СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МОДЕЛИ АДАПТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Свинаренко Владимир Геннадьевич1, Бокова Екатерина Васильевна2, Криулькин Иван Вячеславович3
1Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), г. Москва, начальник информационно-аналитического отдела Управления научных исследований
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
3Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по регби «Буревестник», г. Новокузнецк, тренер-преподаватель по регби

Аннотация
В статье раскрыта возможность социализации личности, имеющей отклонения в развитии и здоровье, включенной в систему непрерывного профессионального образования, обеспечивающего личности оптимальное понимание задачи развития и самоутверждения, самореализации и самосовершенствования, верифицирующих качество и направленность воспитательно-образовательных и профессионально-трудовых отношений. Определение и детализация адаптивного и акмепедагогического подходов в структуре социализации личности, имеющей дефекты развития и здоровья, определяют возможность оптимальной организации адаптивной педагогической практики и воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели поликультурной социализации.

Ключевые слова: адаптивное знание, культура самостоятельной работы личности, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогическая практика, социализация


SOCIALIZATION AS A CONDITION OPTIMUM FOR THE REPRODUCTION OF SOCIAL AND PROFESSIONAL RELATIONS IN MODELS OF ADAPTIVE TEACHING PRACTICE

Svinarenko Vladimir Gennadievich1, Bokova Ekaterina Vasilievna2, Kriulkin Ivan Vyacheslavovich3
1National research nuclear University «MEPhI» (MEPhI), Moscow, head of information-analytical Department of the office of scientific research
2Novokuznetsk branch of the Institute of FGBOU VPO "Kemerovo state University, Novokuznetsk, student
3Specialized youth sports school of Olympic reserve in Rugby "Burevestnik", Novokuznetsk, teacher and coach in rugby

Abstract
The article shows the possibility of socialization with abnormal development and health, included in the system of continuous professional education, providing the optimum understanding of personality development and self-affirmation, self-realization and self-improvement, verifying the quality and direction of educational and professional-labor relations. The definition and detail adaptive and acme-pedagogical approaches in the structure of socialization that has defects in development and health, determine the optimal organization of adaptive teaching practice and reproduction of social and professional relations in the model of multicultural socialization.

Keywords: adaptive knowledge, culture self-dependent work personality, education, pedagogical practice, socialization, teaching activities, training


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Криулькин И.В. Социализация как условие оптимального воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели адаптивной педагогической практики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/07/12113 (дата обращения: 23.02.2024).

Социализация как категория современного социально-педагогического и профессионально-педагогического знания – уникальный объект и предмет научно-педагогической мысли и практики. Система непрерывного профессионального образования как гарант стабильного развития, реализации идей гуманизма и конкурентоспособности личности педагога определяет перспективы использования научно-педагогической практики получения профессионально-педагогического образования лицами, имеющими дефекты развития и здоровья, и инвалидами. Возможность повышения качества профессионально-педагогического образования в модели управления [1] является актуальной, объективной и полидетерминируемой характеристикой и проблемой современных воспитательно-образовательных отношений и исследуемого педагогического процесса, влияющего на жизнеспособность и состоятельность личной практики будущего педагога и общества в целом.

Возможность поиска оптимальных условий развития личности в обществе и, как следствие, позитивной и продуктивной социализации для различных категорий обучающихся, определяемых в модели нормального распределения способностей [2], обеспечивает современной педагогической практике реализацию принципов образования в соответствии с законом «Об образовании», а также ситуативную коррекцию программно-педагогического обеспечения среднего и высшего образования обучающихся, имеющих дефекты развития и здоровья, предопределяющих повышение качества современного образования и самочувствия личности, включенной в систему профессионального образования и профессионально-трудовых отношений.

Опираясь на работу [3], можно, в нашей ситуации, продолжить идею детерминации социального благополучия личности, имеющей дефекты развития и здоровья, через гибкое, продуктивное, своевременное освоение обучающимися, имеющими дефекты развития и здоровья, определенного уровня качества современного образования в условиях реализации ФГОС, а педагогическими работниками общеобразовательных организаций инновационных возможностей детерминации, оптимизации и верификации качества современного образования в условиях реализации ФГОС. В таком понимании социализация и педагогическая поддержка личности, имеющей дефекты развития и здоровья, являются составными частями современной педагогической практики в определении и решении задач развития личности, имеющей дефекты развития и здоровья.

Педагогическая поддержка – совокупность разработанных и реализуемых положений построения педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия, в структуре которых педагог определяет проблемы и создает условия для эффективного совместного решения выделенных противоречий и проблем, поставленных задач и цели, системно верифицирующих возможность оптимизации развития и личности, и общества в модели здоровьесбережения и гуманизма.

Педагогическая поддержка обучающегося, имеющего дефекты развития и здоровья, – комплекс мер профилактики и реализуемых условий фасилитации включения личности, имеющей дефекты развития и здоровья, в систему социальных и социально-профессиональных отношений, обеспечивающих личности востребованность в социально-образовательном пространстве и профессионально-трудовых отношениях, системно верифицирующих возможность реализации политики современного образования и трудового права личности, имеющей дефекты развития и здоровья (инвалидов).

В мультикультурном обществе [4] проблема самостоятельности и продуктивности [5-9] определяет все составные дидактики профессионального образования и трудовых отношений, специфика определения возможностей выявления и реализации педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу [7] рассмотрена, но, к сожалению, не разработана еще практика включения лиц, имеющих ограничения и дефекты в развитии и здоровье. Для оптимальной, продуктивной социализации обучающийся, имеющий дефекты в развитии и здоровье, должен быть включен во все виды профессионально-педагогической деятельности, для этого необходимо построить и реализовать верифицируемую и корректируемую практику организации продуктивной самостоятельной работы студентов-педагогов [6], определить программно-педагогическое обеспечение образовательного процесса, в котором будущий педагог, имеющий дефекты развития и здоровья, был бы включен в реализацию всех функций профессионально-педагогической деятельности (воспитательная, образовательная, развивающая, ценностно-смысловая, здоровьесберегающая, культурно-просветительская, досуговая, мотивационно-конструктивная, научно-педагогическая [5] и пр.) с учетом дефекта и способности быть включенным в ту ли иную деятельность.

Научно-исследовательская работа будущего педагога по физической культуре – уникальная область различных направлений подготовки, верификация возможности качества включения в научно-исследовательскую работу будущих педагогов по физической культуре описана в работе [5], принимая во внимание, что такая практика в НФИ КемГУ осуществляется со всеми категориями студентов, в том чисел и студентами-параолимпийцами, что в последствии и определяется в уровне выполнения выпускной квалификационной работы [8].

Специфика организации научно-педагогической работы в структуре включения личности, имеющей дефекты развития и здоровья, в систему непрерывного профессионального образования [9] – одна из важных задач современной школы, именно в реализации идей научного познания и самопознания обучающийся-инвалид определяет в системе современного образования психотерапевтическую и дидактико-гносеологическую продёржку, определяющую возможность продуктивного становления и способность быть позитивно принятым в обществе (функция социализации).

Социализация как процесс и ресурс развития обучающегося-инвалида в системе профессионально-педагогического образования – наиболее оптимальная практика социализации. Нет более гибкого и гуманного знания в современной системе социальных отношений, чем практика познания педагогической деятельности и основ педагогической рефлексии, преломленной через личный опыт и совокупность физических дефектов, являющихся зачастую причинами и следствиями вторичных дефектов развития личности. Для оптимального развития личности, коррекции и нивелирования дефектов педагогическое образование создает условия для самопознания и саморазвития каждого человека, являющегося уникальной ценностью и целью всех преобразований в обществе.

В структуре организации профессионального образования Кемеровской области [10] заявлена проблема решения задач развития личности в модели рыночных отношений и культуре профессионально-педагогического труда, где также не определены пока возможности развития педагога-инвалида, получающего профессионально-педагогическое образования и определившего свой жизненный путь в системе современного непрерывного профессионального образования.

В структуре работы [11] можно выделить общефилософскую практику определения социальных функций научного знания, в нашей ситуации мы могли бы уточнить, что любое знание, направленное на повышение роли и места науки в обществе, облегчает жизнедеятельность и сотрудничество, определяет перспективность социальных отношений как кладези неустанно эволюционирующей (развивающейся) ноосферы. В таком понимании профессионально-педагогическая культура [12-13] рассматривается нами как продукт всех гуманно-личностных преобразований, определяющих возможность развития личности в модели современного инклюзивного и профессионального образования, создающего условия для самовыражения и самореализации, социализации и общения личности, определяющей свои способности и корректирующей свою самооценку, уровень притязаний, повышающих качество решения детерминируемых задач и пр.

Для оптимизации качества решения определяемых профессионально-педагогических задач можно использовать методы продуктивной педагогики [14], совокупность которых можно использовать для всех категорий обучающихся. Системность поиска определяет возможность модификации педагогических методов, а также определения новых методов и педагогических средств, для этого используется метод педагогического моделирования [15].

Педагогическое моделирование в верификации качества социализации [16-18] определяет потребность и возможность поиска новых педагогических средств [19], обеспечивающих своевременное решение тех или иных профессионально-педагогических задач, для этого же используют педагогическое моделирование [19], включая его для верификации качества тех или иных составных профессионально-педагогического знания, фасилитирующего получение того или иного объективно высокого результата труда. В таком понимании культура самостоятельной работы [20] является продуктом социализации и образования, профессионального труда и общения.

В ресурсах формирования культуры самостоятельной работы определена технология формирования культуры самостоятельной работы, определяющая возможность развития личности в модели учета потребностей всех трех групп обучающихся, определяемых на кривой нормального распределения способностей. Одной из таких технологий является технология системно-педагогического моделирования [21], определяющая перспективность развития личности в поликультурном, полисубъектном пространстве. В модели формирования личности немаловажное место уделяется выбору направления и реализации идей того или иного методологического подхода [22], определяющего системность решений в организации обучения [23] и образования.

Модель современного образования определяет своей потребностью включение инвалида в систему воспитательно-образовательных отношений, а затем и профессионально-трудовых. В практике получения профессионально-педагогического образования обучающимися-инвалидами в НФИ КемГУ и Новокузнецком училище олимпийского резерва получены положительные результаты.

Система профессионально-педагогического образования и формируемые у будущих педагогов качества обеспечивают реализацию принципов и идей современного образования, где поддержка как механизм социальной защиты и реабилитации не может быть теоретической, в таком понимании практика позволяет многомерно подойти к определению и решению задач несоответствия образовательных ресурсов потребностям обучающихся и профессионально-педагогических отношений.

В многомерном поиске появляются новые формы и методы, педагогические технологии и учебники, определяющие своей задачей включение в целостный педагогический процесс всех желающих, в том числе и обучающихся-инвалидов.

В такой практике уточним понятие «социализация» и определим перспективность реализации нашей работы.

Социализация – продукт современного образования, в структуре которого непрерывное профессиональное образование учитывает возможности инклюзивной практики и потребности всех субъектов социально-образовательного континуума, верифицирующего идеи гуманизма и продуктивности, конкурентоспособности и трудовой занятости, определения и решения задач развития общества и личности, предопределяющих успешность и востребованность личности и гибкое развитие общества как живого организма, детерминируемого через идеи ноосферы и ноологии, определяющих здоровье и здоровый образ жизни – смыслополагающими приоритетами развития личности и общества.

Культура здоровья [24] и культура самостоятельной работы [20-23] – два направления современной ноологии и культурологии, профессиональной педагогики и педагогики развития, в ресурсах которых необходимо определить возможность и разработать программно-педагогическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности и педагогической практики обучающегося-инвалида, получающего образование в структуре направления подготовки 44.0*.01 – Педагогическое образование.


Библиографический список
  1. Сахьянов Л. Н. Управление качеством образовательного процесса как педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. 2013. № 1 (129). С. 144-149.
  2. Козырева О.А. Специальная педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов специальности «033100-Физ. культура». Новокузнецк : КузГПА, 2010. 114 с. [+CD].
  3. Красношлыкова О. Г., Черемисина В. Г. Повышение профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций в условиях реализации ФГОС // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 1 (17). С. 37-42.
  4. Кокаревич М. Н. К проблеме построения мультикультурного общества // Вестник ТГПУ. 2013. № 9 (137). С.207-210.
  5. Дьячков В.А. Особенности организации учебной и научно-исследовательской работы студентов-педагогов по физической культуре // Science Time. 2014. № 2 (2). С. 15-34.
  6. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  7. Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Т.3. С. 63-67.
  8. Угольникова О.А., Зубанов В.П. Выпускная квалификационная работа будущего педагога по физической культуре как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С. 76-89.
  9. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного проф. образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с.
  10. Касаткина Н. Э., Пахомова Е. А., Руднева Е. Л. Организация профессионального образования Кемеровской области в условиях рыночных отношений // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 1 (17). С.6-13.
  11. Шестакова М. А. Социальные функции научного знания. К дискуссии об интеллектуалах // Вестник ТГПУ. 2015. № 5 (158). С.128-134.
  12. Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. №9.  С.79-83.
  13. Свинаренко В. Г. Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 133-136.
  14. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
  15. Козырева О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен : курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  627 с. [+CD].
  16. Дробышев В.В., Похоруков О.Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 5-10.
  17. Зубанов В.П., Руденко Е.Н., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 (39). С. 21-23.
  18. Базарный К.Г., Седова К.С., Зубанов В.П. Специфика детерминации основ социализации, саморазвития и самореализации в структуре изучения возможностей педагогики спорта // Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С. 55-62.
  19. Дорофеев М.В., Дорофеева Н.В., Козырева О.А. Возможность и качество моделирования дефиниций и педагогических средств будущими педагогами по ФК как социально-педагогическая проблема // Гуманит. научные исследования. 2014. №12-1(40). С.140-143.
  20. Редлих С.М., Козырева О.А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
  21. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  22. Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал.  2011. № 6. С.54-73.
  23. Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011.  363 с.  ISBN 978–5–7148–0360–4.
  24. Галынская Е. Н., Казин Э. М., Богданова Л. А. Формирование культуры здоровья обучающихся // Проф. образование в России и за рубежом. 2015. № 1 (17). С.47-52.


Все статьи автора «Бокова Екатерина Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: