УДК 614.23:33

ОЦЕНКА РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СИСТЕМЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Комолых Надежда Ивановна
Курский Государственный Медицинский Университет

Аннотация
В статье исследуются проблемы, связанные с повышением ресурсного потенциала системы здравоохранения. Рассматриваются типичные проблемы в экономике и управлении финансовыми ресурсами на примере показателей использования ресурсного потенциала организации здравоохранения региона. По результатам анализа динамики показателей трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов разработаны обоснованные предложения по повышению эффективности их использования в кризисных условиях.

Ключевые слова: антикризисное управление, медицинская организация, ресурсный потенциал, сrizis-management, экономика здравоохранения


ESTIMATION OF RESOURCE POTENTIAL OF ORGANIZATION OF HEALTH PROTECTION IS IN THE SYSTEM OF KRIZIS-MANAGEMENT

Komolykh Nadezhda Ivanovna
Kursk State Medical University

Abstract
The article examines the problems associated with increasing the resource capacity of the health system. Examines the typical problems in economics and management of financial resources by the example of indicators resource potential the organization of health care in the region. According to the analysis of dynamics of indicators of employment, logistical and financial resources the author gives suggestions for improving efficiency in crisis conditions.

Keywords: economy of health protection, medical organization, resource potential


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Комолых Н.И. Оценка ресурсного потенциала организации здравоохранения в системе антикризисного управления // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13900 (дата обращения: 30.09.2017).

Актуальность оценки ресурсного потенциала организации здравоохранения в условиях кризиса заключается в насущной проблеме неэффективности использования средств ОМС, проявившейся в современном здравоохранении. Система здравоохранения страны требует серьезного анализа расходования средств, выделенных на ее развитие и функционирование с учетом возможной оптимизации инфраструктуры и экономии ресурсов.

Функционирование и развитие системы здравоохранения напрямую зависят от эффективности использования ресурсного потенциала учреждений здравоохранения в регионах России. Эффективное функционирование здравоохранения определяется рядом факторов, одним из которых является развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактического процесса [1].

Антикризисное управление заключается в разработке менеджерами предприятия программы, способной своевременно диагностировать состояние основных показателей деятельности предприятия на стадии вхождения в кризисную зону [2].

Предметом исследования является ресурсный потенциал организации здравоохранения. Объект исследования – детское специализированное учреждение здравоохранения. Целью исследования является изучение ресурсного обеспечения. Задачи исследования: оценить финансовые, кадровые и материальные ресурсы организации здравоохранения и выявить тенденции и проблемы их развития. В качестве источников информации в ходе оценки основных показателей функционирования были использованы материалы медицинской организации.

Анализ основных показателей, характеризующих эффективность использования коечного фонда в системе обязательного медицинского страхования за 2012-2014 г.г. показывает снижение количества коек круглосуточного стационара с 980 в 2012 году, до 962,4 в 2014 году.

Число пролеченных больных в 2014 г. – 25 029 человек. За 2012- 2014 гг. число пролеченных больных уменьшилось на 107 чел., то есть на 0,4%. Утвержденное задание на реализацию объемов стационарной медицинской помощи выполнено на 103,4 %.

Средняя длительность лечения больных в 2014 году составляет 13,3 койко/дня, что на 2,06% (или 0,58 койко/дня) ниже планируемого расчетного показателя и на 16,6% (или 1,9 койко/дня) выше рекомендуемой средней длительности лечения больных в отделениях стационара. В целом занятость койки в 2014 году составила 345,8 дня, что превышает нормативное значение для городских стационаров (340,0 дней) на 5,8 дней.

В то же время по следующим отделениям занятость койки значительно превышает нормативное значение: урологическое отделение – 410,9 дней, хирургическое отделение – 349,5 дней, отделение гнойной хирургии – 352,1 дня. Оборот койки в целом уменьшился за 2012-2014 гг. на 7,1% с 28,0 до 26,0.

Совокупные расходы на оказание медицинской помощи населению, развитие и содержание медицинской организации из средств по различным источникам финансирования составили 1 млрд. 059 млн. 710 тыс. рублей, из них: средства обязательного медицинского страхования – 919,2 млн. рублей, бюджета Курской области – 52,1 млн. рублей, от платных услуг и иной приносящей доход деятельности – 54,9 млн. рублей, Федерального бюджета – 11,4 млн. рублей.

Наиболее значимую часть из них составляют средства обязательного медицинского страхования – 86,7%.

Основные направления расходования средств в 2014 году: заработная плата с начислениями 617,6 млн. рублей (58,3%), медицинские расходы – 254,3 млн. рублей (24,0%), коммунальные услуги и налоги – 65,4 млн. рублей (6,2%), продукты питания – 38,5 млн. рублей (3,6%), содержание имущества – 36,3 млн. рублей (3,4%), оборудование – 31,2 млн. рублей (2,3%).

С 2012 году лечебно-профилактическое учреждение перешло с бюджетно-страхового на преимущественно одноканальное финансирование в системе обязательного медицинского страхования. Кассовые расходы средств обязательного медицинского страхования в 2012 году – 654,6 млн. рублей, в 2013 году – 844,1 млн. рублей. Рост расходов 2014 года к 2012 году – в 1,4 раза., в том числе по направлениям расходов: заработная плата с начислениями – с 318,4 млн. рублей до 574,8 млн. рублей, продукты питания – с 24,0 млн. рублей до 34,8 млн.рублей.

С 2014г года оплата стационарной помощи осуществляется за законченный случай лечения по тарифам, дифференцированным в зависимости от клинико-статистических группы.

Сумма принятых к оплате реестров составила 931 376,2 тыс. рублей, в том числе по видам помощи: стационарной – 850 673,8 тыс. рублей, в дневных стационарах – 8 689,6 тыс. рублей, амбулаторной – 72 012,8 тыс. рублей.

План доходов медицинской организации в системе обязательного медицинского страхования выполнен на 101,1%, в том числе по видам помощи: стационарной – на 101,4%, в дневных стационарах – 101,2%, амбулаторной – 97,7%.

В ходе анализа показателей использования трудовых ресурсов медицинской организации выявлено, что в общей численности сотрудников 21% составляют врачи, 40% – средний медицинский персонал, 21% – младший медицинский персонал и 18% – прочий немедицинский персонал. При этом изменение показателей структуры кадров демонстрируют рост укомплектованности кадрового состава организации как среди врачей и среднего медицинского персонала, так и среди младшего и прочего персонала. Так, в 2015 году по сравнению с 2013 годом укомплектованность врачей увеличилась на 20%, среднего медицинского персонала – на 3%, укомплектованность прочего персонала увеличилась на 2%. Большинство медицинских работников имеют квалификационную категорию. Доля врачей с высшей квалификационной категорией выросла в 2014 году по сравнению с 2012 годом на 44%.

Средняя заработная плата медицинских работников с 2010 года имеет тенденцию к росту. Так, заработная плата врачей в 2012 году увеличилась на 22 % к предыдущему периоду, в 2014 году ее рост составил125% по сравнению с 2012 годом.

В ходе анализа структуры затрат на оказание медицинской помощи установлено, что в 2014 году доля заработной платы в структуре затрат составила 45,9%; начисления на оплату труда – 13,0%; медикаменты, перевязочные средства – 21,4%; прочие расходы – 11,1%.

Проведение исследования деятельности медицинского центра возможно на основе SWOT – анализа, используемого для решения поставленных или внедрения новых задач, оптимизации существующих услуг, для выявления факторов, влияющих на учреждения со стороны внутренней и внешней среды, планирования и оценки деятельности организации в целом. Результаты проведенного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Матрица SWOT – анализа

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

-единственное специализированное лечебное учреждение в регионе,

- оснащение современным высокотехнологическим лабораторно – диагностическим и

медицинским оборудованием,

- укомплектованность высококвалифицированным персоналом,

- использование новейших технологий,

- предоставление высококачественных медицинских услуг

 

- острый дефицит лечебных и хозяйственных площадей (расположение в приспособленных зданиях),

- отсутствие возможности обновления материально-технической базы,

- недостаток финансирования (низкий управленческий коэффициент)

Возможности (О)

Угрозы (Т)

- рост заболеваемости детского населения региона,

- развитие медицинских технологий,

- развитие телемедицины,

- малое количество учреждений со стационарозамещающими технологиями,

- интенсивное изменение в отрасли здравоохранения с учетом ее реформирования,

- высокие темпы развития медицинских технологий,

- изменение ценовой политики частных организаций,

- существующие или потенциальные конкуренты,

- уменьшение стоимости лечения по КСГ

С целью устранения «слабых мест» в системе управления медицинской организации необходимо решить следующие задачи, направленные на развитие ресурсного потенциала медицинских организаций и нашедшие также отражение в Государственной программе «Развитие здравоохранения», реализуемой в Курской области:

- ускорение темпов внедрения современных методов управления в здравоохранении;

- оптимизация всех затрат, связанных с использованием ресурсов учреждений здравоохранения, в том числе разработать предельные значения доли административно-управленческого и прочего персонала в структуре штатных должностей учреждений здравоохранения;

- приведение структуры медицинских работников в соответствии с объемами выполняемых ими работ, устранить дублирование и перераспределение функций между персоналом;

- совершенствовать условия труда и довести уровень оплаты труда в соответствии со сложностью и трудоемкостью работы;

- определить новые пути мотивации медицинского персонала;

- устанавливать системы вознаграждения за достижение целевых значений показателей эффективности деятельности медицинских организаций, территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

- повысить качество профессиональной подготовки кадров.

Данные рекомендации позволять повысить эффективность управления системой здравоохранения, что позволит улучшить показатели качества и доступности оказания медицинской помощи населению.

Любой организации необходимо думать о будущем и разрабатывать долговременные стратегии, которые позволили бы оперативно реагировать на меняющиеся условия рынка. Каждая организация должна найти свой стиль работы, наилучшим образом учитывающий специфику условий, возможностей, целей и ресурсов [3].

Управление есть своеобразный отклик на всю сумму информационных взаимодействий системы, направленный на придание ей такого поведения и состояния, такой структурной организации и тенденции развития, которые соответствовали бы всей накопленной этой системой информации и учитывали бы ее объективные потребности. Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения. Там, где осуществляется управление, непременно наличествует и информация. Кроме того, там, где есть управление, там обязательно существует система коммуникаций. И эта система коммуникаций с информационными потоками также требует управления. В этих условиях сложность управления объясняется следующими обстоятельствами: 1) любое управление есть управление движением информации в системе коммуникаций, 2) управление основано на имеющейся социальной информации, хранящейся и передающейся в существующей системе коммуникации. Отметим, что в системе коммуникаций имеет место, как управляющее воздействия, так и обратная связь [4].


Библиографический список
  1. Технологии антикризисного управления региональным здравоохранением / Под редакцией Куркиной М.П. – Курск: КГМУ, 2013. – 232 с. – С. 65.
  2. Куркина, М.П. Антикризисное управление [Текст]: учебное пособие/ М.П. Куркина – 2 изд. перераб. и доп.; Курск. КГМУ, 2014. 168 с.: ил. 15, табл. 30. Библиогр.: С. 176. – С. 117
  3. Плетнев С. SWOT –анализ. Как оценить состоятельность бизнес-идеи [Электронный ресурс] Режим доступа: kontur.ru
  4. Социальное управление в регионе / монография / М. П. Куркина [и др.]; Гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования “Курский гос. мед. ун-т” М-ва здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Курск, 2012.


Все статьи автора «Комолых Надежда Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: