ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ФОЛК-МЕТАЛА: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Булатова Анастасия Александровна
Самарский государственный институт культуры
студентка 4 курса

Аннотация
В статье рассматривается генезис фолк-метала и его развитие в различных странах. Большое внимание уделяется специфическим особенностям различных поджанров, каждый из которых возник под влиянием своих собственных обстоятельств окружающей действительности.

Ключевые слова: ведический метал, кельтский метал, ориентал метал, средневековый метал, фолк-метал


THE GENRE SPECIFICITY OF THE FOLK METAL: THE REGIONAL FEATURES

Bulatovа Anastasia Aleksandrovna
Samara State Institute of Culture
4rd year student

Abstract
The article deals with the genesis of the folk metal and its development in various countries. Much attention is paid to the specific characteristics of different subgenres, each of which arose under the influence of their own circumstances the reality.

Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Булатова А.А. Жанровая специфика фолк-метала: региональные особенности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/01/13635 (дата обращения: 24.02.2024).

Фолк-метал — одна из разновидностей метала, включающая в себя элементы этнической музыки. Жанр предполагает собой широкое использование традиционных народных инструментов и, в большинстве своем, особые для каждого отдельного региона стили пения. Если говорить о непосредственном возникновении фолк-метала, то первым делом следует упомянуть появившуюся в 1990 году английскую группу Skyclad. Именно ее принято считать первооткрывателем данного жанра. Следом за Skyclan отправились многие группы и, далеко не только европейские. Они все больше совершенствовали жанр и придумывали новые звучания. Но для начала, следует рассмотреть специфику фолк-метал групп, на примере некоторых конкретных стран. Зачастую, народные составляющие в жанре связаны и с этническим происхождением самих музыкантов. Поэтому хотелось бы остановиться на особенностях фолк-метал исполнителей Финляндии, Германии, США и Израиля, как на самых ярких представителях данного музыкального направления.

Финляндия всегда славилась своей любовью к тяжелой музыке. В стране существует бесчисленное множество метал-групп, абсолютно разных направленностей. Важно отметить, что финские группы почти всегда добиваются колоссального успеха не только на родине, но и далеко за ее пределами. Затронутые нами коллективы считаются самыми известными и яркими представителями фолк-метал сцены. Начнем с Finntroll. В своей музыке они сочетают элементы язычества и финской хумппы [2]. Основой для текстов группы служат скандинавские легенды о царе троллей, который воюет с христианами и их богом. Finntroll утверждают, что в их текстах очень глубокий смысл: борьба древних сил природы с человеком [2]. Следующая финская группа, на которой мы остановимся – Korpiklaani. Музыка представляет собой смесь хэви-метала с саамской и финской народной музыкой. В первых альбомах группы преобладает традиционный саамский йойк [3, c. 300-310].

Разумеется, фолк-метал коллективы появлялись не только в Финляндии, но и в остальных скандинавских странах. Помимо Скандинавии развитию нового, тогда еще только растущего жанра, помогли и многие другие страны европейского континента. Особенно тщательно стоит присмотреться к немецкому фолк-металу. Кстати, благодаря уникальности исполнения фолк-метала в этой стране зародился даже особый поджанр – средневековый метал. Одной из самых первых немецких групп оказавших воздействие на данный поджанр, считается коллектив Ougenweide, возникший в семидесятых годах. Для своих композиций музыканты использовали тексты Титмара Мезербругского и многие другие средневековые тексты [6].

Говоря о том, кто еще повлиял на становление поджанра средневековый метал, следует упомянуть коллектив Corvus Corax, образованный в 1989 году. Для исполнения своих песен, Corvus Corax играют на музыкальных инструментах собственного изготовления, воссоздавая их по образам средневековых инструментов. Следующая группа, о которой мы будем говорить – Subway to Sally. Когда музыканты говорят, на кого они опираются в своем творчестве, то обязательно упомянут коллектив Skyclad. О нем уже было неоднократно сказано, и остается бесспорным тот факт, что он оказал колоссальное воздействие и на средневековый метал. Группа Subway to Sally была сформирована в 1992 году на востоке Германии как англоязычная фолк-рок-группа. Она включала в себя много элементов ирландской и шотландской традиционной музыки, но впоследствии музыканты стали исполнять песни на родном немецком языке. Именно под влиянием Skyclad они смешивают тяжелый рок и метал со средневековыми мотивами, дополняют звучание волынкой, шарманкой, лютней, мандолиной, скрипкой и флейтой и, помимо всего прочего, широко используют немецкоязычную романтическую поэзию в лирике. В 1995 году возникает еще одна интересная группа, исполняющая свои композиции в жанре немецкий фолк-метал – In Extremo. На раннем этапе формирования своего собственного самобытного стиля, творчество группы представляло собой переработку старинных средневековых баллад и песен на калейдоскопе живых и мёртвых европейских языков [5, с. 35-38]. В настоящее время, In Extremo все больше отдают предпочтение написанию собственных текстов на родном немецком языке. Конечно, это не значит, что группа полностью отошла от использования средневековых текстов. Они по-прежнему имеют место быть в творчестве коллектива, но уже в несколько меньшем количестве. В музыке представлено превосходное сочетание современных музыкальных инструментов со всевозможными старинными, такими как волынки, арфы, шалмеи, вистлы, лютни, колесные лиры, флейты и многие другие.

За пределами Европы фолк-метал все еще недостаточно развит, но включает, например, американскую группу Agalloch. В своем творчестве они сочетают дарк-метал и фолк-метал. Группа создала уникальный стиль, в котором идеально сочетаются жёсткий вокал блэк-метала, продолжительные гитарные риффы и лирические фольклорные тексты, основанные на мифологии коренных американцев.

Рассматриваемое нами направление существует и в Израиле, хоть и представлено не так широко. Здесь фолк-метал нашел новое воплощение в поджанре – ориентал метал.  Его основателем считается коллектив Orphaned Land. Музыка данного коллектива содержит элементы арабской и иногда индийской музыки. В 1993 году в Израиле образовался и другой известный ориентал-метал коллектив — Melechesh. Это одна из первых антихристианских групп в Иерусалиме. Основной целью группы стала презентация ближневосточного блэк-метала с ориентацией на Древнюю Месопотамию с оккультными темами в музыке и лирике [1].

Теперь, получив некоторое представление о том, что фолк-метал исполняют абсолютно в разных точках земного шара, мы наконец-то можем перейти к характеристикам отдельных поджанров этого стиля. Разумеется, их огромное множество, поэтому мы остановимся лишь на самых ярких и наиболее распространенных направлениях.

Начать необходимо с поджанра келтик-метал (celtic metal). Ведь именно он считается изначальной формой музыкального направления фолк-метал, поскольку группа Skyclad, о которой мы уже неоднократно упоминали, использовала в своей музыке элементы джиги – танца кельтского происхождения. Именно Skyclad первыми скрестили

метал и аутентичный кельтский фолк. Весьма интересно, что кельтская составляющая может быть обнаружена не только у ирландских групп, но и у некоторых коллективов не-ирландского происхождения, например у Eluveitie. Само собой разумеется, что лирика коллективов данного поджанра, базируется на кельтской мифологии и истории.

Следующий поджанр – ориентал-метал (оriental metal). Он зародился в середине девяностых годов в Израиле, Сингапуре и Армении. Помимо вышеупомянутых групп Orphaned Land и Melechesh, основателями считаются сингапурская Rudra и армянская Ayas. Если говорить о группе Rudra, то весьма любопытно, что она явилась основателем еще одного поджанра фолк-метала – ведический метал (Vedic Metal). Группа Rudra взяла свое название в честь индийского бога разрушения и, надо отметить, название полностью себя оправдывает благодаря собственной весьма агрессивной музыке и, разумеется, вследствие приближенности к ведической культуре. Неподражаемый стиль сочетания индийской мелодичности и тяжелых риффов дэт-блэк-метала сделал их пионерами в подобных музыкальных экспериментах. Очередной уникальной особенностью в их композициях стоит считать и добавление различных песнопений и мантр на санскрите, что, несомненно, добавляет толику загадочности и мистики в творчество коллектива [1]. Разумеется, нельзя не затронуть лирику, ведь именно в ней отражается вся мудрость ведической философии. Возможно, что именно это и привлекает к группе столь пристальное внимание всего мира.

И последний поджанр, на которым мы остановимся – средневековый метал (medieval metal), который также называют немецким фолк-металом. Он сочетает в себе метал со средневековой европейской музыкой. Поджанр появился благодаря различным опытам ярких немецких групп, таких как Subway to Sally, In Extremo и Corvus Corax [6] и характеризуется использованием широкого спектра народных и средневековых инструментов, внешний вид участников группы стилизован под средневековье, а творчество звучит на средневековых языках.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что жанр фолк-метал возник как уникальное явление только с появлением британского фолк-метал коллектива Skyclad в 1990 году. На основе анализа данной группы и многих других, родственных ей коллективов, четко прослеживаются следующие особенности жанра: применяются всевозможные вокальные техники; в своей лирике фолк-метал исполнители более всего используют мотивы язычества, мифологии или природы; довольно часто используются средневековые тексты, фольклор и различные баллады; главенствующим признаком остается исполнение композиций на аутентичных языках; наравне с обычными музыкальными инструментами, используются еще и особенные для каждого конкретного этноса.


Библиографический список
  1. Cohen, N. Folk Music [Электронный ресурс] // Grove Music Online – режим доступа: http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/A2241135?q=folk+music&search=quick&pos=1&_start=1#firsthit (дата обращения: 22.05.2015).
  2. Järvelä, J. Interview by Arto Lehtinen [Электронный ресурс] // Metalrules.com – режим доступа: http://www.metal-rules.com/interviews/Korpiklaani-March2004.html (дата обращения: 4.06.2015).
  3. Jones-Bammam, R. Saami Music [Текст] / R. Jones-Bammam // Garland Encyclopedia of World Music, edited by Timothy Rice. New York: Garland Publishing, Inc. – 2000. – №8 – 299-308 c.
  4. Marothy, Y. A music of your own [Текст] / Y. Marothy. – Middleton and David Horn: 1983. – 393 c.
  5. Muhlmann, W-R. Wir werden niemals knien: Die Geschichte einer unnormalen Band [Текст] / W-R. Muhlmann. – Riva Verlag: 2012. – 250 c.
  6. Selbfried, M. Corvus Corax о светской музыке средневековья [Электронный ресурс] // GermanFolk.ru – режим доступа: http://germanfolk.ru/articles/corvus-corax-o-svetskoi-muzyke-srednevekovya (дата обращения: 10.04.2015).


Все статьи автора «Булатова Анастасия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: