Масштабные изменения в нашей стране, открывающиеся перспективы для российской системы образования войти в ближайшие годы в мировое образовательное пространство, рост новых информационных технологий, развитие глобальных телекоммуникационных систем потребовали и требуют творческой подготовки современного человека к жизни и работе. Адаптироваться к этим стремительным инновациям современного мира, подготовить молодое поколение к жизни в этом постоянно обновляющемся социуме, сделать его способным к активному созидательному участию в его модернизации – задача современного образования [1].
В настоящее время в обществе складывается новый социальный заказ на творческую личность, то есть человека, способного думать по-новому, самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, предлагать нестандартные решения, ориентироваться на будущее - одним словом, человека с “вирусом новизны”[2].
Основными характеристиками современного мира являются мозаичность, однополярность и многокультурность [3 ].Именно вузам отводится особая роль в формировании нового, высококультурного общества XXI века [4]. Важно отметить, что процесс обучения иностранному языку дает огромные возможности для профессионального и интеллектуального роста человека, развивая его критическое и творческое мышление, а это в свою очередь развивает и речевые способности, и способности к обучению вообще [5].
Развивая творческую активность на занятиях иностранного языка, студенты стремятся получить больше дополнительной информации путем самостоятельной работы. Они становятся более открытыми для общения и обучения, стремятся выразить себя, показать свои таланты, добиваются успеха в дисциплине. Прослеживаются наблюдение, более терпимое отношение к альтернативной точке зрения, что способствует формированию такой общекультурной компетенции как готовность к кооперации с коллегами. Активизируются поисковая активность и раскрытие внутреннего потенциала, так как каждый студент стремится выделиться из группы. Творческая деятельность способствует формированию и развитию общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления межличностного взаимодействия в условиях межкультурной коммуникации; способностей студентов осуществлять различные виды деятельности, используя иностранный язык; их готовности к саморазвитию и самообразованию, а также повышению творческого потенциала будущих специалистов [6]. В ходе такой работы студенты учатся творчески мыслить, самостоятельно планировать свои речевые действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ними учебных и предстоящих профессиональных задач [7].
Для успешного формирования творческой активности студентов кафедра филологии и межкультурных коммуникаций КазГУКИ уделяет большое внимание внеаудиторной работе на иностранном языке [8] . Творческая деятельность нашего вуза находится в постоянном качественном развитии [9]. Кадровый и студенческий состав университета обладают мощным интеллектуально-творческим потенциалом для проведения творческих тематических мероприятий [10]. Важное место в системе внеаудиторных мероприятий, которые проводит кафедра филологии КазГУКИ, занимают всевозможные конкурсы, фестивали, поэтические гостиные, концертные и театрализованные программы и т. д. [12].
В заключение важно подчеркнуть, что положительные эмоции, возникающие в процессе тесного неформального общения студентов [12], преподавателей и администрации вуза, способствуют высвобождению творческих резервов личности, что позволяет сделать изучение иностранного языка более интересным и насыщенным [13].
Библиографический список
- Остроумов А. И., Остроумова О.Ф. КРЕАТИВНОСТЬ И КРЕАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СЛАГАЕМЫЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2013. № 2 (28). – C. 149 http://www.gramota.net/editions/3.html http://www.gramota.net/materials/3/2013/2-1/ ©
- Мутовкина О.М. Развитие творческой активности студентов на занятиях по иностранному языку. Известия Волгоградского Государственного Технического Университета, 2013. №5 – с.121
- Демина С.А. Значение культурного многообразия в интеграции современного культурно-образовательного пространства // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2792
- Сатарова Л.Х. Обучение межкультурному общению в поликультурной библиотеке // Современная педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3392
- Листопад Е. А. ПРОБЛЕМА КРИТИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ .Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2007. № 3 –c. C115. http://www.gramota.net/materials/1/2007/3-2/43.html
- Матвеева Е.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ДЛЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС. П с и х о л о г и я . П е д а г о г и к а, 2013 – C.33
- Валеева Р.З. Совершенствование языковой подготовки студентов заочной формы обучения в сфере социокультурного образования // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/04/2772
- Устинина Г.Ф. Развитие творческих способностей студентов в рамках внеаудиторной деятельности на иностранном языке // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2014/02/6081
- Устинина Г.Ф. Творческая составляющая в подготовке конкурентоспособных специалистов // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2014/10/7987
- Устинина Г.Ф. Роль внеаудиторной работы в формировании иноязычной компетенции студентов // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2146
- Устинина Г.Ф. Создание образовательной творческой среды как необходимое условие формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/2852
- Устинина Г.Ф., Валеева Р.З. Развитие креативности и творчества студентов в процессе обучения иностранному языку(на примере Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств) // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2983
- Козырева Т.В. Социально-педагогические особенности организации социального творчества студентов во внеаудиторной деятельности. http://www.superinf.ru/