ОСПАРИВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Шматов Марк Александрович
Кемеровский государственный университет
студент

Аннотация
Для того, чтобы защитить интересы сторон в исполнительном производстве, не допустить ограничения или лишения прав третьих лиц, не являющихся участниками исполнительного производства, а также для того, чтобы деятельность ФССП РФ не выходила за рамки закона, необходимо использовать механизм защиты прав, установленный законодательством. Одним из возможных форм реализации данного механизма является оспаривание действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в судебном порядке.

Ключевые слова: действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, защита прав участников исполнительного производства, исполнительное производство, оспаривание постановлений


CHALLENGING DECISIONS, ACTIONS (INACTION) OF A BAILIFF IN COURT

Shmatov Mark Aleksandrovich
Kemerovo State University
student

Abstract
In order to protect the interests of the parties in enforcement proceedings, to prevent the restriction or deprivation of the rights of third persons not parties to the enforcement proceedings, as well as to the activities of the Federal Bailiff Service of the Russian Federation did not go beyond the law, it is necessary to use a mechanism of protection of the rights established by the legislation. One of the possible forms of the implementation of this mechanism is challenging the actions (inaction) of a bailiff in court.

Keywords: actions of a bailiff, challenging the decisions, enforcement, protection of rights of participants in the enforcement proceedings


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Шматов М.А. Оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в судебном порядке // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/01/13860 (дата обращения: 21.02.2024).

Стадия исполнительного производства является завершающей стадией гражданского, арбитражного и административного процессов. На ней достигается цель всего судебного разбирательства – защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Процесс исполнения требований исполнительного документа характеризуется императивностью действий и обязательностью актов органов Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации. В связи с этим наличие властных полномочий по отношению к участникам исполнительного производства дает ФССП РФ поле для злоупотребления своими правомочиями. Более того, в ходе исполнительного производства нередки случаи и превышения органами и должностными лицами ФССП РФ своих полномочий.

Оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в судебном порядке происходит независимо от их обжалования в административном порядке вышестоящим должностным лицам ФССП РФ. Единственной особенностью является то, что постановления, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ могут быть оспорены только в суде (ч. 2 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее Закон № 229-ФЗ)).

В действующем процессуальном законодательстве предусмотрены два порядка обжалования – в порядке арбитражного процесса и в порядке административного судопроизводства. Ранее, до принятия и вступления в силу Кодекса административного судопроизводства от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ, производство данной категории дел происходило в рамках гражданского процесса. Теперь же сам ГПК РФ в ст. 441 говорит о том, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.

Тем не менее, разграничение компетенции между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, установленное в ст. 128 Закона № 229-ФЗ, не претерпело изменений в связи с принятием нового процессуального кодекса.

Так, согласно ч. 2 ст. 128 Закона об исполнительном производстве заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях, когда исполняется выданный арбитражным судом исполнительный документ; в отношении организации или индивидуального предпринимателя исполняются акты органов, осуществляющих контрольные функции, судебные и иные акты по делам об административных правонарушениях, а также исполняется постановление пристава о взыскании судебных расходов и исполнительского сбора. АПК РФ могут быть предусмотрены иные случаи.

Во всех остальных случаях заявление об обжаловании должно подаваться в суды общей юрисдикции.

Заявление, поданное в суд, рассматривается в десятидневный срок по правилам процессуального законодательства.

17 ноября 2015 года было принято Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 “О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». Данное Постановление не оставило также в тени и оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей.

Лицами, имеющими право на судебное оспаривание постановлений, действий и бездействия приставов, являются не только стороны исполнительного производства, но и иные лица, которые считают, что нарушены их права и интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и интересов, либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (ст. 218, 360 КАС РФ, 198 АПК РФ, 121 Закона № 229-ФЗ). Также право оспаривания принадлежит, в том числе органам и учреждениям, являющимся администраторами доходов соответствующего бюджета, на счета которых согласно исполнительному документу подлежат зачислению указанные в нем денежные средства (ст. 160.1 БК РФ).

Сама по себе отмена вышестоящим должностным лицом в административном порядке оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в период рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по этому делу, если применение такого постановления привело к нарушению прав, свобод и законных интересов заявителя (административного истца). Окончание либо прекращение исполнительного производства сами по себе не препятствуют рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного постановления либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя (административного истца).

Административное исковое заявление, заявление об оспаривании подается в суд общей юрисдикции, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ст. 219 КАС РФ, ст. 198 АПК РФ и ст. 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом, но при отсутствии уважительных причин пропуска он будет являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Требования в порядке судебного оспаривания предъявляются к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются. К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России.

В случае оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя другая сторона исполнительного производства (взыскатель или должник) подлежит привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Как таковая подача заявления или административного иска об оспаривании постановления пристава не являются основанием для обязательного приостановления исполнительного производства. Суд вправе при рассмотрении заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в этом же процессе разрешить вопрос о приостановлении исполнительного производства полностью или частично по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя (ст. 39 Закона № 229-ФЗ). Заявление о приостановлении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок в судебном заседании с извещением взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя, неявка которых не препятствует разрешению указанного заявления (ст. 440 ГПК РФ, ст. 358, 359 КАС РФ, ст. 324, 327 АПК РФ).

Постановление Пленума № 50 также дает определение незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя, определяя его как ситуацию, когда пристав имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

При подаче как административных исковых заявлений, так и заявлений в суд об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственная пошлина не уплачивается.


Библиографический список
  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Российская газета. N 137. 27.07.2002.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации” от 31.07.1998 N 145-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. ст. 3823.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
  4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации” от 08.03.2015 N 21-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 09.03.2015. N 10. ст. 1391.
  5. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”// Российская газета. N 223. 06.10.2007.


Все статьи автора «Шматов Марк Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: