ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Гелета Игорь Викторович1, Захарченко Ирина Эдуардовна2
1Кубанский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия, регионального и кадрового менеджмента
2Кубанский государственный университет, студентка экономического факультета

Аннотация
Статья посвящена изучению вопросов повышения конкурентоспособности предприятия. Проанализирована инновационная активность предприятий в России за 2009-2013 гг., представлены способы повышения конкурентоспособности. Рассмотрен механизм установления цены, как один из важных способов повышения конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: предприятие


WAYS TO ENHANCE THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES

Geleta Igor Viktorovich1, Zakharchenko Irina Eduardovna2
1Kuban State University, PhD, assistant professor of business economics, regionaltion and personnel management
2Kuban State University, student of the faculty of economics

Abstract
The paper studies the issues of improving the competitiveness of preacceptance. Analyzed the innovative activity of enterprises in Russia in 2009-2013 years. Presents ways to improve competitiveness. Considered furism pricing as one of the most important ways to improve the competitive enterprisesti.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Гелета И.В., Захарченко И.Э. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/07/12126 (дата обращения: 26.02.2024).

На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает важное место в экономической политике многих государств. Конкурентные преимущества перед соперником становится стратегическим направлением деятельности стран и структур в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. Повышение конкурентоспособности касается всех уровней и сторон: продукции, предприятия, отрасли, региона и страны в целом, при этом значимую роль приобретает конкурентоспособность предприятия как особого звена экономики. Множество различных факторов влияют на конкурентоспособность организаций, но все же главными и определяющими из них являются его способность производить конкурентоспособную продукцию (работы, услуги) и создавать условия для их реализации.

На сегодняшний день, значительные изменения в сфере производства в России происходит на фоне крайне динамичной ситуации в мировом индустриальном секторе, где за последние десятилетия произошли кардинальные перемены как в организации производства на основе современных информационных технологий, так и в технологической и товарной структуре промышленности на основе применения новых материалов. Появляется необходимость создания глобально конкурентоспособного сектора биоэкономики, который наряду с наноиндустрией и информационными технологиями должен стать основой модернизации и построения постиндустриальной экономики. Вступление России в ВТО, формирование единого экономического и технологического пространства в рамках Евразийского союза, формирование экономических регионов на Дальнем Востоке и в западных регионах Российской Федерации создают новые возможности для современных предприятий. Вместе с тем, интенсивная региональная и технологическая интеграция приводят к росту конкуренции за потребителя и ресурсы [1].

Важность исследуемой проблемы конкурентоспособности предприятий, а также заинтересованность государства в решении данной задачи подтверждается Распоряжением Правительства РФ от 01.08.2014 г. № 1447-р «Об утверждении плана реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»». Данный план реализации государственной программы Российской Федерации разработан на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов, данный план направлен на интеграцию усилий государства в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности российских промышленных компаний на внутреннем и мировом рынке.

В современных экономических источниках понятие «конкурентоспособность» связывают с борьбой независимых объектов с целью обладания основными экономическими ресурсами. Конкурентоспособность определяет способность участника рыночных отношений решать задачи, стоящие перед ним в сложившейся ситуации. Необходимо отметить, что одной из важнейших характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности субъектов, является конкурентоспособность. Конкурентоспособность можно рассматривать как способность выдержать конкуренцию, представляющую собой борьбу между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства. Конкуренция является характерным признаком, позволяющим оценить степень развития рынка. О зрелости форм рынка и значительной степени развития рыночных отношений свидетельствует наличие сильного конкурентного влияния.

Рассмотрим один из самых эффективных способов повышения конкурентоспособности современных предприятий, в качестве которого выступают инновации. Инновации, новые идеи часто оказываются более ценными по сравнению с традиционными ресурсами бизнеса (финансы, оборудование, рабочая сила). Так, для обеспечения устойчивой конкурентной позиции необходима постоянная активность предприятий, направленная на усовершенствования конкурентных преимуществ товаров (услуг). Становится более эффективным вкладывать деньги не в традиционные сферы бизнеса, а, например, в идеи, благодаря которым предприятие сможет создать больше преимуществ [6]. Отметим, что инновация может быть определенна как внедрение новых идей в рамках различных сфер деятельности предприятий, направленных на его хозяйственное развитие. На основании официальных данных Федеральная служба государственной статистики России рассмотрим данные об инновационной активности предприятий по субъектам Российской Федерации за период 2009-2013 гг. [2]. Статистические данные свидетельствуют, об увеличении инновационной активности в целом по России, так если в 2009 г. удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в общем числе обследованных организаций составлял 9,3%, то в 2013 г. значение данного показателя увеличилось на 8,6%, и составил 10,1%. Если анализировать по субъектам Российской Федерации, то наибольшая инновационная активность предприятий наблюдается в Сибирском федеральном округе, за период 2009-2013 гг. удельный вес увеличился на 24,66%. Наименьшее увеличение наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе, которое составило 1,72%. Отрицательная динамика отмечается за период 2009-2013 гг. в Приволжском федеральном округе и в Уральском федеральном округе, соответственно на 8,59% и на 5,88%. В целом, в нашей стране за последние пять лет наблюдается повышение инновационной активности предприятий, что является важным фактором увеличения конкурентоспособности современных предприятий.

Так же одним из важных способов повышения способности к конкуренции предприятия является оптимальный механизм установления цены и определение факторов, имеющих влияния на определение цены продукции. Уровень цены реализации прямым образом решает ценовую способность к конкуренции товара. Исходя из целей своей деятельности, продавец товара устанавливает для себя комплекс основных показателей результативности функционирования, которые он собирается достичь. Основываясь на выстроенную систему, определяются задачи, образуя политику ценообразования продавца. Решения поставленных задач и есть механизм ценообразования. Методика процесса ценообразования включает в себя следующие составляющие:

1. Политика цен – общий результат, который продавец собирается, добирается путем продажи своей продукции по установленным ценам.

2. Стратегия ценообразования – это определенный обобщенный план функционирования из комплекса наиболее важнейших решений, вследствие которых ценовая политика осуществляется на практике [3].

Воплощение в реальность политика цен находит в стратегиях ценообразования. При выборе необходимой стратегии продавцу необходимо учитывать совокупность внутренних и внешних факторов, которые определяют процесс ценообразования. Практика показывает – чем точнее будут данные и детальней проанализированы влияющие факторы, тем высокоэффективной и менее рискованный будет выбор стратегии ценообразования. В свою очередь, определенный след оставляет динамическая составляющая развития экономических процессов. Иными словами, для оперативной реакции на минимальные отклонения и изменения в данных факторах, стратегия определения цены должна находиться под регулярным мониторингом [4]. Охарактеризуем наиболее общие и значимые факторы механизма ценообразования (однако, при установке стратегии определения цены каждый производитель должен отталкиваться из своей специфики деятельности и индивидуальных возможностей, потому этот список определяющих факторов не является исчерпывающим и может быть расширен на усмотрение продавца) [5, 7]. Система определения стратегии установления цены состоит из внешних и внутренних факторов. Внешние факторы зависят от следующих составляющих:

-                   целей и задач хозяйствования: максимизации доли рынка, максимизации рентабельности (продаж, активов или собственного капитала), стабилизации рыночной позиции;

-                   показателей хозяйствования организации: уровень доходов, портфель товаров, позиционирование товара на рынке, торговая марка, каналы сбыта, рекламная политика, географическая удаленность от покупателя.

Внутренние факторы зависят от следующих составляющих:

-                   окружения: государство, регулирования цен (прямое, косвенное), социально-политические условия, финансово-кредитная система;

-                   конкуренты: ряд альтернативных товаров, объем предложений, уровень цен, система скидок, сервисное обслуживание, рекламная политика.

-                   покупатели: потребности, требования, выгоды, полезность.

Изучаемые показатели и результаты желательно оформлять в виде таблиц с числовыми данными, тестов, графиков, вопросников и диаграмм. Стратегическое изучение полученных данных может осуществляться на следующих уровнях:

-                   на макроэкономическом уровне, так называемом, макроуровне в рамках внешнеэкономических связей и государства;

-                   на региональном (сегментальном и зональном) уровне, то есть на мезоуровне;

-                   на уровне продавца, то есть на микроуровне.

Важное значение играет определение стратегии установления цена на товар. Охарактеризовать основные направления стратегии определения цены продавца в теоретическом виде возможно в трех вариантах.

1. Цена устанавливается ниже экономической ценности товара, соотношение цена (Р) к ценности (С) меньше единицы (Р/С<1) .

2. Цена устанавливается на уровне экономической ценности товара, соотношение цена (Р) к ценности (С) равна единице (Р/С=1).

3. Цена устанавливается выше экономической ценности товара, соотношение цена (Р) к ценности (С) больше единицы (Р/С>1).

Но такое определение как ценность товара в определенной мере субъективное и зависит от индивидуума и человеческого фактора. Определенно при установлении стратегии ценообразования, конкурентная среда имеет свое влияние, потому безусловно актуально с развитием рыночных отношений сочетание ориентаций как на покупателя, так и на конкурентов. Например, на развитом рынке аналогичного ряда продукции в среде жесткой конкуренции, такое определение как экономическая ценность тождественно цене конкурентов. В экономической литературе употребляется разная терминология в обозначении стратегий ценообразования. Нередко термин «метод» или «подход» описывает логический смысл стратегий установки цены. Многоаспектность экономических ситуаций, условия функционирования продавца, спрос покупателей просит дополнительной корректировки стратегий ценообразования в целях конкуренции. Систематизация главных стратегий установления цены подразделяется на две основные стратегии:

-                   стратегия конкурентного ценообразования (стратегия премиального ценообразования, стратегия ценового прорыва, нейтральная стратегия ценообразования);

-                   стратегия дифференцированного ценообразования (стратегия ценовой дискриминации, стратегия географического ценообразования).

Как правило, лишь совмещение стратегий дифференцированного и конкурентного ценообразования, опираясь на конкретные условия функционирования, обеспечивает высокоэффективность системы мер и действий по определению и управлению ценами. Систематизация стратегий ценообразования дает возможность с минимальными рисками разработать план функционирования, оценить потребности и возможности всех субъектов процесса ценообразования, и тем самым увеличить конкурентное преимущество предприятия в сравнении с конкурентами. И в тоже время необходимо учитывать, что несмотря на стратегии низких цен, дифференциацию продуктов и услуг, инновации являются ключевым фактором конкурентоспособности предприятия.


Библиографический список
  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 Система ГАРАНТ: Электронный ресурс: http://base.garant.ru/70643464/#block_45#ixzz3VQuRmJAk
  2. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика Эффективность экономики России. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/efficiency/#
  3. Бочкарев И.И., Быков В.А. Стратегический маркетинг: учебное  пособие. М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2013. 259 с.
  4. Вахрушина М. А. Стратегический маркетинг: учебное пособие. М.: Омега, 2013. 630 с.
  5. Гуськова Т.Н., Гусейнова А.А. Пути повышения достоверности в маркетинговых исследованиях. Научное издание. IV Международная научно-практическая конференция «Экономика и управление: Новые вызовы и перспективы» 29-30 апреля 2013 г. М., 2013.С. 230-233.
  6. Дедкова И.Ф., Емтыль А.А. Ключевые факторы повышения конкурентоспособности предприятия в условиях информационного общества//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 7-1. С. 159-162.
  7. Дивеева С. А. Эффективность ценообразования как фактор конкурентоспособности предприятия// Молодой ученый. 2014. №4.2. С. 121-125.


Все статьи автора «Захарченко Ирина Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: