа циклов: «предвыборные» и «кризисные». «Предвыборные» в свою очередь делятся на «длинные» и «короткие».

«Длинные предвыборные» циклы длятся пять лет и связанны с выборами в государственную думу, активность молодёжных движений незначительно возрастает, однако после самих выборов быстро возвращается к прежним значениям.

«Короткие предвыборные» циклы имеют срок президентских выборов и напрямую связанны с ними. Всплеск активности молодёжных движений значительный и сохраняется на протяжении достаточно длительного периода времени.

«Кризисные» циклы чаще всего совпадают с экономическими или политическими кризисами. Экономический кризис подхлёстывает социальную активность молодёжи, заставляя её активнее участвовать в политической жизни общества. Во время же политических кризисов молодёжные политические организации используются как орудия борьбы за власть. Пик таких циклов чрезвычайно кратковременен и во многом зависит от действий государственного аппарата.

Вне пиков циклов активность молодёжных движений спадает и носит скорее формальный характер (рис.9). Это доказывает, что молодёжные движения ориентированы в первую очередь на работу с внешней средой. Внутренние мероприятия с молодёжью проводятся гораздо реже и с меньшим размахом.


Рисунок 9. Циклы активности молодёжных политических организаций

Заключение

Молодёжным движениям России только предстоит пройти этап институализации и интеграции в политическую сферу общества. Большинство молодёжных политических организаций не способно реализовывать крупные проекты и действуют только в рамках ограниченного сообщества. Это объясняется достаточно негативным отношением населения к политике в целом, а также низкой заинтересованностью молодёжи в политических движениях.

Несмотря на широкое и практически повсеместное распространение Интернета, он до сих пор не стал альтернативой более традиционных методов агитации. Телевидение, массовые демонстрации и прямая работа с гражданами оказываются значительно эффективнее.

Молодёжные движения, несомненно, способствуют наиболее полному представлению молодых людей о гражданском обществе, однако в России, ввиду не распространённости таких организаций их влияние на общее положение дел минимально.

Желание руководителей молодёжных организаций использовать актив движения для реализации конкретных политических задач в интересах материнской партии или сторонних лиц, общее нежелание молодёжи участвовать в политической жизни страны, практически полное отсутствие реальной законотворческой силы у организаций подобного рода – всё это не позволяет молодёжным политическим движениям стать достаточно значимыми фигурами в современном обществе.

Возможно, через некоторое время молодёжные движения смогут действительно влиять на государственную власть и отстаивать интересы тех для кого они и создавались, однако на настоящий момент положение дел оставляет желать лучшего.


Библиографический список:

1) Труд и право: Прил. к журн. “Б-чка профсоюз. активиста”. 2009, № 21 : Демографическая политика и молодежь

2) Елишев С. О., Молодежь как объект социализации и манипуляций : монография / С. О. Елишев. – Москва : МАКС Пресс, 2013. – 180, [1] с. : схем. ; 20 см. – Библиогр.: с. 173-180

3) Савельев В. А., Горячая молодежь России : Лидеры. Организации и движения. Тактика уличных битв. Контакты : настольная кн.-справ / Савельев В. А. – Москва : Кванта, 2006. – 287 с.
4) Коряковцева О. А., Государственная молодежная политика как фактор общественно-политической активизации молодежи в постсоветской России / О. А. Коряковцева; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО “Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского”. – Ярославль : Ярославский гос. пед. ун-т, 2010. – 232 с.


Библиографический список
  1. Труд и право: Прил. к журн. “Б-чка профсоюз. активиста”. 2009, № 21 : Демографическая политика и молодежь
  2. Елишев С. О., Молодежь как объект социализации и манипуляций : монография / С. О. Елишев. – Москва : МАКС Пресс, 2013. – 180, [1] с. : схем. ; 20 см. – Библиогр.: с. 173-180
  3. Савельев В. А., Горячая молодежь России : Лидеры. Организации и движения. Тактика уличных битв. Контакты : настольная кн.-справ / Савельев В. А. – Москва : Кванта, 2006. – 287 с.
  4. Коряковцева О. А., Государственная молодежная политика как фактор общественно-политической активизации молодежи в постсоветской России / О. А. Коряковцева; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО “Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского”. – Ярославль : Ярославский гос. пед. ун-т, 2010. – 232 с.


Все статьи автора «Пуляк Александр Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: