ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА

Бердюгина Оксана Николаевна1, Платонов Максим Людвигович2
1Тюменский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры и математической логики
2Тюменский государственный университет, преподаватель кафедры алгебры и математической логики

Аннотация
Данная статья посвящена изучению вопроса об использовании контекстного подхода в процессе подготовки будущих учителей математики при изучении математических дисциплин. Представлены примеры заданий и некоторые рекомендации по обучению студентов-бакалавров данного направления, в частности при формировании общекультурных компетенций.

Ключевые слова: контекстный подход, общекультурные компетенции, учитель математики


THE FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS ON THE BASIS OF A CONTEXTUAL APPROACH

Berdyugina Oksana Nikolaevna1, Platonov Maxim Ludwig2
1Tyumen state University, PhD in pedagogical Sciences, docent of the chair of algebra and mathematical logic
2Tyumen state University, lecturer of the chair of algebra and mathematical logic

Abstract
This article examines the question of the use of contextual approach in the process of preparation of future teachers of mathematics in the study of mathematical disciplines. Examples of tasks and some recommendations for the training of undergraduate students in this direction, in particular in the formation of common cultural competencies.

Keywords: cultural competence, the contextual approach, the mathematics teacher


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бердюгина О.Н., Платонов М.Л. Формирования общекультурных компетенций будущих учителей математики на основе контекстного подхода // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/08/12300 (дата обращения: 24.02.2024).

На современном этапе развития вузовского педагогического образования к содержанию обучения будущих учителей математики предъявляется ряд требований. Это обусловлено несколькими причинами. Одна из них государственный стандарт педагога. Согласно ему, учитель  математики должен обладать следующими умениями: формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность; формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример; сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др.; совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся [1].

С другой стороны, и в стандарте высшего образования по направлению «Педагогическое образование» указывается на овладение студентами такими общекультурными компетентностями: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики. [1]

Это означает, что еще в процессе обучения в вузе у студента должен сформироваться определенный уровень общекультурных компетентностей, благоприятствующих становлению выпускника в учителя математики. Это возможно, с пересмотра не только содержания образования, но и целей, и методов.

Наиболее рационально, с позиций взаимосвязи выделенных стандартов, использовать в процессе обучения в вузе контекстный подход.

Контекстное обучение относится к современным образовательным технологиям, одной из главных задач которых является оптимизация преподавания и обучения с опорой не только  на процессы восприятия или памяти, а прежде всего на общение, творческое и продуктивное мышление, профессиональное поведение [2].

Следует отметить, что методы контекстного обучения являются активными методами обучения в вузе. Они ориентированы на то, что знания, умения, навыки даются не как предмет, на который должны быть направлена активность студента, а в качестве средства решения задач деятельности будущего учителя математики.

Основными элементами учебного процесса в вузе для педагогических направлений, на основе контекстного подхода, являются:

1) моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

Например, при изучении дисциплины «Алгебра» студентам может быть предложено такое задание «Дана система линейных уравнений из трех переменных и трех уравнений. Решите систему методом Крамера. Решите систему методом сложения. Сформулируйте плюсы и минусы указанных методов (целесообразнее в таблице). Сравните и обсудите ответы с соседом по парте и дополните свою таблицу. Сделайте вывод о целесообразности использования данных методов.»

При изучении дисциплины «Конструктивная геометрия на плоскости» будущим учителям математики может быть предложено такое задание «Ознакомьтесь с одним из учебников по геометрии 7-9 класс. Выделите те задачи, которые можно решить с помощью циркуля и линейки. Продифференцируйте их (с вашей точки зрения) на две категории – стандартные и требующие дополнительных знаний. Среди  выбранных задач, выделите те, которые можно решить с помощью одной линейки.» [3]

Таким образом, студенту задаются элементы профессиональной деятельности.

2)  основной структурной единицей совместной работы преподавателя и студента становится учебно-воспитательная ситуация или решение учебной задачи. Именно в ходе анализа учебных ситуаций, решения учебных задач, деловых и учебных игр (игры-коммуникации, игры для развития интуиции, игры-рефлексии и пр.) студент формируется как специалист и член будущего преподавательского коллектива. Последнее возможно не только на занятиях по педагогике и психологии, но и на дисциплинах математического цикла.

Например, при изучении дисциплин «Алгебра», «Геометрия» студентам можно предложить написать математическое сочинение по пройденным темам, или совместно с сокурсником выпустить стенгазету. О необходимости выполнять такие задания студентами, говорит тот факт, что прежде чем спрашивать с учеников в школе, необходимо самому сделать тоже самое в процессе обучения в вузе.

Проведение различных внеклассных мероприятий, еще в процессе обучения, позволяет будущему учителю математики, не только попробовать себя в роли разработчика и организатора, но и дают возможность студенту, до прохождения практики, понаблюдать за учащимися в ученической среде.  Поэтому, на наш взгляд, целесообразно вернуть в учебную и внеучебную деятельность студента 1-2 курсов, такую форму работы, как волонтерское движение.

Таким образом, для выполнения требований современного образования и подготовки учителя, способного к реализации школьных стандартов на достаточном уровне, необходимо искать подходы которые еще с первых занятий будут способствовать развитию не только общекультурных и профессиональных компетентностей, но и способствовать становлению будущего учителя математики.


Библиографический список
  1. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) [электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 10.04.2015).
  2. Густяхина В.П. Контекстный подход в профессиональной подготовке будущих учителей /В.П. Густяхина //Современные проблемы науки и образования, 2009. № 2.- с.26
  3. Бердюгина О.Н. Развитие геометрических умений студентов педвуза на основе приемов учебной деятельности в процессе  обучения геометрии : дисс. канд. пед. наук /О.Н. Бердюгина. Тобольск, 2008.


Все статьи автора «Oksana_nik»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: