ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ, МАГИСТРОВ И АСПИРАНТОВ

Романова Ольга Владимировна1, Капичников Александр Иванович2, Капичникова Ольга Борисовна3
1Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и культуры речи
2Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-правовых и гуманитарно-педагогических наук
3НИУ Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики

Аннотация
В статье анализируется проблема эффективности преемственного обучения студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Представлены сущностные характеристики феномена эффективности обучения студентов, её особенности в условиях трёхступенчатого высшего образования.

Ключевые слова: аспирантура, бакалавриат, магистратура, преемственность обучения, эффективность преемственного обучения


THE EFFECTIVENESS OF CONTINUITY OF TRAINING OF BACHELORS, MASTERS AND PHD STUDENTS

Romanova Olga Vladimirovna1, Kapichnikov Alexander Ivanovich2, Kapichnikova Olga Borisovna3
1Saratov state agrarian University named after N. And. Vavilov, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of foreign languages and culture of speech
2Saratov state agrarian University named after N. And. Vavilov, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of socio-legal and humanitarian-pedagogical Sciences
3NIU Saratov state University. N. G. Chernyshevsky, candidate of pedagogical Sciences, Professor of chair of pedagogics

Abstract
The article analyzes the problem of the effectiveness of continuity of teaching students of bachelor, master and doctoral. Presents essential characteristics of the phenomenon of learning efficiency of students, especially in a three-tier higher education.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Романова О.В., Капичников А.И., Капичникова О.Б. Эффективность преемственного обучения бакалавров, магистров и аспирантов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/05/11671 (дата обращения: 25.02.2024).

      Присоединение нашей страны к единому евразийскому образовательному пространству актуализировало  проблемы, связанные с улучшением профессиональной подготовки студентов бакалавриата и аспирантуры, пересмотром его теоретических и технологических основ, внедрением  инновационных педагогических технологий.

       Теоретическое обоснование данных вопросов, связанных с различными аспектами личностно – ориентированной  парадигмы, использованием комплекса инновационных педагогических технологий, направленно на повышение познавательной активности обучаемых вуза [1,2]. 

Понятие эффективность и коррелирующие категории  - интенсификация и оп­тимизация образовательного  процесса, были проанализированы в трудах: Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, В.М. Блинова, они составляют предмет современных эмпирических изысканий [3,4,5].

Категория эффективности появилaсь в трудах по педагогике из различных наук. Данное понятие в педагогике стали интерпретировать как качественное преобразование процесса обучения, которое стало базовым в педагогике, означающее  улучшение обучения; оно превратилось в понятие, характеризующее особое его качество. Феномен эффективности обучения трактуется отечест­венными и зарубежными учеными в качестве фундаментального понятия педагогики.

      Анализ существующей теории и практики по  проблеме эф­фективности  способствовал выявлению двух основ­ных направлений, посвященных: средствам повышения эффективности пе­дагогического процесса (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.В. Давы­дов, М.И. Махмутов и др.) и количественным исследованиям эффективно­сти (В.П. Беспалько, В.М. Блинов, Б. Битинас, Л.Б. Ительсон, Л.Т. Турбович).

При всей несомненной значимости проведенных фундаментальных и прикладных исследований теоретические и технологические аспекты по­вышения эффективности обучения в условиях вузов, включающих бакалавриат, магистратуру и аспирантуру, особенности ее дос­тижения на материале различных дисциплин остаются недостаточно раз­работанными. Отдельным вопросам преемственного обучения студентов современных вузов посвящены работы А.В. Дружкина, А.И. Капичникова, О.Б. Капичниковой [6]. Особенности преемственного формирования учебной мотивации представлены в статьях О.Б. Капичниковой, О.В. Романовой, А.И. Капичникова [7].

        Важность проблемы эффективности преемственного обучения студентов вузов вытекает из   анализа системы преподавания,  результатов учебной деятельности по  различным дисциплинам, в том числе  иностранному языку, показывающих низкий уровень обученности бакалавров, магистрантов и аспирантов и низкую эффективность образовательного процесса.Важность разработки методологических и практических основ эффективности обучения  студен­тов дисциплинам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры детерминируется несоответствиями  между имеющимися потенциями инновационных педагогических тех­нологий  условиями, способствующими  их эффективной реализации; современными требо­ваниями к процессуальной и результативной стороне педагогического процесса и существующей практикой, которые влияют на эффек­тивность  обучения бакалавров, магистрантов и аспирантов.

Данные обстоятельства продуцируют научную проблему: какой подход к организации образовательного процесса сможет обеспечить эффективность различных видов учебной деятельности бакалавров, магистрантов и аспирантов, гарантирующую достижение запланированных результатов в виде общекультурных и профессиональных компетенций?

В современных условиях возникает вопрос о реализации вопроса эф­фективности процесса обучения, формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров, магистрантов и аспирантов, развития у них креативных свойств личности. Возникает необходимость выявления теоретических основ повышения эффек­тивности образовательного процесса в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры современного вуза.       

   Важность изучения различных вопросов эффективности преемственного обучения студентов на трёх ступенях современного вуза детерминирует необходимость формирования общекультурных профессиональных и общепрофессиональных компетенций по различным дисциплинам студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

   В рамках заданной цели исследования – теоретического и технологи­ческого обеспечения и экспериментальной проверки эффективности обучения различным дисциплинам  бакалавров, магистрантов и аспирантов в данной работе выдвигается ги­потеза о том, что процесс обучения существенно улучшится, его эффективность повыситься, если учебная деятельность трактуется как социально заданная  система, а эффективность определяется как то качество образовательного процесса, которое детерминирует его социальную важность и позволяет определить результаты процесса обучения по степени их соответствия социально – заданной цели. В такой ситуации оценка эффективности обучения бакалавров, магистрантов и аспирантов реализуется  на теоретическом и эмпирическом уровне соответственно поставленным  целям обучения по различным дисциплинам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Должны быть теоретически обоснованы и внедрены инновационные педагогические технологии,  обеспечивающие эффективность обучения в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры современного вуза.

Эффективность обучения студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в условиях Саратовского аграрного университета им. Н.И. Вавилова достигается с помощью создания виртуальных образовательных сред. Ряд модулей подобной среды раскрыты в статье М.Н. Раздобаровой, А.И. Капичникова, О.Б. Капичниковой, а именно виртуальная фонотека, с текстами на иностранных языках, виртуальная библиотека электронных учебных пособий, виртуальная видеотека, включающая художественные и учебные фильмы в формате DVD[8].


Библиографический список
  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Концепция модернизации отечественного образования на период до 2020 года.
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно – воспитательного процесса. Киев, 1982. – 190 с.
  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
  5. Блинов В.М. Эффективность обучения. М.: Педагогика,1986. – 191 с.
  6. Дружкин А.В., Капичникова О.Б., Капичников А.И. Педагогика высшей школы (пособие). Изд -во «Наука», Саратов, 2013. 7,75 п.л.
  7. Капичникова О.Б., Капичников А. И, Романова О.В., Калиниченко Э.Б. Преемственность формирования общекультурных и универсальных компетенций студентовЭлектронный научный журнал «Psychology.  Sociology. Pedagogy», 1(44) – 2015 год. Изд-во ИНГН., ISSN 2220-0797
  8. Капичникова О.Б., Капичников А.И., Раздобарова М.Н. Межкультурная коммуникативная компетенция в условиях социальных рисков. Организационная психология: люди и риски: сб. материалов 3 российско – американской научно – практической конференции. Саратов: ИЦ «Наука», 2013. ISBN 978-5-9999-1638-9


Все статьи автора «Капичников Александр Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: