УДК 82-4

К ЮБИЛЕЮ ПИСАТЕЛЯ-ПЕДАГОГА

Кан Евгения Владимировна
Северо-Кавказский федеральный университет

Аннотация
И.М. Аксёнов - поэт, писатель, педагог и художник, обогативший ставропольскую литературу и внёсший в неё неоценимый вклад. В нашей статье мы стремимся показать многогранность его творчества, неповторимость стиля и яркость языка.

Ключевые слова: писатель-педагог, региональная литература, творчество


ON THE ANNIVERSARY OF THE WRITER-TEACHER

Kan Evgenija Vladimirovna
North-Caucasus Federal University

Abstract
I. M. Aksyonov - poet, writer, teacher and artist, enriched Stavropol literature and who made a valuable contribution to it. In this article, we aim to show the diversity of his work, unique style and brightness of the language.

Keywords: art, regional literature, writer and educator


Рубрика: Литературоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Кан Е.В. К юбилею писателя-педагога // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13846 (дата обращения: 28.09.2017).

На Ставропольской земле есть много славных имён, каждое из которых органично вплетается в историю нашей страны. Одной из таких знаменитых личностей, отмеченных многогранностью таланта, можно назвать поэта, писателя, педагога и художника Ивана Михайловича Аксёнова.

Он родился в простой крестьянской семье, где основой воспитания служило неутомимое трудолюбие, и потому неудивительно, что это качество стало одним из главных на его жизненном пути. Смерть отца на фронте в 1944 году, беззащитность матери, оставшейся вдовой с четырьмя детьми и сумевшей спасти их от голодной смерти, нищета, ощущение униженности – всё это, несомненно, повлияло на становление стойкости характера, заставляло искать пути выхода из сложной ситуации и стремиться к самосовершенствованию. Главными воспитателями юного Ивана стали книги, помогающие «разобраться в себе самом, в дикой мешанине чувств, бурлящих в душе, … с бешеной яростью обличать себя за каждую ошибку», искоренять недостатки и «продираться сквозь эти дебри к себе самому, к своей истинной сути». У героев книг он «учился человечности, пунктуальности, чувству ответственности за свои поступки». Эти истины помогли Ивану Михайловичу и в педагогической работе, которой он посвятил 39 лет, будучи учителем русского языка и литературы, истории, изобразительного искусства, черчения, а позже – завучем и методистом. Но самым главным делом его жизни стало литературное творчество. Сочинять стихи И.М. Аксёнов начал с 11-12-ти лет. C тех пор он выпустил внушительное количество книг: «Бессонное сердце» (1993), «Свеча на ветру» (1993), «Перекрёсток» (1994), «Лето без ласточек» (1995), «Осенний свет» (1996), «Затмение» (2000), «Канат над бездной» (2001), «Спящие собаки» (2003), «Сонеты» (2003), «Фирма «Эребус» (2005). В них представлены не только стихи, но и переводы с испанского, немецкого и украинского языков, поэмы, эссе, повести, рассказы и романы.

Интерес представляет автобиографическая книга, изданная И.М. Аксёновым в 2006 году, – «Лоскутное одеяло». Пожалуй, именно с неё следует начинать знакомство с его творчеством. Это «плод «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», пёстрое собрание глав, повествующих об отдельных эпизодах из жизни автора, местами грустных, местами смешных, в которых отразилась эпоха – время от 40-х годов XX века до первых лет XXI-го». Название книги символично – сам автор говорит, что «жизнь человеческая очень похожа на … лоскутное одеяло. Есть в ней дни красные, праздничные, есть нежно-розовые, как упитанные щёчки младенца», но, кроме того, много и нудных будней. Каждый такой лоскут – определённая страница пути И.М. Аксёнова: от тайны рождения, отчего дома через военное детство, школьные годы к Alma-mater, встречам и расставаниям, теням из прошлого и обобщению прожитых лет. Переворачиваешь страницу за страницей и осознаёшь масштаб личности автора, глубину его таланта, умение пройти сквозь все жизненные неурядицы и сохранить душу чистой, творить несмотря ни на что.

Один из таких «лоскутков» – история о зарождении и развитии поэтического дара. Иван Михайлович очень рано увлёкся поэзией. Его любимцами стали А.С. Пушкин и В.А. Жуковский. Он читал их с упоением, заучивал наизусть, тонко чувствовал ритмику, особенности слога. Сочинять же свои стихи долго не решался, так как считал, что это подвластно лишь гениям. Однако попавшая в руки мальчика тетрадь с творениями односельчанина стала доказательством того, что сочинять может любой человек. Тогда он «осмелился попробовать … свои силы в поэтическом творчестве» и с тех пор «больше не знал покоя, любое событие жизни, каждое даже самое мимолётное чувство … хотелось выразить в стихах». И.М. Аксёнов признаётся, что больше всего в жизни боялся однообразия, «бесцветного, монотонного существования», и веру в будущее ему давали творчество, книги и дружба.

В 2007 году был выпущен сборник избранных стихотворений, написанных в течение последних 35-ти лет, – «Постоянство памяти», проиллюстрированный самим автором (в молодости он увлекался живописью, а в настоящее время – книжной графикой). Уже с первых страниц читатель словно погружается в XIX век нашей литературы: настолько выдержаны стихи по форме, просты и в то же время глубоки по своему содержанию. И это неудивительно, ведь литературному творчеству И.М. Аксёнов учился у таких мастеров, как Лермонтов, Бунин, Паустовский, Юрий Казаков.

В сборнике среди прочих стихотворений представлены также 53 сонета разнообразной тематической направленности. Эта непростая поэтическая форма с её строгой структурой, видимо, особенно полюбилась автору:

В давно минувшие суровые года

Сложился дивный лад высокого сонета.

В нём – ласка милых рук и злая сталь стилета,

Любовь, и боль разлук, и светлая мечта/

«Сонет о сонете»

Поэт с его трепетным отношением к родной земле отразил в своём творчестве красоту окружающей природы, необъятность степных просторов, воспоминания о памятных местах, которые он посетил в «беспечные годы». Интересны переклички мира природы с небесным, звёздным пространством:

Как величаво небо в час ночной!

На чёрном лаке – звёзд густые росы,

И Млечный Путь, как сахарная россыпь,

Белеет над долиною речной.

 «Под небом января»

В степной дали умолк вороний грай,

Лишь слышится глухой собачий лай

Над синевой заснеженного мира.

 

Сплетением ветвей чернеет сад.

И Орион сверкает в небесах

Как дивное творенье ювелира!

«Февраль»

Не обходит вниманием И.М. Аксёнов и «вечные» темы, которые неизменно возникают в сознании каждого думающего человека: о счастье, красоте, времени, смысле жизни и т.д. Такие сонеты в большинстве своём проникнуты грустью, осознанием скоротечности своего пути:

Под гнётом годов всё сильнее спина моя гнётся,

И горестно знать, что уже никогда не вернётся

Всё то, что в былом так привычно мне тешило сердце.

«Власть прошлого»

 

Свой путь земной почти до финиша пройдя,

В минувшее смотрю я с чувством безотрадным:

Как много сил души бесплодно и досадно

Растратил я впотьмах на путаных путях.

 «Сонет о счастье»

Поэт приходит к выводу, что счастья на свете нет, но человеку дана замена для утешения – любимая работа.

И если утраченные надежды можно заменить, погрузившись с головой в своё дело, то объяснить – и уж тем более возместить – потерю детей невозможно. Нельзя принять как данность то, что ребёнок уходит из жизни раньше родителя:

Ты, жизнь моя, надежда и отрада,

Как сломанный цветок, увял до срока.

А я живу. Зачем? Не знаю сам.

 «Скорбный сонет»

Поэт говорит о невозвратности прошлого и молодости, о безудержном беге лет и невозможности остановить «скорый поезд» жизни:

О, если б с ними молодость вернуть!

Но нам дано лишь раз пройти свой путь,

И прошлому вовек не повториться.

 «Жизнь»

Страшна не сама смерть, а процесс, ведущий к ней, – умиранье, мучительный, давящий свинцовой тяжестью недуг. Но, несмотря на минорное настроение большинства сонетов, поэт всё же понимает, что нужно жить «наперекор судьбе»:

Всё меньше светлых, благодатных дней,

А ночи всё длинней и холодней,

И круг друзей становится всё уже.

 

И всё-таки средь неотвязных бед

Наперекор бесчувственной судьбе

Мне надо жить, пока я людям нужен.

 «Наперекор судьбе»

Автор, сам проживший честную трудовую жизнь, не терпящий лжи и кривотолков, говорит о том, что человек, который «над собой трудился неустанно // И научился презирать порок», всегда сомневался и не верил фальшивым истинам, может спокойно смотреть в будущее:

Он жизнь свою сумел прожить достойно –

Пройдёт достойно и последний путь.

 «Достоинство»

Поэзия И.М. Аксёнова достаточно разнообразна и не ограничивается одним жанром. Большую роль в его творчестве играют и другие малые стихотворные формы: пейзажная, любовная, философская и патриотическая лирика, послания, подражания, элегии. Иван Михайлович много пишет о назначении поэта и трудностях творческого пути:

Стучи, кричи – безмолвие в ответ:

Язык поэзии для большинства невнятен.

Бесчувственной толпе сейчас понятен

Лишь громкий звон монет.

<…>

Восторженные жители Земли,

Свободные от мук душевной боли,

Они поэту, только дай им волю,

И голову б снесли.

Но, несмотря на равнодушие толпы, найдутся те, кто поймёт и оценит труд поэта, а потому не стоит терять веры в себя, помнить о своём высоком предназначении:

Но им назло, поэт, твори, пиши

И помни, делая своё святое дело:

Народ, что глух к поэзии, – лишь тело,

Лишённое души.

«В стране, где правит золотой телец…»

В стихотворениях И.М. Аксёнова проявляется стремление выразить полноту всех возможных человеческих переживаний в самых разных областях жизни. Иное дело – проза с её злободневной проблематикой, которая не только передаёт разнообразие чувств, но и отражает многие реалии современности, тяготеет к историзму. Стоит отметить, что темы, освещаемые в творчестве И.М. Аксёнова, жизненны и занимательны, стиль достаточно прост и ясен. Создаваемые им образы и ситуации очень близки читателю, отсутствуют излишние претензии на сообщение истины в последней инстанции. Большое влияние на художественную манеру И.М. Аксёнова, несомненно, оказала и его педагогическая деятельность. Как человек, посвятивший большую часть жизни преподаванию русского языка и литературы и считающий книги главными своими воспитателями, он не может остаться безучастным к событиям окружающего мира, к собственным думам и переживаниям.

В повестях и рассказах сборника «Затмение» (2000) И.М. Аксёнов поднимает вопросы непонимания в семье, когда один вдруг осознаёт, что любовь прошла, и становится способным изменить своему супругу (рассказ «Без тебя»). В рассказе «О ангел залгавшийся» девушка не смогла дождаться своего жениха с армейской службы и вышла замуж за его друга. Сергей очень тяжело переживает это предательство, устраивает скандал на свадьбе и даже решается свести счёты с жизнью. Он был настолько поглощён болью и обидой, что даже не подумал о своих родителях, не захотел оставить хоть какую-то записку, боясь, что они помешают ему совершить задуманное. К счастью, за сыном проследил отец, отобрал ружьё и напомнил ему о самых главных в его жизни людях – родителях, не заслуживающих такого удара. Он рассказал сыну о подобном случае в собственной молодости и поделился способом, облегчившим его боль: отец взял баян и играл три часа без передышки. И стало легче, потому что искусство – «прекрасное лекарство». Ведь самое трудное – «пережить первые дни, а там время излечит». Отец советует Сергею написать на эту тему стихи, хотя бы в какой-то мере облегчить душу. После этого разговора сын заплакал слезами облегчения, понял, что он хотел совсем недавно осиротить своих родителей, и искренне поблагодарил судьбу за то, что рядом оказался такой замечательный отец, сумевший почувствовать его душевное состояние и вовремя остановивший его руку.

В 2011 году был выпущен сборник «Зона», включающий пять рассказов, эссе и рецензии на книги ставропольских поэтов и прозаиков. Центральным в книге является одноимённый рассказ, в котором поднимаются актуальные проблемы современности: взяточничество и произвол властей. Здесь описывается город на острове, о котором большинство людей с материка не знают, так как прежде он был секретным. Власть в нём захватил мэр Гудин, устранив всех соперников. Постепенно он вводит тоталитарный режим, «покупает» молчание полицейских и областных властей на материке. Городские жители должны придерживаться определённого распорядка дня, после комендантского часа не имеют права выходить на улицу, покидать остров без разрешения мэра им не разрешается. Недовольных или убивают сразу, или отправляют в тюрьму. В этот город попадает Денис – молодой человек с материка – и стремится разобраться в причинах такого тотального контроля властей на острове. Он не может понять  этот перевёрнутый мир, «отравленную гнилостными миазмами зону», где воздух словно пропитан запахами падали. Всего «один негодяй, окруживший себя шайкой преступников», сумел заставить людей забыть о свободе, о чувстве собственного достоинства, превратил их в покорное стадо. Денис сумел найти сообщников, пробраться в тюрьму и выпустить заключённых, вместе с ними добрался до мэра и передал его вышестоящим властям. Однако Гудин был полностью оправдан, и надежды на светлое будущее уже не предвиделось, но народ всё же не позволил растоптать себя окончательно: один из городских жителей, Али, отомстил мэру за убитого сына и расстрелял его в упор около здания суда. Самому Али оставалось немного: он был болен раком последней стадии и не боялся наказания. Но, даже будучи здоровым, он поступил бы так, как велят законы чести горцев.

Сам автор говорит о том, что такой город – это, возможно, очередной эксперимент центральной власти, как суд присяжных и ЕГЭ. Люди воспринимаются как подопытные кролики: если тоталитарная власть на острове дала бы положительные результаты, её, скорее всего, распространили бы и на территорию всей страны.

Помимо своего видения социально-политической обстановки в стране И.М. Аксёнов поднимает темы становления личности, развития человека под воздействием суровых испытаний, среди которых самым главным становится любовь. Она, подобно чистилищу, отделяет тех, кто сумел сохранить чувства, от тех, кто способен на предательство любимого человека. Об этом идёт в речь в сборнике «Фирма “Эребус”» (2005). В рассказах «Розы Геренчера» и «За давностью лет» мы видим, какие горькие муки совести испытывают главные герои, в прошлом предавшие свою любовь. Так, Глебов, женившийся на другой девушке ради карьеры, обманутый её показными и упорными чувствами, лишь в зрелом возрасте понимает, что такой любви, как первая, ему уже не испытать. Всю жизнь его тяготит вина за смерть любимой, которая не смогла перенести предательства. Он осознаёт, что «была молодость, была любовь, да такая, какую не всякому человеку в жизни довелось испытать, была  и надежда на вечное, ничем не омрачённое счастье, но он собственными руками погубил всё, погубил по глупости, по слабоволию, по необоримому желанию любой ценой сделать карьеру». В итоге же его ждут лишь старость, тоска, одиночество и «нескончаемая сосущая пустота в сердце». И даже материальное благополучие и прекрасная карьера не обеспечат ему безмятежной жизни и счастья.

Итогом пройденного литературного пути стал сборник «Звезда над чужими полями». В него вошли рассказы, написанные с 60-х годов XX века по 2009 год, а также прозаические миниатюры и посвящённые поэтам прошлого эссе.

Содержание миниатюр разнообразно. Это и «Детские страхи», где автор рассказывает о том, чего сам боялся в ранние годы, когда мир казался непонятным и сложным, а разъяснить причины природных явлений было некому. «Дорога к родному дому» – о приключениях в пути, о том, как приходилось одному несколько часов шагать по степи, после чего автор уже не боялся ни злых людей, ни волков. Дорога всегда оказывала благотворное воздействие, помогала преодолевать болезни, и И.М. Аксёнов очень жалеет, что сейчас уже не может совершать такие прогулки. Миниатюра «Железный ход времён» повествует о необъяснимом, удивительном явлении – времени, которое «то ползёт виноградной улиткой, то стремглав несётся испуганным воробьём». И вдруг приходит понимание, что «жизнь со всеми её радостями и невзгодами уже позади». И больше всего расстраивает взгляд в зеркало по утрам, где твоё и в то же время чужое лицо с выцветшими глазами. Но желание жить ещё остаётся, и, пожалуй, это самое главное. В миниатюре «Хрупкий цветок славы» автор рассуждает о бессмысленности погони за успехом, которая часто сопровождается ложью, предательством, «пирамидами из отрубленных голов». Каждая новая эпоха выдвигает своих великих людей, меняются вкусы, поэтому И.М. Аксёнов задаётся вопросом: а стоит ли гнаться за славой? У каждого человека свой ответ.

Эссе о поэтах минувших лет очень лаконичны и грамотны. Причём  И.М. Аксёнов посвящает их не только широко известным авторам (М.Ю. Лермонтов, С.А. Есенин, А.А. Фет, В.В. Маяковский, О.Э. Мандельштам), но и тем, о ком говорят и пишут реже (Г. Иванов, Г. Адамович, И. Елагин), ведь это духовная память и самого писателя, и всей нации. Зная и понимая родную поэзию, мы начинаем обострённее чувствовать окружающий мир, обретаем способность отзываться на чужую боль. Иван Михайлович считает, что мы должны нести ответственность перед гениями прошлых эпох и избавляться от тех пороков, которые они беспощадно высмеивали, учиться у них любви к родному дому, стране и народу.

Виктор Колесников, член Союза писателей России, говорил о И.М. Аксёнове так: «Жизнь дала ему немало материала для творчества; он писал о том, что было им увидено, пережито и перечувствовано». Яркость языка, неповторимый стиль, сочетание лиризма, юмора, мягкой иронии и горькой сатиры – вот те составляющие, которые делают творчества И.М. Аксёнова интересным и правдивым. В лице этого писателя мы имеем образец достойной творческой деятельности, отвечающей потребностям времени, доступной людям с разным уровнем литературной подготовки и образованности. Именно поэтому мы можем с уверенностью говорить о том, что И.М. Аксёнов  относится к числу тех писателей, которые обогатили ставропольскую литературу и внесли в неё свой неоценимый вклад.



Все статьи автора «Кан Евгения Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: