Введение
Вопреки тому, что впервые тема школьных портфолио в российском образовательном сообществе прозвучала в 2003 году, до сих пор по поводу этого документа ведется множество споров. Российские школы относятся к портфолио по-разному: в одних местах учеников и их родителей принуждают в общем порядке заводить портфолио, в других местах это остается добровольным решением. Так что же все – таки такое портфолио ученика?
Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся[2].
Для накопления содержимого портфолио ученику приходится прикладывать множество усилий.
Содержимое портфолио собирается не один год, а на протяжении всего периода обучения.
Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность[1].
Основная часть
Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной, основной и средней школы по итогам обучения на соответствующем этапе образования.
На первом этапе (начальная школа) важные задачи портфолио ученика:
- привитие обучающимся навыков самооценки;
- привлечение внимания родителей к успехам детей и их взаимодействие с учителями и учащимися;
- сбор информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности;
- реальная оценка готовности перехода ребенка в среднее звено[5].
На втором этапе (средняя школа) важные задачи портфолио ученика:
- сбор информации об образовательных достижениях в различных видах деятельности;
- повышение образовательной и общественной активности, осознание своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств;
- определение дальнейшего профиля обучения[5].
На третьем этапе (старшая школа) важные задачи портфолио ученика:
- является инструментом профилизации обучения
- создание индивидуальной образовательной траектории ученика,
- отражает результаты индивидуальной образовательной активности, степени развитости, воспитанности и социализированности личности обучающегося[5].
Наиболее важным портфолио становится в старших классах, именно поэтому мы и рассмотрим его создание.
Строгих ГОСТов по созданию портфолио пока не существует. Рассмотрев типовые шаблоны портфолио старшеклассника можно выделить 12 основных страниц:
-
Резюме;
В Резюме описывается: ФИО, дата рождения, место рождения, гражданство, домашний адрес, E-mail, место учебы (полное название и адрес), класс.
-
Содержание портфолио;
-
Цель составления портфолио;
-
Автобиография;
Школьник в свободной форме описывает свою краткую автобиографию. В автобиографии описываются основные события из жизни школьника, его отношение к ним и выводы, следующие из этих событий.
5. Общее среднее образование. Прописываются:
-
Годы учёбы;
-
Номер школы и город;
-
Класс.
6. Портфолио документов. Прописываются:
-
Название официального документа;
-
Время и место получения документа.
7. Курсы по выбору. Прописываются:
-
Дата начала и окончания курсов;
-
Название курса;
-
Объем курса;
-
Наименование организации.
8. Олимпиады. Прописываются:
-
Уровень олимпиады;
-
Предмет;
-
Занятое место.
9. Конкурсы. Прописываются:
-
Уровень конкурса;
-
Название конкурса;
-
Занятое место.
10. Участие в школьных мероприятиях. Прописываются:
-
Дата;
-
Мероприятие;
-
Исполняемая роль.
11. Исследовательская деятельность. Прописываются:
-
Уровень;
-
Название работы;
-
Наименование грамоты, диплома и др. документов.
12. Дополнительное образование. Прописываются:
-
Годы учёбы;
-
Наименование учреждения;
-
Предмет.
К каждому документу в портфолио прикрепляются подтверждающие документы, грамоты, дипломы, фото, видео и т.д.
Существуют два вида портфолио: бумажное и электронное. Поскольку Интернет с каждым днем все сильнее вливается в нашу жизнь, то электронные портфолио буквально вытесняют бумажные. К тому же, бумажные портфолио имеют много минусов, по сравнению с электронным. Например:
нет возможности представления мультимедийной информации (фото, видео, звуковые записи); существует вероятность допустить ошибки в оформлении и не указать важную информацию; недоступность для большого количества работодателей (приходится делать много копий). На сегодняшний день для создания электронных портфолио применяют различные технологии. Наиболее простой и оптимальной являются веб-приложения[3].
Рассмотрим создание портфолио школьника старших классов в конструкторе сайтов Jimdo.
Конструктор сайтов — такой онлайн – сервис, при помощи которого любой желающий может создать свой сайт, не обладая никакими специальными знаниями. Создание дизайна, наполнение контента и редактирование сайта происходит в браузере компьютера, а многочисленные модули можно легко передвигать по сайту одним кликом мыши.
Для конструктора сайтов не требуется специального программного обеспечения. Необходимым для создания сайтов является наличие доступа в Интернет и браузера компьютера.
Jimdo — популярный конструктор сайтов, который в 2004 году создали: Кристиан Спрингаб (Christian Springub), Маттиас Хенце (Matthias Henze) и Фртиьёф Детцнер (Fridtjof Detzner).
На Jimdo создается собственный сайт. Пользователю будут доступны:, загрузка картинок, 11 языковых версий, flash- и html-галереи, гостевая книга, блог, интеграция с социальными сетями (Вконтакте, Twitter, Facebook), загрузка youtube-видео, комментарии, интернет-магазин. Огромным преимуществом Jimdo является то, что сайт можно создавать без каких – либо навыков программирования. Существует несколько версий сайтов: бесплатная версия (Jimdo Free, 500 Мбайт), профессиональная (Jimdo Pro, €60 в год, отдельный домен, и отсутствие встроенной рекламы), и деловая (Jimdo Business, €180 в год, быстрая техническая поддержка, неограниченное количество товаров во встроенном интернет – магазине) [4].
Jimdo — это облачный сервис, где в браузере можно легко и быстро создавать сайты и управлять ими. Для создания сайтов на Jimdo знания HTML, CSS и программирования абсолютно не пригодятся. Также для Jimdo уже существует мобильное приложение для iOS и Android.
На Jimdo создаются сайты различной тематики: сайты образовательных учреждений, сайты портфолио,
сайты-визитки, сайты фотографов, интернет-магазины и др. По данным на май 2015 года на платформе Jimdo создано более 12 500 000 сайтов.
Особенность Jimdo — простота использования и редактируемые дизайнерские шаблоны[4].
Создание сайта начинается с выбора шаблона. Выбранный шаблон сайта определяет вид и расположение областей контента на сайте. Для пользователей любой версии Jimdo существует огромный выбор готовых шаблонов, отвечающих современным стандартам HTML5 и CSS3. Примеры шаблонов показаны на рисунке 1.
Рис.1 – примеры шаблонов на Jimdo
Все шаблоны сайтов на Jimdo состоят из пяти основных блоков:
-
шапка сайта;
-
навигационное меню;
-
область основного контента (содержания);
-
сайдбар (боковая панель);
-
футер (подвал сайта)[4].
Расположение блоков показано на рисунке 2.
Рис. 2 – Расположение блоков на Jimdo
Шапка сайта – область, которая расположена наверху сайта. В шапке расположено название сайта. В некоторых шаблонах в этой области будет отображаться то изображение, которое Вы установили в качестве собственного фона.
Для того, чтобы изменить фон страниц сайта, необходимо нажать на кнопку “Шаблон” или «Стиль» в панели управления сайтом и выбрать вкладку «Фон». В качестве фона можно установить собственное изображение или видео, а также выбрать одну из предложенный картинок или узор. Примеры изображения фона показаны на рисунке 3.
Рис.3 – Выбор изображения фона
Ссылки на все страницы вашего сайта содержатся в навигационном меню. На Jimdo есть возможность создать до трех уровней навигации, в зависимости от выбранного шаблона отображение подуровней будет различным: или в боковой панели, или на следующей строке, или в виде выпадающего меню.
Область контента является основной областью сайта, ее содержимое наполняется с помощью модулей
«Текст» и «Изображение». Модули, содержащиеся в области основного контента, отображаются не на всех страница сайта, а только на тех, где их установили. Используя редактор стиля можно изменить цвет фона области основного контента (содержания), а также установить прозрачность фона этой области. Для этого нажимаем на раздел «Стиль» в панели управления сайтом и кликаем на фон области.
В основной контент можно добавить основные и дополнительные модули (Рис.4).
Основные модули:
-
Заголовок;
-
Текст;
-
Изображение;
-
Изображение в тексте;
-
Галерея изображений;
-
Разделитель;
-
Интервал;
-
Колонки;
-
Видео;
-
Кнопка;
-
Товар;
-
Поделиться.
Дополнительные модули:
-
Карты Google;
-
Загрузка файлов;
-
Гостевая книга;
-
Каталог товаров;
-
Widget/HTML;
-
Формуляр;
-
Таблица;
-
Facebook;
-
Twitter;
-
Google+;
-
RSS Feed;
-
Flash;
-
Jimdo.
Рис.4 – Модули контента на Jimdo
В боковую панель, или как её называют сайдбар, тоже можно добавлять различные модули с информацией. Боковую панель стоит использовать для размещения наиболее важной информации, поскольку она будет отображаться на всех страницах сайта. В зависимости от выбора шаблона сайдбар будет расположен сбоку, либо снизу сайта.
Подвал сайта, или как его называю Футер – область, расположенная внизу каждой страницы. В футере расположена ссылка входа в режим редактирования сайта и другие ссылки на важные страницы.
На рисунке 5 показан пример создания портфолио школьника по данной инструкции[6].
Рис.5 – Пример портфолио школьника (вид главной страницы) на Jimdo
Подводя итоги можно сказать, что портфолио помогает в решении многих спорных вопросов (при поступлении в старшие классы – определить профориентацию, при поступлении в ВУЗ – правильно выбрать факультет). На сегодняшний день портфолио достаточно весомый показатель любого ученика, начиная с начальной школы и заканчивая старшими классами. У учеников есть стимул стремиться развиваться дальше и наполнять своё портфолио.
Поскольку прогресс не стоит на месте, то целесообразнее всего создавать свое портфолио в электронном виде, так как оно имеет значительные преимущества по сравнению с бумажным:
-
Простота создания: не нужно использовать бумагу (все будет храниться в электронном виде), изучать литературу по созданию портфолио, подготавливать большое количество копий (доступ будет доступен из любого места, где есть Интернет) .
- Внедрение мультимедиа
-
Грамотность оформления: электронные системы проверки на орфографию и пунктуацию не позволят вам допустить ошибок при создании портфолио; при использовании разнообразных шаблонов, которых огромное количество на сайтах, можно безошибочно составить грамотное портфолио.
Если Вы хотите создать свое портфолио максимально быстро и качественно, то конструктор сайтов является оптимально простым способом для создания портфолио.
Библиографический список
- Макашова В.Н. Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования. Диссертация на соискание степени канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. -190 с.
- Макашова В.Н., Старков А.Н., Чусавитина Г.Н. Информационные системы и технологии [Текст]: практикум. – Магнитогорск, 2011.- 188 с.
- Новикова И.Н. Использование информационных технологий в системе управления общеобразовательным учреждением. // Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 10-13 марта 2015г.// ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2015. –С. 379-383.
- Официальный сайт Jimdo: http://ru.jimdo.com/
- Положение о портфолио учащегося. Режим доступа: http://festival.1september.ru
- Пример портфолио школьника. Режим доступа: http://portfoliosh.jimdo.com/
- Разинкина Е. М. Порталы как средство сетевого сотрудничества: монография/Е. М. Разинкина, В. Н. Макашова, 3. М. Уметбаев, И. В. Суколенов. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2006. -144 с.
- Чусавитина Г.Н., Макашова В.Н.. и др. Повышение конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города. Монография. Под ред. Г.Н. Чусавитиной. -Магнитогорск: МаГУ, 2010. -158 с.