АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Уржумова Елена Алексеевна
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
Статья посвящена исследованию процессов, формирующих облик современной русской культуры. Поднимаются вопросы сохранения духовности и основ русской души.

Ключевые слова: духовность, культура, национальный характер, речевая культура


TOPICAL ISSUES OF MODERN RUSSIAN CULTURE

Urzhumova Elena Alekseevna
Nizhny Novgorod state agricultural Academy

Abstract
The article investigates the processes that shape the face of modern Russian culture. Raises issues of preservation of spirituality and the basic principles of the Russian soul.

Keywords: culture, national character, Speech culture, spirituality


Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Уржумова Е.А. Актуальные вопросы современной русской культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/09/12695 (дата обращения: 05.03.2024).

В последнее время существенно изменилось отношение людей к культуре. Мы стали забывать ее важность и значение в современном обществе.

Сейчас упадок русской культуры приводит к тому, что начался процесс умирания духовности нашего народа [1].

Русская литература — одно из главных составляющих русской культуры, ведь именно в ней отражена история нашего народа, ее переживания и победы.

Вспомните, сколько раньше, пару столетий назад, было прекрасных творцов, чьи книги сейчас наполняют полки библиотек.

Пушкин навсегда закреплен в светскости русской культуры, олимпийским совершенным носителем пафоса Возрождения, неповторимым.

Уже у современника Пушкина – Лермонтова – слышны иные ноты в творчестве. Чем дальше, тем этих диссонансов больше во всех духовно-культурных переживаниях русского интеллектуального слоя. Есть, конечно, в литературе и пушкинская линия. Ее можно различно пролагать через Фета, Тургенева, Чехова до Куприна и Бунина. Но конфликт Гоголя и Белинского открыл серию моральных драм и страстной борьбы в душе русской интеллигенции и ее творцов. В разных измерениях, в разной постановке – все время, русскую культуру, ее духовную глубину будоражат трагические, прозванные “проклятыми” вопросы. Из области чистой мысли, где их воплощают Толстой и Достоевский, они бурями проносятся над областями общественности и политического идеализма. Трагизм, кричащий трагизм, охватывает русскую интеллигентную душу. О классической безоблачности Пушкина нет и помину. С нею прямо враждует, как с чем-то чужим, сначала гимназически-рационалистическая писаревщина, а затем сектантски моралистическое народничество, да по пути и толстовство.

Современное общество не отдает предпочтение чтению книг, которые были написаны великими писателями и поэтами, несли особый смысл и развивали умственно. Люди стараются больше смотреть телевизор, «летать» в просторах интернета, что несет, увы, отрицательный характер. Благодаря этому растет безграмотность и необразованность. А о каких творцах современности может идти речь, если они не знают, что хорошо, а что плохо? Вследствие этого, упадок духовности набирает свои обороты.

Духовность – это часть каждого из нас, которую мы развиваем самостоятельно. Духовность – это широта интересов, это стремление к интеллектуальному, нравственному росту вне зависимости от потребностей повседневности [3; 4]. Поэтому великие мыслители прошлого всегда обладали развитой духовностью. Духовная культура, которая развита слаба, ведет в аморальным мыслям и поступкам, ожесточенности людей, росту преступности и насилия.

Упадок культуры отражается и на русском языке, засоренном иностранными словами, многочисленными жаргонами, ненормативной лексикой.

Современное общество забыло, насколько прекрасна наша речь. Многие слова сокращают, забывают или вовсе заменяют  словами иностранного происхождения. Ни в одном языке мира нет столько ненужных заимствованных слов, как в русском. И это ужасно, ведь как можно сохранить культурное наследие, переданное нам предками, если мы даже не в состоянии сохранить свой язык?

Не менее важной проблемой является ненормативная лексика. Чем красит нашу речь грубые, вульгарные слова? А ведь мы даже не задумаемся о том, как отвратительно это выглядит со стороны. Многие ссылаются на выражение эмоций при использовании ненормативной лексики, но почему нельзя заменить эти слова на фразы более приличные? Русский язык  очень богат. С его помощью можно выразить все чувства и эмоции, не засоряя при этом речь.

Как часто Вы задумывались о том, на каком уровне культуры общения находитесь?

Согласитесь, всегда приятно вести беседу с интеллигентным человеком, нежели с тем, кто не знает банального этикета общения. При общении, в первую очередь, учитываются особенности речевого этикета.

Современное общество переживает кризис в данном плане. В обстановке, когда тон задают пошлость и хамство, очень трудно собрать вместе ту часть образованного общества, что пробилась к глубинам, открытым русской культурой.

Сейчас в упадке  нашей культуры не только речь, но исторические ценности.

Под угрозой разрушения оказались старинные города, библиотеки, произведения искусства, народные традиции. На тех местах, где когда-то были величественные произведения  архитектуры прошлых столетий, возводят небоскребы, торговые центры.  Люди забывают историю, а значит и культурное наследие. Уничтожается то, что создавалось веками, то, что составляет богатство и будущее нации.

Причины бедственного состояния культуры кроются в кризисе экономики, следствием которого является ничтожно малое материально-техническое обеспечение культуры, в частности: лишь незначительная часть государственного бюджета расходуется на нужды культуры.

Не зря О. Шпенглер утверждал: «В западной цивилизации происходит замена творчества трудом, духовности – интеллектом, разнообразия природной среды – мрачной однообразием городских зданий, высокого искусства – примечательными развлечениями, глубоких ощущений – быстро преходящими эмоциями».

В результате внедрения рыночных отношений в сферу культуры оказалась практически полностью разрушенной её инфраструктура, резко уменьшился объём и качество духовной продукции, сузился круг культурных образов, находящихся в активном обороте, уменьшилось число каналов, по которым обеспечивалось ещё в недавние времена распространение духовных благ, резко сократилась сфера любительского художественного творчества, практически оказалась свёрнутой культурная жизнь в провинции и особенно на селе, где приезд кинопередвижки можно сравнить с эпохальным событием, не говоря уже о выездном спектакле или концерте артистов областной филармонии, которые безвозвратно ушли в прошлое.

Многие театры, галереи, дома культуры, студии детского творчества закрываются из-за финансовых трудностей, а немногие оставшиеся вынуждены заниматься коммерцией [6]. А коммерциализация, как показывает опыт многих стран, а теперь и России, значительно снижает её уровень, а, значит, и уровень развития народа, существенно замедляет культурный прогресс общества.

Как отмечал выдающийся культуролог XX века Питирим Сорокин, что даже искусство стало сегодня «товаром для массового потребления», «приложением к рекламе», «музеем социальной патологии», поставив в центр своих интересов не Бога и позитивные идеалы, а насильников, убийц и сексуальных маньяков.

Сегодня все больше людей осознают неблагоприятность современной жизни и культуры, ищут выход из этого положения. Такая озабоченность звучит, к примеру, в манифестах Римского клуба, созданного в 1968 г. крупными учеными, общественными деятелями и бизнесменами из многих стран мира с целью более глубокого уяснения происходящих в современном мире социокультурных процессов и прогнозирования неоднозначных последствий научно-технической революции [7].

В пути преодоления кризисных явлений в современной культуре многие ученые предлагают изменить ориентацию дальнейшего развития науки и техники, отказаться от технократической модели развития цивилизации, придать первостепенное значение духовному и моральному совершенствованию человека разумному ограничению его потребностей, приводящих к загрязнению окружающей среды, истощению энергетических ресурсов и угрозе термоядерного конфликта.

Нет необходимости доказывать, что любой народ, любая нация, могут участвовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально-культурную идентичность [8], когда, находясь в постоянном взаимодействии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными ценностями, тем не менее, не теряют своеобразия своей культуры. В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезали государства, чей народ забывал свой язык и культуру. Но если сохранялась культура, то, несмотря на все трудности и поражения, народ поднимался с колен, обретая себя в новом качестве и занимая достойное место среди других народов.

Культура жива до тех пор, пока в ней нуждается хотя бы один человек, а человек, переставший нуждаться в культуре, становится просто животным, биологическим объектом, существующим по законам инстинктов, а не разума и души. В культуре ещё нуждаются миллионы людей, а в русской культуре – большая часть нашей нации.


Библиографический список
  1. Белобородов Д.В. Онтология современной культуры: философско-методологические аспекты: автореф.дис…докт.филос.наук. Москва, 2007. 44 с.
  2. Лосский Н.О. Характер русского народа. М.: Даръ, 2005.
  3. Кочнова К.А. Культурология: Учебное пособие. Н.Новгород: НГСХА, 2014. 196 с.
  4. Черников М.В. Философия Правды в русской культуре: автореф.дис…докт.филос.наук. Воронеж, 2002. 48 с.
  5. Кочнова К.А. Роль этнических стереотипов в межкультурной коммуникации // Вестник Мининского университета. 2013. № 2. С. 7.
  6. Синячкин В.П. Общечеловеческие ценности в русской культуре: автореф.дис… докт.филос.наук. Москва, 2011. 42 с.
  7. Стебляк В.В. Традиции и инновации в русской культуре XXI века. Омск, 2008.
  8. Кочнова К.А. Язык культуры: концептуальный анализ языка // Тенденции развития языка СМИ: актуальные проблемы. Тамбов, 2010. С.179-182.
  9. Хомутцов С.В. Духовность, ее подобия и антиподы в русской культуре: автореф.дис…докт.филос.наук. Барнаул, 2009. 46 с.
  10. Лобанов Ю.С. Феномен ограничения в развитии русской культуры: автореф.дис…канд.филос.наук. Омск, 2011. 42 с.


Все статьи автора «Уржумова Елена Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: