ИЗ ИСТОРИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ «АНТИСОВЕТСКИХ АНОНИМНЫХ ДОКУМЕНТОВ» В СССР В 1960-Е ГГ

Моисеев Иван Сергеевич1, Королева Лариса Александровна1, Королев Алексей Александрович1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье анализируется содержание анонимных "антисоветских" документов, распространявшихся в СССР в 1960-е гг.; состав их авторов.

Ключевые слова: Комитет государственной безопасности, оппозиция, СССР


FROM DISTRIBUTION HISTORY OF "ANTI-SOVIET ANONYMOUS DOCUMENTS" IN THE USSR IN THE 1960TH

Moiseyev Ivan Sergeyevich1, Koroleva Larisa Aleksandrovna1, Korolev Alexey Aleksandrovich1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
In article the contents of the anonymous "anti-Soviet" documents extending in the USSR in the 1960th are analyzed; structure of their authors.

Keywords: Committee for State Security, opposition, USSR


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Моисеев И.С., Королева Л.А., Королев А.А. Из истории распространения «антисоветских анонимных документов» в СССР в 1960-е гг // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/06/11240 (дата обращения: 26.02.2024).

Одним из видов оппозиционной деятельности в СССР было распространение «антисоветских» анонимных документов. Органы госбезопасности стремились пресекать такую активность.

В 1965 г. председатель КГБ В.Е. Семичастный подготовил для ЦК КПСС информационную справку, в которой сообщал: «… В первой половине 1965 г. на территории Советского Союзе зарегистрировано распространение более 6500 антисоветских листовок и анонимных писем, исполненных 751 автором. По сравнению с тем же периодом 1964 г. число лиц, занимавшихся изготовлением и распространением антисоветских анонимных документов, сократилось почти в три раза. При этом, на территории 23-х республик и областей Союза за истекшие шесть месяцев не было отмечено ни одного случая распространения антисоветских документов. Вместе с тем в отдельных городах враждебными элементами было распространено значительное число антисоветских листовок (в Иваново – 2460 экземпляров, Ереване – 1507 экземпляров, … Ленинграде – 340 и др.). В листовках, надписях и письмах авторы возводили клевету на КПСС, Советское правительство и проводимую ими политику, выражали неверие в построение коммунистического общества в нашей стране, недовольство избирательной системой, условиями жизни трудящихся в СССР, высказывали националистические взгляды. Некоторые авторы призывали к организации забастовок и массовых выступлений за улучшение снабжения населения продовольствием, снижение цен на продукты питания, увеличение размеров заработной платы и пенсий. Отдельные анонимы выступали против оказания Советским Союзом экономической помощи другим странам. Во многих документах наряду с антисоветской клеветой высказывалось удовлетворение по поводу отстранения от занимаемых постов Хрущева, осуждалась его политическая деятельность. Зарегистрировано три факта распространения анонимных писем с клеветническими измышлениями в отношении КПСС и ее руководителей в связи с разногласиями КПСС и КПК и один случай листовок НТС с призывами к созданию на территории СССР антисоветского подполья. Распространено (в основном на территории Украины [1], Белоруссии, Литвы [2], Молдавии) 126 анонимных документов, в которых авторы высказывали угрозы террористического характера в отношении местного советского и партийного актива» [3].

В документе указывалось, что в результате принятых органами госбезопасности мер в первом полугодии 1965 г. было установлено 492 автора и распространителя анонимных документов; вскрыта и пресечена деятельность 28 локальных антисоветских групп, в которые входило 125 человек, преимущественно из числа учащейся молодежи. Среди установленных авторов было 123 рабочих, 98 служащих, 103 учащихся школ, 57 пенсионеров, 49 без определенных занятий, 37 колхозников, 25 студентов высших и средних учебных заведений. В числе разысканных 68 – членов и кандидатов в члены КПСС, 59 комсомольцев. О мотивах деятельности говорилось следующее: «… Подавляющее число авторов на преступный путь встало в силу своей политической незрелости или отсутствия должной воспитательной работы в некоторых организациях и учреждениях. Многие авторы занимались распространением анонимок под воздействием антисоветских передач зарубежных радиостанций. … 21% установленных авторов в возрасте до 18 лет» [4].

В Ленинграде была пресечена «враждебная деятельность антисоветской группы, именовавшей себя «Союз коммунаров», которую возглавляли: Ронкин, 1936 года рождения, беспартийный, научный сотрудник Всесоюзного научно-исследовательского института синтетического каучука, Гаенко, 1937 года рождения, член ВЛКСМ, аспирант технологического института им. Ленсовета, и Хахаев, 1938 года рождения, член ВЛКСМ, инженер Центрального научно-исследовательского института им. Крылова. Руководители и другие участники группы у себя на квартирах устраивали сборища, где обсуждали программу антисоветских действий, вовлекали в организацию новых членов. Они изготовили и размножили … программный документ, озаглавленный «От диктатуры бюрократии к диктатуре пролетариата», в котором призывали к созданию оппозиционной партии и свержению Советской власти. участники этой группы распространили в Ленинграде и окрестностях антисоветские листовки, выпускали рукописный журнал «Колокол»… Управлением КГБ Пермской области привлечен к уголовной ответственности Троицкий, 1927 года рождения, член КПСС с 1955 г., старший преподаватель юридического факультета Пермского государственного университета, который совместно со своим другом Егоровым, 1927 года рождения, беспартийным, преподавателем Саратовского геологоразведочного техникума, в течение 1961-1964 годов неоднократно распространяли антисоветские листовки в Саратове» [5].

Уточнялось, что комитетом госбезопасности Дагестанской АССР был разыскан автор более 30 антисоветских анонимных писем Степанов, пенсионер, член КПСС с 1928 г., со средним образованием. Проживая в г. Каспийске, «Степанов под воздействием систематического прослушивания антисоветских зарубежных радиопередач изготовлял на пишущей машинке анонимные письма, в которых подвергал ревизии решения партийных съездов и пленумов ЦК КПСС по вопросам культу личности, диктатуры пролетариата и др. К распространению антисоветских пасквилей Степанов привлекал своего сына – Степанова В., 1927 года рождения, члена ВЛКСМ с 1949 г., работающего начальником бюро конструкторско-технического отдела одного из режимных предприятий Дагестана» [6].

В 1966 г. председатель КГБ В.Е. Семичастный направил записку в ЦК КПСС с информацией по данному вопросу. В.Е. Семичастный сообщал, что «в 1965 г. по сравнению с 1964 г. число лиц, занимавшихся изготовлением и распространением антисоветских анонимных документов уменьшилось более, чем в два раза. В течение 1965 г. на территории Советского Союза органами госбезопасности зарегистрировано распространение 9697 антисоветских анонимных документов, в том числе 8429 листовок, исполненных 1292 авторами. В истекшем году имели место случаи распространения большого количества антисоветских листовок в городах: Иванове (2460 экземпляров), Ереване (1700 экземпляров), Ленинграде (400 экземпляров) и некоторых других» [7].

В документе подчеркивалось, что после октябрьского пленума ЦК КПСС 1964 г. сократилось количество листовок и писем, «направленных против отдельных руководителей партии и правительства, однако увеличилось число анонимных идеологически вредного содержания и с клеветническими измышлениями в отношении Программы партии, решений пленумов ЦК КПСС» [8].

Отмечалось появление анонимных документов с изложением «программы» и «устава» якобы существующей нелегальной «рабочей партии». В других документах излагаются требования об улучшении снабжения населения продовольствием и увеличении заработной платы, содержатся призывы браться за оружие в целях свершения «новой революции». В … программе «рабочей партии» говорится: «Вести активную пропаганду о неизбежности революционного взрыва в связи с ухудшающимися жизненными условиями народа, гнета над рабочим классом и беспомощности бюрократического абсолютизма» [9].

В листовках, распространявшихся в Луцке, содержались следующие призывы: «Люди, возьмите в руки оружие и начинайте сокрушать голову красноголового дракона, который вот уже полвека душит чуть не всю Европу». В листовке, вывешенной в здании МГУ, говорилось: «Недалеко время, когда мы раздавим вас и всю вашу высокооплачиваемую камарилью». В листовках, распространявшихся в Москве, Ленинграде и Иванове говорилось: «Партия боится гласности, диктатура ее держится на цензуре и тюрьмах. В произволе и нищете виноваты не Сталин и Хрущев, а управляющая однопартийная система полицейского типа,.. существующая конституция не способна вывести нашу страну в передовую страну мира… Настоящая конституция – это сплошной позор для нашей страны, для коммунизма. Она никак не могла и не может служить завидным примером для других стран» [10].

В распространенных в июле 1965 г. в Ташкенте листовках на узбекском языке указывалось: «Народная партия Средней Азии обращается с боевым призывом к своему народу на борьбу против русских захватчиков и за освобождение своей родины от столетнего ига, воодушевившись в этой борьбе примером народов Алжира, Кубы, Мали… Мы являемся рабами России… Не жалейте жизни для спасения своей нации, гибнущей от русских. Боритесь за освобождение своего народа. Гоните со своей земли русских захватчиков» [11].

В 1965 г. органами госбезопасности было установлено 828 авторов, которыми распространено 5312 документов (4038 – листовок и 1274 письма); была сскрыта и пресечена преступная деятельность 58 локальных групп, в которые входило 234 человека, преимущественно из числа учащейся молодежи. Среди установленных авторов 206 рабочих, 189 учащихся школ, 169 служащих, 95 пенсионеров, 72 человека без определенных занятий, 61 колхозник, 36 студентов высших и средних учебных заведений. В числе разысканных анонимов оказалось 111 членов и кандидатов в члены КПСС и 90  комсомольцев. Среди установленных в 1965 г. авторов 25% составляли рабочие (против 35% в 1964 г.). Возросло количество авторов из числа молодежи (до 40%).

Управлением КГБ Московской области была выявлена молодежная группа, участники которой в октябре 1965 г. на территории Киевского и Фрунзенского районов Москвы распространили от имени «партии» «свободу народу» большое количество листовок с призывами к свершению существовавшего строя. Указанные листовки изготовили молодые рабочие Точенов, Борискин и учащиеся 7-8 классов средней школы № 637 Киевского района Колода, Кузьмин и др. [12].

Управлением КГБ Ивано-Франковской области «разыскан Угринов, 1924 года рождения, украинец, беспартийный, рабочий СУ-612, ранее судимый за растрату. Угринов изготовил и распространил в селах Спас и Погорелец Рожнятовского района, листовки, в которых от имени якобы существующего «Украинского национально-демократического объединения» – УНДО призывал местное население к борьбе против Советской власти путем совершения диверсий на предприятиях, в колхозах, а также террористических актов в отношении партийно-советских работников» [13].

В 1970 г. Н.В. Подгорному было подготовлено письмо от анонимной группы белорусов из Минска: «Мы сами – белорусы… По долгу службы мы часто бываем в других союзных республиках. Мимо воли приходится обращать внимание на национальное отличие республик. Когда, например, приезжаешь в Литву или, скажем, в Молдавию, Грузию, Узбкистан,.. сразу ощущаешь, что ты находишься в определенной республике. Об этом дают знать лозунги, плакаты, афиши, витрины, рекламы… на национальном языке. А вот приезжайте в Белоруссию. … Везде ты встречаешь печатные или рукописные слова только на русском языке. Мы не националисты и далеки от этого. Но мы за равноправие республик, в том числе и за равноправие национальных языков. … Проявляются какие-то нажимы сверху, прямо надо сказать, директивные указания. … Все делопроизводство по партийной и государственной линиям ведется только на русском языке. На сессиях Верховного Совета, областных и районных Советов, … доклады и выступления делаются только на русском языке. Во время переписи населения проявилась тенденция склонить белорусов считать себя русскими и своим родным языком русский язык. Сейчас почти везде белорусские названия сняты, оставлены только русские. Нам кажется, что в республике все больше и больше проявляется политика великодержавного шовинизма» [14]. Авторы добавляли: «Своих фамилий и адресов мы не указываем. Кто знает, вдруг нас причислят к националистам. Тогда ни нам, ни нашим детям не будет житья» [15].

Таким образом, в анонимных документах находили отражение надежды и требования людей в различных направлениях – от «националистических» чаяний до обыденных повседневных нужд.


Библиографический список
  1. Мебадури С.З., Королева Л.А., Молькин А.Н. Украинское национальное движение в СССР (1950-1980-е гг.) // История и археология. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/05/973 (дата обращения: 09.05.2015).
  2. Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. Советское оппозиционное движение в Прибалтике. 1950-1980-е гг. // История и археология. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/04/956 (дата обращения: 09.05.2015).
  3. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 6. Д. 28. Л. 1-2.
  4. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 6. Д. 28. Л. 3.
  5. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 6. Д. 28. Л. 3-4.
  6. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 6. Д. 28. Л. 4.
  7. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 6. Д. 30. Л. 1.
  8. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 6. Д. 30. Л. 2.
  9. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 6. Д. 30. Л. 3.
  10. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 6. Д. 30. Л. 4.
  11. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 6. Д. 30. Л. 5.
  12. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 6. Д. 30. Л. 6.
  13. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 6. Д. 30. Л. 7.
  14. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 63. Д. 85. Л. 8-10.
  15. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 63. Д. 85. Л. 10.


Все статьи автора «Королева Лариса Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: