УДК 378

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ НА ПОТРЕБНОСТЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЯХ

Головских Дарья Сергеевна
Уральский государственный экономический университет
магистрант 1 года обучения кафедры экономики предприятий

Аннотация
В статье приведены компетенции Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Высшего образования для направлений обучения Экономика и Менеджмент, которые могут быть расширены с учетом потребности в экологических знаниях и предложения по дополнению данных компетенций в экологическом направлении.

Ключевые слова: высшее образование, компетенции, Федеральный государственный стандарт, экологическое образование


ANALYSIS OF REQUIREMENTS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION TO RESULTS OF DEVELOPMENT PROGRAMMES IN AREAS OF ECONOMICS AND MANAGEMENT IN THE NEED FOR ECOLOGICAL KNOWLEDGE

Golovskikh Darya Sergeevna
Ural State University of Economics
Master of 1-year students of the Department of Enterprise Economy

Abstract
The article presents the competence of the Federal state educational standards of higher education for directions Economics and Management, which can be expanding in view of the need for ecological knowledge and proposals to supplement the data competence in the ecological direction.

Keywords: competence, ecological education, Federal state educational standards, higher education


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Головских Д.С. Анализ требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к результатам освоения программ по направлениям подготовки экономика и менеджмент на потребность в экологических знаниях // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14319 (дата обращения: 27.05.2017).

Экологическое образование – процесс обучения и развития человека, в ходе которого происходит формирование экологических знаний и навыков по охране окружающей среды и природопользованию и появляется возможность применения этих знаний в повседневной жизни, чтобы сделать свой образ жизни более экологичным для себя и окружающей среды.

В настоящее время на всех уровнях государственной образовательной системы, в том числе в высших учебных заведениях идет формирование экологической грамотности.

Но, к сожалению, сейчас не все люди являются экологически грамотными. Об этом свидетельствует тот факт, что мир живет в состоянии глобального экологического кризиса и его наступление идет высокими темпами во всех странах мира: растет загрязнение атмосферы и воды промышленными выбросами, достигающими 60 – 100 млн. тонн в год; идет существенное потепление климата – на 0,50С за последнее десятилетие; происходит загрязнение почвы – на полях рассеивается около 150 млн. тонн минеральных удобрений в год и свыше 3 млн. тонн ядохимикатов; и многое другое.

Тем не менее, многие люди этого не замечают или не придают особого значения. Так тестирование на знание основ и проблем экологии среди студентов высшего образования показало, что у студентов средний уровень экологической грамотности: только 56% студентов бакалавриата и 58% студентов магистратуры ответили правильно на поставленные вопросы.

Поэтому во избежание дальнейших негативных последствий, связанных с загрязнением окружающей среды, необходимым становится формирование и повышение уровня экологической грамотности населения на всех ступенях государственного образования. В Российской Федерации установлены Федеральные государственные образовательные стандарты, содержащие определенный комплекс норм, и правил к содержанию, структуре и условиям образования на разных уровнях обучения.

При реализации основных образовательных программ высшего образования образовательными государственными учреждениями, необходимо соблюдать обязательные требования, которые содержатся в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (далее ФГОС ВО). Стандарты ФГОС ВО включают в себя 3 вида требований: к структуре основных образовательных программ, к условиям реализации основных образовательных программ, к результатам освоения основных образовательных программ.

Каждому направлению подготовки бакалавриата и магистратуры соответствует определенный ФГОС ВО, который содержит свои особенности, отвечающие вышеприведенным требованиям. Мы рассмотрим направления подготовки Экономика и Менеджмент уровней бакалавриата и магистратуры с точки зрения требований к результатам освоения данных программ, и проведем анализ на содержание в них требований, связанных с формированием экологической грамотности.

На каждом направлении подготовки учащийся должен решать определенные задачи в соответствии с видом профессиональной деятельности. В целом они сводятся к информационно-аналитической, организационно-управленческой, педагогической и научно-исследовательской видам деятельности. Для решения этих задач у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые также регламентируются Федеральными государственными образовательными стандартами.

Далее в таблице 1 для направления Экономика приведем компетенции ФГОС ВО, которые могут быть расширены с учетом потребности в экологических знаниях и навыках; для направления Менеджмент – в таблице 2.

Таблица 1 – Общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции выпускника направления Экономика с учетом потребности в экологических знаниях и навыках

Компетенции для бакалавриата

Компетенции для магистратуры

Общекультурные:

-       способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности;

-       готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий [1].

Общекультурные:

-       готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

-       готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала [2].

Общепрофессиональные и профессиональные:

-       способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

-       способность критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий [1].

Общепрофессиональные и профессиональные:

-       способность разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках;

-       способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне;

-       способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом [2].

Таблица 2 – Общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции выпускника направления Менеджмент с учетом потребности в экологических знаниях и навыках

Компетенции для бакалавриата

Компетенции для магистратуры

Общекультурные:

-       способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций [3].

Общекультурные:

-       готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения [4].

Общепрофессиональные и профессиональные:

-       способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений;

-       способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли [3].

Общепрофессиональные и профессиональные:

-       владение методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде;

-       способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию [4].

Как мы видим ни одна из компетенций, содержащихся в ФГОС ВО направлений подготовки Экономика и Менеджмент, не требует экологических знаний и навыков. При этом область профессиональной деятельности выпускников данных направлений обширна и включает в себя предприятия различных отраслей и форм собственности, в том числе промышленные предприятия, на которых часто затрагиваются экологические вопросы. А значит, экологическая составляющая должна быть неотъемлемой частью ФГОС ВО.

Для экологизации ФГОС ВО можно дополнить приведенные компетенции с указанием в них что: стихийные бедствия, чрезвычайные и нестандартные ситуации могут быть вызваны природными явлениями; в основы правовых знаний включены экологические законы; социально-экономические показатели и экономическая политика зависят от экологической обстановки; глобальная среда любой организации включает в себя среди прочих факторов экологические; и другие.

Таким образом, экологические вопросы актуальны и выпускник должен уметь действовать в ситуации экологического кризиса, поэтому необходима экологизация современного образования, а начать этот процесс можно с Федеральных государственных образовательных стандартов.


Библиографический список
  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата): приказ Министерства образования и науки РФ от 12.11.2015 № 1327 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: минобрнауки.рф
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры): приказ Министерства образования и науки РФ от 22.04.2015 № 321 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: минобрнауки.рф
  3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата): приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 № 7 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: минобрнауки.рф
  4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры): приказ Министерства образования и науки РФ от 15.04.2015 № 322 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: минобрнауки.рф


Все статьи автора «Головских Дарья Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: