В условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов перед высшей школой стоит задача подготовить квалифицированных специалистов, способных качественно решать профессиональные задачи. Поставленная проблема профессиональной мотивации обусловлена необходимостью формирования внутренней активности студентов к усвоению компетенций, к развитию у них мобильности, креативности, конкурентоспособности. Мотивационная сфера традиционно выделяется как связующее звено в профессиональной деятельности, которое обусловливает сознательный, целенаправленный характер действий человека и определяет потенциальные возможности личности.
Проблема профессиональной мотивации связана с потребностями и мотивами человека, реализуемыми в профессиональной деятельности. Психологическая наука, изучая психику человека, определяет ее во взаимосвязи с внешним миром и возникающими образами в процессе психического отражения существующей реальности. В учебном процессе для того, чтобы студент являлся не только пассивным объектом и простым накопителем знаний, но и субъектом познавательной деятельности и активным ее участником, необходимо сформировать профессиональную мотивацию будущего специалиста, ведь во многом именно она является предпосылкой успешности и результативности профессиональной подготовки.
Активность студента в период освоения профессиональных компетенций обусловлена сформированностью системы мотивов, отношения к задачам, содержанию и объекту деятельности (В. Н. Мясищев), направленностью, которая проявляется в избирательности его деятельности (Б. Ф. Ломов).
В понимании В. А. Бодрова именно мотивация определяет эффективность деятельности, компенсируя при этом недостатки в уровне развития профессионально важных качеств и организации трудовой деятельности, что позволяет нам выделить данный компонент личности студента как ведущий в период его профессионального становления [2]. В эксперименте М. Н. Чарковой продемонстрировано влияние высокого уровня мотивации на оптимизацию когнитивных процессов, результатом чего является высокий уровень продуктивности испытуемых даже с низким уровнем мышления [8].
При этом В. А. Сластенин утверждает, что «профессиональная направленность предусматривает осознание студентами профессиональной необходимости углубленного изучения специальных дисциплин для успешного и компетентного выполнения профессиональных функций» [6]. А Н. И. Мешков считает, что профессионально ориентированные студенты имеют высокую успеваемость по всему циклу изучаемых дисциплин [4]. В исследовании Г. Е. Смирновой выявлено, что студенты, не имеющие высокого уровня учебно-профессиональной мотивации, недооценивают важность методологической подготовки, развития профессиональной эрудиции [7].
Для повышения профессиональной мотивации студента необходимо обязательно включать его в практическую деятельность, приближенную к реальной трудовой обстановке, позволяющую оценить результат собственных действий, что дает ему возможность осознать и осмыслить уровень своей теоретической подготовленности
В сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения и является внутренним движущим фактором развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.
Именно внутренняя мотивация в исследованиях И. А. Васильева, О. В. Митиной и В. В. Кобанова значительно коррелирует с продуктивностью мыслительной деятельности человека по сравнению с внешней мотивацией, поэтому первостепенной задачей в период обучения является формирование внутреннего интереса к данной деятельности.
На этапе обучения в вузе происходит преобразование мотивации, ценностных ориентаций учащейся молодежи, также содержание мотивов деятельности студентов усложняется, они ставят все более значимые для себя цели. В процессе профессиональной подготовки возможен «кризис профессионального выбора», который может быть преодолен сменой учебной мотивации на социально-профессиональную» [6, 433]. А. К. Маркова отмечает, что изменение иерархии мотивов в осуществлении конкретной деятельности происходит индивидуально и зависит от личностных особенностей, организации деятельности и условий труда [3]. Важным обстоятельством изменений в мотивационной сфере является то, в какие общественные отношения включен человек и каким образом он их осознает.
Иерархия мотивов в процессе обучения меняется (М. В. Вовчик-Блакитная, Р. С. Вайсман, А. И. Гебос и др.), немаловажную роль при этом играет профориентационная работа (Е. А. Климов), организация производственной практики студентов (В. Д. Шадриков), а также возможность дальнейшего трудоустройства. Итак, социальные условия, созданные высшим образовательным учреждением, существенно влияют на мотивацию обучения студентов. К. А. Абульханова-Славская рекомендует учитывать то, что мотивация может мобилизовать человека в деятельности, при условии, что присутствует подкрепление [1].
Важно, что весь период обучения в вузе способствует соотношению себя с избранной профессией, формирует образ профессионала, позволяет пересмотреть свой взгляд на профессию, попробовать себя в реальной профессиональной деятельности. Согласно позиции Д. Е. Сьюпера, разработавшего модель профессионального развития, важным «двигателем» человека в профессии является его идентификация с образом идеального профессионала и стремлением к нему «Я-реального» .
Для формирования у студента позитивного образа себя необходимо создать условия для полноценного овладения профессиональной культурой, уже на этапе адаптации к среде вуза он вступает в определенные связи с организацией, с системой социального контроля и норм поведения, профессиональных стереотипов, с формами взаимоотношений с сотрудниками, что будет, с точки зрения Л. И. Анцыферовой, определять его мотивационный потенциал, вероятную успеваемость и удовлетворенность процессом обучения [2].
Таким образом, профессиональная мотивация студентов представляет собой систему внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности.
Библиографический список
- Абульханова-Славская К.А. Новое в психологии профессионализма // Психологический журнал.1997. № 4. С. 112-114.
- Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов/ М.. ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: «Знание», 1996. 308 с.
- Мешков Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете: Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 1993. 15с.
- Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В.А. Бодров. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. 855 с.
- Сластенин: – М.: Издательский дом Магистр-Пресс. 2000. 488с.
- Смирнова Г. Е. Развитие профессиональной мотивации студентов-психологов // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2009. №3. С. 86-100.
- Чаркова М.Н. Мотивация как фактор когнитивного развития личности: науч. исслед. / М.Н. Чаркова ; Хакас. ин-т бизнеса, Центр качества образования. Абакан: ХакИБ, 2001. 386 с.