УДК 336.531.2:664

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Максимовская Наталья Григорьевна
Национально Исследовательский Мордовский Государственный Университет им.Н.П.Огарева
бакалавр 4 года обучения

Аннотация
В статье проведен сравнительный анализ инвестиционной привлекательности предприятий пищевой отрасли Республики Мордовия и Республики Марий Эл. Методом ранжирования была оценена инвестиционная привлекательность ОАО «Ламзурь» и ОАО «Йошкар-Олинской кондитерской фабрики». Была выявлена проблема низкой рентабельности кондитерской продукции ОАО «Ламзурь» и предложены мероприятия по обеспечению дальнейшего устойчивого развития данного предприятия.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, конкурентное преимущество, лепестковая диаграмма, метод рангов, пищевая отрасль, пищевая промышленность


AN ANALYSIS OF THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE FOOD INDUSTRY ORGANIZATIONS

Maksimovskaya Natalia Grigor'evna
National Research Mordovia State University. NP Ogareva
bachelor 4 years

Abstract
In the article the comparative analysis of the investment attractiveness of the food industry in the Republic of Mordovia and Mari El Republic. The method of ranking was estimated investment attractiveness of OJSC "Lamzur" and OJSC "Yoshkar-Ola confectionary factory". We found a problem of low profitability of confectionery products of OJSC "Lamzur" and proposed further measures to ensure the sustainable development of the enterprise.

Keywords: competitive advantage, food industry, investment attractiveness, Radar, ranking method


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Максимовская Н.Г. Анализ инвестиционной привлекательности организаций пищевой промышленности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14236 (дата обращения: 01.10.2017).

Инвестиционная привлекательность является важнейшим условием осуществления эффективной деятельности любой организации, так как возникает острая необходимость в ресурсах для обеспечения процесса развития и, в связи с этим, сильная конкуренция со стороны предприятий за возможность получения инвестиционных ресурсов. Таким образом, наличие у предприятия высокого уровня инвестиционной привлекательности обуславливает явные и скрытые преимущества перед конкурентами.

Тема данного исследования является актуальной в современных условиях обострения кризисных явлений и конкурентной борьбы предприятий за экономические ресурсы. В течение долго времени накапливалась новая информация об успешном зарубежном опыте, выдвигались новые требования к инструментам анализа, оценки и повышения эффективности и интенсификации всех социально-экономических процессов, в том числе и инвестиционных [1,с.186].

Научная новизна данной работы заключается в комплексном исследовании инвестиционной привлекательности предприятия кондитерского кластера при помощи метода рангов.

В настоящее время анализ инвестиционной привлекательности предприятия является объектом активных научных исследований, поэтому существует множество различных методик и критериев для оценки инвестиционной привлекательности организации вне зависимости от ее масштаба и организационно-правовой формы. В таблице 1 приведены наиболее распространенные методики.

Таблица 1 – Методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия

Автор

Характеристика методики

В.М. Аньшин и др.[2, с.64-66]

в основе лежит одна группа показателей, которая однозначным образом определяет инвестиционную привлекательность предприятия (например, группа финансовых показателей).

Э.И. Крылова, Власова В.М., Журавкова И.В.[3,с.241-242]

В основе лежит две группы показателей, которые более полно раскрывают инвестиционную привлекательность конкретного предприятия (например, совокупность финансовых и производственных групп показателей).

Игольников Г.Л., Патрушева Е.Г и др.[4,с. 73]

в основе лежит большое количество групп показателей, с помощью которых инвестиционная привлекательность организации рассматривается детально. Стоит учесть, что этот метод сложен и долговременен в применении.

Так же выделяется методика, в основе которого лежит такой показатель, как рыночная стоимость компании, то есть раскрывается оценка его положения я на фондовом рынке и биржевой курс его ценных бумаг. Данный метод применяется чаще всего к крупным компаниям.

Нами была оценена инвестиционная привлекательность ОАО «Ламзурь». Данное предприятие является крупнейшей кондитерской фабрикой Республики Мордовии, которая известна в 70 регионах РФ [5]. ОАО «Ламзурь» постоянно увеличивает объемы производства, расширяет ассортимент, занимается улучшением качества своей продукции, благодаря чему способно составить достойную конкуренцию лучшим предприятиям пищевой отрасли России.

Для того, чтобы более наглядно оценить инвестиционную привлекательность ОАО «Ламзурь», нами было взято еще одно крупное предприятие кондитерского кластера Приволжского Федерального округа, а именно ОАО ”Йошкар-Олинская кондитерская фабрика” (ОАО «ЙКФ»), которая расположена в республике Марий Эл [7].  Данное предприятие так же является достаточно известным благодаря своей высококачественной продукции и многолетнему опыту в пищевой отрасли.

Прежде всего, оценим инвестиционную привлекательность  регионов. Согласно проведенным исследованиям, значение инвестиционной привлекательности республики Мордовия и республики Марий Эл составляет 1,83 и 2,04 соответственно [6,с.117]. Наиболее сильные и слабые стороны данных регионов представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Лепестковая диаграмма ранжирования регионов по показателям

Это говорит о том,  данные регионы занимают средние позиции по инвестиционной привлекательности. Что касается состояния пищевой отрасли в этих республиках, то данная отрасль является одной из самых развитых как в Мордовии, так и в Марий Эл [6,с.114].

Для оценки инвестиционной привлекательности данных предприятий нами был выбран «Метод рангов». Так, за наименьшее значение показателя присваивался 1 ранг и за максимальное – 2 ранг. Для оценки инвестиционной привлекательности было выбрано 24 показателей, которые, по нашему мнению, оказывают наибольшее влияние на инвестиционную привлекательность предприятий. Каждый показатель был проранжирован в зависимости от его направления и сущности (2 – худшее или максимальное значение и 1 – лучшее или минимальное значение).

Таблица 1– Показатели, используемые для оценки инвестиционной привлекательности предприятий пищевой отрасли Приволжского ФО (на начало 2015 года):

Показатель

ОАО «Ламзурь»

ОАО «ЙКФ»

1

Чистая прибыль, тыс.руб

1 238

24 427

2

Прибыль от продаж, тыс.руб

52 309

43 910

3

Себестоимость продукции, тыс.р.

1 504 729

295 474

4.

Стоимость ОС, тыс.руб

530 589

54 114

5.

Коэффициент износа ОС, тыс.руб

0,41

0,36

6.

Величина собственных средств, тыс.руб

110 491

154 460

7.

Коэффициент автономии

0,05

0,60

8.

Коэффициент финансовой зависимости

0,95

0,0007

9.

Коэффициент рентабельности продукции

0,03

0,15

10.

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,81

0,02

11.

Коэффициент текущей ликвидности

1,57

1,34

12.

Коэффициент быстрой ликвидности

1,25

0,92

13

Стоимость нематериальных активов, тыс.руб

1 112

21

14.

Длительность работы на рынке,года

78

72

15.

Доля рынка,%

0,95

0,68

16.

Отзывы в СМИ

Положительные

Положительные

17.

Наличие конкуренции в регионе и за ее пределами

Рынок кондитерских изделий России характеризуется большой степенью конкуренции. В регионе конкурентов, по большому счету, нет. Основные конкуренты: Невский кондитер»(г.Санкт-Петербург), «Сормовская кондитерская фабрика» (г.Нижний Новгород),

«Пензенская кондитерская фабрика» (г.Пенза), «АККонд» (г.Чебоксары),

Рынок кондитерских изделий России характеризуется большой степенью конкуренции. В регионе существуют следующие конкуренты ЗАО «Сладкий остров»,ООО «Вкуснотеевъ» и др.

Основные конкуренты за пределами региона:

ООО “МАСТЕР-ФУД” г.Псков

ЗАО “ИШИМСКАЯ КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА”, Тюменская область, г.Ишим

ООО “ЛАКОМСТВА БОГОВ”, Московская область,г. Лыткарино

18.

Репутация качества продукции

Безопасность и качество продукции ОАО «Ламзурь С» соответствует требованиям MС ISO 22000:2005. Качество продукции ОАО «Ламзурь» соответствует требованиям сертифицированной системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

На фабрике  действует система менеджмента безопасности пищевой продукции, соответствующая требованиям ГОСТ Р ИСО 22000-2007 и система менеджмента качества, соответствующая требованиям ГОСТ ISO 9001-2011.

19.

Информация о составе акционеров и их участии в управлении

Список акционеров прозрачен. Акционеры и собственники ,по большому счету, не являются работниками предприятия, не являются фиктивными лицами, не действуют в пользу других лиц, Участвуют в управлении деятельностью компании, проявляют интерес к деятельности компании

Список акционеров прозрачен. Акционеры и собственники являются работниками предприятия, не являются фиктивными лицами, не действуют в пользу других лиц, Участвуют в управлении деятельностью компании, проявляют интерес к деятельности компании

20.

Распределение пакетов акций

Доля максимального пакета акций, принадлежащего одному акционеру (ООО «Инвест-Альянс»),  превышает 50%-96,8641 %

Общество входит в состав группы лиц «Объединенные кондитеры»,поэтому ей принадлежит более 50% акций, а именно 75,12 %

21.

Численность персонала, чел.

780

390

22.

Фонд заработной платы, тыс.руб

579 654

356 622

23.

Устойчивость управленческого состава

Стабильность, высокая квалификация кадров, хорошие рекомендации в профессиональных кругах

Стабильность, высокая квалификация кадров, хорошие рекомендации в профессиональных кругах

24.

Организация планирования

Оперативное, стратегическое бизнес-планов, составляющиеся на регулярной основе

Оперативное, стратегическое бизнес-планов, составляющиеся на регулярной основе

Таблица 2 – Ранжирование предприятий по показателям

№ п/п

Показатель

Ранг

ОАО «Ламзурь»

ОАО «ЙКФ»

1 Чистая прибыль, тыс.руб 1 2
2 Прибыль от продаж, тыс.руб 2 1
3 Себестоимость продукции, тыс.руб 1 2
4. Стоимость ОС, тыс.руб 2 1
5. Коэффициент износа ОС, тыс.руб 1 2
6. Величина собственных средств, тыс.руб 1 2
7. Коэффициент автономии 1 2
8. Коэффициент финансовой зависимости 1 2
9. Коэффициент рентабельности продукции 1 2
10. Коэффициент абсолютной ликвидности 2 1
11. Коэффициент текущей ликвидности 2 1
12. Коэффициент быстрой ликвидности 2 1
13 Стоимость нематериальных активов, тыс.руб 2 1
14. Длительность работы на рынке,года 2 1
15. Доля рынка,% 2 1
16. Отзывы в СМИ 2 2
17. Наличие конкуренции в регионе и за ее пределами   2 1
18. Репутация качества продукции 1 2
19. Информация о составе акционеров и их участии в управлении 2 2
20. Распределение пакетов акций 1 2
21. Численность персонала, чел. 2 1
22. Фонд заработной платы,тыс.руб 2 1
23. Устойчивость управленческого состава 2 2
24. Организация планирования 2 1
Среднее значение 1,63 1,50
Итоговый ранг 1 2

Таким образом, проведя повторное ранжирование, мы получили, что на 1 месте ОАО «Ламзурь», а ОАО «ЙКФ» на 2. Очевидно, что по некоторым показателям  у ОАО «Ламзурь», весьма низкий показатель не только по сравнению с ОАО «ЙКФ», но и по сравнению с установленным нормативом, а именно:

-Коэффициент автономии-0,05 (норма более 0,5)

-Коэффициент финансовой зависимости–0,95 (чем ниже, тем лучше)

-Коэффициент рентабельности продукции – 0,03 (чем выше, тем лучше)

Анализируя данные показатели можно сказать, что у предприятия очень недостаточно собственных средств, поэтому налицо сильная зависимость от заемных источников финансирования. Низкий коэффициент рентабельности продукции говорит о неэффективной реализации продукции и снижении ее конкурентоспособности на рынке. Все это негативно отражается на инвестиционной привлекательности ОАО «Ламзурь». В связи  этим, следует осуществить следующие мероприятия :

– Для повышения рентабельности реализуемой продукции, возможно снижать себестоимость продукции и повышать объемы продаж. Оба пути связаны с появлением дополнительных затрат, которые впоследствии повлияют на величину рентабельности.

-Следует преобразовать маркетинговую стратегию предприятия для более эффективного продвижения и реализации продукции

-Активно проводить обучающие семинары для специалистов в области привлечения инвестиций, а также подготовки и переподготовки кадров для работы в сфере инвестиций (повышение квалификации, обучение и другое).

Все это поможет увеличить количество собственных средств у ОАО «Ламзурь» и, как следствие, существенно сократить зависимость от кредиторов. А значит и инвестиционная привлекательность данного предприятия значительно увеличится.

Таким образом, ОАО «Ламзурь» является инвестиционно привлекательным предприятием среди ведущих предприятий пищевой отрасли Приволжского ФО. Но так же необходимо сделать акцент на реализацию продукции, что поможет расширить перспективу входа в число наиболее привлекательных предприятий кондитерского кластера.


Библиографический список
  1. Ендовицкий Д.А. Анализ инвестиционной привлекательности: научное издание/ Д.А. Ендовицкий, В.А.Бабушкин, Н.А. Батурина и др.–М.: КНОРУС, 2012. – 376 с.
  2. Аньшин В.М. Инвестиционный анализ: учеб.-практ. пособие.–М.:Дело,2014.–280 с.
  3. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: учебное пособие.–М.:Финансы и статистика,2013.–389 с.
  4. Игольников Г.Л., Патрушева Е.Г. Управленческие основы инновационно-инвестиционной деятельности промышленных предприятий: Учеб. пособие / Г.Л. Игольников, Е.Г. Патрушева; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 2012. –107 с.
  5. Центр раскрытия корпоративной информации: электронный ресурс https://www.e-disclosure.ru, дата обращения 15.01.16
  6. Новикова Е.А. Дудникова Е.А.,Максимовская Н.Г.,Челмакина Л.А. Сравнительная оценка инвестиционной привлекательности регионов финно-угорской группы // Евразийское Научное Объединение .-2015.-№5.- 114-118 c.
  7. Российский статистический сборник, 2014 г.: Электронный ресурс http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_13/Main.htm ,дата обращения:14.01.16


Все статьи автора «Максимовская Наталья Григорьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: