РОЛЬ КУРАТОРА НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ ГРАЖДАНСКОГО ВУЗА

Поршнева Елена Геннадьевна1, Родионов Вячеслав Адольфович2
1Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», кандидат педагогических наук, доцент военной кафедры Военно-воздушных сил факультета военного обучения Института военно-технического образования и безопасности
2Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», кандидат технических наук, доцент, начальник факультета военного обучения Института военно-технического образования и безопасности

Аннотация
В статье рассмотрена кураторская деятельность на военной кафедре гражданского вуза с позиций личностно-ориентированного подхода. Выделены цели и задачи воспитательной деятельности куратора, критерии эффективности воспитания. Отмечена роль куратора учебного взвода военной кафедры, состоящая в формировании: военно-профессиональных компетенций; профессионально значимых личностных качеств студентов; высоких патриотических, морально-психологических и нравственных качеств; чувства офицерского долга, чести, гордости; здорового образа жизни; воинской вежливости и дисциплины; уважения, доброжелательности, толерантности к людям других национальностей и др.

Ключевые слова: военная кафедра, куратор, личный состав учебного взвода, патриотизм


TUTOR'S ROLE AT THE MILITARY SUB-FACULTY OF A CIVIL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Porshneva Elena Genadievna1, Rodionov Vyacheslav Adolfovich2
1Federal State-Funded Autonomous Educational Institution of Higher Vocational Education «Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University», candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Air Force Military Subfaculty of the Military Training Department of the Institute of Military Engineering and Safety Research
2Federal State-Funded Autonomous Educational Institution of Higher Vocational Education «Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University», candidate of technical sciences, associate professor, Head of the Military Training Department of the Institute of Military Engineering and Safety Research

Abstract
The article deals with tutorship at a military sub-faculty of a civil higher education institution from the viewpoint of the person-centered approach. It outlines the goals and objectives of tutor's educational work and criteria for efficient mentoring. The authors emphasize the role of the tutor of an academic troop of a sub-faculty that implies forming of: professional military competence; students' personal traits relevant for profession; highly patriotic, moral and psychological qualities; sense of officer's duty, honour and pride; healthy lifestyle; military courtesy and discipline; respect, amiability, tolerance to people of other nationalities, etc.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Поршнева Е.Г., Родионов В.А. Роль куратора на военной кафедре гражданского вуза // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/07/11948 (дата обращения: 10.03.2024).

Современный этап развития России характеризуется реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) и модернизацией системы образования. Изменения в сфере российского высшего образования направлены на повышение готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности, а также на создание условий для формирования творческого потенциала учащихся, развития активной учебной деятельности, способности к самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию, самостоятельности.

В условиях модернизации системы образования, в частности, высшей военной школы Российской Федерации, особую актуальность приобретают задачи подготовки кадровых офицеров и совершенствование подготовки офицеров запаса в гражданских вузах в связи с повышением требований к уровню профессиональных знаний, умений и навыков, а также с изменением формируемых профессионально значимых личностных качеств.

Целью и результатом обучения является формирование готовности выпускников военных кафедр к профессиональной деятельности, т.е. целостного комплекса свойств личности на основе профессиональных знаний, умений и навыков, которые в нужный момент и в разных условиях преобразуются обучающимися в соответствии с задачами учебной (или далее профессиональной) деятельности в уверенные действия, приводящие к профессиональной самореализации, личностному самосовершенствованию и саморазвитию [1]. Следовательно, на основе профессионально важных знаний, умений и навыков формируется личность, способная к решению практических учебных и профессиональных задач [2].

Таким образом, офицер запаса должен быть всесторонне развитой личностью с высоким уровнем общей и военно-технической культуры, быть физически подготовленным и обладать высокими патриотическими, морально-психологическими, нравственными качествами и способностями к выполнению обязанностей военной службы.

Особенности современного этапа развития Вооруженных Сил Российской Федерации характеризуются возрастание роли индивидуально-воспитательной работы среди личного состава. В этой связи одним из перспективных направлений совершенствования учебного процесса является кураторское сопровождение студентов.

Куратор – организатор учебного коллектива, постоянный консультант студентов по проблемам учебной деятельности, профориентации, взаимоотношений с преподавателями и другими студентами [3]. В современной педагогике кураторов называют тьюторами (от. англ. – tutor, от лат. –  tueor – наблюдаю, забочусь).

Назначение кураторов на факультете военного обучения Института военно-технического образования и безопасности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» осуществляется из профессорско-преподавательского состава (офицеров запаса) приказом начальника факультета военного обучения из расчета – один куратор на учебный взвод, состоящий из 20-25 студентов. На кураторские должности назначаются компетентные офицеры запаса, имеющие длительный опыт военной службы по военно-учетным специальностям, обладающие педагогическим мастерством, сформированным многолетним учебным и воспитательным процессом с личным составом подчиненных подразделений.

Особое значение в условиях военной кафедры приобретает такой объект как воинский коллектив, а именно – учебный взвод. Следовательно, воспитание военнослужащих с помощью кураторов – одно из приоритетных направлений служебной деятельности профессорско-преподавательского состава военной кафедры гражданского вуза.

Следует отметить, что в отличие от «гражданских» академических групп, за которыми также закреплены кураторы, учебные взвода с кураторами составляют практически единое целое. Кураторская работа на военной кафедре проводится не формально, наоборот – будущий куратор еще в ходе конкурсного отбора новых студентов на факультет военного обучения активно занимается агитационной и профессионально-ориентационной работой, а на первой лекции «Введение в специальность» до студентов доводятся особенности обучения на военной кафедре, связанные с определенным распорядком дня, требованиями Уставов ВС РФ, изучением реального вооружения и военной техники.

Неотъемлемой частью образовательного процесса является разработка и реализация комплекса учебно-методических мероприятий с учетом индивидуальных особенностей студентов. Развитие (в том числе, саморазвитие) личности учащегося как субъекта образовательного процесса, приоритет индивидуальности, приоритет инициативности и самостоятельности в обучении, учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей составляют основные положения личностно-ориентированного подхода [4]. Куратору следует прививать студентам навыки самовоспитания, самообучению, саморазвития, самосовершенствования для постоянного и всестороннего развития личности. Эффективность самостоятельной работы достигается путем систематического ее проведения, поскольку является одним из основных элементов учебного процесса, внесенного в распорядок дня на военной кафедре гражданского вуза.

При организации процесса обучения одна из главных задач преподавателя состоит не в принуждении, покорности и подавлении инициативы учащихся, а в помощи студентам учиться, обеспечивая при этом взаимоуважение участников учебного процесса. Осуществляется переход на субъект-субъектное взаимодействие студентов и офицеров-кураторов, где студент военной кафедры – активный участник процесса обучения и воспитания. Только при таком взаимодействии обучающего и обучающегося возможно повысить эффективность учебного процесса на военной кафедре и качество подготовки офицеров запаса.

Кураторы учат будущих защитников Отечества не только основам военно-учетной специальности, но и чувству патриотизма, без которого невозможно развитие любого человека. Как говорил наш президент В.В. Путин: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго не обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем» [5]. Работа куратора неотрывно направлена на формирование любви к Отечеству, государственно-патриотического сознания, нравственной позиции, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам и их офицерскому корпусу [6].

Методы и формы обучения на военных кафедрах отличаются от традиционных занятий на кафедрах вуза. Задача куратора состоит также в помощи прохождения периода адаптации к особенностям обучения на военной кафедре.

Куратор учебного взвода регулярно проводит анализ и подводит итоги текущей и промежуточной аттестации для выявления и устранения учебно-воспитательных проблем. По результатам оценки учебной успешности, посещаемости, дисциплины, выполнения нормативов по стрелковой, строевой и физической подготовкам и др. куратор может объявить поощрение или наложить взыскание студентам курируемого взвода.

Благодаря куратору достигается активное взаимодействие преподавателей военной кафедры и студентов курируемого взвода, а также с руководящим составом факультета военного обучения. Для формирования культуры служебных отношений у студентов военных кафедр куратор обязан быть личным примером воинской дисциплины, выполнения служебного и воинского долга, выбора эффективного подхода к обучению и воспитанию с учетом индивидуально-личностных особенностей студентов. Кураторская работа должна осуществляться систематично и последовательно.

На студентов куратор оказывает индивидуальное и коллективное воздействие. Стоит отметить, что куратор назначает командный состав учебного взвода (командира взвода, его заместителя и трех командиров отделений) из числа студентов. При воспитательной деятельности учебного взвода как коллектива необходимо учитывать личные особенности, морально-нравственные и деловые качества, состояние здоровья каждого студента, нацеливаясь на создание атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы между студентами. Безусловно, методов воспитательной работы множество, поэтому педагогическое творчество куратора состоит в выборе оптимальной и эффективной системы воспитания для конкретного учебного взвода. Куратор, взаимодействуя с каждым студентом по отдельности, способствует развитию воинского коллектива в целом. И в дальнейшем командный состав учебного взвода становится не только «правой рукой» куратора, но и самостоятельно организует и управляет коллективной деятельностью своих товарищей, которые также не остаются пассивными учащимися, а сознательно относятся к своей учебно-воспитательной деятельности. При этом куратор «не отходит в сторону», а продолжает активно взаимодействовать и направлять деятельность курируемого учебного взвода для выполнения поставленных учебных и воспитательных целей.

Куратор должен быстро реагировать на поведение студентов в различных ситуациях, при этом демонстрируя личный, образцовый пример. Не стоит забывать и о проявлении заботы, доброты, отзывчивости, похвалы, доверия, поддержки.

«Воспитательная работа в учебном военном центре, на военной кафедре является составной частью воспитательной работы образовательного учреждения. Воспитательная работа проводится в тесной взаимосвязи с учебной и методической работой, отражает интересы военной подготовки граждан. Ее организация и содержание должны быть адаптированы к специфике учебных коллективов, ориентировать граждан на активную работу по самообразованию и самовоспитанию. Эффективность воспитательной работы достигается поддержанием образцовой воинской дисциплины и внутреннего порядка, созданием необходимых условий для успешной учебы граждан, их всесторонним информационным обеспечением, а также сочетанием высокой требовательности к ним с уважением их личного достоинства, прав и убеждений. Ведущей формой воспитания является систематическая и целенаправленная индивидуальная работа, проводимая в течение всего периода обучения на основе изучения динамики формирования профессионально важных качеств и индивидуально-личностных особенностей каждого гражданина» [6].

Функции кураторской деятельности разнообразны – это и организационная, информативная, мобилизующая, коммуникационная, формирующая, контролирующая, творческая, координационная, воспитательная, развивающая и др.

Ефремов О.Ю. [7] выделяет три уровня целей воспитательной деятельности: общую цель, определяемую на уровне требований государства (воспитание человека-патриота, гражданина своего Отечества и т.д.); особую цель, определяемую требованиями воинской службы, необходимостью воспитания защитника государства; частную цель, определяемую на уровне индивидуального развития личности будущего офицера запаса, требованиями самосовершенствования.

Ефремов О.Ю. [7] выделяет следующие критерии эффективности воспитания: степень обеспечения целенаправленности воспитательного процесса; умение ставить конкретные воспитательные задачи на основе целей и добиваться желаемого результата; степень развития личностных качеств и педагогического мастерства куратора; степень обеспечения единства процесса обучения и воспитания; степень дифференциации и индивидуализации воспитательной деятельности; степень развития коллективистских начал; степень сплочения воинских коллективов; степень взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитания в воспитательном процессе (осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности и др.); степень взаимоотношения объектов и субъектов системы воспитания (соотношение в воспитательной работе мер поощрения и принуждения и др.); уважение к личному и коллективному мнению; степень вовлечения всех студентов в коллективную деятельность; степень взаимопомощи в коллективе; степень рационального использования времени, отводимого на воспитание и др.

Таким образом, необходимо четкое понимание и студентами, и их кураторами целей воспитания, их достижения и оценки для возможности внесения коррективов в формирование целей воспитания, а соответственно и путей их достижения.

Куратор учебного взвода регулярно информирует личный состав о новых документах, приказах, положениях, законодательных актах Минобразования России, Министерства обороны РФ, приказах и распоряжениях ректора, изменениях в Уставе Университета, конференциях, олимпиадах и т.п. Воспитательная работа в учебном взводе способствует: углублению военно-профессиональных знаний, умений и навыков; привитию навыков самостоятельной работы; формированию уставных взаимоотношений и культуры служебных взаимоотношений в учебном взводе; осознанию необходимости подчиняться командному составу взвода и руководить личным составом и др.

Следовательно, основными целями и задачами воспитательной деятельности куратора являются:

– знать личные, морально-нравственные и деловые качества каждого студента, состояние здоровья, заботы и нужды, оказывать им своевременную поддержку и помощь;

– способствовать адаптации студентов к новой для них системе обучения;

– уверенно командовать взводом;

– следить за выполнением мер безопасности, правил обращения с вооружением и военной техникой;

– ходатайствовать перед вышестоящим командованием о поощрении студентов;

– систематически осуществлять контроль и анализ посещаемости и успеваемости, выяснять причины снижения учебной успешности и принимать меры по их устранению;

– оказывать помощь при участиях в конференциях, олимпиадах, написании научных статей;

– организовывать и проводить встречи с ветеранами и участниками боевых действий;

– способствовать разрешению проблем, возникающих во время учебного процесса;

– осуществлять помощь в работе с литературой, схемами, вооружением и военной техникой и поиском необходимой информации;

– организовывать мероприятия во внеучебное время (например, посещение Пискаревского Мемориального кладбища в г. Санкт-Петербурге, музеев и др.);

– оказывать моральную поддержку;

– углублять знания, умения и навыки по военно-техническим и специальным дисциплинам;

– проводить тренажи по стрелковой, строевой, топографической и физической подготовкам, Уставам ВС РФ и др.;

– сочетать высокую требовательность с уважением личного достоинства студентов, с постоянным вниманием к их нуждам, заботам, потребностям и др.

Таким образом, роль куратора учебного взвода военной кафедры гражданского вуза состоит в формировании:

– военно-профессиональных компетенций, необходимых для решения разнообразных учебных и военно-профессиональных задач;

– стремления в совершенстве овладеть военно-учетной специальностью;

– профессионально значимых личностных качеств студентов;

– высоких патриотических, морально-психологических и нравственных качеств, государственно-патриотического сознания, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам и их офицерскому корпусу у каждого студента и взвода в целом;

– всесторонне развитой личности со значительным уровнем общей и военно-технической культуры;

– физически подготовленного выпускника военной кафедры к выполнению обязанностей военной службы;

– привычки уставного поведения;

– благоприятного психологического климата в учебном взводе, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества, умения работать в команде;

– благоприятных условий для проявления активности, творчества, разумной инициативы студентов;

– чувства офицерского долга, чести, гордости;

– активной учебной деятельности, способности к самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию, самостоятельности;

– личной ответственности за выполнение должностных обязанностей;

– здорового образа жизни;

– личного, образцового примера в любых ситуациях;

– воинской вежливости, этики, воинской дисциплины и внутреннего порядка в учебном взводе;

– положительной мотивации к учебной деятельности, повышения результатов обучения и воспитания;

– уважения, доброжелательности, толерантности к людям других национальностей и др.

Педагогические знания, умения и навыки куратора по обучению и воспитанию личного состава должны постоянно совершенствоваться. Эффективными мерами совершенствования педагогического мастерства куратора являются: повышение квалификации; участие в научно-методических, военно-научных конференциях и семинарах по обмену опытом учебно-методической работы; профессиональная переподготовка для освоения нового вида профессиональной деятельности и (или) расширения квалификации и др. Кураторы должны не просто знать особенности каждого студента, но и владеть методиками обучения и воспитания, обладая высоким уровнем общей культуры [8], а также развивая творческое мышление и свою личность в целом при помощи профессии [9].

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования указано: «Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик, а также работы отдельных преподавателей» [10]. Одним из эффективных инструментов изучения мнения студентов является анкетирование и опрос студентов, являющихся непосредственными участниками образовательного процесса. Выявление показателей, которые, по мнению студентов, определяют качество работы куратора на военной кафедре гражданского вуза, позволяет выделить положительные и негативные моменты в организации учебного процесса и направить основные усилия на совершенствование педагогической деятельности. Анкета исследования состояла из пятнадцати вопросов. При составлении анкеты были использованы несколько вариантов вопросов: открытые, закрытые и полузакрытые, а также вопросы-фильтры и на ранжирование. В ходе проведенного исследования было опрошено 70 студентов разных курсов и институтов.

По результатам проведенного анкетирования студентов можно сделать следующие выводы.

  1. 97% студентов считают, что куратор помогает в разрешении проблем, возникающих во время учебного процесса, при этом 59% оказывает моральную поддержку.
  2. Подавляющее большинство студентов (93%) отметило, что куратор помогает глубже понять учебные вопросы по военно-техническим и специальным дисциплинам.
  3. Студенты считают, что занятия на тренажах с куратором по стрелковой, строевой и физической подготовкам, тренировкам по Уставам ВС РФ и др. полезны (91%) и даже необходимо увеличить время проведения тренажей
  4. 91% студентов куратор помогает формировать военно-профессиональные качества, необходимые студентам как будущим офицерам запаса, а также воинскую дисциплину и внутренний порядок каждого студента и взвода в целом (94%).
  5. Овладевают навыками самостоятельной работы с литературой, схемами, вооружением и военной техникой с помощью куратора 91% студентов.
  6. По мнению студентов, при помощи куратора осуществляется формирование индивидуально-личностных качеств каждого студента [4]:

− порядочность, нравственность (80%);

− организаторские способности, склонность к лидерству (70%);

− коммуникативность, коммуникабельность (60%);

− сильная мотивация, стремление к самосовершенствованию и личностному росту (69 %);

− технические и аналитические особенности (77%);

− исполнительность, ответственность и дисциплинированность (83%);

− инициативность и способность к творчеству (57%);

− уравновешенность, стрессоустойчивость (36%);

− эрудированность, память, быстрота реакции, внимательность (69%);

− энергичность, физическая выносливость (53%).

7. Часто к куратору обращается 36% студентов, а 8 % чувствуют поддержку куратора при обучении на военной кафедре; в целом – 99% студентов удовлетворены оказанной куратором помощью.

Полученные данные позволяют утверждать, что для более продуктивного взаимодействия кураторов и студентов необходимо развивать творческие способности, увеличить количество занятий по физической подготовке и осуществлять учебно-воспитательный процесс с использованием современных и эффективных форм и методов (например, военных игр, кейс-технологий и др.), способствуя повышению качества не только воспитательной деятельности, но и учебного процесса на военной кафедре.

Таким образом, кураторская деятельность на военной кафедре гражданского вуза включает и обучение, и воспитание и рассматривается как эффективная система взаимодействия преподавателя и студентов. Приоритетная цель воспитания личного состава учебного взвода – формирование и развитие качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высокоразвитой личности.


Библиографический список
  1. Булат Р.Е. Управление качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах: автореф. дис. … доктора пед. наук (13.00.08). – Санкт-Петербург, 2010. – 46 с.
  2. Поршнева Е.Г. Состояние и тенденции развития системы военной подготовки в гражданских вузах // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 2 (30) − С. 18.
  3. Никифоров В.И., Сурыгин А.И. Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия, определения. – 2009. [Электронный ресурс]. URL:http:// http://www.knigi.dissers.ru/books/1/20254-5.php. – (дата обращения: 23.03.2015).
  4. Акопова М.А. Теория и методология реализации личностно-ориентированного подхода в условиях выбора дополнительных образовательных программ: автореф. дис. … доктора пед. наук (13.00.08). – Санкт-Петербург, 2004. – 42 с.
  5. Федюк Р.С., Козлов П.Г., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Педагогические особенности обучения и воспитания студентов учебных военных центров при гражданских вузах // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/10/8057 (дата обращения: 06.11.2014).
  6. Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования: приказ Министра обороны РФ N 666, Минобрнауки РФ N 249 от 10.07.2009 г. // Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 01.09.2009 N 14677.
  7. Ефремов О.Ю. Военная педагогика. – СПб., 2008. – 640 с.
  8. Баяхметов С.У. Технология педагогической поддержки профессионально-личностного саморазвития курсанта в военном вузе // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов и преподавателей. – Новосибирск, 2014. – с. 264-266.
  9. Ахметова Э.Ж. Проблема становления преподавателя военного вуза // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов и преподавателей. – Новосибирск, 2014. – с. 259-261.
  10. Стандарты. [Электронный ресурс]. URL: http:// http://uap.spbstu.ru/standarts. – (дата обращения: 23.03.2015).


Все статьи автора «Поршнева Елена Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: