АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО АСПИРАНТА

Чумаков С.Н.1, Новикова И.Н.1
1Магнитогорский государственный технический университет

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению актуальности разработки портфолио аспиранта. Проведенное исследование позволяет утверждать, что разработка портфолио позитивно способствует мотивации для образовательных и научных достижений аспирантаразумной реализации самообразования для развития профессиональных и общекультурных компетенций, развитию умения объективно оценить уровень своей профессиональной компетентности, формированию умения представлять себя и делиться результатами своей работы, повышению конкурентоспособности будущих специалистов, формированию отлаженной системы диагностики профессионального и личностного развития, саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию, дальнейшему трудоустройству выпускников.

Ключевые слова: аспирантура, документальное портфолио, достижения аспиранта, научный руководитель аспирантов, портфолио, портфолио аспиранта, структура портфолио, электронное портфолио


THE URGENCY OF DEVELOPING AN ELECTRONIC PORTFOLIO OF GRADUATE STUDENT

Chumakov S. N.1, Novikova I. N.1
1Magnitogorsk State Technical University

Abstract
This article deals with the relevance of the development of a portfolio of graduate students. The study suggeststhat the positive development of the portfolio contributes to motivation for educational and scientific achievements aspirantarazumnoy self-realization for the development of professional and general cultural competence, the ability to objectively assess the development level of their professional competence, building skills to present themselves and share the results of their work, improve the competitiveness of future specialists, forming well-functioning system of diagnostics of professional and personal development, self-development and professional self-improvement, the further employment of graduates.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Чумаков С.Н., Новикова И.Н. Актуальность разработки электронного портфолио аспиранта // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/06/11943 (дата обращения: 26.02.2024).

В связи с переходом к новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) начального профессионального образования текущей и новой задачей является оценка общих и профессиональных компетенций аспирантов и их развитие, которые предоставляют ученику возможность учиться и сформировать способность личности к саморазвитию и самореализации через активное и  сознательное получение социального опыта.

В настоящее время системе образования развивающейся быстрыми темпами, поэтому преподаватели активно выявляют новые альтернативные формы контроля и оценки учебных достижений.

Согласно новой образовательной парадигме, в образовательных очреждениях производится разработка и последующее внедрение новых инновационных технологий воспитания и обучения,  направленные на развитие общих и профессиональных компетенций. Одним из методов оценки учащихся является портфолио. Данная технология является основой индивидуального маршрута обучения[1].

Качество обучения, полнота и правильность знаний, развитие профессиональных навыков и умений, воспитание необходимых свойств и качеств характера – все это относится к “развитию профессиональной компетентности будущих специалистов”. Выпускники должны иметь широкое мировоззрение, высокий уровень профессиональной грамотности, способности самообразования и саморефлексии. Но сегодняшняя система оценки не способна показать весь спектр и глубину развития обучающихся.

Существующие проблемы подготовки и аттестации персонала высшей квалификации в аспирантуре привело к необходимости поиска путей контроля качества и уровня подготовки выпускников, формирование у аспиранта исследовательских компетенции. Одним из механизмов учета положительных и негативные тенденции в воспитании аспирантом был портфель последипломного как чрезвычайно важный элемент саморефлексии заявителем о их обучения, успехи и результаты исследования. Портфолио-это документ, в котором накапливаются материалы свидетельствующие об индивидуальных достижениях выпускников. Портфолио-это многофункциональный инструмент, позволяющий проводить не только оценку, но и самооценку индивидуальных достижений аспиранта, а так же позволяет осознанно и обоснованно спрогнозировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут, повышающий уровень научной и педагогической компетентности аспиранта.

Электронное портфолио аспиранта – это комплект документов, который представляет собой форму и презентации учебных, научных и методических достижений в одном или более полей, описывающих квалификацию (компетентность) аспиранта.

В настоящее время электронное портфолио аспиранта представляет собой эффективную форму самооценивания результатов образовательной деятельности аспиранта, кроме этого способствует:

  • мотивации для образовательных и научных достижений;
  • разумной реализации самообразования для развития профессиональных и общекультурных компетенций;
  • развитию умения объективно оценить уровень своей профессиональной компетентности, формированию умения представлять себя и делиться результатами своей работы;
  • повышению конкурентоспособности будущих специалистов;
  • формированию отлаженной системы диагностики профессионального и личностного развития;
  • саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию;
  • дальнейшему трудоустройству выпускников[3].

Для научного руководителя аспиранта портфолио позволяет получить информацию, имеющую отношение к оценке прогресса в сфере образования в рамках проведения образовательной работы аспиранта, а именно: для оценки его успеваемости (степень освоения аспирантом дисциплин образовательной программы, своевременность сдачи зачетов и экзаменов, педагогическая практика, эффективность профессиональных и научных проблем), обследование ход исследования (соответствие вехи, подготовка публикаций, Готовность к презентации), соблюдать конкретные личностного развития аспиранта в процессе обучения;

  • отслеживать индивидуальный прогресс аспиранта, чтобы оценить потенциал его работы;
  • выявить учебные проблемы и определить пути их решения;
  • своевременно вносить коррективы в процесс, содержание учебной и исследовательской деятельности аспирантов[4].

Основная цель формирования портфолио аспиранта заключается не только в анализе и представлении значимых результатов как профессионального, так и личностного развития будущих специалистов высшей категории, но и в обеспечении мониторинга культурно-образовательного роста аспиранта.

Портфолио аспиранта представляет собой современную и эффективную форму оценки собственных результатов аспиранта в образовательной деятельности. Кроме этого оно способствует появлению мотивации к научным достижениям, на основе реализации самообразования для развития профессиональных и общекультурных компетенций. Разработка портфолио позволяет развивать умение проводить объективную оценку своего профессионального уровеня, позволяет определить направления дальнейшего профессионального самосовершенствования и саморазвития, а так же повысить конкурентоспособность будущих специалистов на рынке труда.

Портфолио позволяет аспиранту накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений в процессе его обучения.  Для научного руководителя портфолио позволяет получить информацию для оценки прогресса в обучении в рамках реализации индивидуального учебного плана работы аспиранта, позволяет выступать в качестве эксперта в оценке достижений и профессионализма аспиранта. Так же портфолио позволяет выявить проблемы в обучении, с целью выявления перспективных линий развития обучающегося в соответствии с его достижениями и обеспечить поддержку научно-исследовательской деятельности аспиранта. Портфолио аспиранта дополняет основные инструменты оценки его собственных знаний, так же портфолио не только предопределяет возможность учета профессиональных компетентностей аспиранта, но и уровень его полной реализации в научно-образовательной среде[5].

Портфолио подразделяются на следующие виды:

1. Документационное портфолио – портфолио задокументированных индивидуальных достижений. Под этим подразумевается возможность качественной, и к тому же количественной оценки материалов портфолио. Предполагается, что документы или же их копии должны быть размещены в портфолио.

Портфолио такого типа дает обширные представления о достижениях, и к тому же предоставляет возможность подробно рассмотреть процесс индивидуального развития профессиональной деятельности обучающегося.

2. Портфолио “работ” подразумевает собрание аспирантом различных собственных творческих и проектных работ, а так же определение основных форм и направлений его учебной и творческой деятеьности: участие в научных конференциях, конкурсах, курсах, различных практик, спортивных и художественных достижений.

В этом разделе портфолио-это качественные оценки: например, размер, разнообразие, убедительность, а так же полнота материалов, качество представленных работ.

Данный тип портфолио дает представление о творческой и учебной активности, а так же направленности интересов обучающегося.

3. Выставочное портфолио демонстрирует способность аспиранта в лучшем свете. Она включает в себя все достижения процесса обучения. Данная форма портфолио предоставляет аспиранту возможность для самооценки, это в свою очередь повышает степень осознанности, связанных с обучением, процессов. В этом типе портфолио предполагается, что аспирант собирает отзывы на собственные творческие и практические работы, фотографии, сделанных своими руками, изделий, для того чтобы в последствии показать их всоему потенциальному работодателю.

Важной составляющей является самооценка аспиранта, его рефлексия на собственную деятельность. Иногда бывает так, что аспирант представляет хорошие результаты в некоторых работах, и выполняет работу с большим нежеланием, при чем сам об этом не подозревает. В результате аспирант может получить рекомендацию делать то, где он будет успешным, т. е. помочь ему “найти себя”.

4. Портфолио отзывов — такое портфолио включает анализ различных видов внеучебной, учебной деятельности и ее результатов, оценку учащимся собственных достижений, резюме и отзывы, представленные учителями, а так же работниками системы дополнительного образования.

Структура портфолио аспиранта могут формироваться из следующих разделов:

  • персональные данные;
  • автобиографию;
  • для достижения поступление в аспирантуру;
  • достижения в результате освоения основной образовательной программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;
  • достижения в научно-исследовательской деятельности[2].

В разделе, посвященном достижения до поступления в аспирантуру содержатся достижения во время учебы в университете в профессиональных конкурсах, конференциях, олимпиадах, список публикаций, копии выходных данных публикаций и их текста, дипломов, сертификатов и других наград. По желанию, аспирант может вложить копию документа о высшем образовании, копия заявления председателя собрания о рекомендации в аспирантуру, отзыв научного руководителя на диплом, копии экзаменов, отзыв на вступительное эссе или научную публикацию с рекомендацией рецензента о целесообразности обучения в аспирантуре[6].

Достижения в результате освоения основной образовательной программы высшего образования – методики подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в этом разделе могут быть размещены следующие материалы: копии отчетов обследований для ученой степени кандидата наук, копии аттестационных листов результаты промежуточной аттестации; результаты педагогической практики: сроки прохождения педагогической практики, численности групп и курсов, которые были проведены, субъекты и другие, в том числе методических разработок на самом деле проходили практику; программы практических занятий, семинары, курсы, которые проводились либо аспирантом под руководством научного руководителя, либо самостоятельно; отзыв научного руководителя, преподавателей различных кафедр и другие качества профессионалы практики, а также отзывы слушателей, прошедших обучение под руководством аспиранта.

В разделе достижений в научно-исследовательской деятельности вы можете разместить информацию о работа над диссертацией: обоснование актуальности темы исследования, рабочие материалы по тексту диссертации: характеристика проблемы предполагаемого исследования, рабочий план, индивидуальный учебный план аспиранта, структура диссертации, экспериментальные материалы, методы, программа эксперимента, результатов исследования, библиография, перечень изданий с выходными данными, и ксерокопии публикаций по теме исследования и имеющиеся отзывы на публикации. Также в этом разделе отражается участие аспирантов, студентов в коллективе научно-исследовательской деятельности, проводимой в отделе, сертификаты и дипломы за участие в конференциях и семинарах.

На основе собственных целей и представлений о значимости тех или иных результатов их академической и профессиональной квалификации, аспирант формирует каждый раздел портфолио, содержащий неофициальные материалы – из перечня документов об образовании, список научных публикации, результаты сдачи кандидатских экзаменов, тестов, заполнения свидетельств, удостоверений и отзывов, полученных аспирантом за различные виды работ[7].

Портфолио аспиранта создается в течение всего периода обучения. Аспирант завершает формирование портфолио в момент завершения получения образования в аспирантуре. Портфолио дает возможность аспиранту проявить профессионализм при оценке собственных достижений, совершенствования его организационной культуры, ставшую впослежствии главной составляющей востребованности будущего специалиста на рынке труда.

Портфолио аспиранта хранится на кафедре подготовки выпускников, по окончании обучения на кафедре научно-педагогических кадров сдается на электронных носителях. Данные из портфолио используются при прохождении промежуточной аттестации аспиранта и при допуске к защите выпускной квалификационной работы.

Разработка электронного портфолио позитивно способствует формированию медиакомпетентности учащегося. Портфолио развивает коммуникативную компетентность, общую грамотность студента и развивает навыки решения проблем.

Из вышесказанного следует, что процесс разработки электронного портфолио представляет собой творческую работу, позволяющей на основе комплексного системного мышления анализировать и обобщать результаты профессиональной деятельности аспиранта. Это является главным аспектом определения направлений дальнейшего профессионального развития.


Библиографический список
  1. Бакушина А.Н. Формирование портфолио аспиранта как механизм оценки его исследовательской компетентности // Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. – 2008. – № 82-2 – С. 7-12.
  2. Земляков А.Н., Кабардин О.Ф., Лебедева В.П. и др. Психодидактические аспекты современного образования» (Материалы научно-практической конференции) / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. Черноголовка: Центр экспериментальной психодидактики РАО, 2004.
  3. Макашова В. Н. Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования. Диссертация на соискание степени канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. -190 с.
  4. Макашова В.Н. Использование электронных образовательных ресурсов для активизации взаимодействия вузов и работодателей // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России», Новосибирск, (16 августа2011 г.). – Новосибирск: Издательство НГУ , 2011 – 419 с. – С. 386-390
  5. Макашова В.Н., Старков А.Н., Чусавитина Г.Н. Информационные системы и технологии [Текст]: практикум. – Магнитогорск, 2011.- 188 с.
  6. Макашова В.Н., Трутнев А.Ю., Новикова И.Н., Ганиева Л.Ф. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КИБЕРЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В ВУЗЕ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12–6. – С. 1289-1293;
  7. URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10005587
  8. Новикова И.Н. Использование информационных технологий в системе управления общеобразовательным  учреждением//. Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII междунар.  науч.-практ. конф., Екатеринбург, 10-13 марта 2015г.// ФГАОУ ВПО «Рос. гос.  проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2015. –С. 379-383.
  9. Новые образовательные стандарты: преемственность и перспектива: материалы научно-практической конференции: сборник тезисов, докладов и сообщений научно-практической конференции. – Алапаевск: ГБОУ СПО СО АППК, 2011.
  10. Официальный сайт WordPress: ru.wordpress.org;
  11. Пейн С. Дж. Учебное портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. – 2000.- № 1. – с.65-67.
  12. Полилова Т. А., Концепция «Электронного портфолио» [Электронный ресурс] / Полилова Т. А. – М., 2007.
  13. Разинкина Е. М. Порталы как средство сетевого сотрудничества: монография/Е. М. РазинкинаВ. Н. Макашова3. М. УметбаевИ. В. Суколенов. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2006. -144 с.
  14. Словари и энциклопедии на Академике. Электронный словарь. Режим доступа: http://dic.academic.ru;
  15. Чусавитина Г.Н.Макашова В.Н.. и др. Повышение конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города. Монография. Под ред. Г.Н. Чусавитиной. -Магнитогорск: МаГУ, 2010. -158 с.
  16. Шелехова Л.В. Портфолио как одна из форм организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории студента // http:www .ypc2.ru


Все статьи автора «Чумаков Сергей Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: