АГРЕССИВНОСТЬ КАК СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ВИРТУАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ

Зекерьяев Руслан Ильвисович
Крымский инженерно-педагогический университет
Магистрант кафедры психологии

Аннотация
В данной работе проанализированы подходы к определению понятия виртуальной личности, рассмотрена агрессивность виртуальной личности как ее структурный компонент, уровни ее проявления, представлены результаты пилотного эксперимента по определению уровня агрессивности реальной и виртуальной личности и конгрэунтность их переноса.

Ключевые слова: агрессивность, анализ, виртуальная личность, конгруэнтность, пилотный эксперимент, структура, тест, уровень


AGGRESSION AS A STRUCTURAL COMPONENT OF A VIRTUAL IDENTITY

Zekeriaev Ruslan Ilvisovich
Crimean Engineering and Pedagogical University
Master student of the Psychology Department

Abstract
In this paper was analyze the approaches to the definition of virtual personality, presented aggressiveness of the virtual personality as its structural component, the levels of its manifestation, presents the results of a pilot experiment to determine the level of aggressiveness of the real and virtual personality and congruence of their transfer.

Keywords: aggressiveness, analysis, congruence, level, pilot experiment, structure, virtual identity


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Зекерьяев Р.И. Агрессивность как структурный компонент виртуальной личности // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/07/12195 (дата обращения: 01.03.2024).

В современном мире быстрое развитие ИКТ технологий и Интернета в частности начало оказывать сильное влияние на психологическую реальность личности. Если до недавнего времени под виртуальной личностью понимались литературные персонажи, герои кинофильмов, образы в скульптурах и произведениях живописи, то сейчас к этому списку добавились также виртуальные личности – пользователи сети Интернет, взаимодействующие при помощи виртуальных образов.

Несмотря на большое количество исследований по данной теме, отмечено проявление недостаточного количества внимания к виртуальной личности самостоятельному образу, обладающему совокупностью личностных характеристик.

Проблемой определения структуры виртуальной личности занималась А.И. Лучинкина. Анализируя виртуальную личность она выделяет такие ее основные структурные компоненты как виртуальность как личностную характеристику, нормативность и мотивация.

Исследовательницей было отмечено, что создание виртуального образа происходит в результате мотивации репликации себя в любом количестве новых образов, что, по сути, является возможностью прожить несколько жизней. Поскольку в виртуальном мире у человека есть возможность создания любого образа, исследовательница определяет виртуальную личность как желаемый образ, являющийся самопрезентацией личности. В качестве основных характеристик виртуальной личности, А.И. Лучинкина выделяет виртуальность, нормативность в интернет-пространстве, творческую мотивацию [1].

Несмотря на большое количество исследований, связанных с виртуальной личностью, остается открытым вопрос о феномене повышенной агрессивности, который наблюдается у виртуальных образов с девиантной интернет-социализацией, таких как тролли, хакеры и т.д. Мы предполагаем, что для изучения данного явления необходимо исследовать агрессивность в качестве структурного компонента виртуальной личности, поскольку именно она, по нашему мнению, при асоциальной трансформации, может приводить к возникновению вышеописанного феномена.

Под агрессивностью виртуальной личности мы понимаем свойство личности, проявляющееся в готовности к агрессивному поведению, а именно проявлению некоторых его вариаций по классификации Басса-Дарки [2]:

  • Косвенная агрессия – агрессия, которая подтекстно направлена на другую виртуальную личность, либо не имеет направления как такового.
  • Негативизм – оппозиционная манера в поведении, которая выражается как сопротивление установленным традициям в интернет-сообществе.
  • Вербальная агрессия – проявление негативных чувств и эмоций по отношению к виртуальной личности в виде текста, аудио или видеозаписей.

    Исследованию агрессивности посвящены работы таких исследователей как Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М. и Чудова Н.В., которые рассматривали ее в контексте проблемы эмоциональной неадекватности как специфической особенности картины мира человека и говорили о ней как о базовом компоненте пространства восприятия личностных особенностей [3].

    Мы считаем, что исследование агрессивности можно расширить рассмотрением ее в контексте структурного компонента виртуальной личности, потому что в этом подходе можно проанализировать особенности паттерном поведения виртуального образа. Особую актуальность данный подход приобретает в связи с тем, что в контенте виртуального пространства наблюдаются агрессивные компоненты, что способствует формированию девиантных виртуальных личностей на основе отклонений в свойстве агрессии, что может привести к созданию асоциальных образов, таких как тролли, хакеры, буллеры и т.д.

    Целью статьи является анализ агрессивности как структурного компонента виртуальной личности.

    Для исследования агрессивности как структурного компонента виртуальной личности был разработан и апробирован исследовательский опросник, одной из задач которого является определение уровня ее агрессивности. Особую актуальность опросник приобретает благодаря тому, что по его результатам можно выявить у виртуальной личности склонности к формированию девиантного виртуального образа, который будет нести деструктивную функцию в виртуальной среде.

    В пилотном исследовании агрессивности виртуальной личности по предложенному авторскому исследовательскому опроснику приняло участие 100 человек в возрасте от 15 до 35 лет. Выборку составили учащиеся средней школы (31 человек), учащиеся старшей школы (21 человек), студенты высших учебных заведений (17 человек), люди, окончившие высшее учебное заведение (31 человек) (рис. 1).

    Рис. 1. Диаграмма распределения респондентов

    В ходе эмпирической части исследования использовались следующие варианты сбора информации: индивидуальное интервьюирование, групповой опрос, онлайн заполнение опросника.

    В ходе проведенного опроса респондентов были определены уровни агрессивности, для удобства отображенные по дихотомической шкале от 0 до 100, где 0 соответствует практическому отсутствию агрессивности, а 100 – высокому уровню агрессивности.

    В качестве основного опроса, выявляющего показатели агрессивности был блок разработанного нами исследовательского опросника, предлагающих ответить на тезисы одним из вариантов ответа: «Да», «Скорее да, чем нет», «Не знаю», «Скорее нет, чем да» и «Нет». В качестве контрольного опроса, выявляющего показатели агрессивности, выступил модифицированный Л.Г. Почебут тест для диагностики агрессивности Басса-Дарки. Результаты обоих опросов были стандартизированы в коэффициенты по ранговой 100-балльной шкале, благодаря чему можно сравнивать полученные в них результаты, с учетом следующего распределения коэффициентов:

    1. От 0 до 20 – критически низкий уровень агрессивности

    2. От 20 до 40 – умеренно низкий уровень агрессивности

    3. От 40 до 60 – средний уровень агрессивности

    4. От 60 до 80 – умеренно высокий уровень агрессивности

    5. От 80 до 100 – критически высокий уровень агрессивности (рис. 2)

    Рис. 2. Шкала стандартизированных коэффициентов

    Анализ результатов контрольного и основного тестов показал, что респонденты опрошенной выборки имеют преимущественно умеренно низкий уровень агрессивности, практически отсутствуют участники с соответствующими высокими и умеренно высокими показателями. У остальных респондентов были выявлены средний и критически низкий уровни агрессивности (рис. 3).

    Рис 3. Гистограммное распределение коэффициентов основного и контрольного опросов.

    Также была отмечена высокая степень контрастности перехода от уровня к уровню на промежутке показателей от критически низкой до средней отметки наряду с аналогичным плавным сбалансированным спадом на промежутке от среднего уровня до критического высокого уровня агрессивности (рис. 4)

    Рис. 4. Уровневые переходы показателей агрессивности.

    Анализ результатов тестов позволил установить факт достаточно высокой конгруэнтности переноса уровней агрессивности с реальной личности на виртуальный образ, коэффициент которой составил 88%. Средняя конгруэнтность наблюдалась у 12% респондентов. Показатели с низкой конгруэнтностью на данной выборке отсутствуют (рис. 5).

    Рис. 4. Показатели коэффициентов конгруэнтности переноса агрессивности

    Средний коэффициент агрессивности реальных личностей составил 22%, а виртуальных образов – 18%, что говорит о наиболее частой встречаемости у респондентов низкого уровня агрессивности. Разница средних показателей в 4% также говорит об общеаналитической конгруэнтности переноса качеств реальных личностей в их виртуальные образы.

    Выводы. В ходе исследования была проведена апробация ранговой шкалы авторского опросника с уровневыми делениями показателей агрессивности по шкале: критически низкий, умеренно низкий, средний, умеренно высокий, критически высокий. Также было определено, что структура виртуальной личности является сложной системой, состоящей из различных психологических свойств реальной личности, прямо соотносящихся со свойствами реального прототипа. Так, одним из таких качеств является агрессивность, характеризующаяся уровнями ее выраженности у виртуального и реального образов. В ходе исследования было выявлено, что в случае реальных прототипов и виртуальных образов степень выраженности агрессивности является умеренно низкой. Анализ степени конгруэнтности показателей агрессивности показал, что коэффициент соответствия реальной личности виртуальной является достаточно высоким и созданные образы практически идентичны своим прототипам, что также подтверждается корреляционной зависимостью результатов двух опросников с показателем 0,4.


Библиографический список
  1. Лучинкина А.И. Специфика мотивации интернет-пользователей // Перспективы науки и образования. 2014. № 6 (12). С. 105-109.
  2. Опросник А.Басса-А.Дарки – выявление форм агрессивных и враждебных реакций // Мир психологии / Режим доступа: http://www.psyworld.info/oprosnik-bassa-darki.info/oprosnik-bassa-darki
  3. Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М. и Чудова Н.В – Агрессивность и неспособность понимать чужие эмоции // Психологическая наука и образование. 2013. №4. С.97–103.


Все статьи автора «Зекерьяев Руслан Ильвисович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: