ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ

Максимовская Наталья Григорьевна
Национально Исследовательский Мордовский Государственный Университет им.Н.П.Огарева
бакалавр 4 года обучения

Аннотация
Проведено исследование текущего состояния государственного внутреннего и внешнего долга РФ и выявлены проблемы в его структуре. Предложены меры по совершенствованию управления структурой государственного долга РФ с точки зрения обеспечения стабильного устойчивого развития государства.

Ключевые слова: внешний долг, внутренний долг, государственные долговые ценные бумаги, государственный долг


A STUDY OF THE CURRENT STATE OF PUBLIC DEBT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Maksimovskaya Natalia Grigor'evna
National Research N.P.Ogarev Mordovia State University
bachelor 4 years

Abstract
A study of the current state of the state internal and external debt of the Russian Federation and the problems identified in its structure . Measures to improve the management structure of the Russian state debt in terms of a stable sustainable development of the state.

Keywords: domestic debt, external debt, government debt securities, public debt


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Максимовская Н.Г. Исследование современного состояния государственного долга РФ // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/03/14341 (дата обращения: 23.02.2024).

Государственный долг является одной из важных экономических категорий в любой стране. Необходимость использования государственных заимствований обусловлена  мобилизации или стерилизации денежных средств.

На сегодняшний день, государственный долг Российской Федерации состоит из долговых обязательств перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией [4].

Рассмотрим динамику общего объема государственной задолженности РФ (таблица 1) :

Таблица 1– Динамика государственного долга РФ в 2013-2015 г.г., млрд.руб [1]

Показатели

На 01.01.2013 г.

На 01.01.2014 г.

На 01.01.2015 г.

Абсоютное отклонение

 

Относительное отклонение,%

2014 г. к 2013 г.

2015 г. к 2014 г. 2014 г. к 2013 г.

2015 г. к 2014 г.

Всего государственный долг РФ,в т.ч.

6519,77

7543,78

10299,12

1024

2755,3

15,71

36,52

Государственный внутренний долг РФ

4977,89

5722,24

7241,17

744,35

1518,9

14,95

26,54

Государственный внешний долг РФ

1541,88

1841,54

3057,95

299,66

1216,4

19,43

66,05

Объем государственного долга Российской Федерации на начало 2015 года составил 10299,12 млрд.руб. и увеличился по сравнению с объемом на 1 января 2014 г. на 2755,3 млрд.руб. Однако если рассматривать с 1 января 2013 г., то увеличение составляет 1024 млрд.руб. То есть можно сделать вывод о том, что государственный долг возрос практически  в 2 раза.

Анализ данных показывает, что объем государственного внутреннего долга на начало 2015 г. составил 7241,17 млрд.руб., то есть внутренний государственный долг увеличился с 2013 г. на 2263,28 млрд.руб. Основной причиной увеличения на 26,54 % внутреннего  долга является покрытие дефицита федерального бюджета. При этом основным источником является внутренний, а не внешний долг. Как свидетельствуют данные таблицы 1. , в структуре государственного долга в настоящее время отмечается превалирование его внутренней составляющей. Это обстоятельство связано с тем, что в последние годы в стране проводится политика замещения внешнего долга внутренним.

В свою очередь, внешний долг с 2013 г. по 2015 г. увеличился на 1516,07 млрд. руб.  С  2013 по 2015 гг. Относительное отклонение по данному показателю составило 9,43 и  66,05 соответственно. Резкое увеличение внешнего долга  за последний год обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг, а также увеличении объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Для того, чтобы подробнее рассмотреть состояние государственного долга РФ, необходимо раскрыть  структуру как внешнего ,так и внутреннего государственного долга. Рассмотрим структура государственного внешнего долга РФ в млрд. долл. США, так как государственный внешний долг России, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, – это «обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)»(таблица 2).

Таблица 2 – Структура государственного внешнего долга РФ 2013-2015 г.г., млрд. долл. США [3]

2013 год

2014 год 2015 год Абсолютное отклонение,

тыс.руб

Доля в величине государственного внешнего долга в 2013 г,% Доля в величине государственного внешнего долга в 2014 г,%

Доля в величине государственного внешнего долга в 2015 г,%

2014 г. к 2013 г.

2015 г. к 2014 г.

Задолженность странам-участникам Парижского клуба 0,33 0,2 0,05 -0,13 -0,15 0,65 0,36 0,09
Задолженность странам, не вошедшим в парижский клуб 1,1 1,03 0,89 -0,07 -0,14 2,17 1,85 1,64
Коммерческая задолженность 0,02 0,02 0,02 0 0 0,04 0,04 0,04
Задолженность перед международными финансовыми организациями 2,03 1,57 1,17 -0,46 -0,4 4,00 2,81 2,15
Еврооблигационные займы 34,9 0,1 39,28 -34,8 39,18 68,74 0,18 72,26
ОВГВЗ 0,01 0,01 0,01 0 0 0,02 0,02 0,02
Представлений гарантий РФ и иностранной валюте 11,39 11,4 12,08 0,01 0,68 22,43 20,43 22,22

Очевидно, что наибольшую часть государственного внешнего долга составляет задолженность по евро облигационным займам

Особенно уни увеличились в 2015 году на 39,18 млрд.руб. В рассматриваемом периоде  снизилась задолженность странам-участникам Парижского клуба с 0,33 до 0,05 млрд руб. соответственно. Увеличился объем представлений гарантий РФ и иностранной валюте.

Как уже упоминалось, основным источником финансирования дефицита бюджета выступают заимствования. При этом основная часть дефицита бюджета покрывается за счет внутренних заимствований. Для детального изучения внутреннего государственного долга, обратимся к таблице 3.

Таблица 2 – Структура государственного внутреннего долга РФ 2013-2015 г.г., млрд. руб.[2]

2013 год 2014 год 2015 год Абсолютное отклонение,

тыс.руб

Доля в величине государственного внешнего долга в 2013 г,% Доля в величине государственного внутреннего долга в 2014 г,%

Доля в величине государственного внутреннего долга в 2015 г,%

2014 г. к 2013 г.

2015 г. к 2014 г.

Государственные долговые  ценные бумаги 4064,28 4432,38 5475,56 368,10 1043,18 81,65 77,46 75,62
Государственные гарантии 906,64 1289,65 1765,15 383,01 475,50 18,21 22,54 24,38
Прочие долговые обязательства 6,97 0,01 0,46 -6,96 0,45 0,14 0,00 0,01

С 2013 по 2015 г.г. внутренний государственный долг был подвержен уверенному росту. Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга внесли государственные ценные бумаги. Но все-таки, данный показатель снизился за 2014 год на 1043,18 млрд. руб. и составил 75,62 % к общему внутреннему государственному долгу РФ.

За последние 3 года объем государственных гарантий продемонстрировал устойчивый рост, так как по отношению к общему внутреннему государственному долгу он возрос в за рассматриваемы период с 18,21 % до 24,38.

Что касается прочих долговых обязательств, то они имели нестабильную динамику. Так как на начало 2014 году произошло их резкое снижение до 0,01 млрд.руб. Хотя уже к началу 2015 года данный показатель увеличился на 0,45 млрд.руб.

Проанализировав государственный внутренний долг, рассмотрев детально структуру, можно сделать вывод, что на данный момент величина внутреннего долга находится на приемлемом уровне, однако в рассматриваемом периоде наблюдается устойчивый рост государственных заимствований, что оказывает отрицательное влияние на экономический рост. Положительным моментом является то, что основная задолженность приходится на внутренний, а не на внешний долг.

Таким образом, согласно сложившейся современной структуре внутреннего государственного долга, выраженного в ценных бумагах, можно сказать, что достаточно большую долю в общем объеме государственного долга занимает задолженность по ценным бумагам. Такая высокая задолженность по государственным ценным бумагам может повлечь за собой все более масштабные выпуски. Если данная тенденция не изменит свое направление, то все большее количество выпускаемых облигаций будет предназначаться для погашения их прежних выпусков, и все меньшее количество для привлечения чистых заимствований в федеральный бюджет.

Основными мерами по совершенствованию системы управления государственным долгом РФ с позиции обеспечения стабильного финансового положения, на наш взгляд, являются:

1. Привлечение прямых иностранных инвестиций, с целью улучшения платежного баланса и не увеличивающих внешнюю задолженность.

2. Осуществление политики заимствований, которая позволяла бы осуществлять выплаты без существенной нагрузки на ресурсы государства.

Успешное решение этих задач создаст предпосылки как для регулирования внешней задолженности, представляющей одну из реальных угроз экономической устойчивости государства, так и для обеспечения роста экономического потенциала страны.


Библиографический список
  1. Государственный долг [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/
  2. Состояние внутреннего долга РФ [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://info.minfin.ru/debt_vnutr.php
  3. Состояние внешнего долга РФ [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://info.minfin.ru/debt.php
  4. Давлетшин Д. Р. Анализ внутреннего государственного долга Российской Федерации // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 449-453.


Все статьи автора «Максимовская Наталья Григорьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: