УДК 336.22

ПРОБЛЕМА ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

Серова Светлана Юрьевна
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы двойного налогообложения на государственном и надгосударственном уровнях. Представлено определения финансовой категории «двойное налогообложение», рассмотрены случаи его возникновения, а также основные меры, направленные на минимизацию ситуаций двойного налогообложения.

Ключевые слова: двойное налогообложение, налоговое освобождение, налоговый вычет, налоговый резидент, налогоплательщик


THE PROBLEM OF DOUBLE TAXATION AT THE INTERNATIONAL LEVEL

Serova Svetlana Urevna
Plekhanov Russian University of Economics

Abstract
The article deals with the problem of double taxation at the national and supra-national levels. Presented by determining the financial category of "double taxation", consider the case of its occurrence, as well as the basic measures to minimize situations of double taxation.

Keywords: double taxation


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Серова С.Ю. Проблема двойного налогообложения на международном уровне // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/13594 (дата обращения: 29.09.2017).

Определение категории «двойное налогообложение» на межгосударственном уровне сформулировано следующее – это обложение одного и того же лица аналогичными видами налога в отношении одного и того же объекта налогообложения в двух или более государствах за один и тот же период [1].

Такое повторяющееся дважды налогообложение доходов и имущества является негативным фактором не только для самых налогоплательщиков, но и для стран, которые ставят налогоплательщика в непростую ситуацию [2]. От успешного решения данной проблемы зависит увеличение внутреннего и внешнего товарооборота, повышения уровня привлекательности государства для иностранных инвестиций, а также возрастание конкурентоспособности экономики на международном уровне [3].

Случаи, при которых одно и то же лицо облагается одинаковым или сходным налогом в двух странах, можно выделить следующие:

  • такое лицо – резидент одного государства, получило доход или обладает капиталом в другой стране, и обе страны облагают этот доход или капитал;
  • несколько стран подвергают одно и тоже лицо налогообложению по всему объему получаемого дохода, в практике называемое полной одновременной налоговой обязанностью;
  • несколько государств подвергают одно и то же лицо, которое не является резидентом ни одной из этих стран, налогообложению по доходу, которое оно получило в данной стране, что фактически является одновременным ограниченным двойным налогообложением.

Для того чтобы исключить возможность одновременного двойного налогообложения либо применяются односторонние меры, например, в виде отмены обложения доходов от иностранных источников, зачета уплаченных за рубежом налогов [4], либо заключаются международные договора или аналогичные соглашения, и в первую очередь соглашения об нивелировании двойного налогообложения доходов и имущества.

В первом случае страна, в которой находится основное местопребывания налогоплательщика, может учитывать налоги в случае выполнения им налоговых обязательств, уплаченных налогоплательщиками в другой стране. Но это может привести к потерям бюджета, так как в случае, если ставка налога в другой стране окажется ниже, налогоплательщики предпочтут уплачивать налоги за рубеж [5]. Что,  в свою очередь, может привести к различным махинациям недобросовестных плательщиков. К тому же, в этом случае страна постоянного местопребывания будет выступать в роли донора для другой страны, в который её гражданин (предприятие) будет осуществлять экономическую деятельность [6].

Во втором случае между странами, которые облагают одно и то же лицо двумя одинаковыми налогами, заключаются соглашения. В них указывается, какие налоги и с каких категорий налогоплательщиков будут удерживаться на территории каждой стороны соглашения [7].

В ст. 311 Налогового кодекса РФ определены и представлены специальные правила, которые позволяют зачесть суммы уплаченных на территории иностранных государств налогов при уплате, прежде всего, налога на прибыль на территории России [8]. Однако такой зачет или вычет не должен превышать объемов и сумм по налогу на прибыль, рассчитанных в соответствии с отечественной налоговой законодательной базой.

В статье 15 Конституции России закреплено верховенство международных договоров, т.к. они должны являться составной частью правовой системы государства [9], а в случае, если в международном договоре установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то должны применяться положения актуального международного договора.

Цель заключения международного соглашения об избежании двойного налогообложения состоит в том, чтобы достичь компромисса между государствами или иными субъектами международного права [9]. Такое международное соглашение устанавливает взаимные права и обязанности в налоговых отношениях государств, определяют правила разграничения прав каждого из государств в отношении налогообложения компаний одного государства, имеющих объект налогообложения в другом государстве [10]. В результате соглашения об избежании двойного налогообложения  идут на пользу экономике тех стран, которые их заключили. Гарантии, которые прописаны в соглашении, привлекают в экономику иностранные инвестиции, что способствует развитию национальной экономики [11]. Международное соглашение об избежании двойного налогообложения заключается как минимум на 10-15 лет, что обеспечивает стабильность режима налогообложения, что также является одним из факторов привлечения инвестиций в экономику.

Соглашения об избежании двойного налогообложения распространяются на такие виды доходов, как:

  • доходы, получаемые физическими и юридическими лицами
  • доходы от использования и реализации имущества и имущественных прав
  • доходы от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности)
  • доходы и имущество в сфере международных перевозок

При разработке механизма международного налогообложения государства используют два подхода [12].

Первый подход базируется на концепции территориальной привязки, в соответствии с которой страна облагает налогом только те доходы, которые связаны с деятельностью, осуществляемой на ее территории. Недостаток этого подхода заключается в том, что в разных государствах существуют разные критерии для определения территориальной привязки отдельных субъектов международной экономической деятельности [13].

Второй подход основан на том, резидентом какой страны является налогоплательщик. Налогоплательщик, признаваемый законодательством страны резидентом, подлежит обложению налогами по всем видам доходов и по всем источникам, включая иностранные [14]. Статус резидента устанавливается в соответствии с законодательством страны по нормам, которые различаются в отношении юридических и физических лиц.

Пользуясь таким подходом, государства также не исключают возможности возникновения коллизий. Причиной этого становится тот факт, что различные государства пользуются собственными способами определения юридической принадлежности налогоплательщиков [15]. К тому же, государство непременно столкнется с интересами другого государства, когда будет проводить налогообложение резидентов, получающих доход на территории другой страны.

На практике государства стараются извлечь максимум выгоды из налогоплательщиков, и поэтому сочетают оба подхода в своей налоговой политике. То есть они облагают налогами своих резидентов, как физические, так и юридические лица, а также облагают налогами доходы иностранных физических и юридических лиц, при условии получения этих доходов на территории данного государства [16].

В международной практике применяются три метода устранения двойного налогообложения: налоговые освобождения, налоговые кредиты и налоговые вычеты.

Налоговое освобождение – это вид налоговой льготы, предполагающий полное исключение  из налогооблагаемой базы доходов, полученных резидентом за рубежом. Существуют две разновидности налогового освобождения [17]. Первая – без прогрессии, то есть когда государство резидента позволяет вычесть из налогооблагаемой базы средства, уплаченные в качестве налога в другой стране. Вторая – с прогрессией, при которой уплаченные налоги разрешается учитывать при определении ставки налогообложения совокупного дохода [18].

Преимущество данного метода заключается в том, что он полностью исключает возможность двойного налогообложения. Но у этого метода есть и недостатки. Во-первых, те государства, которые осуществляют данную налоговую политику, будут нести бюджетные потери при ее осуществлении. Во-вторых, существует риск того, что компании будут переносить свою деятельность в страны с низкой ставкой налогообложения.

Налоговый кредит – метод, допускающий уменьшение налоговой обязанности на сумму уплаченных в другой стране налогов. Он бывает полным и обыкновенным. Полный налоговый кредит характеризуется уменьшением налоговой обязанности в отношении всех уплаченных налогов, а обыкновенный – уменьшением налоговой обязанности на ту сумму налогов, которые могут быть уплачены налогоплательщиком с объекта налогообложения в соответствии с национальным законодательством.

К плюсам данного метода можно отнести его удобство для национальных налоговых администраций, так как сумма налога и зачета рассчитывается на основе тех данных, которые предоставляет налогоплательщик. При этом право на зачет предоставляется после того, как государство, в котором был уплачен налог, подтвердит факт его получения. Слабой стороной метода является то, что не всегда страны в одинаковой мере пользуются ими, что приводит к различным затруднениям.

Налоговый вычет – это сумма, на которую уменьшается налоговая база на сумму налогов, уплаченных в другой стране.

Среди недостатков данного подхода можно выделить два основных. Первый заключается в том, что государство вследствие одностороннего характера своих действий частично или полностью отказывается от своих налоговых претензий. Второй – в том, что некоторые причины возникновения двойного законодательства выходят за рамки ведения внутреннего законодательства.

Российская Федерация, как и многие другие развитые государства, применяет меры для устранения двойного налогообложения. С этой целью заключено 80 международных налоговых соглашений. Они позволяют достигнуть формирования условий для стабильного развития экономики в интересах повышения жизненного уровня населения, способствуют сбалансированному развитию и росту международной торговли, устранению барьеров на пути ее развития. Также они помогают упростить осуществление совместных экономических проектов, которые представляют общий интерес [19].

В статье 12 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» указано, что сумма налога на прибыль (доход), уплаченная российским предприятием в другой стране в соответствии с национальным законодательством, засчитывается при уплате налога на прибыль в Российской Федерации. По такому же принципу устраняется двойное налогообложение в отношении физических лиц в соответствии со статьей 4 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц».

Двойное налогообложение – это одно из побочных действий налоговой системы. На современном уровне многие государства стараются его устранить с помощью немногих доступных ему средств и методов. Намечается определенный прогресс в достижении этой цели благодаря заключению международных налоговых соглашений. Возможно, спустя некоторое время эту проблему удастся свести к минимуму. Однако полное ее уничтожение возможно лишь при единовременном принятием всеми государствами одного и того же подхода к разработке механизма международного налогообложения.


Библиографический список
  1. Теория налогообложения (Дондукова Г.Ч., Хантаева Н.Л., Монголова Н.В.), Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. – 124 с.
  2. Гордиенко М.С. Анализ бюджетной политики Российской Федерации до 2020 г. // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 6-2. С. 280-284.
  3. Соболев В.И. Отраслевые особенности финансов торговых организаций // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 687-693.
  4. Гордиенко М.С. Анализ основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015-2017 гг. // Экономика и практический менеджмент в России и за рубежом Материалы II Международной научно-практической конференции. Коломенский институт (филиал) Московского государственного машиностроительного университета: сборник. Под ред.: Маруков А.Ф. и др. 2015. С. 107-113.
  5. Ремжов А.В. Эффективность бюджетных расходов и цели государственного управления // Финансы и кредит. 2014. № 21 (597). С. 57-68.
  6. Гордиенко М.С. Анализ плановых документов бюджетной политики Российской Федерации // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2013. Т. 6. № 5 (31). С. 129-143.
  7. Федоров Д.А. Петербургский парадокс и функция полезности // Экономика и социум. 2014. № 4-5 (13). С. 41-44.
  8. Гордиенко М.С. Бюджетная обеспеченность регионов Российской Федерации в 2009-2014 гг. // Science Time. 2015. № 5 (17). С. 101-107.
  9. Гордиенко М.С. Внутренний государственный долг как важнейший стабилизатор бюджетной политики Российской Федерации. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 1. С. 122-136.
  10. Генералов И.Г., Суслов С.А. Конкурентоспособность зерновой подотрасли в юго-восточном агроклиматическом районе нижегородской области // Вестник НГИЭИ. 2013. № 9 (28). С. 13-22.
  11. Гордиенко М.С. К вопросу о мобилизации собственных налоговых источников местных бюджетов // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 58-64.
  12. Закирова О.В. Финансирование через механизм лизинга: за и против // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 12 (411). С. 30-37.
  13. Гордиенко М.С. Финансовая политика на современном этапе // Международная торговля и торговая политика. 2011. № 10. С. 36.
  14. Соболев В.И. Финансовая политика Российской Федерации в 2015-2017 гг. // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12 (53). С. 54-59.
  15. Никонец О.Е. Моделирование конкурентной позиции российского банковского рынка // Перспективы науки. 2011. № 6 (21). С. 142-144.
  16. Жахов Н.В. Ценовой паритет в сельском хозяйстве: современное состояние и государственное регулирование // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. № 1. С. 38-40.
  17. Гордиенко М.С., Глубокова Н.Ю. Анализ налоговых поступлений в бюджеты муниципального уровня Российской Федерации в 2014 году // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 65-73.
  18. Гордиенко М. С. Бюджетная политика России: эволюционное развитие, оценка качества: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.10/Гордиенко Михаил Сергеевич. – Москва, 2014. – 251 с.
  19. Гордиенко М.С. Факторы вариативности расходной части бюджетов Российской Федерации 2005-2012 гг. // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. Т. 5. № 3. С. 120-130.


Все статьи автора «Серова Светлана Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: