В последнее время существенно изменилось отношение людей к культуре. Мы стали забывать ее важность и значение в современном обществе.
Сейчас упадок русской культуры приводит к тому, что начался процесс умирания духовности нашего народа [1].
Русская литература — одно из главных составляющих русской культуры, ведь именно в ней отражена история нашего народа, ее переживания и победы.
Вспомните, сколько раньше, пару столетий назад, было прекрасных творцов, чьи книги сейчас наполняют полки библиотек.
Пушкин навсегда закреплен в светскости русской культуры, олимпийским совершенным носителем пафоса Возрождения, неповторимым.
Уже у современника Пушкина – Лермонтова – слышны иные ноты в творчестве. Чем дальше, тем этих диссонансов больше во всех духовно-культурных переживаниях русского интеллектуального слоя. Есть, конечно, в литературе и пушкинская линия. Ее можно различно пролагать через Фета, Тургенева, Чехова до Куприна и Бунина. Но конфликт Гоголя и Белинского открыл серию моральных драм и страстной борьбы в душе русской интеллигенции и ее творцов. В разных измерениях, в разной постановке – все время, русскую культуру, ее духовную глубину будоражат трагические, прозванные “проклятыми” вопросы. Из области чистой мысли, где их воплощают Толстой и Достоевский, они бурями проносятся над областями общественности и политического идеализма. Трагизм, кричащий трагизм, охватывает русскую интеллигентную душу. О классической безоблачности Пушкина нет и помину. С нею прямо враждует, как с чем-то чужим, сначала гимназически-рационалистическая писаревщина, а затем сектантски моралистическое народничество, да по пути и толстовство.
Современное общество не отдает предпочтение чтению книг, которые были написаны великими писателями и поэтами, несли особый смысл и развивали умственно. Люди стараются больше смотреть телевизор, «летать» в просторах интернета, что несет, увы, отрицательный характер. Благодаря этому растет безграмотность и необразованность. А о каких творцах современности может идти речь, если они не знают, что хорошо, а что плохо? Вследствие этого, упадок духовности набирает свои обороты.
Духовность – это часть каждого из нас, которую мы развиваем самостоятельно. Духовность – это широта интересов, это стремление к интеллектуальному, нравственному росту вне зависимости от потребностей повседневности [3; 4]. Поэтому великие мыслители прошлого всегда обладали развитой духовностью. Духовная культура, которая развита слаба, ведет в аморальным мыслям и поступкам, ожесточенности людей, росту преступности и насилия.
Упадок культуры отражается и на русском языке, засоренном иностранными словами, многочисленными жаргонами, ненормативной лексикой.
Современное общество забыло, насколько прекрасна наша речь. Многие слова сокращают, забывают или вовсе заменяют словами иностранного происхождения. Ни в одном языке мира нет столько ненужных заимствованных слов, как в русском. И это ужасно, ведь как можно сохранить культурное наследие, переданное нам предками, если мы даже не в состоянии сохранить свой язык?
Не менее важной проблемой является ненормативная лексика. Чем красит нашу речь грубые, вульгарные слова? А ведь мы даже не задумаемся о том, как отвратительно это выглядит со стороны. Многие ссылаются на выражение эмоций при использовании ненормативной лексики, но почему нельзя заменить эти слова на фразы более приличные? Русский язык очень богат. С его помощью можно выразить все чувства и эмоции, не засоряя при этом речь.
Как часто Вы задумывались о том, на каком уровне культуры общения находитесь?
Согласитесь, всегда приятно вести беседу с интеллигентным человеком, нежели с тем, кто не знает банального этикета общения. При общении, в первую очередь, учитываются особенности речевого этикета.
Современное общество переживает кризис в данном плане. В обстановке, когда тон задают пошлость и хамство, очень трудно собрать вместе ту часть образованного общества, что пробилась к глубинам, открытым русской культурой.
Сейчас в упадке нашей культуры не только речь, но исторические ценности.
Под угрозой разрушения оказались старинные города, библиотеки, произведения искусства, народные традиции. На тех местах, где когда-то были величественные произведения архитектуры прошлых столетий, возводят небоскребы, торговые центры. Люди забывают историю, а значит и культурное наследие. Уничтожается то, что создавалось веками, то, что составляет богатство и будущее нации.
Причины бедственного состояния культуры кроются в кризисе экономики, следствием которого является ничтожно малое материально-техническое обеспечение культуры, в частности: лишь незначительная часть государственного бюджета расходуется на нужды культуры.
Не зря О. Шпенглер утверждал: «В западной цивилизации происходит замена творчества трудом, духовности – интеллектом, разнообразия природной среды – мрачной однообразием городских зданий, высокого искусства – примечательными развлечениями, глубоких ощущений – быстро преходящими эмоциями».
В результате внедрения рыночных отношений в сферу культуры оказалась практически полностью разрушенной её инфраструктура, резко уменьшился объём и качество духовной продукции, сузился круг культурных образов, находящихся в активном обороте, уменьшилось число каналов, по которым обеспечивалось ещё в недавние времена распространение духовных благ, резко сократилась сфера любительского художественного творчества, практически оказалась свёрнутой культурная жизнь в провинции и особенно на селе, где приезд кинопередвижки можно сравнить с эпохальным событием, не говоря уже о выездном спектакле или концерте артистов областной филармонии, которые безвозвратно ушли в прошлое.
Многие театры, галереи, дома культуры, студии детского творчества закрываются из-за финансовых трудностей, а немногие оставшиеся вынуждены заниматься коммерцией [6]. А коммерциализация, как показывает опыт многих стран, а теперь и России, значительно снижает её уровень, а, значит, и уровень развития народа, существенно замедляет культурный прогресс общества.
Как отмечал выдающийся культуролог XX века Питирим Сорокин, что даже искусство стало сегодня «товаром для массового потребления», «приложением к рекламе», «музеем социальной патологии», поставив в центр своих интересов не Бога и позитивные идеалы, а насильников, убийц и сексуальных маньяков.
Сегодня все больше людей осознают неблагоприятность современной жизни и культуры, ищут выход из этого положения. Такая озабоченность звучит, к примеру, в манифестах Римского клуба, созданного в 1968 г. крупными учеными, общественными деятелями и бизнесменами из многих стран мира с целью более глубокого уяснения происходящих в современном мире социокультурных процессов и прогнозирования неоднозначных последствий научно-технической революции [7].
В пути преодоления кризисных явлений в современной культуре многие ученые предлагают изменить ориентацию дальнейшего развития науки и техники, отказаться от технократической модели развития цивилизации, придать первостепенное значение духовному и моральному совершенствованию человека разумному ограничению его потребностей, приводящих к загрязнению окружающей среды, истощению энергетических ресурсов и угрозе термоядерного конфликта.
Нет необходимости доказывать, что любой народ, любая нация, могут участвовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально-культурную идентичность [8], когда, находясь в постоянном взаимодействии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными ценностями, тем не менее, не теряют своеобразия своей культуры. В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезали государства, чей народ забывал свой язык и культуру. Но если сохранялась культура, то, несмотря на все трудности и поражения, народ поднимался с колен, обретая себя в новом качестве и занимая достойное место среди других народов.
Культура жива до тех пор, пока в ней нуждается хотя бы один человек, а человек, переставший нуждаться в культуре, становится просто животным, биологическим объектом, существующим по законам инстинктов, а не разума и души. В культуре ещё нуждаются миллионы людей, а в русской культуре – большая часть нашей нации.
Библиографический список
- Белобородов Д.В. Онтология современной культуры: философско-методологические аспекты: автореф.дис…докт.филос.наук. Москва, 2007. 44 с.
- Лосский Н.О. Характер русского народа. М.: Даръ, 2005.
- Кочнова К.А. Культурология: Учебное пособие. Н.Новгород: НГСХА, 2014. 196 с.
- Черников М.В. Философия Правды в русской культуре: автореф.дис…докт.филос.наук. Воронеж, 2002. 48 с.
- Кочнова К.А. Роль этнических стереотипов в межкультурной коммуникации // Вестник Мининского университета. 2013. № 2. С. 7.
- Синячкин В.П. Общечеловеческие ценности в русской культуре: автореф.дис… докт.филос.наук. Москва, 2011. 42 с.
- Стебляк В.В. Традиции и инновации в русской культуре XXI века. Омск, 2008.
- Кочнова К.А. Язык культуры: концептуальный анализ языка // Тенденции развития языка СМИ: актуальные проблемы. Тамбов, 2010. С.179-182.
- Хомутцов С.В. Духовность, ее подобия и антиподы в русской культуре: автореф.дис…докт.филос.наук. Барнаул, 2009. 46 с.
- Лобанов Ю.С. Феномен ограничения в развитии русской культуры: автореф.дис…канд.филос.наук. Омск, 2011. 42 с.