ТРУДОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА

Кутейницына Татьяна Григорьевна1, Репринцева Елена Григорьевна2
1Федеральный институт развития образования (Приволжский филиал), г. Самара, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник
2Центр профессионального образования Самарской области, г. Самара, магистр социологии, руководитель отдела исследовательских работ

Аннотация
Целью работы является описание модели поведения выпускников профессиональных образовательных организаций на этапе поиска работы, а также оценка динамики изменений в поведении выпускников в ситуации трудоустройства. На материалах социологического исследования выпускников программам среднего профессионального образования проанализированы обстоятельства вхождения выпускников на рынок труда после получения подготовки в профессиональных образовательных организациях. Сравнительный анализ представленных результатов с сопоставимыми данными предшествующего исследования позволяет выявить динамику трудового поведения и активности выпускников в освоении рынка труда. На примере выпускников организаций профессионального образования Самарской области проведен анализ трудовой мобильности молодых людей после окончания обучения.
Авторы отмечают рост обращений выпускников к ресурсам Интернета на этапе поиска работы. Однако результативность трудоустройства с помощью образовательного учреждения и обращений на предприятия прохождения производственной практики оказывается выше, нежели через Интернет или средства массовой информации. В статье детально описана процедура трудоустройства: собеседование при приеме на работу, содержание информационного обмена между работодателем и соискателем рабочего места и результативность переговорного процесса по вопросам условий труда и заработной платы. Изменения в ситуации трудоустройства исследователи объясняют не только возросшим уровнем притязаний выпускников к рабочему месту, но и высокими требованиями работодателей к претендентам на вакансии. Изучение качества трудоустройства выступает также оценкой работы педагогических коллективов учебных заведений по подготовке учащихся к деятельности в современных рыночных условиях. Сравнительный анализ данных показывает значительное увеличение доли выпускников, считающих, что хорошая подготовка позволила им выбрать лучшее место работы. Опираясь на сопоставимые данные исследования восьмилетней давности, авторы пытаются обосновать вывод о том, что выпускники увереннее себя чувствуют на рынке труда, основным маркером, определяющим оценку качества полученной подготовки, является факт трудоустройства по специальности обучения.
Новизна исследования в том, что в научный оборот вводятся трендовые данные, которые позволяют оценить динамику изменений выхода на рынок труда выпускников профессиональных образовательных организаций.
Практическая значимость работы в том, что предоставляет сотрудникам профессиональных образовательных организаций и менеджерам образования материал для оценки качества подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций в обеспечении конкурентоспособности рабочих кадров.

Ключевые слова: выпускники, поведение на рынке труда, поиск работы, среднее профессиональное образование


EMPLOYMENT BEHAVIOR OF GRADUATES IN LABOR MARKET

Kuteynitsyna Tatyana Grigorevna1, Reprintseva Elena Grigorevna2
1Federal Institute of Development of Education (Volga branch), Samara, Ph.D in Sociology, Leading researcher
2Center of vocational education of the Samara region, Samara, Master of Art in Sociology, Head of department of research works

Abstract
The purpose of this paper is the description of behavior model of graduates of the professional educational organizations at the stage of the job search, as well as an assessment of dynamics of changes in behavior of graduates in employment situations. On materials of sociological research of graduates on programs of vocational education and training we are analyzed the circumstances of entrance of graduates to the labor market after receiving training in professional educational organizations. A comparative analysis of the presented results from similar data of the previous studies shows dynamics of behavior and activity of graduates in involvement of labor market. On the example of graduates of the organizations of professional education of the Samara region the analysis of labor mobility of young people after the end of training is carried out.
Authors note growth of frequency of use of graduates to the Internet to resources at the stage of job search. However, productivity of employment by educational institution and addresses on the enterprises of passing of work practice is higher, than over the Internet or mass media. In article employment procedure is in details described: interview at employment, content of information exchange between the employer and the job seeker and productivity of negotiation process about working conditions and a wages. Researchers explain changes in an employment situation not only the increased level of claims of graduates to a workplace, but also high requirements of employers to applicants for vacancies. Studying of quality of employment is also an evaluation of the work of pedagogical staff of educational institutions on training of students for activity in modern market conditions. The comparative analysis of data shows significant increase in a percentage of graduates who considering that good preparation allowed them to choose the best place of work. Based on comparable research data of eight-years earlier, authors try to prove a conclusion that graduates feel in the market of work more surely, the main marker determining an assessment of quality of the training received is the employment fact as a training.
Novelty of research that trend data which allow to estimate dynamics of changes of entry into the labor market of graduates of the professional educational organizations are introduced into scientific circulation.
The practical importance of work that provides to the staff of the professional educational organizations and managers of education material for an assessment of quality of training of graduates of the professional educational organizations in ensuring competitiveness of workforce.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Кутейницына Т.Г., Репринцева Е.Г. Трудовое поведение выпускников на рынке труда // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/03/10281 (дата обращения: 29.02.2024).

Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в системе среднего профессионального образования должна обеспечивать выпуск конкурентоспособных работников, способных к бесконфликтному вхождению в рыночную ситуацию и умеющих адаптироваться на рабочих местах. Все это требует более пристального внимания к данной когорте молодежи, изучения поведения выпускников на рынке труда.

Обстоятельства «выхода» на рынок труда когорты выпускников среднего профессионального образования характеризуются рядом проблем, требующих детального исследования для преодоления негативных ситуаций. Выпускники зачастую не могут сориентироваться на рынке труда, не способны простроить свою образовательную и профессиональную траекторию, а органы управления образованием не могут оказать должного содействия из-за отсутствия надежной информации.

Профессиональные образовательные организации призваны не только формировать способность к труду, но и заложить основы эффективной модели поведения на рынке труда. Изучая первые шаги выпускников на рынке труда (дебютную трудовую биографию), мы тем самым можем оценить работу профессиональных образовательных организаций в обеспечении конкурентоспособности подготовленных специалистов.

Российскими учеными неоднократно проводились социологические исследования, касающиеся профессиональной карьеры молодежи [1; 2; 3; 4], однако выпускники системы довузовского[1] профессионального образования оказывались в фокусе внимания социологов не часто [5; 6]. Более подробно первые шаги выпускников учреждений НПО и СПО на рынке труда рассматривались в исследовании, проведенном Центром образования и молодежи Института социологии РАН [6]. Но даже в этом специально проведенном исследовании период выхода на рынок труда выпускников профессиональных учебных заведений оказался слабо освещенным.

В 2006 году нами были предприняты попытки восполнить информационные пробелы о построении трудовой карьеры выпускников в рамках исследования[2], проведенного самарским Центром исследований рынка труда [7; 8; 9; 10]. Настоящий проект, результаты которого представлены в статье, был реализован как повторное трендовое исследование: по однотипной методической схеме, на аналогично построенных выборках, воспроизведены формулировки инструментария и последовательность вопросов, что позволяет проводить корректные сравнения с данными восьмилетней давности.

В 2006 году были опрошены выпускники системы начального профессионального образования Самарской области 2004 года через полтора года после окончания обучения, объем выборочной совокупности – 470 респондентов[3].

В 2014 году нами было проведено социологическое обследование выпускников образовательных организаций Самарской области 2012 года через полтора года после завершения обучения по программам среднего профессионального образования.

Временной интервал обследования – полтора года после окончания обучения – выбран, исходя из следующих соображений: с одной стороны, выпускники уже имели возможность применить полученные профессиональные компетенции на практике, могут оценить приобретенные профессиональные навыки с точки зрения соответствия требованиям конкретных рабочих мест, с другой – выпускники еще не успели забыть свои первые шаги на рынке труда, помнят детали поиска работы и проблемы трудоустройства.

Опрос выпускников проходил в марте-мае 2014 года. Метод исследования – личное структурированное интервью по месту жительства.

В исследовании реализована стратифицированная, пропорционально распределенная по территории региона, гнездовая выборка с выбором гнезд отбора методом основного массива и набором респондентов пропорционально выпуску по профессиям подготовки. Если рассматривать полученный массив как случайную выборку, ее средняя ошибка составляет 1,76%. Предельная ошибка репрезентативности – 3,44% для уровня значимости 0,05.

В анализ включены 754 анкеты выпускников по основным образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих – 267 человек, по программам подготовки специалистов среднего звена – 487 выпускников. Среди опрошенных 53,5% юношей и 46,5% девушек. Средний возраст респондентов – 21 год по медиане; 92% – в возрасте 19-23 года. Количество выпускников по программам обучения: около 40 программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и более 70 программ подготовки специалистов среднего звена, что позволяет говорить о достаточно широком охвате направлений подготовки в системе среднего профессионального образования.

Поиск первого места работы

Исследование трудовой мобильности, во-первых, включает анализ использования каналов информации, изучение которых является важным моментом для понимания поведения выпускников на рынке труда. Респонденты, участвовавшие в исследовании, даже если в настоящее время и не работают, но имели опыт поиска мест трудоустройства, отвечали на вопросы о способах и успехах нахождения работы.

В социологических исследованиях рынка труда информационные сети традиционно разделяют на формальные и неформальные [11]. Формальные каналы включают государственную службу занятости, частные агентства по найму и трудоустройству, объявления в средствах массовой информации. Помимо этих институциональных каналов активно функционируют неформальные механизмы распространения информации, под которыми подразумеваются личные связи и обращение непосредственно к работодателю (самостоятельный обход отделов кадров предприятий и учреждений с целью поиска подходящего рабочего места).

Наиболее распространенными информационными каналами о вакансиях, к которым обращаются выпускники в процессе поиска работы, являются личные связи, непосредственное обращение к работодателю и использование сети Интернет (рисунок 1).

* к числу выпускников, имевших опыт поиска работы

Рисунок 1 – Каналы поиска работы выпускников

Обращение к объявлениям в Интернет-пространстве достаточно распространено в среде выпускников учреждений среднего профессионального образования. В плане поиска работы обращение к Интернету предполагает пассивные и активные варианты действий. С одной стороны, объявления являются для соискателя источником информации о вакансиях, с другой стороны, дают возможность самому предложить свои услуги. Анализ полученных данных показал, что наиболее распространенным вариантом среди выпускников профессиональных учебных заведений является «просмотр вакансий», который свидетельствует о выборе пассивной стратеги. Значительно меньше выпускников продемонстрировали активный вариант поведения: «разместили свое резюме». Использование данного канала при поиске работы, как правило, совмещается с обращениями к другим источникам информации о вакансиях – чаще всего это использование личных связей и непосредственное обращение на предприятия.

Непосредственное обращение на предприятия при поиске работы подразумевает прямой контакт с работодателем при отсутствии каких-либо посредников. Использование данного канала достаточно распространено среди выпускников: им воспользовались более четверти опрошенных. Можно отметить, что к самостоятельному поиску чаще прибегают те, кто не использует (не имеет!) личные связи.

Несмотря на распространение информационных технологий, традиционные средства массовой информации (газеты, радио, телевидение) не теряют своей актуальности при поиске работы. Причем, так же как и в ситуации с Интернет-объявлениями, большинство опрошенных предпочитали пассивный вариант, просматривая уже имеющиеся вакансии. Собственные объявления в СМИ разместили лишь несколько выпускников, искавших работу.

Как один из каналов поиска вакансий выпускники отмечают учебное заведение, где они обучались. Почти каждый пятый отметил непосредственную помощь образовательной организации в трудоустройстве (18,2%), либо факт обращения на предприятия, где проходил производственную практику – 23%, и 2% отметили, что трудоустроились в рамках целевой подготовки.

Опыт обращения в службы занятости и в частные агентства найма в процессе поиска работы сравнительно мало распространен. Как правило, обращение в службу занятости рассматривается как крайняя мера в тех случае, когда остальные каналы не срабатывают.

Сравнивая данные опроса выпускников в 2006 году и проведенного исследования (таблица 1), обратим внимание на две позиции: возросший показатель использования Интернет ресурсов (что закономерно и не нуждается в пояснениях) и значительное увеличение количества выпускников, обращавшихся к помощи учебного заведения в процессе поиска работы (с 5,5% до 18,2%).

Можно говорить о том, что система среднего профессионального образования стала более активно подключаться к помощи студентам в поиске мест трудоустройства. Данное утверждение подкрепляют оценки результативности использования тех или иных способов поиска работы – каждый десятый трудоустроившийся выпускник сделал это при помощи образовательного учреждения.

В целом, говоря о результативности поиска работы, необходимо обратить внимание на некоторые расхождения в иерархии используемых каналов и тех из них, которые увенчались успехом (рисунок 2).

Рисунок 2 – Используемые каналы поиска работы и способы, которые привели к трудоустройству (%) N=688

На рисунке 2 лидирующие позиции в перечне способов поиска работы и способов, которые привели к трудоустройству, занимают идентичные варианты. И это закономерно – люди используют каналы, которые чаще срабатывают, и наоборот – результативными оказываются те каналы, к которым чаще обращаются. Однако некоторая разница все же присутствует. Результативность трудоустройства с помощью образовательного учреждения и обращений на предприятия прохождения производственной практики выше, нежели через Интернет и СМИ. Возможно, обращаясь к поддержке профессиональной организации и на предприятия прохождения производственной практики, имеет значение имеющийся опыт личного взаимодействия, когда выпускники могут рассчитывать на существующую репутацию, наработанную за время обучения. Тогда как при обращении к вакансиям, размещаемым в СМИ и Интернете, выпускники не имеют таких преференций.

Практически каждый третий выпускник ответил, что рассматривал лишь одно возможное место трудоустройства в процессе поиска работы, примерно столько же обращались на 2-3 предприятия. Более 6 мест возможного трудоустройства рассматривали четверть искавших работу. По сравнению с данными 2006 года респонденты продемонстрировали более высокую активность. Если ранее на первое место обращения трудоустраивалась половина искавших работу, то сейчас этот показатель сократился, что может быть связано как с возросшим уровнем притязаний современной молодежи, так и с ужесточением требований к соискателям рабочих мест.

Таблица 2 – Количество обращений в процессе поиска работы (в % к числу имеющих опыт поиска работы)

2006 г.

2014 г.

1 место

50,6

34,4

2-3 места

22,6

31,3

4-5 мест

14,8

14,7

6 и более мест

12,0

19,6

N =

328

598

 Понять причины, по которым выпускникам приходится прикладывать больше усилий при поиске работы, можно при помощи анализа вопроса о мотивах выбора места трудоустройства (таблица 3).

Таблица 3 – Причины выбора первого места трудоустройства (в % к числу респондентов, имеющих опыт трудоустройства)*

Устроил уровень заработной платы

34,2

Устроил график работы

32,7

На этом предприятии работают родственники, друзья, знакомые

30,8

Устроили условия труда

24,6

Место работы расположено близко к дому

23,5

Возможность сделать карьеру

17,2

Престижное место работы

14,9

Простой и легкий характер работы

9,8

Другое, в том числе**:

1,7

Где взяли – туда и устроился, не было выбора

0,8

Проходил производственную практику

0,5

Возможность совмещения с обучением

0,3

N =

676

*сумма превышает 100%, так как возможны несколько вариантов ответа.

** варианты ответов на открытый вариант «Другое, что именно________»

Как видим, на первом месте располагается материальный фактор. Возможно, поиск работы, соответствующей желаемому уровню оплаты труда, и подвигает молодежь к более активным действиям. Вторым по значимости фактором является удобный график работы – 32,7% отметили данный вариант ответа. Традиционно весомую долю занимают респонденты, устроившиеся на работу при помощи личных связей 30,8%. Очевидно, личные связи являются не только ведущим информационным каналом при поиске работы, но и распространенным мотивом трудоустройства. Отметим, что условия труда и близкое расположение к дому для респондентов оказываются несколько важнее, нежели такие характеристики, как престиж и возможность карьерного роста. Меньше всего выпускники ориентированы на легкий и простой характер работы: данная причина реже всех фигурировала при аргументации выбора первого места трудоустройства – 9,8%.

Трудности, с которыми сталкиваются в процессе поиска работы

Значительная часть опрошенных выпускников (39%) отметили отсутствие проблем при поиске работы. В тех случаях, когда проблемы возникали, иерархия этих сложностей представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Трудности при  поиске работы

Отсутствие опыта работы, по мнению половины выпускников, столкнувшихся с трудностями, является самой большой проблемой при трудоустройстве. Примерно каждый третий молодой рабочий считает, что удачно трудоустроиться ему мешал низкий уровень предлагаемой зарплаты, и каждый четвертый выпускник ощущает нехватку предложения мест работы. Высокий уровень конкуренции на рынка труда отмечают 15,9% респондентов, имевших сложности при поиске работы.

Значительно меньше опрошенных указывали на такие ограничения при трудоустройстве как плохие условия труда, отсутствие информации, отсутствие дополнительных знаний и необходимость переобучения. Прочие трудности поиска работы отмечаются не столь часто. В графе «другое» выпускники отмечали следующие варианты: «отсутствие постоянной прописки», «неудобный график», «трудно найти работу, чтобы можно было совмещать учебу с работой», «возраст».

Сравнительный анализ выявил определенные различия (рисунок 3). По сравнению с результатами исследования 2006 года увеличилось количество молодежи, имевших проблемы при трудоустройстве (с 47,5% до 61%). В настоящий момент выпускники среднего профессионального образования проявляют более высокий уровень рефлексии и чаще говорят о наличии проблем в процессе поиска работы. На наш взгляд, подобная ситуация объясняется не только возросшим уровнем притязаний к рабочему месту выпускников – дебютантов на рынке труда, но и высокими требованиями работодателей к претендентам на вакансии.

Иерархия проблем несколько изменилась – повысилась доля обозначивших проблему высокой конкуренции и сократилась доля выпускников, которых не устраивали условия труда, и тех, которые признали за собой недостаток дополнительных знаний и умений.

Выпускники, испытывавшие проблемы в процессе поиска работы, стали реже говорить об ограничениях, связанных с опытом работы и плохими условиями труда. Несмотря на то, что лидирующие трудности (отсутствие опыта, низкий уровень предлагаемой заработной платы, недостаток мест трудоустройства) сохранили свои позиции, отсутствие дополнительных компетенций сейчас не является значимым препятствием при поиске работы. Если в 2006 году данная проблема волновала практически каждого четвертого респондента, мы говорили о том, что работодателю необходим работник, обладающий широким спектром навыков, а выпускники не удовлетворяют этим требованиям, то сейчас ситуация изменилась. Современная молодежь чаще говорит о возросшем уровне конкуренции на рынке труда в целом, реже упоминая проблему дополнительных знаний и умений. Возможно, учреждения профессионального образования стали готовить не только «узких специалистов», но и уделять больше внимания подготовке работников, обладающих помимо опыта и квалификации по основной профессии рядом дополнительных компетенций.

Процедура трудоустройства

Рассмотрим процедурные моменты процесса трудоустройства. К кому обращаются выпускники при трудоустройстве? С кем проводится собеседование? Какую информацию о работе предоставляют молодому работнику и как он сам презентует себя, на каких условиях происходит реальный найм?

Собеседование представляет собой диалог соискателя и работодателя, в ходе которого осуществляется обмен необходимой информацией.

Таблица 4 – С кем разговаривали по вопросам трудоустройства  (в % от числа имеющих опыт трудоустройства)*

2006 г.

2014 г.

Руководитель предприятия

45,0

44,1

Непосредственный руководитель

38,9

29,4

Работник отдела кадров

35,4

33,6

N=

311

676

*сумма больше 100%, т.к. можно было выбрать несколько вариантов ответа

Выпускники, трудоустраивающиеся на крупные промышленные предприятия и в бюджетные организации, первоначально обращаются в отдел кадров, после чего собеседование происходит с непосредственным руководителем – мастером, начальником цеха или отдела. На предприятиях частного сектора собеседование выпускников происходит с директором, который и осуществляет прием новых работников. По сравнению с опросом 2006 года несколько сократилась практика прохождения собеседования с непосредственным руководителем (менеджером, начальником подразделения). В целом, за прошедшие восемь лет механизм прохождения собеседования почти не изменился.

С содержательной точки зрения собеседование при трудоустройстве представляет собой процесс обмена информацией между работодателем и соискателем. Работодатель должен сообщить необходимую информацию о предстоящей работе: условия, содержание работы, уровень заработной платы, дополнительные льготы, если есть, график, режим работы и т.п. Работник в свою очередь должен уметь презентовать себя, рассказать о своих профессиональных, деловых, личностных качествах.

Таблица 5 – Информация, предоставленная работнику при трудоустройстве (в % числу опрошенных)*

2006 г.

2014 г.

Размер заработной платы

86,5

76,6

Режим работы

83,6

73,4

Содержание работы

82,6

72,0

Условия труда

37,9

61,7

Социальный пакет

32,5

46,0

Перспективы профессионального роста

22,2

29,7

Возможности обучения

13,2

28,8

Льготы

8,7

26,8

N =

311

676

*сумма больше 100%, т.к. можно было выбрать несколько вариантов ответа

Как видно из таблицы 5, подавляющее большинство работодателей (более 70%) при приеме на работу предоставляют информацию о размере заработной платы, режиме труда и содержании работы.

Сравнительный анализ данных показывает, что произошли изменения в сторону увеличения объема информации, предоставляемой работодателями при трудоустройстве. Можно предположить, что работодатели стали с большим вниманием относиться к молодым работникам – вчерашним выпускникам, выражая свою заинтересованность в их трудоустройстве на своих предприятиях (организациях), озвучивая весь пакет дополнительных возможностей.

В процессе собеседования работодателей интересует, прежде всего, в каком учебном заведении соискатель получил образование, т.е. статус профессиональной образовательной организации (статус – в соответствии с представлениями работодателей) самый важный элемент оценки профессиональной подготовки (табл. 6).

Таблица 6 – Информация, предоставленная работодателю (в % числу опрошенных)*

2006 г.

2014 г.

В каком учебном заведении получал образование

83,0

72,3

Описал свою квалификацию

59,2

42,8

Описал свои дополнительные навыки, умения

39,9

44,5

Указал семейное положение

39,9

27,8

Рассказал о своих профессиональных, образовательных планах

19,0

17,0

Предоставил резюме

11,3

29,4

Рассказал о своих карьерных устремлениях

4,8

10,0

N =

311

676

*сумма больше 100%, т.к. можно было выбрать несколько вариантов ответа

По сравнению с данными исследования 2006 года в большей степени стала распространена практика предоставления резюме, что косвенно свидетельствует о формализации процесса трудоустройства. Произошло увеличение количества выпускников, указывающих во время переговоров на владение дополнительными навыками и умениями. В два раза увеличилась доля респондентов, рассказавших работодателю о своих карьерных устремлениях. Отмеченные изменения свидетельствуют о том, что выпускники стали активнее проявлять себя в процессе собеседования, представляя себя в качестве молодого специалиста, отмечая свои дополнительные профессиональные знания и профессиональные намерения.

Практика обсуждения условий и оплаты труда. Результаты исследования говорят о том, что в процессе переговоров выпускники, как правило, не пытаются обсуждать условия работы. Одни принимают условия работодателей, поскольку их все устраивает, другие в силу того, что считают предъявление своих требований бесполезным. Лишь 15,7% опрошенных выпускников отметили, что вступали в диалог с работодателем, и смогли добиться улучшений условий и/или оплаты труда. Не всегда выдвигаемые соискателем требования приводят к положительному результату: 8,1% отметили, что пытались договориться с работодателем, но не смогли добиться своего.

Рисунок 4 – Обсуждение с работодателем условий и оплаты труда (в % к числу ответивших)

Вне зависимости от результата (добились выпускники того, что хотели или нет) сам факт вступления в переговоры, предъявление своих требований и обсуждение будущей работы – важная часть процедуры найма. Подобная практика говорит о том, что выпускники считают возможным отстаивать свое мнение, вести переговоры. В целом же проявление подобной инициативы не характерно для соискателей при трудоустройстве. Три четверти выпускников даже и не помышляют выдвигать какие-либо требования, выражать несогласие с условиями и размером оплаты труда, или считают это бесполезным занятием.

Сравнительный анализ демонстрирует увеличение положительных результатов переговорного процесса. При этом сократилось количество выпускников, предпочитающих не вступать в диалог с работодателей. Таким образом, можно отметить, что молодые работники – вчерашние выпускники стали более уверены в своих силах, вступая в переговорный процесс, чаще демонстрируют владение навыками представления себя в качестве профессионала.

Оценка качества профессиональной подготовки

Для выявления оценок полученного профессионального образования респондентам задавался вопрос «Как Вы сейчас оцениваете уровень профессиональной подготовки, которую Вы получили?». Предлагались суждения, подразумевающие оценку уровня подготовки с точки зрения характеристики рабочего места. В рамках проведенного исследования мы ограничились изучением самооценок выпускников, уже имеющих опыт трудоустройства (рисунок 5).

Рисунок 5 – Оценка уровня профессиональной подготовки (в % к числу имеющих опыт трудоустройства)

Результаты исследования свидетельствуют, что приобретенная профессиональная подготовка получила у опрошенных выпускников достаточно высокие оценки. Чуть более половины считают, что их хорошая подготовка позволила им выбрать лучшее место работы. Каждый пятый отметил, что с полученным уровнем подготовки можно было бы найти работу, но выбирать не пришлось. 15% придерживаются мнения, что трудоустройство не зависело от их профессиональной подготовки. Только 1,6% респондентов считают, что не смогли найти хорошую работу из-за низкого качества подготовки.

Сравнительный анализ данных показывает значительное увеличение доли выпускников, считающих, что хорошая подготовка позволила им выбрать лучшее место работы. Отметим, что выпускники, работающие не по специальности обучения, стали чаще давать положительные оценки приобретенному образованию, придерживаясь мнения, что полученная подготовка все же позволила выбирать им понравившееся место работы. Сократилась доля выпускников, которые при трудоустройстве находились в ситуации отсутствия выбора: если в 2006 году каждый третий считал, что потенциально они могли найти хорошую работу, но выбирать им не приходилось, в 2014 года данного мнения придерживается лишь каждый пятый респондент.

Таким образом, при поиске работы выпускники стали чаще находится в ситуации, рассматривая возможные места, они уже выбирают более для них подходящие – «лучшие». Это свидетельствует о том, что уверенность в полученном профессиональном образовании, которые они оценивают достаточно высоко, позволяет им более избирательно подходить к возможным местам работы, а не трудоустраиваются по принципу «лишь бы взяли».

Обнаружены зависимости оценок качества профессиональной подготовки от факта трудоустройства по полученной профессии (специальности).  Проведенный анализ позволяет сделать следующий вывод. Выпускники увереннее себя чувствуют на рынке труда, основным маркером, определяющим оценку качества полученной подготовки, является факт трудоустройства по профессии/специальности обучения.

————————-

[1] Термин «довузовское» профессиональное образования использовался применительно к программам подготовки по профессиям начального профессионального образования (НПО) и по специальностям среднего профессионального образования (СПО). В соответствии с нормами «Закона об образовании в Российской Федерации» с сентября 2013 года начальное профессиональное образование ликвидировано как образовательный ценз и стало частью подготовки по программам среднего профессионального образования – как программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих.

[2] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 05-03-26300а/В «Конкурентоспособность специалиста, как показатель эффективности адаптационных стратегий поведения на рынке труда».

[3] Если рассматривать полученный массив как случайную выборку, средняя ошибка – 1,7%. Предельная ошибка репрезентативности – 3,4 % для уровня значимости 0,05.


Библиографический список
  1. Выбор молодежью жизненного пути (опыт межрегионального социологического исследования) / Под ред. Е. М. Бабосова, М. Х. Титмы. Минск: Наука и техника, 1998.
  2. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А. Молодежь России на рубеже XX–XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСП и М, 2014.
  3. Константиновский Д. Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности (профессиональные ориентации российских старшеклассников 90-х годов: планы и их реализация). М.: Центр социологии образования РАО, 2000.
  4. Константиновский Д. Л., Шубкин В. Н. Переход от образования к труду: явные и скрытые конфликты // Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты. М.: Институт социологии РАН, 1994. c. 41-101.
  5. Выпускники довузовского профессионального образования Самарской области: портрет на фоне кризиса. / С. Ю. Алашеев, Т. Г. Кутейницына, Е. Г. Репринцева. Самара: ЦПО, 2010.
  6. Когда наступает время выбора (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / Отв. ред. Г. А. Чередниченко. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.
  7. Кутейницына Т. Г. Выпускники учреждений начального профессионального образования: полтора года после выпуска // Журнал исследований социальной политики. 2008. Т. 6, № 3. с. 397-416.
  8. Кутейницына Т. Г. Трудовая мобильность выпускников учреждений начального профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование. 2007. №2(38). с. 9-13.
  9. Кутейницына Т. Г., Репринцева Е. Г. Первые шаги на рынке труда // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Третьей Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (25 –26 октября2006 г.). Кн. 2. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. c. 19-37.
  10. Кутейницына Т. Г., Репринцева Е. Г. Трудовая карьера выпускника учреждения начального профессионального образования (полтора года на рынке труда) // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Третьей Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (25 –26 октября2006 г.). Кн. 2. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. С. 38-53.
  11. Рощин С. Ю., Маркова К. В. Выбор каналов поиска работы на российском рынке труда. М.: EERC, 2004.


Все статьи автора «Кутейницына Татьяна Григорьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: