УДК 614.23:33

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

Шеховцова Татьяна Клавдиевна
Курский Государственный Медицинский Университет

Аннотация
Данная статья посвящена оценке показателей работы учреждения здравоохранения с учетом кризисных тенденций системы здравоохранения в регионе. Современные медицинские организации в настоящих условиях должны расширять коммерческое направление деятельности с целью выживания и повышения уровня финансирования. Инструменты бизнес-планирования позволяют разработать новые виды услуг, востребованных в потребительской среде.

Ключевые слова: антикризисное управление, бизнес-план, медицинская организация, ресурсный потенциал, экономика здравоохранения


EVALUATION OF THE PERFORMANCE OF HEALTH INSTITUTIONS AS A BASIS FOR DEVELOPING A BUSINESS PLAN

Shekhovtsova Tatiana Klavdievna
Kursk State Medical University

Abstract
This article is devoted to assessing the performance of health institutions with regard to the crisis tendencies of the health system in the region. Modern medical organization in these terms needs to broaden commercial activity with the purpose of survival and increase the level of funding. Tools for business planning enable you to develop new types of services demanded in the consumer environment.

Keywords: : business plan, economy of health protection, krizis-management, medical organization, resource potential


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Шеховцова Т.К. Оценка показателей работы учреждения здравоохранения как основа разработки бизнес-плана // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13947 (дата обращения: 29.09.2017).

Здравоохранение представляет одну из подсистем народно-хозяйственной социально-экономической системы и производит медицинские товары и услуги. Однако здравоохранение, являясь составной частью непроизводственной сферы народного хозяйства, наряду с чисто медицинскими задачами решает социальные и экономические, связанные с повышением качества жизни человека, его благосостояния, способствует реализации социальных гарантий и формирует трудовой потенциал общества [1].

Задача удовлетворения потребностей населения в медицинских услугах высокого качества и комфорта ставится каждым учреждением, однако недостаточное финансирование и низкая эффективность деятельности не всегда этому способствуют.

Стратегическое управление, рассматриваемое как деятельность высшего руководства по управлению учреждением, является важнейшей составляющей жизни современной деловой организации. Оно является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования учреждения и объединяются усилия всего коллектива организации по ее достижению.

Актуальность оценки показателей работы учреждений здравоохранения в современных экономических условиях обусловлена необходимостью повышения эффективности и внедрения новых медицинских технологий и услуг здравоохранения.

При этом если медицинская организация испытывает дефицит финансирования или имеет место нерациональное расходование средств, следует шире использовать аналитические инструменты, а также лучше планировать не только текущую деятельность, но и методы прогнозирования и бизнес-планирования.

Поэтому предметом данного исследования является оценка показателей работы учреждения здравоохранения.

Целью исследования является экономический анализ деятельности учреждения здравоохранения и разработка предложений по повышению результативности ее деятельности.

Организация здравоохранения, выступающая в качестве объекта исследования, осуществляет профилактическую, экспертную, реабилитационную, лечебно-диагностическую, неотложную медицинскую помощь населению города.

Учреждение выполняет государственное  задание по реализации объемов медицинской помощи, которое формируется и утверждается Учредителем. Медицинская помощь оказывается в соответствии с лицензией.

Источники финансирования учреждения: средства, заработанные в системе обязательного медицинского страхования,  и доходы от оказания платных и иных медицинских услуг. Общая плановая мощность медицинского учреждения  рассчитана на  650 посещений в смену.

На сегодняшний день в больнице развернуто 1080 коек, в том числе 50 коек дневного пребывания пациентов, 2 отделения программного гемодиализа, перинатальный центр, диагностические и клинические отделения. Ежегодно в отделения стационара госпитализируется более 30 тысяч больных, число обратившихся в консультативную поликлинику превышает 135 тысяч человек в год.

Целью кадровой политики является подготовка и переподготовка специалистов, обладающих современными знаниями и способных обеспечить экономическую и клиническую эффективность применяемых медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения, достижения оптимального соотношения численности врачей и среднего медицинского персонала.

Основными критериями эффективности кадровой политики учреждения и системы стимулирования медицинских кадров являются качество оказываемой медицинской помощи и удовлетворенность пациентов.

В ходе данного исследования был выполнен анализ использования трудовых ресурсов и финансовый анализ деятельности медицинского учреждения. Укомплектованность  штатами составляет  83 %. В среднем   по учреждению коэффициент совместительства  – 1,17. В численности персонала больницы преобладают женщины, их примерно 84 % от общего количества. По возрастному критерию преобладают люди от 45 лет и выше. Происходит старение кадров в здравоохранении в целом и в больнице в частности, вследствие низкой привлекательности работы в здравоохранении для молодежи.

На 01.01.2015г. из общей численности сотрудников 20 % составляют врачи, 40 % – средний медицинский персонал, 25 % – младший медицинский персонал, 15 % – административно-хозяйственный персонал.

Оплата труда работников производится из нескольких источников: средства, заработанные в системе ОМС и средства, полученные от предпринимательской деятельности. По решению администрации больницы уровень среднемесячной заработной платы у врачей больницы сложился выше нормативного в связи с необходимостью снижения текучести кадров и повышения мотивации в работе врачебного персонала.

Одним из основных направлений деятельности медицинского учреждения в настоящее время является реализация целевых показателей, доведенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в том числе достижение уровня заработной платы медицинскими работниками в соответствии с нормативом «дорожной карты».

Уровень средней заработной платы врачей и среднего медицинского персонала учреждения, необходимый для реализации в 2014 году Указа Президента РФ от 07.05.2012г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»,  выполнен. Затраты на заработную плату административно-управленческого персонала составили 16,3% от общего объема средств затраченных на заработную плату.

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что основным источником доходов учреждения являются средства обязательного медицинского страхования (92 %).

Доля собственных финансовых средств, получаемых от оказания платных медицинских услуг составляет в среднем 8%.

Рис. 1. Структура источников финансирования в 2015 году

Анализ структуры расходов по обязательному медицинскому страхованию показал, что в течение двух лет основные расходы направлены на оплату труда с начислениями, что связано с соблюдением уровня средней заработной платы по категориям работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597.  Структура расходов  остается в учреждения на одном уровне.

В структуре расходов  преобладают расходы на  оплату труда с начислениями.

Годовой план в системе ОМС за 2014 год выполнен поликлиникой на 99,3 %, по стационарозамещающей помощи на 109,4 %. При этом функция врачебной должности на 1 врача в2014 г. в среднем по поликлинике составила 4018 посещений, при плановом показателе – 3161 посещений (12 7%).

Рис. 2. Структура расходов организации

Нарушения обязательств в 2014 году, следствием которых явилось возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты штрафов по результатам контроля объемов, сроков,  качества и условий предоставления медицинской помощи.

Анализ финансовых потерь на основании актов медико-экономического контроля и экспертизы качества медицинской помощи за 2014 год  в системе ОМС  показал, что наиболее высокие потери (4,9%)   лечебно-профилактического учреждения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, оказываемой по поводу заболеваний.

В рамках выполнения федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактной службой ведется постоянная работа, направленная на повышение экономической эффективности деятельности учреждения. Экономическая активность закупок в 2013 г. составила 22,2% (экономия 20 млн.руб.), в 2014 г. –25,24% (экономия 21,5 млн.руб.).

Программа государственных гарантий на протяжении последних лет стабильно выполняется по стационарной помощи. Это объясняется тем, что больница принимает на себя самую тяжелую патологию детского возраста и здесь сосредоточена вся плановая и экстренная хирургическая помощь. Средняя длительность лечения больного в круглосуточном стационаре неуклонно снижается за счет развития стационарозамещающих технологий и улучшения оснащенности оборудованием диагностических служб и отделений, в связи, с чем увеличивается оборот койки в отделениях. Занятость койки круглосуточного стационара варьирует по отделениям, но имеет тенденцию роста.

Осуществление анализа деятельности медицинского учреждения возможно на основе SWOT-анализа, который используется для решения поставленных или внедрения новых задач, оптимизации существующих услуг, для выявления факторов, влияющих на деятельность учреждения со стороны внутренней и внешней среды, планирования и оценки деятельности организации в целом. В таблице 2 представлена матрица SWOT–анализа, позволившая оценить текущую ситуацию и разработать стратегические цели и задачи лечебного учреждения.

Таблица 2 – Матрица SWOT-анализа

 

 

 

 

 

Внешняя среда

Внутренняя среда
Сильные стороны Слабые стороны
Современное диагностическое и лечебное оборудование

Квалифицированный персонал

Укомплектованность узкими специалистами

Наличие дневного стационара

Выполнение показателей «дорожной карты»

Большой штат прочего персонала

Недоукомплектованность врачами

Неустойчивое финансовое положение учреждения

Старение медицинских кадров

 

 

Возможности

Угрозы

Рост заболеваемости

Удаленность других лечебных учреждений

Спрос населения на оказание платных медицинских услуг

 

Наличие конкурентов (частные медицинские центры)

Низкая покупательская способность населения

Рост тарифов по содержанию зданий

Анализируя новые тенденции планово-аналитической работы необходимо отметить вполне естественное повышение роли стоимостных категорий в здравоохранении, отражающихся в целом спектре показателей, характеризующих работу медицинского учреждения. Наряду с традиционными показателями, отражающими охват населения медицинской помощью (обеспеченность населения врачами и койками, количество посещений, проведенные койко-дни) решающее значение начинают играть финансовые показатели и нормативы (тарифы). Расширяется и сфера их использования. В дополнение к анализу стоимости питания, медикаментов, мягкого инвентаря, приходящихся на единицу услуг, широкое развитие получили показатели эффективности использования финансовых ресурсов. Все большее значение приобретает планирование и анализ показателей, характеризующих доходную часть. Так, совершенно новым для экономической работы является изучение финансового положения медицинских учреждений в целом. Главной задачей формирования финансовых ресурсов и планирования в новых условиях является не распределение гарантированно получаемых средств, как это было раньше, а поиск способов увеличения финансовых средств и обеспечение наиболее рационального их использования.

Стационарзамещающие технологии позволяют оптимизировать госпитализацию больных с обеспечением не только преемственности лечения, но создают удобства для пребывания пациентов. Объем медицинской помощи в дневном стационаре включает в себя лабораторные и инструментальные обследования, медикаментозную терапию и восстановительное лечение. Чрезвычайно важным для более широкого внедрения в лечебном учреждении стационаро замещающих технологий является факт увеличения, прежде всего, объема медицинской помощи, без значительных затрат на создание новых рабочих мест (или с минимальным увеличение штата сотрудников), что имеет большое значение в условиях дефицита медицинских кадров.

В области эффективного управления ресурсами перед учреждением стоят задачи по повышению качества медицинской помощи и повышению мотивации работников к труду, а также уменьшение кредиторской задолженности на  30 %, сокращение неэффективных расходов учреждения на 10%, повышение доступности оказания медицинской помощи путем укомплектованности врачами-специалистами в течение 2016 года.

Однако сложности с финансированием в региональном здравоохранении мотивируют организацию увеличить доходы от оказания платных медицинских и иных услуг на 20 % к концу 2016 года.

Оценка эффективности деятельности учреждений здравоохранения тесно связана с системой бюджетирования и планирования на объектах здравоохранения. В связи, с чем необходимо использовать инструменты прогнозирования и бизнес-планирования. Любая организация в рыночной экономике должна быть всецело сориентирована на потребителя. И в этих условиях бизнес-план становится жизненно важным элементом антикризисного управления. Он составляется для организации независимо от отрасли, вида производимого продукта и даже самого факта использования техники в качестве фактора производства. Бизнес-план – это своего рода разновидность целевой комплексной программы на уровне конкретной организации. Он сочетает черты стратегических и обычных долго- и среднесрочных планов, а также целевых комплексных программ. Именно решение стратегических задач, отражает философию конкретной организации, перспективность и вероятный характер конечной цели дают основание причислить бизнес-план к категории стратегических [3].

Бизнес-план должен широко использоваться в процессе внедрения новых медицинских услуг, преследуя цели увеличения финансовых поступлений и более высокого уровня удовлетворения населения спектром услуг. При этом важно использовать методы ценообразования и часто пересматривать стоимость услуг, применяя инструменты управленческого учета. Безубыточный анализ деятельности при предоставлении платных услуг может позволить медицинской организации обеспечить выживаемость в кризисных условиях, управлять затратами и прибылью, достигать рентабельности и окупаемости инвестиций.

Для эффективной реализации этих целей процесс управления ценообразованием должен начинаться с формулирования стратегии ценообразования и определения ценовой политики. Следующим этапом управления являются разработка и планирование базовых цен и тарифов, затем в зависимости от условий функционирования ЛПУ формируется программы скидок и надбавок к базовым ценам, направленные на стимулирование объемов предоставляемой медицинской помощи [4].

Реализация данных задач позволит:

- повысить доступность и качество медицинской помощи на территории области;

- повысить доходы от оказания платных медицинских и иных услуг, для дальнейшего развития;

- улучшить эффективное использование  медицинского оборудования, снизить материальные затраты.

-  сбалансировать структуру расходов ЛПУ;

- обеспечить достижение показателей дорожной карты.

Реализация направлений должна способствовать повышению частной и общественной эффективности здравоохранения, которую следует оценивать не только по величине полученных доходов организацией, но и по степени защищенности застрахованных лиц в системе медицинского страхования, степени реализации прав пациентов. Доступность и качество медицинской помощи является главной целью в процессе достижения эффективности деятельности медицинской организации [5].


Библиографический список
  1. Стратегия развития здравоохранения РФ на долгосрочный период 2015 – 2030 г.г. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.medpak22.ru/docs/strategy.pdf
  2. Куркина М.П. Развитие региональной системы здравоохранения в оценке качества жизни населения / монография / [М. П. Куркина, С. С. Анохина]; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. медицинский ун-т Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», Фак. экономики и упр. здравоохранением, каф. экономики и менеджмента. Курск, 2008.
  3. Куркина, М.П. Антикризисное управление [Текст]: учебное пособие/ М.П. Куркина. – Курск. КГМУ, 2014. – 176 с. – С. 103.
  4. Куркина М.П. Проблемы и технологии управления качеством услуг здравоохранения / М.П. Куркина, Л.И. Борисова, М.А. Куркин // В мире научных открытий. 2013. № 11. С. 221.
  5. Технологии антикризисного управления региональным здравоохранением / Под редакцией Куркиной М.П. – Курск: КГМУ, 2013. – 232 с. – С. 215.


Все статьи автора «Шеховцова Татьяна Клавдиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: