УДК 614.23:33

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Толстых Кирилл Владимирович
Курский Государственный Медицинский Университет
студент кафедры экономики и менеджмента

Аннотация
Данная статья посвящена проблемам финансирования медицинской организации в кризисных условиях. Автором проанализированы показатели динамики и структуры финансовых средств, поступающих из различных источников, осуществлена оценка влияния их использования на качество и доступность оказания медицинской помощи. Предложены пути улучшения финансового состояния медицинской организации.

Ключевые слова: антикризисное управление, медицинская организация, финансово-хозяйственная деятельность, экономика здравоохранения


EVALUATION OF INDICATORS FINANCING OF THE MEDICAL ORGANIZATION

Tolstykh Kirill Vladimirovich
Kursk State Medical University
Student of the Department of Economics and Management

Abstract
This article deals with the problems of financing health organizations in crisis situations. The author analyzes the performance of dynamics and structure of financial resources from various sources, carried out assessment of the impact of their use on the quality and accessibility of care. The ways of improving the financial condition of the medical organization.

Keywords: crisis management, financial and economic activities, health economics, medical organization


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Толстых К.В. Оценка показателей финансирования медицинской организации // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13935 (дата обращения: 23.09.2018).

Социальная сфера регионов России  испытывает  дефицит финансирования. Финансовая система  страны оказывается наиболее чувствительной в условиях кризиса к расходам, связанным с социальными обязательствами и благосостоянием людей [1]. Совершенствование управления здравоохранением региона в кризис является стратегически важным направлением с учетом необходимости сохранения уровня и качества жизни населения и укрепления его здоровья Значимость системы регионального здравоохранения повышается в связи с осуществлением административных реформ, в соответствии с которыми значительная часть функций передается на уровень регионов. Региональная система здравоохранения, являясь составной частью национальной системы, имеет свои особенности, вытекающие из специфики состояния общественного здоровья населения региона, соотношения внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на её функционирование  [2].

При этом проблемы с финансированием медицинских организаций относятся исключительно к внутренним факторам системы здравоохранения в регионах, поскольку значительная часть их связана с серьезными недостатками в управлении финансами: принятия управленческих решений без необходимой экономической их проработки; отсутствия системного подхода в реализации не только тактических задач, но и стратегических целей развития; недооценки роли инноваций и рыночных технологий управления финансированием.

Целью исследования является оценка финансирования медицинской организации и разработка эффективных методов использования денежных ресурсов.

Предмет исследования – показатели финансирования медицинской организации. Объектом исследования является учреждение здравоохранения, оказывающее специализированную медицинскую помощь населению Курской области.

Анализ выполнения плановых объёмов медицинской помощи, оказанной в 2012 – 2014 годах, выявил рост объемов амбулаторно – поликлинической помощи в 2013 году по сравнению с 2012 на 2,82%, при этом в 2014 году тенденция сохранилась на уровне 2013 года.

По круглосуточному стационару показатель выполнения объёмов медицинской  помощи снизился на 11,69%  в 2013 году и на 22,96%  – в 2014 году по отношению к предыдущему. По дневному стационару выполнение плановых объёмов медицинской помощи  в 2013 году 130%, что меньше чем в 2014 на 2,85%. Основной рост объёмов помощи наблюдается по венерологическому профилю. Фактические объёмы оказанной амбулаторно – поликлинической помощи на протяжении 2012–2014 годов меньше запланированных. Невыполнение плана связано с недостаточной активностью в рамках диспансеризации, а также в связи с переходом на стационарозамещающие технологии (рисунок 1).

Рисунок 1 – Плановый и фактический объём помощи в 2012 – 2014 годах

Невыполнение объемов медицинской помощи влечет за собой недофинансирование деятельности медицинской организации.

Анализ источников финансового обеспечения медицинской организации в 2014 году показал, что в структуре финансирования наибольшую долю составляют бюджетные средства (46,3%). Средства ОМС и от деятельности приносящей доход составили 26,5% и 27,2% соответственно.

В ходе исследований установлено, что в 2014 году по сравнению с 2013 годом объем средств обязательного медицинского страхования увеличился на 10,1%, сумма бюджетных средств выросла на 24,4% а объем средств от деятельности, приносящей доход, увеличился на 11,9%

Наибольшую долю в общей сумме источников финансирования занимают средства областного бюджета (2013 г. – 43.4%, 2014 г. – 46,3%). На втором месте – доля средств предпринимательской деятельности в общем объеме источников (2013 г. – 28,4%, 2014 г. – 27,2%). Наименьший удельный вес в источниках финансирования занимают средства ОМС (2013 г. – 28,2%, 2014 г. – 27,2%). Объём средств ОМС в структуре источников финансирования уменьшился с 37% до 27% (рисунок 2).

Рисунок 2 – Структура источников финансирования медицинской организации с 2012 – 2014 годы

На основании анализа источников и величины объемов финансирования установлено, что ежегодно объём финансирования медицинской организации растет. Так, в 2013 году финансирование увеличилось на 56,5%, в 2014 темп роста составил 116,8%.

Страховыми компаниями в 2013 году за оказание медицинской помощи в рамках программы Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи было перечислены  на расчетный счет 31 млн. 181 тыс. руб.: за оказание стационарной помощи – 7 млн. 850 тыс. руб.,  амбулаторной помощи – 21млн. 132 тыс. руб., за дневной стационар  – 2 млн. 199 тыс. руб.

В 2013 году объем денежных средств за оказание медицинской помощи в рамках средств государственной субсидии на выполнение государственного задания составил 48 млн. 200 тыс. руб., в том числе за оказание стационарной помощи – 9 млн. 735 тыс. руб.,  амбулаторной помощи –38 млн. 241 тыс. руб., за дневной стационар – 223 тыс. руб.

В 2014 году на расчетный счет организации здравоохранения в рамках программы госгарантий было перечислено  94 млн. 293 тыс. руб. за оказание бесплатной медицинской помощи населению.

Исследование показателей работы стационара выявило, что в 2014 году круглосуточная койка работала 219,7  дней (на 68% от норматива) при среднероссийском показателе 322,4 дней.  Анализ расходов круглосуточного и дневного стационара показал, что расходы в расчете на 1 койко/день круглосуточного стационара в 2014 году в 5,8 раз выше, чем расходы дневного стационара.

С целью эффективности работы стационара в плановом году необходимо перепрофилирование 5 коек круглосуточного стационара в дневной стационар. Перепрофилирование коечного фонда и перевод из круглосуточного стационара дневной пяти койко-мест позволит оптимизировать работу фонда и повысить доступность медицинской помощи. Это также позволит уменьшить затраты и увеличить эффективность использования финансовых ресурсов.

Значительные потери финансовых ресурсов были допущены в 2014 году в рамках экспертизы качества оказания медицинской помощи. Так, в 2012 году они составили 134,6 тыс. рублей. В 2013 потери по экспертизе качества оказания медицинской помощи были на уровне 35,2 тыс. рублей, и в 2014 году возросли до 80,8 тыс. рублей.

В рамках исследования проведен анализ сильных и слабых сторон внутренней среды деятельности организации здравоохранения, так сильными сторонами, по нашему мнению, являются высококвалифицированный персонал, современное медицинское оборудование, внедрение новых диагностических и лабораторных технологий для совершенствования оказания медицинской помощи.

Слабыми сторонами считаются неудовлетворительные результаты экспертизы качества медицинской помощи, недостаточное внедрение стационарозамещающих технологий, недостаточно эффективное использование финансовых средств.

Нехватка финансовых ресурсов негативно сказывается на качестве оказания медицинской помощи. Качество лечебно-профилактической помощи определяется как совокупность условий и результатов деятельности здравоохранения, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья пациентов [3].

В ходе анализа выявлена несовершенная система ценообразования в рамках коммерческой деятельности в медицинской организации. Цены на платные услуги пересматривались несколько лет назад.

Управление ценообразованием может позволить медицинской организации обеспечить выживаемость в кризисных условиях, управлять затратами и прибылью, достигать рентабельности и окупаемости инвестиций.

Для эффективной реализации этих целей процесс управления ценообразованием должен начинаться с формулирования стратегии ценообразования и определения ценовой политики. Следующим этапом управления являются разработка и планирование базовых цен и тарифов. затем в зависимости от условий функционирования ЛПУ формируется программы скидок и надбавок к базовым ценам, направленные на стимулирование объемов предоставляемой медицинской помощи [4].

В ходе исследования определена необходимость хорошо поставленной системы контроллинга и финансового менеджмента.

Это позволяет осуществлять функции  сбора и обработки информации, персонифицированный учет пациентов и объема оказанной медицинской помощи, учет и описание результатов хозяйственной деятельности, в том числе уровней себестоимости услуг в расчете на единицу медицинской помощи и её рентабельности. В конечном счете, система управленческого учета помогает правильно и своевременно оценивать ситуацию в медицинской организации и планировать действия по повышению эффективности её работы [5].

Целесообразность внедрения финансового менеджмента по результатам анализа деятельности организации остается актуальным при этом под финансовым менеджментом в здравоохранении понимается «управление финансовыми отношениями через систему принципов, правовых норм, методов, форм и приемов их регулирования с целью  интеграции и эффективного использования финансовых ресурсов» [6].

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Развитие уровней и элементов финансовой системы в условиях трансформирующейся экономики /  Беляева Е.С., Ткачева Т.Ю., Клименко П.А., Синева Н.А., Куркина М.П., Маркина С.А., Черных А.Ю., Афанасьева Л.В., Белоусова Л.С., Световцев М.Н., монография под редакцией Т. А. Световцевой, Министерство образования и науки Российской Федерации, Курский государственный технический университет. Курск, 2006.
  2. Технологии антикризисного управления региональным здравоохранением / Под редакцией Куркиной М.П. – Курск: КГМУ, 2013. – 232 с. – С. 102.
  3. Куркина, М.П. Антикризисное управление [Текст]: учебное пособие/ М.П. Куркина. – Курск. КГМУ, 2014. – 176 с. – С. 117.
  4. Куркина М.П. Проблемы и технологии управления качеством услуг здравоохранения / М.П. Куркина, Л.И. Борисова, М.А. Куркин // В мире научных открытий. 2013. №11. С. 219-224.
  5. Иванов В.В, Богаченко П.В. Медицинский менеджмент. – М.; ИНФРА – М , 2007 – 148 с. (платные услуги)
  6. Загорулько А.М. Проблемы социально – экономических трансформаций здравоохранения в России и формирования механизма повышения эффективности и качества медицинских услуг. – СПб.: СПбГИЭУ, 2006 – 156 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Толстых Кирилл Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация