УДК 7

ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: ИСТОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Земцова Ярославна Михайловна
Волгоградский государственный университет
аспирант кафедры философии

Аннотация
Статья посвящена экспликации источников исследования визуального образа его роли в социокультурном контексте современности.

Ключевые слова: визуальный поворот, коммуникация, культура, образ, общество


THE VISUAL IMAGE IN CONTEMPORARY CULTURE: THE ORIGINS AND PROSPECTS OF RESEARCH

Zemtsova Yaroslavna Mikhailovna
Volgograd State University
Department of philosophy, Graduate student

Abstract
The article is devoted to the explication of research sources visual image of its role in the socio-cultural context of modernity.

Keywords: communication, culture, image, society, visual turn


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Земцова Я.М. Визуальный образ в современной культуре: истоки и перспективы исследования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13964 (дата обращения: 05.10.2017).

В условиях глобальной социальной трансформации культура совершает визуальный поворот, который проявляется в усилении роли визуальных образов во всех сферах общественной и индивидуальной жизни. С одной стороны, визуальная ориентация культуры явилась следствием онтологического запроса: динамично развивающийся социум нуждается в кратких емких образах, позволяющих оперативно работать с объемными информационными потоками. С другой, подготовлена развитием технических средств: современные технологии обеспечивают возможность создания и трансляции высококачественных визуальных форм, которые формируют пространство социальной коммуникации. В качестве доминанты современного социокультурного пространства визуальный образ оказывает специфическое воздействие на мышление, меняет характер познавательного процесса, способствует выработке новых стратегий жизнедеятельности. Формирующиеся  в процессе технико-технологического решения коммуникативных задач, выдвигаемых интенсифицирующимся социумом, современные визуальные формы имеют свои особенности функционирования  и влияния на социокультурную реальность. Вызванные визуальным поворотом культуры изменения имеют сегодня неоднозначную оценку, что делает необходимым глубокое и целостное исследование визуального образа как ключевой составляющей, определяющей тенденции социокультурного развития с целью выявления его конструктивных возможностей  в плане оптимизации и совершенствования отношений в системе «человек-мир». С нашей точки зрения, актуальность исследования современного визуального образа обусловлена необходимостью изучения тенденций развития культуры, механизмов ее функционирования в условиях перехода, социальной динамики, бифуркации, а также определяется важностью осмысления изменившейся природы визуального образа и его роли в организации социокультурной реальности, связана с возрастающей потребностью человека и общества в гармонизирующих жизнь   программах и  практиках.

Фундаментальные основания для исследования роли визуального образа в культуре заложены представителями деятельностного подхода рассматривающими культуру как  стратегию совершенствования человека и общества (В.Е.Давидович, М.С.Каган, Э.С.Маркарян, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон, М.Б.Туровский, В.М.Межуев, А.Радклифф-Браун, К. Клакхон и др.) через выработку смыслов и ценностей ( В.Виндельбандт, А.С.Запесоцкий, Г. Риккерт), закодированных в знаково-символических структурах (Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский, Г.Д.Гачев и др.)

Определенные предпосылки для развития данной проблематики были заложены  англо-американскими работами в области теории искусства, обозначившими наличие  связи художественных изображений с социокультурным контекстом эпохи (С. Альперс, М. Баксандалл, Н. Брайсон, В. Беньямин, Т. Дж. Кларк, Г. Поллок), а также в  русскоязычной традиции  в рамках семиотико-культурологического направления, исследовавшего в этом ракурсе не только произведения искусства, но и любые культурные феномены.

Мощный импульс развитию теории образа как значимой составляющей социокультурной системы был дан в социологических исследованиях, преимущественно постмодернистской ориентации.  Р. Барт, Ж. Бодрийяр, П. Вирилио,  Г. Дебор, Ж. Деррида, Ч. Дженкс, Ж. Лакан, Т. Дж. Митчелл, М. Фуко раскрыли свойство образных структур быть носителями определенного идеологического содержания, маркерами социальных различий и инструментами власти. Значимость представляет оформившаяся в рамках данного подхода теория коммуникации как  ведущей стратегии, организующей бытие человека и общества. П. Бергер, П. Бурдье, Э. Гидденс, Т. Лукман, Н. Луман заложили программу описания общества в аспекте динамики.

Значительный вклад в  осмысление социальной роли визуальных образов внесен исследователями медиареальности, киберпространства Э. Гидденс, М. Кастельс, Н. Луман, М. Маклюэн, В.В. Савчук, Т. Хюланд поставили целый ряд вопросов, связанных с медиативной ролью образно-символических форм, их способностью влиять на организацию социальной реальности. В работах А.М. Орлова виртуальная реальность медиа предстает как  экспериментальное пространство поиска новых моделей видения и описания мира.

В настоящее время проблематика визуального образа становится актуальной для целого ряда научных дисциплин. Интенсивные исследования ведутся  представителями  культурной антропологии, которые описывают изменения, происходящие в результате визуального поворота, раскрывают  вопросы производства и использования визуальных образов, их роли в жизни современного человека (И.Б. Ветрова, И.А. Герасимова, А. Горных, Р.Л. Грегори, И.Е. Данилова, С.М. Даниэль, Т. Дашкова, И. Инишев, А.В. Колосов, А.Л. Кребер, Л.В. Кривых, Е.Ф. Кузнецов, Л.Ю. Лиманская, К. Линч, О.В. Менохошина, Е. Мещеркина-Рождественская, М. Мягкова, М.М. Назаров, М.А. Папантиму, Е.А. Петрова,   П. Романов, В.В. Савчук, О.Б. Селиванова, Н. Сосна, Т. Н. Суминова, А. Усманова, В.А. Филин, Е.Н. Шульга). Перспективным представляется  выделение в контексте исследований современной культуры новой дисциплины – видеоэкологии.

Психологический подход, нацеленный на изучение проблем восприятия, воздействия, творчества образных структур и их роль в формировании эмоционально-ментального состояния, определяющего характер жизнедеятельности людей, позволяет выявлять качественные изменения в сознании, обусловленные визуальной ориентацией культуры.  (Р. Арнхейм, В.П. Зинченко, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков,  Ю.И. Романов, А.В. Юревич).

В  философском дискурсе визуальный образ представлен как результат отражательной способности сознания, предопределяющий характер познавательных стратегий, специфику мыслительной деятельности и организации картины мира (Л.В. Ажимова, И.Л. Андреев, Е.В. Батаева, Х. Бельтинг, В. Беньямин, В.В. Бычков, Т.А. Бондаренко, А.А. Ветров, К. Вульф, А.А. Гостев, Г.Р. Громов, Ф. Джеймисон, Ж.Дюран, В.А. Емелин, В.И. Жуковский, Ю.А. Запесоцкий, С.А. Казанцева, В.А. Конев, В.В. Красных, В. Крючкова, И.В. Кузин, И.Р. Купер, М.С. Кухта, Е.А. Макарова, Н. Мирзоев, У. Митчел, И.П. Меркулов, Л.А. Микешина, К. Мокси, С.В. Норенков, Н.А. Носов, Н.А. Нурулин, М.Ю. Опенков, Г.Г. Почепцов, П. Рикер, В.М. Розин, Ю.И. Романов, В.И. Самохвалова, Л. Сведсен, Т. Д. Стерледева, Г.Л. Тульчинский, Ш.А. Тхостов, Л.В. Уваров, С.С. Хоружий, А.В. Чистяков, И. Ш. Шевелев, М. Ямпольский).

Несмотря на многочисленные исследования визуальности современного социокультурного пространства,  в настоящее время не существует интегративной концепции, способной представить специфику визуального образа, его роль в культуре современного трансформирующегося общества. Не раскрыт эвристический потенциал визуальных форм в вопросах оптимизации и гармонизации социальной жизнедеятельности. В контексте социально-философских разработок последнего времени социальная трансформация рассматривается как одно из условий оптимизации, одновременно  заданная и вырабатываемая мера необходимых изменений, в рамках которой идет отбор наиболее существенного и перспективного, происходит адаптация общества к внешним изменениям через формирование программ, проектов, целей, технологий. Данный подход, представленный в работах А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, А.С. Ахиезера, У. Бека, В.П. Бранского, В.В. Васильковой, Э. Гидденса, З.Т. Голенковой, Т.И. Заславской,  Н.И. Лапина. В.И. Пантина, А.С. Панарина, С.Д. Пожарского, Г.И. Рузавина, В.А. Ядова представляется перспективным и является одним из  оснований для исследования и экспликации  значимой роли визуальной составляющей в современном социальном пространстве.

Как представляется на начальном этапе изучения современных визуальных форм коммуникации, их природа  – в парадоксальном единстве эмоционально-чувственного и рационально прагматичного состояний в сознании субъекта культурного творчества. Являясь чувственно воспринимаемым результатом индивидуально-личностной творческой деятельности, в котором сконцентрирована интеллектуальная, эмоционально-оценочная и художественно-изобразительная информация, визуальный образ способен вызывать резонансные состояния, позволяющие преодолевать культурные и идеологические ограничения, формировать новые смысловые поля,  расширяя возможности познающего сознания,  создавая тем самым  новые стратегии социального взаимодействия. Современный социокультурный контекст расширяет спектр и горизонт отраженного в визуальном образе пропорционально  количеству творцов, определяется плюрализмом возможностей восприятия и воображения. Визуальный образ создает богатство творческих ассоциаций, выстраивая ассоциативные ряды и связи, создает картину социальной реальности, осмысление которой становится значимой составляющей инновационного потенциала общества.  Визуальные среды электронной виртуальной реальности позволяют раскрыться неиспользованным возможностям сознания, стимулируют поиск  вариантов нового описания мира. Интегрируя локальные анклавы в глобальную информационную сеть, медиа фиксирует способность сознания создавать креативные потоки и проекты (М.Кастельс) с уникальными пространственно-временными параметрами в сложных нестабильных условиях. Способом преодоления неопределенности и риска в условиях современной трансформации может стать разработка технологий изменения, адекватно отражающих состояние общества и содержащих установку на устойчивое развитие. В качестве такой технологии может быть предложена организация визуальной среды, основанная на принципах видеоэкологии. Оптимизация социальной жизнедеятельности на современном этапе определяется степенью владения визуальной культурой – способностью воспринимать,  анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, визуальные образы и создавать гармонизирующие жизнь визуальные структуры.


Библиографический список
  1. Казанова Н.В., Штыров, А.В. Информационная компетентность и условия её формирования в виртуальной образовательной среде // Известия ВолгГТУ. Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания. Вып. 23. – Волгоград, 2015. – № 9 (172). – C. 88-91.


Все статьи автора «Земцова Ярославна Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: